Интегрированная развивающая игра по лексической теме "Птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа - детский сад № 620 Центрального района Санкт-Петербурга «РОСТОК»
Конспект НОД интегрированной игры-развлечения
по лексической теме:
«Птицы»
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
с диагнозом ТНР ОНР III уровень речевого развития.
Учитель-логопед:
Самойлова Ольга Юрьевна
Санкт-Петербург 2013
НОД Интегрированная игра-развлечение в старшей логопедической группе с диагнозом ТНР ОНР III уровень речевого развития по лексической теме «Птицы».
Цель: закреплять знания детей в игровой ситуации.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закрепить материал по лексической теме «Птицы», вспомнить стихи, чистоговорки, скороговорки и загадки;
- учить различать зимующих, оседлых и перелётных птиц;
- развитие слуховых и зрительных представлений;
- развитие фонематического восприятия;
- продолжать учить детей звуко- слоговому анализу и синтезу слов;
- закрепление правильного произношения звуков в речи;
- совершенствование слоговой структуры слова.
Коррекционно-развивающие:
-развитие познавательных процессов;
-совершенствование двигательных навыков;
-совершенствование координации речи с движениями.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать в детях нравственные и экологические чувства по отношению к птицам и всему живому.
Предварительная работа:
Заучивание стихов, чистоговорок, скороговорок по теме и роли Сороки. Изготовление необходимых атрибутов и наглядности к заданиям. Подготовка костюма Сороки (работа с родителями) .
Оборудование:
Игровое табло игры, силуэты птиц, изображение зимнего и весеннего дерева с прорезями, костюм Сороки, корзинка, карточки с названиями птиц с перепутанными слогами, карточки с начальной и конечной буквой названий птиц, удочка и рыбки с магнитами, кроссворд, нагрудные эмблемы с изображением птиц на каждого ребёнка, три обруча, дидактическая игра «Фотограф», чудо-сундучок (с выпрыгивающим клоуном, диск с мультфильмами.
Ход игры.
Логопед приглашает детей присесть на стульчики полукругом перед педагогом.
Логопед: Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы догадайтесь о ком оно?
«Трещала с самого утра: - «Пора, пора! »
А, что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит. (сорока) ».
Влетает девочка-Сорока, в руках корзинка.
Сорока (торопливо) : А вы знаете, знаете, что весна наступила?
А вы знаете, знаете, скоро птицы прилетят из тёплых краёв?
Логопед: Дети вы поняли о чём трещит сорока? (Ответы детей) .
Милая Сорока, мы тоже как и птицы рады весне и сегодня будем играть в игру, которая посвящается птицам, а тебя приглашаем к нам почётной гостьей.
Сорока: Нет, нет! Мне пора, новость нужно сообщить всем жителям леса, а вам я оставляю корзинку с приветом от Весны.
Логопед: Спасибо тебе, милая Сорока, что залетела к нам в гости! Спасибо за корзинку. (Сорока прощается с детьми и улетает) .
Логопед: Ребята, напоминаю правила игры, посмотрите на табло, оно разделено на три сектора, в каждом секторе три кармашка с заданиями.
1 сектор. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ
2 сектор. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
3 сектор. ОСЕДЛЫЕ ПТИЦЫ
Вы по очереди сможете открывать любой сектор и любой кармашек. Если правильно отвечаете, то кармашек вам улыбнётся. А сейчас разминка.
У меня на столе лежат птицы они все перепутались, их нужно разобрать и посадить каждую птицу на своё дерево зимнее или весеннее. (Логопед называет детей и даёт указания, кто из детей отбирает перелётных птиц, кто зимующих, а кто оседлых. Дети отбирают силуэты птиц, называют и рассаживают по деревьям) .
С разминкой мы с вами справились, переходим к игре. Первым (ой) табло откроет. (имя ребёнка) .
В этом секторе в кармашке №. 1, у нас кроссворд, его нужно разгадать с помощью загадок, а в цветных клеточках у нас появится новое слово (ВЕСНА) которое вы сможете прочитать.
*Чик- чирик, к зёрнышкам прыг. Клюй не робей, кто это? (ЙЕБОРОВ) .
* Всё время стучит, все деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит? (ЛЕТЯД).
*Эту птицу каждый знает. На шесте её дворец. Червячков птенцам таскает. И поёт весь день.? (ЦЕРОВКС) .
*Всю ночь летает, мышей добывает. А станет светло, спать летит в дупло? (АВОС) .
* Я маленькая птичка, зовут меня.? (АКЧИНИС) .
Дети отгадывают загадки, логопед вписывает в кроссворд, затем дети читают получившееся слово.
Логопед: Следующей (им) открывает табло. (имя ребёнка) .
В этом кармашке у нас два интересных задания:
1. Назвать птицу по первому и последнему звуку вот по этим карточкам, (зависит от сектора)
1 сектор: Г_ _Ч; С_ _ _ _ _ Ц; Л_ _ _ _ _ _ А (грач, скворец, ласточка) ;
2 сектор: С_ _ _ _А; С_ _ _ _ _ _ _Ль, С_ _ _ _Рь; Д_ _ _Л (синица, свиристель, снегирь, дятел) ;
3 сектор: Г_ _ _Бь; С_ _ _ _А; В_ _ _ _А; В_ _ _ _ _Й (голубь, сорока, ворона, воробей) .
2. Назвать птицу по перепутанным слогам (зависит от сектора)
1 сектор: ТОЧ-КА-ЛАС, ЛИ-РАВ-ЖУ;
2 сектор: НИ-ЦА-СИ, ТЕ-ДЯ-Л;
3 сектор: БЕЙ-ВО-РО, ЛУ-БЬ-ГО.
Логопед: Открываем следующий сектор и кармашек №. 3
В этом кармашке у нас физ. минутка «Прошла зима».
(Физ. минутка проводится на ковре).
Логопед: Немного отдохнули, возвращаемся к игре.
Открываем табло дальше. Кармашек №. 4
В этом кармашке задание не простое, оно для каждого из вас, но сначала нужно поймать на удочку рыбку и назвать номер задания. (Дети вылавливают рыбку с номером задания и по указанию логопеда дети читают стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки) .
* Сороки - белобоки выстроились в ряд.
Сороки - белобоки всё трещат, трещат, трещат.
* Ву-ву-ву в лесу видели сову.
* Проворонила ворона воронёнка.
* Вот на ветках посмотри снегири, снегири.
Распушили перышки, греются на солнышке.
* Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора для укрепления пера! ».
* Скворец в скворечнике живёт и песню звонкую поёт.
* Стихотворение И. Токмаковой «Птичка летает».
* Стихотворение И. Токмаковой «Десять птичек-стайка».
* Стихотворение А. Плещеева «Травка зеленеет».
* Синица, синица, весёлая птица! Где ты была? Где ты жила?
-Я сидела по кустам, я летала по садам: «ццц».
* Ласточка, ласточка
Милая касаточка
Ты где была, ты с чем пришла?
За морем бывала, весну добывала
Несу- несу, Весну - красу.
Логопед: Продолжаем открывать табло, кармашек №. 5
В этом кармашке игра, сейчас мы в неё поиграем. Я раздаю вам нагрудные эмблемы с изображением птиц, и у нас есть обручи, которые будут гнёздами. У всех птиц свои гнёзда, у зимующих, у перелётных и оседлых. Наша игра так и называется «Найди своё гнездо». А сейчас волшебные слова: «1, 2, 3 - вокруг себя повернись и в птицу превратись!»
(Под словесное сопровождение логопеда дети выполняют задание игры, затем проверяют все ли птицы, правильно нашли своё гнездо) .
- День. Птицы летают, добывают себе корм, строят гнёзда.
- Ночь. Птицы возвращаются в свои гнёзда.
Логопед: Открываем табло, кармашек №. 6
В этом кармашке ещё одна игра «Фотограф», я буду показывать вам фотографии, а вы назовите птиц которых сфотографировал фотограф, (фотографии из интернета распечатанные на бумаге - чёрно-белые) .
Приложение к занятию «Игра-развлечение по теме «Птицы»».
Загадки для кроссворда:
1. Чик - чирик, к зёрнышкам прыг.
Клюй не робей, кто это? (воробей)
2. Всё время стучит, все деревья долбит
Но их не калечит, а только лечит?
(дятел)
3. Эту птицу, каждый знает.
На шесте её дворец.
Червяков птенцам таскает
И поёт весь день? (скворец)
4. Я маленькая птичка, зовут меня. ? (синичка)
5. Всю ночь летает, мышей добывает.
А станет светло, спать летит в дупло?
(сова)
В о р о б е й
д я т Е л
С к в о р е ц
с и Н и ч к а
с о в А
Стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки для задания № 4
1. Сороки - белобоки выстроились в ряд.
Сороки - белобоки всё трещат, трещат, трещат
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. Проворонила ворона воронёнка.
4. Ласточка, ласточка
Милая касаточка
Ты где была, ты с чем пришла?
За морем бывала весну добывала
Несу - несу, Весну - красну
5. Вот на ветках посмотри
Снегири распушили перышки,
Греются на солнышке.
6. Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера! »
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 58 комбинированного вида Центрального района г. Санкт-Петербурга
Регистрационный лист к игре-развлечению в старшей логопедической группе
с диагнозом ТНР ОНР III уровень речевого развития по лексической теме «Птицы».
Дата 05.04.2012г.
№ п./п. | Фамилия, имя, отчество | должность | подпись |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 | |||
15 | |||
16 | |||
17 | |||
18 | |||
19 | |||
20 | |||
21 | |||
22 | |||
23 | |||
24 | |||
25 | |||
26 | |||
27 | |||
28 | |||
29 |
ОТЗЫВ
НОД Интегрированная игра-развлечение в старшей логопедической группе с диагнозом ТНР ОНР III уровень речевого развития по лексической теме «Птицы».
Дата: 05.04.12г.
Колотовкина Юлия Анатольевна продемонстрировала высокий уровень педагогической деятельности.
В непосредственно образовательной деятельности было представлено, как игры-развлечения позволяют влиять на развитие речи детей старшего возраста, а так же позволяют выявить уровни умений и навыков, приобретенных детьми, творческий потенциал и степень адаптации ребенка в коллективе сверстников.
Перед показом игры, была проведена предварительная работа не только с детьми, которые заучивали скороговорки, чистоговорки, изготавливали необходимые атрибуты, но и с родителями, которые делали костюмы.
Заинтересованность детей и их возрастающая активность, являются безусловной заслугой педагога в поисках новых решений и методических подходов к проблеме развития речи, активизации творческой деятельности детей.
Заведующая ГБДОУ:
/ /Вежлева Ирина Евгеньевна
Заместитель заведующей по УВР:
/ /Седенкова Надежда Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»
Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Викторина «Татарча сөйләшәбез» В процессе викторины решается комплекс задач: - усвоение лексического минимума; - приобретение необходимого словарного запаса; - развитие речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических)
Викторина «Татарча сөйләшәбез»В процессе викторины решается комплекс задач:- усвоение лексического минимума;- пр...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.
В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой. Программа хорошо проработана, по н...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Материал для теоретической и практической подготовки студентов по специальности "Дошкольное образование" на тему "Овощи" Лексический материал Лексический материал
Лексический материал "Овощи"...

ККонспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» _____________________________________в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» ________________________________________
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»...