Проект "Эффективные приемы работы по формированию правильного звукопроизношения у детей 4-5 лет с ОНР"
проект по логопедии (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Территориальный отдел главного управления образования
администрации города по Октябрьскому району города
автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №322 «Морозко»
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru
ПРОЕКТ
Эффективные приемы работы по формированию правильного звукопроизношения у детей 4-5 лет с ОНР
учитель-логопед
Плотникова Татьяна Николаевна
Красноярск 2024
Автор проекта: Плотникова Т.Н., учитель-логопед средней группы «Солнышко», МАДОУ №322 «Морозко», т.246-47-78.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Участники проекта: воспитанники средней группы, родители воспитанников, учитель – логопед.
Тип проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: октябрь 2023г. - май 2024г.
Цель проекта: создать условия для успешной автоматизации поставленных звуков у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи.
- Задачи проекта:
пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься;
- повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей;
- раскрыть значимость процесса автоматизации для формирования правильного звукопроизношения;
- привлечь родителей к сотрудничеству.
Актуальность проекта:
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Несмотря на большое разнообразие методической литературы, дидактических пособий, не исключается поиск новых эффективных приемов в коррекционной работе. Именно использование разнообразных форм и методов работы приводит к положительным результатам в устранении речевых нарушений. Чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил ребенку, был для него интересен, необходим постоянный поиск современных эффективных приемов работы.
Игровые приемы освобождают детей от утомления, длительной неподвижности на логопедических занятиях, помогают чередовать виды речевой работы и повышают эффективность коррекционной работы.
Игра является основной деятельностью ребёнка – дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных игровых приёмов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями. В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребёнка, углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь. Применение дидактических игр и игровых приёмов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.
Работа логопеда нуждается в использовании эффективных игровых приемов. Именно благодаря тому, что педагог общается в этот момент с ребенком «на равных», преодолевается скованность и застенчивость детей.
Создание на каждом из этапов логопедического воздействия целенаправленных игровых ситуаций, формирует у детей навыки правильной, самостоятельной речи, побуждает к познавательной активности.
Обязательным условием эффективности коррекционно-логопедической работы на этапе автоматизации звуков является необходимость придерживаться следующих принципов:
- Принцип фонетической доступности предполагает учет фонетических требований при подборе лексического материала для автоматизации и дифференциации фонем (лексический материал не должен содержать неправильно произносимых ребёнком звуков).
- Принцип последовательности в отработке лексического материала (звук – слог – слово – предложение – рифмовки – стихи – рассказы – самостоятельная речь, от отражённой речи – к самостоятельной).
- Принцип постепенного усложнения речевого материала (от сочетаний слов, к предложениям и рассказам, от рифмовок к стихам и т.д.).
- Принцип соблюдения смысловой доступности (доступность лексического материала, соответствие возрасту ребёнка, при необходимости объясняем значение незнакомых слов).
- Принцип утрированного произношения автоматизируемого звука (на первоначальных этапах автоматизации).
- Принцип постепенного увеличения темпа отработки лексического материала.
- Принцип систематичности занятий с логопедом, закрепление автоматизируемых звуков с родителями.
- Принцип игровой направленности.
- Принцип сознательности и активности (наличие у ребёнка положительной мотивации, стимулирование его со стороны педагога при необходимости).
- Принцип учета индивидуальных особенностей ребёнка (смена видов деятельности, места, положения ребёнка и т.д
Оснащение предметно-развивающей среды:
Пространственная предметно-развивающая среда, служит стимулом к развитию детей, является источником получения информации, приобретения необходимого опыта, а также является для ребенка наглядно–зрительной опорой.
Для автоматизации звуков в кабинете учителя–логопеда, а также в логопедической группе создана соответствующая предметно-развивающая среда, насыщенная игровым материалом.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- повысится эмоциональная заинтересованность ребёнка на логопедических занятиях;
- сформируется стремление к правильному произношению звуков;
- повысится работоспособность детей, снизится утомляемость на логопедических занятиях;
- активизируются психические процессы: концентрация внимания, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление;
- возможность быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения;
Для педагогов:
- пополнилась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете;
- повысилась компетентность в вопросах организации в различных видах детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Для родителей:
- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
- научились организовывать совместные игры с ребенком.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА
Ресурсы
№ | Ресурсы | Имеющиеся ресурсы | Запрашиваемые ресурсы |
1 | Кадровые | Учитель-логопед, воспитатель. | Не требуются |
2 | Материально-технические | Логопедический кабинет, интернет, компьютер, МФУ, мультимедийное оборудование, ламинатор, телефон, расходный материал (картон, бумага, листы для ламинирования, карандаши, контейнера, сосуды) | Не требуется |
3 | Информационно-методические | Интернет-ресурсы, методическая литература | Не требуется |
Проект будет реализовываться через вовлечение детей и родителей в различные виды деятельности: игровую, речевую, познавательную, продуктивную, экспериментальную, творческую.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
№ | Основные мероприятия организации проекта | Срок реализации | Участники |
I этап - подготовительный | |||
1 | Изучение и подбор литературы по теме проекта | 1-2 неделя октября | Учитель-логопед |
2 | Пополнение предметно-развивающей среды: -изготовление карточек «Символы звуков», - изготовление Логобраслетов, | 1-4 неделя октября | Учитель-логопед |
3 | «Круглый стол с родителями», тема: «Знакомство с темой проекта». | 3 неделя октября | Учитель-логопед, родители |
II этап - основной | |||
1 | Консультация для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» (привлечение родителей к созданию тактильных дорожек для развития межполушарного взаимодействия и автоматизации звуков). | 4 неделя октября | Учитель-логопед, родители |
2 | - Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики на трудный звук. -Постановка звуков и автоматизация с опорой на символы звуков, использование лого браслетов. -Использование камешков марблс для отработки правильного произношения звуков. -Использование конструктора Лего для отработки произносительных навыков. | Ноябрь-декабрь | Учитель-логопед, дети |
3 | Практикум «Игровые методы и приемы автоматизации звуков у детей 4-5 лет» | 3 неделя ноября | Учитель-логопед, родители |
4 | Выставка «Тактильные дорожки для развития межполушарного взаимодействия и автоматизации звуков» | 3 неделя ноября | Учитель-логопед, родители |
5 | Буклет для родителей «Игровые приемы автоматизации звуков в домашних условиях» | 1 неделя декабря | Учитель-логопед, родители |
6 | Подготовка детей к новогоднему празднику, разучивание стихов, контроль за звукопроизношением. Новогодний праздник. | 2-4 неделя декабря | Учитель-логопед, дети |
7 | -Использование нейродорожек, нейродомиков для отработки произносительных навыков. -Игры с магнитным жезлом. -Игры с разноцветными стеклышками. -Использование на логопедических занятиях Звуковых луп. | Декабрь-январь | Учитель-логопед, дети |
8 | Консультация для родителей «Заучивание стихов с помощью мнемотаблиц» | 3 неделя января | Учитель-логопед, родители |
9 | Использование на логопедических занятиях пособий: Логопедическое лото, логопедическое домино, игры-ходилки, лабиринты, веселая рыбалка | Январь-февраль | Учитель-логопед, дети |
10 | Подготовка детей ко дню Защитника Отечества, к празднику 8 Марта, разучивание стихов, контроль за звукопроизношением. | Февраль-март | Учитель-логопед, дети |
11 | Консультация для родителей «Развиваем фонематический слух». Буклет для родителей. | 4 неделя марта | Учитель-логопед, родители |
12 | Конкурс чтецов «Моя семья» | 1 неделя апреля | Учитель-логопед, дети, родители |
13 | Использование на логопедических занятиях дидактического пособия для автоматизации звуков в словосочетаниях, предложениях «Колесо обозрения» | Март-май | Учитель-логопед, дети |
14 | Консультация для родителей «Развиваем речь всегда и везде». | 3 неделя апреля | Учитель-логопед, родители |
15 | Итоговая логопедическая викторина «Весна» | 4 неделя апреля | Учитель-логопед, дети, родители |
III этап – заключительный | |||
1 | Итоговая диагностика (мониторинг речевого развития, педагогическое наблюдение) | 1-2 неделя мая | Учитель-логопед, дети |
2 | Подведение итогов проекта: Круглый стол «Чему мы научились? Что мы узнали?» | 1-4 неделя мая | Учитель-логопед, родители |
3 | Фотоколлаж «Нам было весело и интересно» (отчет о проделанной работе) | 4 неделя мая | Воспитатель, учитель-логопед |
Достигнутые результаты:
Подводя итоги работы по реализации проекта «Эффективные приемы работы по формированию правильного звукопроизношения у детей 4-5 лет с ОНР», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит положительные результаты. Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены.
Использование разнообразных игровых методов и приемов позволяет сохранить интерес ребенка к занятиям и повышает устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука. Использование игр и игровых упражнений на занятиях и вне занятий способствовало формированию звуковой стороны речи, что положительно повлияло на развитие речи, у детей повысился интерес к логопедическим занятиям, пробудилась потребность постоянных игр со звуком и желание постоянно совершенствовать правильное звукопроизношение.
Большинство родителей в той или иной мере приняли активное участие в проекте. Постепенно родители из пассивных наблюдателей превратились в активных участников коррекционного процесса. Большинство родителей с готовностью откликались на предложения, серьезно воспринимали домашние задания, тщательно выполняли их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование правильного звукопроизношения у детей с ТНР посредством разнообразия приемов проведения артикуляционной гимнастики»
Сообщение из опыта работы...

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики....

Семинар-практикум для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей»
Задачи:- познакомить родителей с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;- показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляцион...
Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей
консультация для родителей...

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей"
Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей....

Логопедическая работа по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
Данная статья посвящена одному из приоритетных направлений в области современной логопедии - проблеме формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через дидакт...