Консультация "Методы активизации мелкой моторики, графических навыков у дошкольников"
консультация по логопедии

Данный материал раскрывает проблему повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorika.docx68.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методы активизации мелкой моторики, графических навыков у дошкольников

Важнейшим аспектом развития дошкольника в период подготовки к школе является развитие у него мелкой моторики и координации движений пальцев и кистей рук. Необходимость развития активных мелких движений получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей, их речевого и физического развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Например, исследования, проведенные Л.В. Фоминой и М.М. Кольцовой, доказывают, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние не только на речевое развитие, но и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Важно подчеркнуть также, что недоразвитие мелкой моторики у детей в школьном возрасте обязательно приведет к трудностям усвоения навыка письма.

Недостаточное развитие функциональных возможностей рук может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе, трудностям усвоения навыка письма, микро- и макрографии. Поэтому в дошкольном возрасте, и особенно у детей с речевыми нарушениями, очень важно создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития ручной умелости и графических навыков.

Сегодня специалисты, разрабатывающие методы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, среди различных отклонений развития, указывают и на разнообразные нарушения мелкой моторики у дошкольников.

Особенности психомоторики, в том числе и состояние мелкой моторики у детей с различными формами дизартрией было охарактеризовано Л.В. Лопатиной.

Е.Ф. Архипова отмечает, что дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать.

Специальных исследований мелкой моторики пальцев рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием не проводилось, хотя авторы, работающие в этой области, подчеркивают недостаточность пальцевой моторики, характерные трудности, испытываемые детьми в самообслуживании, изобразительной деятельности, в овладении навыками письма.

Своеобразие произвольной двигательной деятельности, а также мелкой моторики более обстоятельно исследовано у заикающихся детей. Все исследователи отмечают значительную специфику двигательных нарушений у детей с невротическим и неврозоподобным заиканием. В целом все вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что при наличии у ребенка каких-либо нарушений в речевом развитии, развитие мелкой моторики рук тоже будет страдать и, наоборот, аномальное развитие двигательной сферы оказывает отрицательное влияние на состояние речи. Поэтому проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями не теряет своей актуальности и по сей день. При этом, как показывает логопедическая практика, чаще всего в детских садах логопеды включают в свои занятия только элементы пальчиковой гимнастики, что, на наш взгляд, является односторонним решением проблемы и не позволяет эффективно развивать все параметры мелкой моторики в их взаимосвязи.

Логопедическая работа должна носить комплексный характер и предполагать не только развитие мелкой моторики руки детей, но и совершенствование их общих и артикуляционных движений, а также познавательной деятельности, речи, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти. Принцип комплексности предусматривает отработку соответствующих двигательных умений и навыков в различных видах деятельности детей.

Организация занятий должна предполагать особое внимание к детям, которые имеют более низкий уровень развития мелкой моторики. Каждый ребенок должен вовлекаться в выполнение посильных для него двигательных задач. Осуществляя дифференцированный подход в обучении, следует варьировать содержание, сложность и объем заданий, предлагаемых детям.

Работу с детьми рекомендуется  проводить два раз в неделю на специально организованных логопедических занятиях продолжительностью 15-20 минут. Структура каждого занятия строится следующим образом  

 

Как видно, обязательной частью каждого занятия является пальчиковая гимнастика. Воспитание двигательных навыков проводится в ходе интересных и понятных детям игр-упражнений с пальчиками, озвученных потешками, сказками, разнообразными стихотворными текстами. Игры с пальчиками развивают не только координацию, ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют его творческие способности, фантазию и речь.

Следующей составляющей частью логопедического занятия являются задания, позволяющие развивать тактильную чувствительность. Это, прежде всего, работа со спичками, счетными палочками, пуговицами, бусами, мозаикой и другим мелкими предметами, работа с разнообразным материалом – бумагой, песком, пластилином и др. Развитие тактильных ощущений осуществляется также посредством определения предметов на ощупь. Помимо собственно развития мелкой моторики, в процессе визуального и тактильного контроля ребенок знакомится с различными качествами предметов, связанными с материалом, из которых они сделаны , учится различать предметы по форме, определяет величину предмета , учится их словесно обозначать, что позволяет обогащать словарь ребенка.

Далее также на каждом занятии  руки ребенка к овладению письмом нами проводятся разнообразные графические упражнения, для чего используются различные варианты штриховок, контурных изображений, лабиринтов, узоров и прописей. Особое внимание уделяется обучению детей правильным действиям с основными инструментами (альбомом, тетрадью, линейкой, простым и цветными карандашами). Различные дидактические задачи в данных заданиях, уровень сложности которых повышается от занятия к занятию, способствуют не только формированию графо-моторных навыков, но и расширению активного словаря детей, формированию и закреплению у них обобщающих понятий, побуждают ребенка к развернутому связному высказыванию.

И, наконец, для более успешного формирования мелкой моторики в качестве заключительных упражнений на занятии используется обучение детей приемам самомассажа и расслабления кистей и пальцев. Мы учим детей различным приемам: поглаживанию, растиранию, разминанию, выжиманию, активным и пассивным движениям ладоней и пальцев. В качестве расслабляющих используются элементы психогимнастики, которые сопровождаются стихотворными текстами. В таких упражнениях происходит автоматизация различных звуков, развитие способности к переключению, дифференцированию силовых и пространственных параметров движения.

Виды заданий, направленных на комплексное развитие мелкой моторики дошкольников на логопедическом занятии

Название

Виды заданий

Время

Примечание

1

Вводные упражнения. «Весёлая зарядка для пальчиков»

«Ножницы», «Лягушки», «Шалаш», «Замок», «Пианино», «Колечки», «Мячик», «Ломик» и др.

3-5 мин.

Дети выполняют по 3 упражнения 3-4 раза. Каждое упражнение сопровождается стихотворением.

2

Тактильные упражнения

«Чудесный мешочек», «Живые руки», упражнения со спичками, пуговицами, мозаикой, бумагой, песком, пластилином и др.

3-5 мин.

Одни задания выполняются детьми с закрытыми глазами, другие - с различным мелким или природным материалом

3

Графические упражнения

Используются различные варианты штриховок, лабиринтов, прописей узоров, контурных изображений и др.

5-10 мин.

Каждому ребенку раздаются образцы заданий и карандаши, ставятся дидактические и игровые задачи

4

Расслабляющие упражнения

Разминание и растирание ладоней и пальцев, комп-лексы «На озере», «В ле-су», «Деревья на ветру» и др.

2-3 мин.

Дети обучаются приемам самомассажа, напряжения и расслабления кистей пальцев рук

Упражнение «Волшебные палочки»

Счетные палочки, карандаши, трубочки, ручки в количестве 10 или 15 штук выкладываем на твердую поверхность. От малыша требуется ловкость для того, чтобы собрать все палочки по очереди, используя только одну руку, а потом снова их выложить по очереди на рабочую поверхность. Важно собирать и выкладывать палочки именно по одной. И нельзя помогать себе другой рукой.

Упражнение «Ловкие шаги»

Снова напрячь средний и указательный пальчики и зажать между ними карандаш так, чтобы он не выскользнул (как в упражнении 3). Лучше держать письменный прибор на уровне вторых фаланг пальцев. Теперь с этим карандашом, так, чтобы тот не упал, делаем пальчиками очень маленькие перемещения (шажки) по рабочей поверхности стола. Нужно «пройти всю доступную поверхность в пределах территории, куда дотягивается рука малыша.

Очень часто при научении письму у детей возникает так называемый «писчий спазм». Это когда в процессе письма их пальчики начинают неметь и появляются болезненные состояния, что отбивает

желание у будущего первоклассника вообще учиться писать. Это явление можно предупредить при помощи простого упражнения.

Упражнение «Дружба»

В положении сидя малышу следует поставить ручки на уровень глаз, соединив ладони друг с другом. Потом одну ладонь необходимо сдвинуть немного вниз, а пальцы другой руки согнуть и как бы обнять пальцы сдвинутой вниз ладошки. Перед выполнением таких ручных «объятий» вдыхаем носом, и выдыхаем непосредственно в процессе выполнения упражнения. Делать упражнение нужно двумя руками по очереди, раз 10 – 15.

Упражнение «Домик для букв»

Взрослому необходимо взять ручку правильно, но только отодвинуть пальцы немного повыше от грифеля (на 2 см, примерно). После этого нужно отпустить указательный палец так, чтобы карандаш удерживался только средним и большим пальцами. А указательный в это время может выполнять любые свободные движения и даже постукивать по поверхности письменного прибора.  Предложите малышу повторить то же самое. Мы уверены, что такая наглядность будет для ребенка понятнее всего, и проблема снимется, не успев появиться.

В целом, результаты работы показывают высокую эффективность предложенного подхода к развитию мелкой моторики. У детей значительно улучшаются показатели выполнения моторных проб на статическую и динамическую координацию, на переключаемость, одновременность и отчетливость движений, улучшаются графо-моторные навыки, уменьшается количество синкинезий и тремора пальцев. Движения дошкольников становятся уверенными, повышается темп их выполнения. Кроме того, такое разнообразное сочетание разных видов деятельности на одном занятии позволяет увлечь и заинтересовать детей, и в игровой форме не только комплексно развивать все параметры мелкой моторики, но и различные психические процессы - зрительно-пространственные функции, память, внимание, мышление, восприятие и, конечно же, речь.

Помните!

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.

Заниматься нужно ежедневно!

Список литературы

Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учебное пособие / Е.Ф. Архипова. -  М. : АСТ, Астрель, 2006. - 319 с.

Гаврина, С. Е. Готовим руку к письму. 360 упражнений / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. - М. : Олма-пресс, 2001. - 64 с.

Громова, О. Н. Игры-забавы по развитию мелкой моторики / О. Н. Громова, Т. А. Прокопенко. - М. : Гном-Пресс, 2002. - 65 с.

Дудьев, В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи / В. П. Дудьев // Дефектология. - 1999. - №4. - С. 50-54.

Киселева, Г. А. Книжка-учишка для детей 4-6 лет : Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков : вып. 3 / Г. А. Киселева. - М. : Книголюб, 2003. - 56 с.

Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. - М. : Сага, 2002. - 224 с.

Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л. В. Лопатина. - СПб. : Союз, 2005. - 192 с.

Мальцева, И. В. Упражнения для пальчиков / И. В. Мальцева. - М. : Карапуз, 2002. - 20 с.

Петров, А. В. Игротека «Наши руки» обучает и воспитывает : Методическое пособие / А. В. Петров. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 44 с.

Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М. : АСТ, Астрель, 2004. - 127 с.

Фомина, Л. В. Роль движений рук и моторной речи ребенка / Л. В. Фомина // Проблемы речи и психолингвистики. - М. : МГПИИЯ, 1971. - С.36-40.

Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками - развиваем речь : Пособие для родителей, воспитателей детских садов, врачей, студентов-медиков / В. В. Цвынтарный. - М. : ЦП, 2002. - 32 с.

Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. - М. : Просвещение, 1990. - 128 с.

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Пукане» комбинированного вида города Ядрин

 Чувашской Республики

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ КАФЕ

Тема:

«Методы активизации мелкой моторики, графических навыков у дошкольников»

              Подготовил:                            

                                                      учитель – логопед Константинова Л.А.

Ядрин 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. "Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи дошкольников старшего дошкольного возраста".

"Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи дошкольников старшего дошкольного возраста"....

МАСТЕР-КЛАСС Тема: Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников.

МАСТЕР-КЛАСС Тема: Ниткопись как  метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников....

Развитие мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников

Развитие мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников Рука – это вышедший наружу мозг человека....

Консультация на тему: «Ниткопись, как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников»

Ниткопись- используют для развития внимания, фантазии, аккуратности, глазомера, образного мышления, сосредаточенности,мелкой моторики пальцев и речи....

Мастер-класс «Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи дошкольников старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс предназначен для воспитателей ДОУ, знакомит педагогов с техникой нетрадиционного рисования  "ниткопись"...