Нейродинамическая гимнастика — один из методов развития эмоциональной и когнитивной сферы у детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике

Пустохина Екатерина Федоровна

Нейродинамическая гимнастика — один из методов развития эмоциональной и когнитивной сферы у детей дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_kineziologii.docx877.1 КБ

Предварительный просмотр:

Нейродинамическая гимнастика — один из методов развития эмоциональной и когнитивной сферы у детей дошкольного возраста

Нейродинамическая гимнастика была создана в конце XX века в рамках, инновационного тогда и хорошо известного сейчас, направления образовательная кинезиология. На сегодняшний день это методика успешно апробирована и активно используется в образовательных учреждениях.

 В статье изложен опыт применении нейродинамической гимнастики у детей дошкольного возраста. Все упражнения адаптированы нами при помощи игровых моментов для детей 4-7 лет.

Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным.

Одним из наиболее результативных методов, который позволяет развить личностные ресурсы ребенка, является нейродинамическая гимнастика.

Нейрогимнастика — это комплекс телесно-ориентированных упражнений, направленный на развитие связей между структурами головного мозга.

В процессе онтогенеза головной мозг развивается не равномерно. Сначала формируются стволовые структуры, затем лимбическая система, позже правое полушарие, впоследствии левое, завершает процесс формирования развитие лобных долей, мозолистого тела и миелинизация. И чем больше связей между всеми этими структурами, тем лучше ребенок адаптируется, лучше усваивает информацию.

Основоположником гимнастики для мозга считается Пол Э. Деннисон. В начале 1980-х годов д-р Пол Э. Деннисон и его жена и соавтор, Гейл Э. Деннисон, создали образовательную кинезиологию (Edu-K) – расширенное обучение через движение.

Все упражнения нейрогимнастики делятся на четыре группы. Чтобы дошкольникам интереснее было выполнять упражнения, мы добавили в каждый комплекс немного игровых моментов.

I.Первая группа упражнений направлена на пересечение средней линии тела.

-Перекрестные шаги:

1. «Вместе весело шагать»

Дети шагают на месте касаясь правым предплечье левого бедра и наоборот. При этом стараются нести плечо к бедру, а не локоть к коленке, а голова немного поворачивается по ходу движения. При выполнении упражнения не зажимают рот, губы должны быть свободны и расслаблены.

2. «Шагаем с палками»

Дети шагают по кругу с палками для скандинавской ходьбы, совершая перекрестные движения: правая рука-левая нога и наоборот.

3. «Шагаем и стихи повторяем»  

Дети шагают перекрестными шагами, касаясь кистью руки противоположной стопы, по «координационной лесенки» и рассказывают стихотворение, потешку или поют песенку.

-Ленивые восьмерки:

  1. «Наблюдаем за пальчиковой игрушкой»

Дети встают прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельны. Вытягивают перед собой правую руку, сжатую в кулак с выпрямленным большим пальцем, на большом пальце - пальчиковая игрушка. Взгляд направлен на игрушку. Начиная движение вправо-вверх рисуют перед собой в воздухе ленивую (горизонтальную) восьмерку. Середина восьмерки должна быть на одном уровне с срединной линией тела ребенка. Стараются рисовать максимально круглую восьмерку. Неважно будет ли она большой или маленькой, главное, чтобы она была круглой. Взгляд все время направлен на кончик большого пальца – игрушку. Выполнив упражнение несколько раз меняют руки. Левая рука начинает движение влево-вверх. Также делают несколько раз. После этого сцепляют две руки вместе в замок, большие пальцы перекрещены и делают ленивую восьмерку двумя руками. Взгляд не отрывают от перекрестья больших пальцев- игрушек. Головой не вертят, следят только глазами.

  1. «Наблюдаем, сказку сочиняем»

Ребенок начинает движение вправо-вверх, рисует перед собой в воздухе ленивую (горизонтальную) восьмерку правой рукой, сжатой в кулак с выпрямленным большим пальцем, на котором игрушка. Ребенок следит за игрушкой придумывает историю путешествия персонажа.

II. Вторая группа направлена на растяжение мышц

- Упражнение «Сова»

1. «Сова - музыкант»

Это упражнение хорошо расслабляет мышцы плеч, которое возникает при длительном сидении. Левой рукой дети сжимают мышцы правого плеча. Поворачивают голову вправо, широко раскрывают (вытаращивают) глаза и смотрят прямо. Затем, сделав вдох и на каждый ритм музыкального инструмента (бубна, металлофона, маракаса, деревянных ложек) начинают поворачивать голову влево и одновременно вытягивайте шею вперед, ухая как сова. За время поворота делают столько движений, сколько слышат ритмов. Затем поворачивайте также голову обратно. Пальцами левой руки сжимают в это время плечо. Сжимают на выдохе, отпускают на вдохе.

Повторяют упражнение, сжав правой рукой левое плечо.

  1. «Сова болтушка-говорушка»

 Левой рукой дети сжимают мышцы правого плеча. Поворачивают голову вправо, широко раскрывают (вытаращивают) глаза и смотрят прямо. Затем, сделав вдох и начинают поворачивать голову влево и одновременно вытягивают шею вперед, проговаривая автоматизируемые звуки или слоги на выдохе.

III. Третья группа упражнений-это движения направленные на повышения энергии тела.

 -Упражнения «Кнопки мозга»

1. «Веселый самомассаж»

Пальцы правой руки – большой и указательный, дети кладут под ключицы, там, где ямочки. Левая рука – ладонью на пупок.  Под веселую музыку круговыми движениями массируют точки под ключицами. Затем меняются музыка и руки, и ребята массируют подключичные области уже пальцами левой руки.

2. «Часики»

Пальцы левой руки – большой и указательный, дети кладут под ключицы, там, где ямочки. Правая рука – ладонью на пупок. Круговыми движениями массируют точки под ключицами, проговаривая слова: «Тик-так, часики идут». Затем произносят: «Дзынь!» - меняют руки и массируют подключичные области уже пальцами правой руки.

IV.И четвертая группа упражнений направлена на повышение настроения.

- «Крюки Деннисона»

1. «Замочки закрываем и открываем»

 Дети встают прямо, ноги скрещивают - первый замочек закрыли. Руки вытягивают перед собой, перекрещивают и соединяют ладони в замок.

Сгибают локти, вывернув кисти вовнутрь и прижав их к груди таким образом, чтобы ваши локти были направлены вниз- второй замочек закрыли.

Язык прижимают к небу за верхними зубами- третий замочек закрыли. Взгляд направлен вверх. Дышим ровно, спокойно. Тело расслаблено.

Затем, расставляют ноги на ширину плеч – первый замочек открыли.

Руки лодочкой внизу. Пальцы рук касаются друг друга- второй замочек открыли.

Голову немного наклоняют вперед, глаза опускают, язык опускают за нижние зубы- третий замочек открыли. Стоят так, полностью отпуская напряжение.

Занятия проводятся в доброжелательной, спокойной обстановке, что позволяет детям сосредоточиться на правильном выполнение упражнений.

Применение в работе нейродинамической гимнастики, позволяет в игровой форме развивать эмоциональную и познавательную сферу ребенка, что, несомненно, благоприятно влияет на качество обучения и развития.

Литература:

  1. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
  2. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014. – 60 с.
  3. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейродинамическая гимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнитивной сферы у детей дошкольного возраста

Нейродиамическая гимнастика была создана в конце XX века в рамках, инновационного тогда и хорошо известного сейчас, направления — Образовательная кинезиология. На сегодняшний день это методика у...

Нейродинамическая гимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнитивной сферы у детей дошкольного возраста

Нейродиамическая гимнастика была создана в конце XX века в рамках, инновационного тогда и хорошо известного сейчас, направления — Образовательная кинезиология. На сегодняшний день это методика у...

«Нейрогимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнетивной сферы у детей старшего дошкольного возраста»

Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте  очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии.  И развитие  детей в целом.Не...

Консультация для родителей "Советы по развитию эмоциональной и социальной сфер у детей раннего возраста"

Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Ранний дошкольный период – время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и ребенок обуча...

Самообразование "Нейрогимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнетивной сферы у детей среднего дошкольного возраста"

Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте  очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии.  И развитие  детей в целом.Нейрогимнаст...