Самообразование "Нейрогимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнетивной сферы у детей среднего дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа)
Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии. И развитие детей в целом.
Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Тат. Каргалинский детский сад «Гузель»
Сакмарского района
Оренбургской области
Самообразование
Тема: «Нейрогимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнетивной сферы у детей среднего дошкольного возраста».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Срок реализации: 2 года
Выполнила:
воспитатель МБДОУ
Тат.Каргалинский
детский сад «Гузель»
Рафикова
Рузиля Шавкатовна
2022-2024 гг.
Актуальность
Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии. И развитие детей в целом.
Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.
Пояснительная записка
Гимнастика по утрам – это обязательный атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека. Мало кто будет спорить с тем, что регулярное проведение гимнастических упражнений благоприятно сказывается на общем состоянии человеческого организма.
Но важно понимать, что в таком разогреве нуждается не только наше тело, но и мозг, которому тоже необходима тренировка. Именно с этой целью проводится нейрогимнастика – это определенный комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария, помогая управлять физической, умственной и эмоциональной жизнью. Упражнения достаточно просты в выполнении. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраста, которая помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга. Плюс этих упражнений в том, что их можно выполнять практически в любом месте.
Давайте рассмотрим, как работает человеческий мозг. Его составляют 2 полушария, каждое из которых отвечает за определенные виды деятельности:
-Правое. Оно отвечает за действие левой половины тела, т.е. когда мы шевелим левой рукой, то активизируется правое полушарие, и наоборот. Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства и креативное развитие.
-Левое. Это полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, за развитие логики, математических способностей и речи.
Соответственно, когда мы фантазируем, рисуем и занимаемся любой другой творческой деятельностью, то активизируется именно правое полушарие, а когда мы считаем, анализируем и что-либо говорим, то активно левое полушарие.
Происходит постоянное распределение активности между полушариями. При этом наибольшая эффективность работы мозга достигается только в том случае, когда активны оба полушария.
Но при возникновении проблем с мозолистым телом (отвечает за координацию деятельности полушарий) происходит нарушение взаимосвязи между левым и правым полушарием, в результате чего одно из них берет на себя основную нагрузку. Второе полушарие оказывается блокированным, и оно перестает развиваться, что ведет, в частности, к нарушению пространственной ориентации.
В связи с этим основными задачами для настройки мозга к работе будут восстановление связи и баланса активности между полушариями, а также восстановление связи между передней и задней частью мозга, поэтому применение упражнений по нейрогимнастики даёт хороший результат:
-улучшение памяти, быстрое запоминание новой информации;
-реорганизация мозговых связей, оптимизация работы мозга;
-повышение внимания, развитие речи, мелкой моторики;
-организация синхронной работы правого и левого полушарий;
-выявление скрытых возможностей мозга.
План самообразования по нейрогимнастики
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста эмоциональной и когнетивной сферы в процессе нейрогимнастики.
Задачи:
-Подготовить и изучить материал для дальнейшей работы
- Разработать комплексы упражнений для детей среднего дош. возраста:
цель которых:
развитие межполушарных связей;
- развитие эмоциональной сферы у детей;
- развитие когнитивной сферы в процессе выполнения упражнений по нейрогимнастики;
- развитие общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста
-Познакомить родителей с данным направлением. (стендовая консультация)
-создать условия для внедрения и изучения их на практике.
План работы на год
Сентябрь
Поиск мет. материала и изучение данной темы
Октябрь
Подготовка материала по нейрогимнастики.
Ноябрь
- Разминка
- Упр. «Ладушки-оладушки
- Упр. «Лягушка»
- Упр. «Кулак, ребро, ладошка
Декабрь
- Разминка
- Упр. «Здороваются пальчики
- Упр. «Пальчик-ладошка
- Упр. «Отстукиваем по порядку пальчиками»
Январь
- Разминка
- Упр. «Бублик и булка»
- Упр. «Яблоко и червячёк»
Февраль
- Разминка
- Упр «Класс и фигушка»
- Упр. «Поднимаем по очереди пальчики»
- Упр. «Перебираем пальчиками большой с указательным»
Март
- Разминка
- Упр. «Лиса и зайчик»
- Упр. «Цепочка»
- Упр. «Мизинчик указательный показываем»
Апрель
- Разминка
- Упр. «Копыта, рога»
- Упр. «Ножницы-бумага»
- Упр. «Один-два»
Май
- Разминка
- Упр. «Голова-живот»
- Упр. «Стучим кулаком, гладим ладошкой»
- Упр. «Нос-ухо»
Приложение1
Прежде чем приступить к упражнениям . Следует выполнять ряд несложных правил:
-Средняя продолжительность занятий – 5-7 минут.
-Важна регулярность нейрогимнастики, т.е. упражнения нужно проводить каждый день, не пропуская.
-Тренировки нужно проводить так, чтобы ребенку было интересно. Для этого можно периодически менять дислокацию: в группе на улице и т.д.
-Можно постепенно усложнять задания. К примеру, увеличивать темп выполнения упражнений или делать хлопки.
-Важно следить за правильностью выполнения упражнений, главное не количество, а качество выполнения.
Приложение 2
Источники самообразования:
-специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
-интернет-ресурсы;
-медиа - информация на различных носителях;
-семинары – практикумы, конференции, вебинары;
-курсы повышения квалификации.
Приложение 3
Все упражнения начинаются с разминки
Разминка.
Каждое упражнение выполняем по 10 раз ускоряя темп.
1.Двигаем ладонями и пальцами закрываем пальцы другой руки
2.Обхватываем большим пальцем и другими пальцами другую руку и плавно скользим кончикам пальца меняем, как бы разминая
3.Соединяем ладони вместе и разводим пальцы давим на ладони потом соединяем.
4.Сжимаем и разжимаем руки в кулак, при разжатие растопыриваем пальцы.
5.Хлопаем в ладоши.
6.Ладони соединяем вместе, пальцами давим то в одну сторону то в другую.
7.Руки в кулаке сжимаем и разжмаем не раскрывая пальцы.
8.Подрясти руками.
Приложение4
-Каждое упражнение в нейрогимнастики выполняется сначала медленно, когда доходит до автоматизма темп увеличивается.
-Приступая к каждому упражнению нужно делать сначала на каждой руке по отдельности, потом одновременно
-Можно усложнять делая хлопки между сменой рук.
Приложение 5
Подробное описание упражнений
№ | Название | Описание |
1 | «Ладушки-оладушки» | Одна ладонь лежик к верху другая к низу и на счёт переворачиваем одновременно один, два, на счёт три одну сжимаем в кулак как будто кладём начинку |
2 | «Лягушка» | Одну руку сжимаем в кулак ладонью вниз, другая лежит вниз ладошкой по очереди меняем. |
3 | «Кулак-ребро-ладонь» | Кладём одну ладонь вниз на стол и производим упр. В последовательности кулак-ребро-ладонь, сначала одну руку потом другую и одновременно. |
4 | «Здороваются пальчики» | Руки перед собой и большой пальчик здоровается со всеми до мизинчика, а потом от мизинчика назад. |
5 | «Пальчик- ладошка» | Руки приподняты на уровне пола и правая рука показывает указательный палец левая ладошку, меняем правая показывает ладошку, левая указательный. |
6 | «Отстукивание» | Приподнимаем руки над столом или над твёрдой поверхностью и по очереди начиная с большого пальчика отстукиваем по столу до мизинчика и обратно. |
7 | «Бублик-булка» | Руки перед собой правая сжата в кулак это булка у левой руки все пальчики в кольцо это бублик, меняем ручки, правая бублик левая булка. |
8 | «Яблоко-червячок» | Руки перед собой правая сжата в кулак большой палец смотрит вверх -это червячок, левая сжата в кулак большой палец спрятан- это яблоко, меняем правая яблоко, левая червячок. |
9 | «Класс и фигушка» | Руки перед собой правая сжата в кулак большой палец смотрит вверх -это класс, левая сжата в кулак большой палец показывает фигушку, меняем правая фигушка, левая класс. |
10 | «Поднятие пальчиков» | Ладони лежат на плоской поверхности вниз и по очереди начиная с большого пальчика поднимаем вверх, и от мизинчика назад. Обе руки одновременно. |
11 | «Перебираем пальчиками» | Руки перед собой здесь работают по два пальчика обоих рук, большой палец встречается с указательным. Указательный правой руки с большим левой и указательный левой руки встречается с большим правой важно, чтоб они были соприкасаемы не отрываясь получается как будто рамка, потом отрывается в низу указательный и тянется к большому но только в верху и так перебираем поднимаясь вверх. |
12 | «Зайчик-коза-вилка» | Соединяем пальчики в последовательности зайчик –коза-вилка обеими руками. |
13 | «Цепочка» | Тот же способ что и пальчики здороваются только соединяются в кольцо и смыкаются в звенья, большой пальчик с указательным правой руки делает кольцо соединяясь с кольцом левой руки, и так с каждым пальчиком |
14 | «Мизинчик-указательный» | Руки сжаты в кулак параллельно полу на правой показываем указательный на левой мизинчик и меняем, на правой мизинчик на левой указательный |
15 | «Копыта-рога» | Правая рука показывает копыта т.е 2 пальца смотрят вниз, левая показывает рога мизинчик и указательный смотрят вверх, меняем правая рога, левая копыта. |
16 | «Ножницы-бумага» | Руки перед собой параллельно полу правая показываем бумагу- это ладонь вниз прямо, левая ножницы- это указательный и средний лежат параллельно полу, меняем правая ножницы левая бумагу. |
17 | «Один-два» | Показываем по очереди пальчики на правой руке один на левой два, меняем на правой два на левой один |
18 | «Голова-живот» | Правая рука ладонью вниз кладётся сверху на голову и постукивает , левая ладонью к животу и поглаживает его, меняем руки. |
19 | «Стук кулаком, гладим ладошкой» | Кладем руки на стол правую руку сжимаем в кулак и стучим по столу , левая рука лежит ладонью вниз и поглаживает стол, меняем |
20 | «Нос-ухо» | Правая рука пальчиком касается кончика носа , |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Тат. Каргалинский детский сад «Гузель»
Сакмарского района
Оренбургской области
Доклад на тему:«Инновационные методы:
аквагимнастика, биоэнергопластика в речевом развитии дошкольников»
Выполнила:
учитель-логопед
МБДОУ Тат.Каргалинский
детский сад «Гузель»
Рафикова
Рузиля Шавкатовна
2023
Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрей он начинает говорить. Кроме того игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы, силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Аквагимнастика - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами и т. д.
Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем любые подручные материалы - пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки, игрушки от киндер-сюрпризов и т.д.. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии.
Игра «Медуза»
Исходное положение – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в исходное положение.
Прозрачная медуза так красива,
Но только обжигает больнее, чем крапива.
Игра «Рыбка»
Исходное положение – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьем кистями по воде.
Рыбки-малютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
Игра «Дельфин»
Исходное положение – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнистые плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.
Дельфин – малыш приплыл ко мне,
Он покатает на спине!
Биоэнергопластика — здоровьесберегающая технология в ДОУ
• Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!
В. А. Сухомлинский
Что такое биоэнергопластика?
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:
«био» — человек как биологический объект;
«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуются непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Этапы работы с применением биоэнергопластики :
- Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)
- Эмоциональный (создание положительного настроя)
- Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, а затем и второй руки).
Особенности работы с применением биоэнергопластики :
Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», «Обезьянка», счёт, музыка, стихи.
Преимущества биоэнергопластики :
- оптимизирует психологическую базу речи;
- улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;
- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
- синхронизация работы речевой и мелкой моторики, сокращает время занятий, усиливает их результативность;
- позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".
Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.
Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики :
Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное
положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.
Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.
Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.
Фонарики. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.
Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.
Пароход. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.
Речка и рыбка. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.
Деревья. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.
Птичка пьёт водичку. Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
МБДОУ Тат.Каргалинский детский сад «Гузель»
Сакмарского района
Оренбургской области
Конспект родительского собрания на тему:
«Нейрогимнастика для дошколят »
Возрастная группа: средняя
Форма проведения: мастер-класс
Выполнила:
воспитатель МБДОУ
Тат.Каргалинский
детский сад «Гузель»
Рафикова
Рузиля Шавкатовна
2023
Цель: познакомить родителей с приемами нейрогимнастики, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Объяснить значение использования нейрогимнастики в работе над развитием речи детей.
2. Вызвать интерес к проведению нейрогимнастики, и оптимизировать интеллектуальные процессы.
3. Научить приемам совместной деятельности, вовлекая
в работу членов семьи.
Вступительное слово:
На сегодняшний день наблюдая и диагностируя дошколят, все и больше и больше появляется детей с речевыми нарушениями, с задержкой речевого развития, с задержкой психического развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, т.е. наблюдается вялость мышц, нет желания и сил прыгать, бегать, элементарно такие дети неловко прыгают на 1 ноге, не могут поймать и бросить хорошо мяч, плохо переключаются с одного движения на другое.
Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей.
Давайте вспомним с вами как мы проводили время в наше детство: поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком? Кто прыгал на скакалке, в резиночку, крутил обруч, играл в классики, играли с мячом (девяточки-десяточки). А наши дворовые игры с соблюдением правил: это прятки, казаки-разбойники, краски, колечко и многое другое…
А теперь поднимите руки те, кто видит в наше время прыгающих и бегающих детей на улице? А со скакалкой, с обручем? Современное поколение ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Да сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, дети больше нас разбираются в технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что современное поколение – с каждым годом становится физически, психически, соматически ослаблено.
Ведь бегая и прыгая, а также играя по правилам у нас развивалась координация движений, ориентировка в пространстве, общая моторика, ловкость, гибкость, контроль над собой, переключаемость движений.
Таким образом, недостаточность физической активности ведет наших детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей. Отсюда наши дети: моторно неловкие, невнимательные, гиперактивные,плохо ориентируемые, с ЗРР, ЗПР и т.д.
Что же с этим делать? Есть один метод, который позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность. Я хочу вас познакомить с нейрогимнастикой. Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.
Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются подкорковые структуры головного мозга и т.д.
Нейрогимнастика включает в себя: глазодвигательные, дыхательные упражнения, игры на освоение телесного пространства, работа над чувством ритма, работа над развитием координации и переключения с одного действия на другое.
Предлагаю приступить к практикуму и посмотреть на деле, что такое нейрогимнастика. Сегодня я представлю вам упражнения на развитие дыхания, глазодвигательную гимнастику. Игры на развитие межполушарных связей, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма.
Практическая часть:
Рекомендуется начинать гимнастику с «Крюков Деннисона» (1).
«Крюки Деннисона» 1. Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.
2. Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок.
3. Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз.
4. Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное.
Родители выполняют упражнения
Попробуй. Повтори! (2)
Задача участников игры – как можно быстрее воспроизвести изображение на рисунке. Движения отличаются от привычных и побуждают к поиску решения, активизирует работу полушарий мозга. Обостряет внимание, поднимает настроение, способствует психомоторной и нейропсихологической коррекции.
Родители выполняют упражнение (3)
Далее выполним глазодвигательную гимнастику – «Ленивые восьмерки».
Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (∞). Ее центр проходит на уровне переносицы.
Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх.
Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр.
Продолжайте "рисовать" вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой.
Родители выполняют упражнение (4)
Далее переходим к упражнениям на координацию движений и их переключаемостью:
хлопаем в ладоши –топаем правой ногой – хлопаем в ладоши – топаем левой ногой;
хлопаем и топаем справа – хлопаем и топаем слева;
хлопаем справа – топаем слева;
руки поочередно ставим на пояс, на плечи, поднимаем вверх и вниз;
маршируем + работаем руками на пояс поочерёдно, затем на плечи, снова на пояс и на плечи.
Родители выполняют упражнение (5)
Далее предлагаю выполнить ряд заданий на развитие чувство ритма.
звеним в медленном темпе, затем в быстром темпе;
правая рука звенит в медленном темпе, а левая рука в быстром темпе;
отхлопай ритмы (см. картинки Травкиной Ж.А.);
хлопаем в ладоши и читаем стихотворение; затем хлопаем в ладоши и читаем по одной строчке из двух разных стихотворений:
Например, уронили мишку на пол
Идет бычок качается
Оторвали мишке лапу
Вздыхаем на полу
Все равно его не брошу
Ох доска кончается
Потому что он хороший.
Сейчас я упаду.
игры с мешочками в парах.
Родители выполняют упражнение (6)
И еще один из интересных разделов нейрогимнастики это пальчиковые пробы.
Кулак –ребро-ладонь.
Зайчик-коза.
Рожки-ножки.
Мизинчик-указательный палец.
Ок – зайчик.
Паучок (большие и указательные пальцы) и т.д.
Так же очень полезно рисовать двумя руками одновременно. Вашему вниманию я предлагаю книгу тренажер – Трясорукова. Развитие межполушарного взаимодействия у детей.
Таким образом я вам представила лишь некоторые игры по нейрогимнастике, которые благоприятно влияют на межполушарные связи, и воздействуют на мозговые структуры. Нейрогимнастикой полезно заниматься и взрослым для улучшения работоспособности, профилактике болезни Альцгеймера.
Заканчивая мастер-класс хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на то, что любая двигательная активность будет стимулировать развитие мозга, но особенно если это координированные движения. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста посредством игр"
Проблема развития эмоциональной сферы детей и ее особенностей в период дошкольного детства является актуальной как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Анализ различных исследований позволя...
Нейродинамическая гимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнитивной сферы у детей дошкольного возраста
Нейродиамическая гимнастика была создана в конце XX века в рамках, инновационного тогда и хорошо известного сейчас, направления — Образовательная кинезиология. На сегодняшний день это методика у...
Нейродинамическая гимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнитивной сферы у детей дошкольного возраста
Нейродиамическая гимнастика была создана в конце XX века в рамках, инновационного тогда и хорошо известного сейчас, направления — Образовательная кинезиология. На сегодняшний день это методика у...
«Нейрогимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнетивной сферы у детей старшего дошкольного возраста»
Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии. И развитие детей в целом.Не...
Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР «Путешествие в страну эмоций»
Тема – «Моё настроение».Категория детей – дети 4-5 лет с ЗПР, комбинированная группа, 3 блок.Количество детей – 10 детей, 5 детей с ЗПР.Период, нарушение: Октябрь, 1 неде...
«Нейрогимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнитивной сферы у детей среднего дошкольного возраста».
План самообразования для воспитателя ДОУ...
Нейроигра - как один из методов развития эмоциональной и когнитивной сферы детей в возрасте 3-4 лет
Программа саморазвития педагога...