Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Постановка звука [З]»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Суюшкина Карина Михайловна

Тема: «Постановка звука [з]»

Цель: научить правильно произносить звук [з].

1.Коррекционно- образовательная:

- сформировать понятие о механизме произношения звука [з];

- научить определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [з]; 

- обогащать словарь словами со звуком [з], закреплять знания о животных.

2. Коррекционно-развивающая:

- закреплять условно-рефлекторные связи на данный звук;

- развивать фонетический слух, фонематическое восприятие;

- развивать моторику артикуляционного аппарата;

3. Коррекционно- воспитательная:

- поддерживать интерес к занятиям.

Оборудование: игрушка Зайчик, морковка, комарик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ИМЕНИ И. С. ТУРГЕНЕВА»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ОЧНО-ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И

СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конспект индивидуального логопедического занятия

с ребенком старшего дошкольного возраста

«Постановка звука [З]»

Выполнил студент:

4-го курса,                                                                                                                            

группы 92 СОлг-з

 Суюшкина К. М.

г. Орёл, 2022

Тема: «Постановка звука [з]»

Цель: научить правильно произносить звук [з].

1.Коррекционно- образовательная: 

- сформировать понятие о механизме произношения звука [з];

- научить определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [з];

- обогащать словарь словами со звуком [з], закреплять знания о животных.

2. Коррекционно-развивающая: 

- закреплять условно-рефлекторные связи на данный звук;

- развивать фонетический слух, фонематическое восприятие;

- развивать моторику артикуляционного аппарата;

3. Коррекционно- воспитательная: 

- поддерживать интерес к занятиям.

Оборудование: игрушка Зайчик, морковка, комарик.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Здравствуй, давай с тобой познакомимся. Меня зовут Карина Михайловна, а как зовут тебя? Как ты себя чувствуешь? У тебя хорошее настроение?

- Сегодня на занятии мы будем знакомиться с новым звуком и поучимся его произносить. А поможет нам его узнать маленький зайка.

- С какого звука начинается это слово? (Со звука [з]). Вот сегодня мы будем работать над произношением звука [з].

  1. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

– Сейчас я расскажу историю про Маленького зайчика. В холодный зимний день маленький зайчик сел на пенек и стал вспоминать теплое лето.

- А ты внимательно смотри на Зайчика и делай вместе с ним. Он улыбнулся (упражнение «Улыбка»). (Держим улыбку. Зубки не сжимаем).

Открыл ротик и высунул язычок вспоминая, как его грело солнышко (упражнение «Кружок»).

Маленький зайчик не знал, что зимой идет снег, вдруг ему на язычок упала, холодная снежинка зайчик испугался и спрятал язычок (упражнение «Прятки»).

Понравилось Зайчику играть с язычком, то высунет, то спрячет, то высунет, то спрячет.  А еще Зайчик вспомнил, что осенью он ел вкусную морковку, она для него была такая вкусная, как нам вкусное варенье (Упражнение «Вкусное варенье»). А потом чистил зубки (Упражнение «Чистим зубки»). Он посмотрел на ёлочку, а на ней много иголочек (Упражнение «Иголочка»).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Дыхательная гимнастика «Снежинка».

- Вдруг подул ветер. Голые веточки на кустиках задрожали. Зайчик испугался. Посмотрел вокруг. А ветерок все дует, шевелит веточки на кустах и полетели красивые снежинки. Логопед дает ребенку снежинку на ниточке.

- Давай с тобой покажем, как дует ветер, и наша снежинка красиво полетит (Вдохнуть воздух носом и задержать дыхание на 3 секунды. Сделать выдох ртом. Следить: чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щёки.)

- Понял тут Маленький Зайчик, что ему нечего бояться. Это всего – на всего ветерок запутался в ветках. Улыбнулся Зайчик и стал опять летние забавы вспоминать.

Знакомство со звуком [з].

- Летом маленький Зайчик познакомился с комариком Комаром – Комаровичем. Комар – Комарович летом около Зайчика летал и громко звенел «З – З – З».

- Как звенел Комар – Комарович?

- А ты хочешь научиться звенеть так же хорошо, как Комар – Комарович?

Для логопеда. Постановка звука [з] путем озвончения звука [с] с привлечением тактильно-вибрационного контроля.

– А теперь давай научимся петь песенку комарика. Приложи руку к горлышку. Произнеси [c] (песенку водички), а теперь пропой ее громко и с голосом, чтобы горлышко задрожало. Получается песенка комарика. Повторить несколько раз.

Для логопеда.

а) Губы в улыбке, зубы видны;

б) Зубы сближены, но не сомкнуты.

в) Широкий кончик языка упирается в нижние зубы.

г) Передняя часть стенки языка поднимается к верхним бугоркам и образует с ними щель

д) Боковые края языка плотно прижимаются к боковым зубам.

е) По середине языка идет сильная холодная струя воздуха.

ё) Голосовые связки напряжены, сближены, колеблются, в результате чего

образуется голос (контроль ладонью на горлышко).

Если по средней линии языка у ребенка не образуется «желобок», вдоль языка положить палочку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка, и произносить звук [з]. Проделать то же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу, затем повторить несколько раз без использования палочки

- Посмотри в зеркало, улыбнись и произнеси звук [з].

- Звук [з] можно петь?

- Значит звук [з] согласный, звук [з] произносится глухо или звонко?

- А как я произнесу звук [з] – мягко или твердо?

Зонт, замок

- Значит звук [з] согласный, звонкий и твердый.

Закрепление произношения изолированного звука

Игра «Далеко – близко».

- Поймай комара, поднесите к уху. (З – З – З - громко)

Слышишь, как звенит Комар – Комарович?

А теперь отпусти Комара – Комаровича. Пусть он летит.

(З – З – З — тихо). Улетел.

Пальчиковая гимнастика

Жил-был зайчик-длинные ушки (хлопают в ладоши)

Отморозил зайчик носик на опушке (трут носик)

Отморозил носик, отморозил хвостик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

И поехал греться к ребятишкам в гости (крутят руль)

Там тепло и тихо, волка нет (хлопают в ладоши)

И дают морковку на обед (поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке)

Развитие фонематического слуха

Дидактическая игра «Хлопни, если услышишь звук [з]».

- А сейчас мы поиграем в игру «Хлопни, если услышишь звук [з]». Я буду произносить различные звуки, а ты слушай внимательно. Если услышишь звук [з], хлопай в ладоши.

- [с], [з], [ч`], [ц], [с`], [з`], [ш], [ц], [з], [с], [ж], [ц], [с`], [ш], [з`], [с], [ц], [щ], [ч`], [з].

3. Итог занятия.

- А теперь Зайчику пора в путь дорогу. А то его мама – зайчиха потеряет.

- Зайчик! Мы знаем, что в лесу сейчас мало корма. Мы приготовили тебе и всей твоей заячьей семье морковку. Неси ее, скорее в лес и угости всю свою семью. Если у тебя всё получилось и занятие понравилось, то посади зайку на полянку с ромашками, если были трудности, но ты справился, то с одуванчиками, если ничего не получилось – с маками.

Чью песенку мы сегодня научились петь?

– Песенку комарика.

– Как она поется? В каком положении губы, зубы и язык?

Ребенок повторяет артикуляцию звука [з].

– Молодец. Ты сегодня хорошо поработал. Мы увидимся на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста

Представляю индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста по теме: Автоматизация звука РЬ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Тема: Автоматизация звука Л.

В основу логопедического занятия положен комплексно-игровой метод в сочетании с наглядными игровыми приемами. На каждом этапе решаются задачи по расширению словаря и формированию грамматического строя...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФН по теме "Дифференциация звуков с–сь"

Учить  ребенка различать звуки[с]-[сь] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно их использовать....

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста На тему: «Звук [с\'].

Цели:Коррекционно - Образовательные. Систематизация знаний о животных. Развитие функции словоизменения.Коррекционно - развивающие. Автоматизация звука СЬ.Коррекционно - воспитател...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста На тему: “Автоматизация звука “Л” в словах и предложениях”

Цель: Автоматизация звука “Л” в словах и предложениях.Задачи: 1. Закрепить произношение звука Л в словах и предложении.2. Обогащать словарный запас приставочными глагол...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФНР

       Цель занятия: формирование  навыка  правильного произношения звуков [л], в словах фразах и предложениях.Задачи:Коррекционно- образовательные:Закрепить ...