Методика логопедической работы по формированию слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)
методическая разработка по логопедии по теме

Плясова Анна Андреевна
Методика логопедической работы по формированию слоговой
структуры слова (восприятие  и  проговаривание лексических единиц)
 
Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированных лексических
 единиц (гласных звуков, слогов и слов)
Цель: обучение операциям идентификации, генерализации и контроля языковой правильности.
Направления работы:
идентификация и дифференциация силы звучания языковой единицы (громкое, тихое звучание)* длины звучания (длинное, короткое);
воспроизведение предлагаемых образцов языковых единиц по следам восприятия;
произнесение языковых единиц и контроль правиль¬ности (на основе соотнесения с соответствующими сим¬волами).
 
Часть I. Игровые упражнения
Упражнение 1
Вариант 1. Определение длины звучания языковой едини¬цы, показ символа (короткого или длинного флажка) по следам восприятия гласных звуков, слогов, слов разной длины.
Вариант 2. Определение силы звучания языковых единиц, показ символа (будильник -  громкий звук, снежинка - слабый звук) по следам восприятия гласных звуков, слогов, слов, произнесенных с разной силой.
 
Упражнение 2
Произнесение гласных звуков (слогов, слов) разной длины, с разной силой в соответствии с предложенным логопедом символом (см. упр. 1).
 
Упражнение 3  
 Вариант 1. Подбор слова к символу с опорой на предметные картинки.
Ход упражнения. У каждого ребенка - один символ, обозначающий длину слова (короткий или длинный флажок), и две предметные картинки, одна из которых является иллюстрацией короткого (1) слова, другая - длинного (2), например: еж, бегемот. Дети выполняют инструкцию. 
Инструкция: «Посмотрите на картинки, назовите слово, подходящее для символа».
Вариант 2. Подбор символа к слову с опорой на предметную картинку.
Ход упражнения. У каждого ребенка - два символа, обозначающих длину слов, и одна предметная картинка, например: самолет. Дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Назовите картинку, выберите символ для слова».
Речевой и картинный материал: 
1) еж, дом, пух, мех, кот, кит, бык, вол, пол, мак, шар, гном, хлеб, блин, слон, лист, мост, куст, зонт, кекс и т.п.; 
2) бегемот, самолет, самокат, попугай, барабан, сарафан, помидор, телефон, магазин, молоток, колобок, носорог, бабочка, лягушка, дельфины, пуговица, гусеница, черепаха, карусели, велосипед и т.п.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_slogovoy_struktury.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика

логопедической работы 

по формированию 

слоговой

структуры слова 

(восприятие  и проговаривание лексическихединиц)

 

Методика логопедической работы по формированию слоговой

структуры слова (восприятие  и  проговаривание лексических единиц)

Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированных лексических

 единиц (гласных звуков, слогов и слов)

Цель: обучение операциям идентификации, генерализации и контроля языковой правильности.

Направления работы:

  •  идентификация и дифференциация силы звучания языковой единицы (громкое, тихое звучание)* длины звучания (длинное, короткое);
  •  воспроизведение предлагаемых образцов языковых единиц по следам восприятия;
  •  произнесение языковых единиц и контроль правильности (на основе соотнесения с соответствующими символами).

Часть I. Игровые упражнения

Упражнение 1

Вариант 1. Определение длины звучания языковой единицы, показ символа (короткого или длинного флажка) по следам восприятия гласных звуков, слогов, слов разной длины.

Вариант 2. Определение силы звучания языковых единиц, показ символа (будильник -  громкий звук, снежинка - слабый звук) по следам восприятия гласных звуков, слогов, слов, произнесенных с разной силой.

Упражнение 2

Произнесение гласных звуков (слогов, слов) разной длины, с разной силой в соответствии с предложенным логопедом символом (см. упр. 1).

Упражнение 3  

 Вариант 1. Подбор слова к символу с опорой на предметные картинки.

Ход упражнения. У каждого ребенка - один символ, обозначающий длину слова (короткий или длинный флажок), и две предметные картинки, одна из которых является иллюстрацией короткого (1) слова, другая - длинного (2), например: еж, бегемот. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Посмотрите на картинки, назовите слово, подходящее для символа».

Вариант 2. Подбор символа к слову с опорой на предметную картинку.

Ход упражнения. У каждого ребенка - два символа, обозначающих длину слов, и одна предметная картинка, например: самолет. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Назовите картинку, выберите символ для слова».

Речевой и картинный материал:

1) еж, дом, пух, мех, кот, кит, бык, вол, пол, мак, шар, гном, хлеб, блин, слон, лист, мост, куст, зонт, кекс и т.п.;

2) бегемот, самолет, самокат, попугай, барабан, сарафан, помидор, телефон, магазин, молоток, колобок, носорог, бабочка, лягушка, дельфины, пуговица, гусеница, черепаха, карусели, велосипед и т.п.

Упражнение 4

         Подбор слов к символу без опоры на предметные картинки.

Ход упражнения. Логопед показывает один из символов, обозначающий длину слова. Дети выполняют инструкцию,

        Инструкция: «Придумайте слова, подходящие для символа».

Упражнение 5

Классификация предметных картинок на основе определения длины названия.

Ход упражнения. У каждого ребенка - два символа, обозначающих длину слов и набор предметных картинок. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Назови картинки, положи каждую к нужному символу».

Речевой и картинный материал: см. упражнение 3.

Упражнение 6

Оценка правильности подбора символа к предложенной языковой единице.

Ход упражнения. Каждый ребенок называет гласный звук (слог, слово) различной длины звучания. Логопед в произвольном порядке выбирает символ для произнесенной языковой единицы. Дети выполняют инструкцию, а затем определяют, правильно ли подобран символ.

Инструкция:

1) «Произнесите звук (слог) коротко или длительно»; «Произнесите длинное (короткое) слово;

2) «Определите, подходит ли флажок к этому звуку (слогу, слову)».

Упражнение 7

        Оценка соответствия длины языковой единицы и символа.

Ход упражнения. На магнитной доске - предметная картинка (например, кот) и символ, обозначающий длину слова (например, длинный флажок). Дети выполняют инструкции.

Примечание. Картинки и символы меняются (неправильный подбор чередуется с правильным). Инструкции повторяются.

Инструкции: «Произнесите название картинки. Это длинное слово или короткое? Правильно подобран флажок? Если нет, выберите нужный».

Речевой и картинный материал: см. упражнение 3.

II.  Развитие возможностей восприятия и проговаривания последовательностей лексических единиц

Цель: обучение операциям идентификации, генерализации, посегментного анализа и контроля языковой правильности.

Направления работы:

  •  идентификация и анализ последовательностей языковых единиц по количественному составу, порядку их следования, темпу и ритму воспроизведения;
  •  воспроизведение заданного количества языковых единиц (с учетом порядка их следования, темпа, ритма, паузирования);
  •  произнесение серий языковых единиц и оценка правильности.

Игровые упражнения

Упражнение 1

Определение количества коротких (длинных) языковых единиц (у-у-у) и выкладывание соответствующего числа символов (кружков, квадратиков и т.д.).

Упражнение 2

Воспроизведение количества коротких (длинных) языковых единиц (о-о-о) на основании заданного числа зрительно воспринимаемых символов.

Упражнение 3

Анализ и воспроизведение последовательности, состоящей из разных по силе языковых единиц:

1)        произнесение заданной серии звуков, слогов;

2)        выкладывание символов (высокая елочка, низкая елочка, высокая елочка...), хлопки, игра на музыкальных инструментах.

Упражнение 4

Анализ и воспроизведение последовательности, состоящей из разных по длительности звуков:

  1.  произнесение заданной серии звуков, слогов, слов;
  2.  выкладывание символов, игра на музыкальных инструментах.

Упражнение 5

Анализ и воспроизведение темпа звуковой серии на основе:

  1. сочетания услышанных серий языковых единиц и зрительного восприятия символических изображений;
  2. слухового восприятия серий языковых единиц.

Упражнение 6

Анализ и воспроизведение содержащих паузы последовательностей звуков, вначале одинаковых (и...и-и), затем разных (а...и-и) на основе:

  1. слухового восприятия;
  2. зрительного восприятия схемы.

Упражнение 7

Подбор зрительной схемы к воспринимаемым на слух сериям.

На доске - два-три варианта схем ритмического рисунка.
Например:

 1) \...\\; \ \ \; \...\...\;

2) __ _ _;

3) PР^P PPP   РРР

Логопед напевает (проигрывает) мелодию. Дети слушают и выполняют инструкцию.

Инструкция: «Подбери к песенке нужную схему».

III.  Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой сложности

Цель: обучение операциям идентификации, генерализации, вероятностного прогнозирования, упреждающего синтеза, посегментного анализа, контроля языковой правильности.

Направления работы:

  • определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на слух;
  • угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове, воспринимаемом на слух;
  • прогнозирование финального и инициального элементов слова с опорой на предметные картинки;
  • слоговые трансформации в слове;  структурное оформление лексических единиц различного слогового состава.

Игры и игровые упражнения

Есть или нет?

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех предметных картинок, например: луна, сова, лапа. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция; «Послушайте внимательно и скажите, здесь есть <луна>? А <лапа>?»

Речевой материал: луна, луна, сова, сова, лапа, лапа, пила, пила, лиса, лиса, туча, туча, слоны, слоны, рука, рука, нога, нога, голова, голова.

Картинный материа: луна, сова, лапа, пила, лиса, туча, слоны, рука, нога, голова.

Бывает - не бывает?

Ход игры. Логопед предлагает детям для восприятия на слух квазислова и нормативные слова, например: басака и собака. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Послушайте внимательно, скажите, есть ли такое слово  «басака»? А «собака»?»

Примерный речевой материал: басака - собака, магазан - магазин, самалат - самолет, газема - газета, летефон - телефон, тапата - лопата, масалет - самолет, равабей - воробей, тамалок - молоток.

Найди слово

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, напримёр: лиса, луна.  Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Угадайте, какое слово спряталось в моем слове: <лисак>. Покажите подходящую картинку».

Речевой материал:

а) добавление звуков:  лисак - лиса, лунак - луна, пилак - пила, рукан - рука;

б) перестановка слогов/звуков: мотолок - молоток, моколо — молоко, басака - собака, рагуда - радуга,  бугама - бумага,  велописет - велосипед,  тевелизор - телевизор,  бемигот - бегемот;

в)           перестановка звуков:  чашак  - чашка; тывка - тыква; фрутки - фрукты; порав - повар.

Картинный материил: лиса, луна; рука, чашка, тыква, фрукты, повар, молоток, молоко, собака, радуга, бумага, велосипед, телевизор, бегемот.

Закончи слово (на основе восприятия инициальной части лексической единицы)

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: бумага, заборы. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Я начну слово, а вы продолжите. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки: <бума...>, <забо...>».

Речевой и картинный материал:

а) слова из трех и четырех слогов без стечений согласных звуков:

бума...(га), забо…(ры), руба...(ха), пана...(ма),
маши...(на), соба...(ка), газе.„(та), лопа...(та),
часи...(ки), бана...(ны), раду...(га), моло..(ко),
воро...(на), соро...(ка), коро...(ва), доро...(га),
топо...(ры), мали...(на), каче...(ли), ряби...(на),
бере...(за), мага..(зин), поми…(дор), беге...(мот),
теле...(фон), Васи…(лек), коло…(бок), коше...(лек),
паро...(ход),          пуго...(вица),                                                    гусе...(ница),

Бура...(тино),                       поми...(доры),                                                само...(леты),

само ...(каты),        бара...(баны),                                                 оде...(яло);

б) слова со стечениями согласных звуков:

коф...(та), пал...(ка), бел..;(ка), вет...(ка), бан...(ка), пол...(ка), лам...(па), руч..(ка), мыш...(ка), птич...(ка), спич..(ка), свеч...(ка), конфе...(та),  каран...(даш),  картош...(ка),  стака...(ны),  подуш...(ка),  ромаш...(ка),  бу каш...(ка);

в)        слова из двух слогов без стечений согласных звуков:

но...(га), ли..(са), ли...(цо), лу..(на), лу..(жа), ту...(ча), ру...(ка), но..(ты).

         Примечание. Рекомендуемый порядок восприятия инициальных частей: два слога в трехсложных словах; два слога (затем три слога) в четырехсложных словах; один слог в двусложных (затем трехсложных и четырехсложных) словах.

Угадай начало слова  (на основе восприятия финальной части лексической единицы)

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых не имеют общих структурных элементов, например: картошка, дубина, мышонок. Затем дети выполняют инструкцию*

Инструкция: «Я скажу конец слова, а вы угадайте его начало. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки: <...бина, ...тошка, ...шонок>».

Речевой материал: (ду)...бина, (кар)...тошка, (ры)».балка, (ка)...бина, (бо)...тинки, (бу)...тылка, (жур)...налы, (ска)...калка, (мы)...шонок; (ко)...тенок, (зай)...чонок, (те)...ленок; (ба)...тарейка, (пис)...толеты, (ав)...тобу-сы, (по)...росенок; (дуби)...на, (картош)...ка, (ры-бал)...ка, (каби)...на, (ботин)...ки, (бутыл)...ка, (жур-на)...лы, (скакал)...ка, (мышо)...нок, (коте)...нок, (зайчо)...нок, (теле)...нок; (но)...га, ли...(са), (ли)...цо, (лу)...на, (лу)..жа, (ту)...ча, (ру)..ка, (но)...ты.

Картинный материал: нога, лиса, лицо, луна, лужа, туча, рука, ноты, дубина, кабина, зайчонок, картошка, рыбалка, ботинки, бутылка, теленок, журналы, котенок, скакалка, мышонок, батарейка, пистолеты, автобусы, поросенок.

Примечание. Рекомендуемый порядок восприятия финальных частей слов: два слога в трехсложных словах,     три слога (затем два слога) в четырехсложных словах, один слог в двусложных (затем трехсложных, четырехсложных) словах.

Чем похожи слова?

 Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых имеют одинаковую финальную часть, например: цветок, листок, молоток. Все вместе медленно произносят названия картинок, выделяя голосом и интонацией финальную часть. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция:  «Чем похожи слова? (У слов одинаковый конец.) Чем различаются? (Разное начало.)»

Речевой и картинный материал: цветок, листок, молоток; утка, мышка, белка, ветка; палка, банка, полка, ручка; сумка, вилка, миска, кепка; капли, вафли, туфли; маски, каски, банки, тапки; сова, тыква, голова.

Измени слово. Замена конечного слога в словах с одинаковой инициальной частью.

Ход игры. На первом этапе логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех предметных картинок, названия которых имеют одинаковую инициальную часть, например: самовар, самолет, самокат. Все вместе медленно произносят названия картинок, выделяя голосом и интонацией финальную часть. В качестве вспомогательного материала предлагаются символы, обозначающие слоги, например:

□ □ а        □ а о         а. о. а.

Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Чем похожи слова? (У слов одинаковое начало.) Чем различаются? (Разный конец.)» На втором этапе логопед оставляет перед детьми две предметные картинки, например: самокат и самовар. После называния картинок дети выполняют инструкцию.

Инструкция:  «Что нужно изменить в слове само-кат, чтобы получился само-вар?» (Изменить конец слова.)

        На третьем этапе перед детьми - одна предметная картинка, например: самовар. После называния картинки дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Замените вар на кат. Что получилось, назовите. (Самокат.) Замените кат на лет». И т.д.

Речевой и картинный материал:

а)        слова с двусоставной инициальной частью:
самовар, самолет, самокат;

паровоз, пароход;

телефон, телевизор, телебашня;

ворота, ворона, воробей;

б)        слова с односоставной инициальной частью:
лиса, лицо, лимон;

нога, ноты, норы; каша, каток, кабан; салют, салат, сапог; мастер, матрас, матрос; камень, качели, калитка; бусы, бумага, букашка; пенал, петух, песок.

Найди маленькое слово в большом

Ход игры. Логопед предлагает детям для восприятия на слух слова, в которых утрированно выделяет ударную часть, являющуюся словом. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Найдите маленькое слово в большом».

Речевой материал: колобок, клубок, цветок, молоток, рыбак, чайка, лайка, майка, листок, полка, колосок, волосок, поясок и т.п.

Сделай одно слово из двух

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух предметных картинок, при соединении названий которых можно получить новое слово, например: вол и осы. После называния картинок дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Сделайте одно слово из двух».

Речевой материал: вол + осы;

пол + осы;

верх + ушки;

корм + ушки;

вол + на;

мак + ушки;

маска + рад;

кар + точка.

Картинный материал: вол, осы, пол, верх, ушки, корм, на, мак, маска, радостное лицо ребенка (рад), изображение вороны с открытым клювом (кар), точка.

Поменяй местами части слова

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть предметную картинку и символы слогов. Все вместе по слогам произносят название картинки и раскладывают символы. Например: Чай-ка

Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Поменяйте местами части слова. Назовите новое слово».

Речевой материал:

дыра (рады);

насос (сосна);

сосна (насос);

лама (мала);

банка (кабан);

чайка (качай);

лыжи (жилы);

мышка (камыш).

Картинный материал: дыра, насос, сосна, лама, банка, кабан, чайка, лыжи, мышка.

 

Добавлялки

 Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех-четырех предметных картинок, которые служат опорой при выборе слов, например: еж, дом, кот, шар.

Все вместе произносят названия картинок. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Я начну, а вы закончите. Вам помогут картинки.

Колючий... (еж), воздушный... (шар), высокий... (дом), пушистый... (кот).

Повторите все: колючий еж, воздушный шар, высокий дом, пушистый кот».

Речевой и картинный материал:

колючий... (еж), воздушный... (шар), высокий... (дом), пушистый... (кот);

хитрая... (лиса), мягкая... (вата), холодная... (вода), веселые... (дети);

веселый...   (гном),   свежий...   (хлеб),   горячий... (блин), кленовый... (лист);

длинный...  (мост),  зеленый...  (куст),  разноцветный... (зонт), сладкий... (кекс); стеклянная... (банка), новая... (кофта), домашние... (тапки), косолапый... (медведь); лежат... (кубики), висят... (бананы), стоит... (бегемот), катится… (колобок);

постираю... (сарафан), покачаю... (малыша), покатаю... (машину), почитаю... (газету); плывет... (пароход), скачет... (кузнечик), летит... (вертолет), ползет... (улитка).

Примечание. Картинный материал указан в скобках.

У Антошки

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть изображение Антошки и ряд из четырех предметных картинок, которые служат опорой при выборе слов, например: книжки, газеты, открытки, журналы.

Все вместе произносят названия картинок. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Я начну, а вы закончите. Вам помогут картинки. «У Антошки на полках... (книжки, газеты, открытки, журналы). А теперь повторите все предложение».

Речевой и картинный материал:

У Антошки на полках ... (книжки, газеты, открытки, журналы).

У Антошки в кармашках ... (печенье, баранки, пряники, конфетки).

У Антошки есть игрушки ... (самокат, самолет, велосипед, вертолет).

Антошке снится вкусный сон ... (апельсин, мандарин, банан, лимон).

Антошка посадил на клумбе ... (ландыши, ромашки, лютики и кашку).

Антошка увидел ... (муравья, стрекозу, кузнечика, гусеницу). И т.д.

Примечание. Картинный материал указан в скобках.

Сочинялки

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух сюжетных картинок, например:

а)        «У курицы - цыпленок. У кошки - котенок»;

б)        «У медведя - берлога. У белки - дупло».
Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Послушайте и ответьте на вопрос:

а) У курицы - цыпленок, а у кошки?

б) У медведя - берлога, а у белки?»
Речевой и картинный материал:

а) У курицы - цыпленок. У кошки - котенок. У совы - совенок. У гусыни - гусенок. У лисы — лисенок. У коровы - теленок. У лошади - жеребенок. У зайчихи - зайчонок. У белки - бельчонок. У индюшки  -  индюшонок.  У  свиньи  -  поросенок.

У волчицы  - волчонок, У львицы - львенок. У тигрицы — тигренок. У козы -• козленок. У овцы - ягненок;

б) У медведя - берлога. У белки - дупло. У собаки - конура. У вороны - гнездо. У мышки - норка. У волка - логово.

Замени неподходящее слово

Ход игры. Логопед предлагает детям заменить неподходящее слово в предложении без опоры на картинки. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Послушайте, замените неподходящее слово». Речевой материал: У курочки - котенок. У зайчихи - бельчонок. У лисицы - волчонок. И т.д.

Кто кем был?

Ход игры. Логопед предлагает детям составить предложение без опоры на картинки. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Скажите, кем была <корова>? А <лошадь>?»

Речевой материал: Корова была теленком.

Лошадь была жеребенком.

Кошка была котенком.

Свинья была поросенком.

Лиса была лисенком.

Волк был волчонком.  

Зайчиха была зайчонком.

Бельчиха была бельчонком.

Лось был лосенком.

Олень был олененком.

Утка была утенком.

Гусыня была гусенком.

Индюшка была индюшонком.

Курица была цыпленком. И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика логопедической работы по формированию слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)

Методика логопедической работы по формированию слоговойструктуры слова (восприятие  и  проговаривание лексических единиц) Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированны...

ОБЗОР ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ОНР

У детей с ОНР в той или иной степени выражены нарушения слоговой структуры слова,проявляющиеся в сокращении (пропуске слогов,нарушении последовательности слогов, уподоблении слогов, персеверации, анти...

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с использованием ИКТ. Тема: Методы работы по формированию слоговой структуры слова. Весна.

Занятие в старшей логопедической группе по работе над формированием слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха с использованием валеологического приветствия, ритмомодуля, логоритмик...

реферата: «Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольников с ОНР»

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольников с ОНР...

Особенности логопедической работы над формированием слоговой структуры слова у детей с ОНР.

Особенности логопедической работы над формированием слоговой структуры слова у детей с ОНР Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками ...