Лексическая тема "Перелетные птицы"
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Предоставлены материалы для взаимосвязи с педагогами группы по лексической теме "Перелетные птицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_pereletnye_ptitsy.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Перелётные птицы»

Существительные: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля. Глаголы: летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить. Прилагательные: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий, водоплавающие, проворный, голосистый.

. Артикуляционная гимнастика

«Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед 6 раз

 «Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

Упражнения для щек и губ. «Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка - «Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «восьми».

 «Очень вкусная пища!» Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а-а-  8  раз счет до 8

«Аист». Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до 8, 5 раз

Пальчиковая гимнастика

Птицы перелетные                   Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

В стаи собираются,                  Сжимают пальцы рук в кулаки.

В края теплые летят,                Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

До весны прощаются.              Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».

Стаи журавлиные,         Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные,

Гусиные, утиные –

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода –

Не найдется им еда.

Лексико-грамматические упражнения

Назвать и показать части тела птицы:

- Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечать полным предложением.   У птиц есть голова.   У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапки.   У птиц есть хвост. У птиц есть клюв.

У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.

  1. Д/у «Добавь слово»

У человека квартира, а у птицы … гнездо.

У зверей шерсть, а у птицы … перья.

У человека нос, а у птицы … клюв.

У человека руки, а у птицы … крылья.

У человека ноги, а у птицы … лапки.

У человека ребенок, а у птицы … птенец.


2. Д/у «Назови детёныша птицы»

грач                     –    грачонок        –            грачата

аист                      -    аистёнок        -              аистята

журавль               -    журавлёнок   -              журавлята

кукушка               -    кукушонок    -              кукушата

утка                      —  утенок            -              утята

гусь                      -    гусёнок          -              гусята

2. Д/игра “Кто с кем улетает осенью на юг?”

Летят журавли на юг (со своими) ... журавлятами.

Летят утки на юг (со своими) ... утятами.

Летят гуси на юг (со своими) ... гусятами.

Летят аисты на юг (со своими) ... аистятами.

Летят лебеди на юг (со своими) ... лебедятами.

3. «Чьи крылья?»

у журавля – журавлиные

у гуся - …

у грача - …

у соловья - …

у утки  - …

у лебедя -…

4. Образуй признак (от предметов):

лебедь – лебединая … соловей — … журавль — …

утка — … птица — ….

Стая уток (какая стая?) - утиная, журавлей - ..., лебедей - ..., гусей - ...

… птенец.енью на юг?” 

Летят журавли на юг (со своими) ... журавлятами. 

Летят утки на юг (со своими) ... утятами. 

Летят гуси на юг (со своими) ... гусятами. 

Летят аисты на юг (со своими) ... аистятами. 

Летят лебеди на юг (со своими) ... лебедятами. 

 

3. «Чьи крылья?» 

у журавля – журавлиные 

у гуся -  

у грача -  

у соловья

5. Д/у «Какая птица?» (подбор слов-признаков)

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

Соловей какой?-…(маленький, голосистый)

 6. Д/у «Чем питаются птицы» (образование формы творительного падежа существительных)

Перелётные птицы питаются (чем?) насекомыми (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами), червяками, ягодами;

Журавли, цапли, аисты питаются (чем?) лягушками, рыбой.

7.«Из двух – одно» Образование сложных прилагательных.

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая.

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая)

Если у гуся, у него длинная шея. Значит, какой гусь? (Длинношеей.)

Если у утки, у нее плоский клюв. Она какая? (Плоскоклювая)

Если у грача, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

У грача чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

Связная речь (составлять рассказы объединяя детей в пары)

Описывать и сравнивать птиц по плану:

Зимующая или перелётная птица?

Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)

Чем питается?

Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

Составление описательного рассказа. Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

Рекомендуемая литература

В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи».   Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"

Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового  внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...

Речевой материал по звукопроизношению. Лексическая тема «Птицы».

В настоящее время в нашем МДОУ принято  единое календарно-тематическое планирование. Учитель-логопед, работающий на логопункте, при организации своей работы по возможности учитывает тематич...

Игры и упражнения для родителей. по лексической теме «Птицы».

С помощью таких игр и упражнений с детьми дома, вы поможете своим детям:- расширить представление о птицах,- учить детей называть отдельные части птиц, формировать представления об их функциях;- закре...

Лексическая тема "Птицы"

Загадки, стихи, игры по лексической теме "Птицы"...

Картотека пословиц по лексической теме "Птицы"

Картотека пословиц и поговорок по лексической теме "Птицы"...

картотека речевых игр по автоматизации звуков в речи на лексическом материале "Птицы"

картотека речевых игр, автоматизация звуков в речи детей ....