Влияние игровой терапии на познавательную сферу ребенка.
презентация по логопедии

Суншева Залина Заурбиевна
Игра - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте, составляющая основное содержание жизни ребенка. Среди игр дошкольников выделяются сюжетно-ролевая, режиссёрская, игра-драматизация, игра с правилом, дидактическая игра. В эти игры вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, развивается внимание, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние игровой терапии на познавательную сферу ребенка. Учитель-логопед Суншева З.З.

Слайд 2

Игра – сильнейшее воспитательное средство в руках общества. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Как отмечал Б. Н. Никитин, затевая игру, взрослые проектируют при этом человеческую личность. Применение игры как терапевтического средства отечественными психологами основывается на теории игры Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.

Слайд 3

Впервые задачу создания теории детской игры в нашей науке поставил выдающийся ученый, создатель культурно-исторической концепции Лев Семенович Выготский.

Слайд 4

Согласно Л.С. Выготскому, игра это воображаемая , иллюзорная реализация нереализуемых желаний . Огромная роль игры для развития ребенка связана с тем, что деятельность в мнимой ситуации освобождает ребенка от связанности воспринимаемой ситуацией. В игре ребенок научается действовать в мыслимой, т.е. воображаемой, придуманной, а не в видимой ситуации.

Слайд 5

Действие в воображаемом плане, в мнимой ситуации приводит к тому, что ребенок начинает руководствоваться не только непосредственным восприятием вещи или ситуации, а смыслом этой ситуации. Это связано с тем, что дошкольник приобретает способность отделять мысль и слово от вещи. Игра — переходный момент в развитии этой способности, она дает ребенку опору в другой вещи. В игре ребенок оперирует значением, оторванным от вещи, но оно неотрывно от реального действия с другим реальным предметом, т.е. ребенок начинает действовать со значениями, а не с вещами. Данное понимание легло в основу теории ученика и последователя Выготского Д. Б. Эльконина, который исследовал преимущественно высшую, наиболее развитую форму детской игры, а именно сюжетно-ролевую игру. В ролевой игре выражается , прежде всего , стремление ребенка к участию в жизни взрослых , которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка.

Слайд 7

Благодаря игре личность ребенка совершенствуется, в частности развивается умение регулировать свое поведение, развиваются умственные способности . В каждой игре есть определенная, хотя и воображаемая цель (например, лечить) , для реализации цели ребенок учится самостоятельно ставить и решать задачи. Исходя из поставленной цели и задачи, дети выбирают себе роли. Каждая роль подчиняется правилу. Взяв на себя роль, ребенок тем самым подчиняет себя жесткой необходимости выполнения определенных действий в определенной последовательности. Усвоение правил в игре – это усвоение обобщенного социального опыта, что, несомненно, способствует умственному развитию. Кроме того, исполняя роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. К тому же, действуя в игре с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Таким образом, игра способствует развитию образного мышления. Развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения), в ходе игры , способствует развитию познавательной активности.

Слайд 9

Еще одним новообразованием является возникновение произвольного поведения. То есть ребенок-дошкольник научается вести себя согласно правилам и нормам общественного поведения. Ведь, исполняя роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Сознательная цель – сосредоточиться, сдержать импульсивные движения – раньше и легче всего выделяются в игре. Регуляция поведения зависит от умения осознавать свое поведение и управлять им. Но следует различать послушного ребенка и ребенка умеющего регулировать свое поведение по собственной сознательной воле. Л. С. Выготский утверждал, что «за сознанием лежит жизнь» . Он же отмечал игру как школу произвольного внимания. Ведь именно через игру формируются, и наиболее ярко проявляется способность опосредовать свое поведение не внешними средствами, а внутренними. В игре происходит процесс социализации, так как свободная игра помогает детям самостоятельно выстраивать отношения друг с другом . Педагогам хорошо известен секрет успеха игротерапии . Он заключается в том, что ребенок выполняет действия «понарошку» . Подход: «Это не я, я бы так не сделал» позволяет ребенку раскрыться, отбросить стеснения .

Слайд 10

Итак, игра – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте, составляющая основное содержание жизни ребенка, благодаря которой в его психике происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. Среди игр дошкольников выделяются сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, игра с правилом, дидактическая игра. В эти игры вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. В ходе игры происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние ИКТ на развитие познавательной сферы детей подготовительной группы

описание опыта работы по примению ИКТ в подготовительной группе ДОУ...

Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферу детей дошкольного возраста.

То, что с детьми теперь работать труднее, чем 5-6 лет назад, не нуждается в доказательствах. Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый из педагогов знает это по собст...

Влияние игровой терапии на познавательную сферу

Для овладения способами познавательной деятельности огромное значение имеет широкое использование разнообразных игр во всех формах. Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным. действенным,...

Влияние песочной терапии на эмоциональную сферу и познавательное развитие детей с ОВЗ в условиях группы комбинированной направленности с детьми 5-7 лет.

Нарушения психофизического развития, свойственны многим детям с ограниченными возможностями здоровья приводят к возникновению ряда других отклонений вторичного характера. К таковым относятся и затрудн...

Консультация для родителей "Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферы детей"

Дошкольный возраст- возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с интересом играют и легче воспринимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников св...

"Влияние песочной терапии на эмоциональную сферу и познавательное развитие детей с ОВЗ"

В коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ используются развные виды песочниц: интерактивная песочница, кинетический песок и световой стол "Палитра". Игры на песке являются эффективной п...

Влияние игровой деятельности на познавательную сферу ребенка.

Влияние игровой деятельности на познавательную сферуребенка....