Использование дидактического материала с целью формирования речевого дыхания как основы развития правильной речи дошкольников
материал по логопедии

Илюхина Ольга Сергеевна

Выступление на Всероссийской конференции "Использование дидактического материала с целью формирования речевого дыхания как основы развития правильной речи дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu_20.04.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактического материала с целью формирования речевого дыхания как основы развития правильной речи дошкольников

Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной и сенсорной алалией, заиканием, ринолалией.

Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Дыхание, основа основ, самое важное для жизни, для речи, для голоса.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание, в отличие от физиологического (жизненного), является произвольным.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

В последнее время все чаще встречаются дети с неправильным речевым дыханием, с затрудненным носовым дыханием, дети с открытым ртом.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности мышц, аденоидных разращений, различных сердечно–сосудистых заболеваний.

Существует множество несовершенств речевого дыхания:

  • неумение рационально использовать выдох;
  • речь на вдохе;
  • неполное возобновление запаса воздуха.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто эти дошкольники недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Обратная ситуация у дошкольников, имеющих укороченный выдох – они говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

В логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр и упражнений.

Дыхательные упражнения развивают продолжительный равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, которая просто необходима для свистящих звуков и тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

воздух набирать через нос;

плечи не поднимать;

выдох длительный и плавный;

следует обращать внимание, чтобы при выдохе щеки не надувались, первое время их можно придерживать ладонями;

Кроме того:

  • не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  • температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
  • не заниматься сразу после приема пищи;
  • не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:

  • дутье через соломку в стакан с водой;
  • надувание воздушных шаров;
  • дутье на разноцветные вертушки;
  • игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
  • пускание мыльных пузырей.

При выполнении дыхательных упражнений будьте осторожны, не переусердствуйте. Будет достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение упражнений может привести к головокружению.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Дошкольник, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Все упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.

Для развития речи очень важно сформировать длительный плавный ротовой выдох и в этом вам помогут различные тренажеры.

Базовыми являются 8 тренажеров для развития воздушной струи:

1. Воздушный футбол с трубочками;

2. Улыбка свисток;

3. Зондозаменитель «Диск вертушка»;

4. Воздушный баскетбол;

5. Перья;

6. Ветрячок «Животный мир»;

7. Ветрячок «Улитка»;

8. Свеча.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз и интонационной выразительности.

О том, как работать на логопедических занятиях с дыханием.

Дыхание – это основа произносительной стороны речи, основа голоса, основа красивого звукопроизношения. И в первую очередь логопедические упражнения, дыхательные упражнения, которые мы выполняем с детьми касаются формирования целенаправленного выдоха, мы учим детей дуть, дуть таким образом, чтобы возникали правильные звуки.

И начинаем мы, самый первый прием, который мы даем детям, особенно неговоряшкам, малышам 2-3 лет, мы учим детей поплевывать, но не слюной, а воздухом. В качестве материала мы можем использовать комочки ваты, но не пушистые, а скатанные в плотное зернышко. Располагаем этот комочек ваты на губах ребенка и попросить его сплюнуть, но плевать не слюной, а воздухом, коротко (языком не помогаем, именно губами). Если переживаете что ребенок может проглотить этот комочек, то с помощью иголочки продеть ниточку и держать за нитку. Можно удерживать таблеточку (нарезанную пробку, которая кроме того тренирует круговую мышцу губ) и также сплюнуть ее. Это упражнение хорошо тем, что позволяет сделать большое количество повторов. Может быть пуговица на нитке (большая, тяжеленькая).

Теперь можно удлинять воздушную струю, также используем вату или перышко, но кладем ее на руке. Не далеко от рта ребенка и снова предлагаем ему сплюнуть и постепенно отодвигаем руку от рта, чтобы ребенок мог дотянуться и сдуть. Воздушная струя удлиняется, из короткой взрывной она становиться длительной. И теперь уже можно взять вертушки, воздухобол, можно взять любые игрушки на поддувания и тренировать длительную воздушную струю.  

Далее можно взять трубочку или соломенку и стакан с водой и попросить ребенка дуть в трубочку, чтобы появились сильные или слабые брызги, но не все дети умеют дуть в соломенку. Они умеют пить, всасывать воздух, но не дуть. Поэтому можно тренироваться с комочком ваты и трубочкой. Дуть в трубочку так, чтобы ватка вылетела из трубочки (или перышко). И постепенно опускать трубочку в воду. Это были упражнения для губ. Мы тренируем с вами целенаправленную воздушную струю и тренируем ее именно в области губ.

Но ведь в русском языке у нас очень много язычных звуков, а стало быть нам важно тренировать целенаправленную воздушную струю и в области языка. Здесь снова пригодиться поплевывание . Давайте начнем с комочка ваты, но перед этим, перед поплевыванием предстоит небольшая подготовительная работа. Нам нужен широкий язык ребенка (блинчик или лопаточку, обязательно пошлепаем язык губами пя-пя-пя, покусали зубами). Скатали комочек из ваты по плотней и распалагаем его на кончике языка. Ребенок держит язык зубами, обратите внимание, не просим его плотно прижимать язык, и губы не должны касаться языка. В момент сплевывания на языке образуется желобок (или можем использовать маленькую пуговку). Полезно для бокового произношения свистящих и шипящих звуков, для межзубников и при тотальном смягчении согласных звуков. Навык формируется при многократном выполнении упражнения.

Это мы говорили о целенаправленной воздушной струе, а уже когда мы научились их выполнять можно переходить к упражнениям фокус, желобок. Это было первое направление работы с дыханием.

А вот второе направление это дифференциация носового и ротового дыхания. Выдыхать научили ребенка через рот, а вот есть случаи когда детям как раз необходимо различать носовой вдох, носовой выдох, ротовой вдох, ротовой выдох. Что это за случаи? Конечно же ситуации когда имеется расщелина мягкого или твердого неба, либо это нарушение носового дыхания которое приводит к ринолалии закрытого типа или ринофания когда при дизартрии есть парез мягкого неба. во всех этих случаях мы не только формируем ротовое дыхание у детей, но и дифференцируем носовое-ротовое дыхание. Эти упражнения требуют особого внимания от ребенка, внимания на его собственные ощущения. Вдох через нос, выдох через нос (контроль рукой под носом). Можно вдыхать что нибудь ароматное. Теперь вдох через рот и выдох тоже через рот (на вдохе как будто пьем что то, выдох с контролем руки). Вдох через рот, выдох через нос (контроль пальцем). Здесь не важна глубина дыхания. Вдох через нос, выдох через рот (аромат – контроль рукой).  Следующий раздел связан с тренировкой глубокого дыхания, активного использования диафрагмы. Первое упражнение называется «Позови кошку». Удобно сесть, стопы стоят на полу, спина выпрямилась и мокушка тянется в потолок. Рука для контроля на животе.  Звать долго кошку сколько хватит выдоха. На вдохе живот выпячивается и произносим кс кс кс кс….это упражнение можно сделать несколько раз 4 -6.

Второе упражнение диафрагма и косые мышцы живота. Размеренный, неторопливый глубокий вдох через нос, выдох через рот через легкую улыбку. Вдох животик надулся, выдох – сдулся. Пауза. На выдохе тянем звук ссссс. Можно сделать замер  как изменяется глубина дыхания.

Воздушная струя раздражает небо мягкое и твердое, носовую слизистую поэтому зачастую возникает зевота.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей "Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников"

Использование дидактических игр  на практике -  как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью в формировании навыков безопасного поведения дошкольников....

Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников

. Кто же может помочь человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам! Понять это – значит сделать первым, самым важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Задача взрослых на...

Дыхательная гимнастика как основа формирования речевого дыхания у детей с нарушениями речи.

Работа над речевым дыханием является крайне важной при организации коррекционного процесса учителем-логопедом. Речевое дыхание - это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. По...

Методическая разработка «Рекомендации для организации логопедической работы по формированию речевого дыхания как основы звучащей речи»

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок ...

Консультация для педагогов "Дыхательная гимнастика как основа формирования речевого дыхания у детей с нарушениями речи"

Наша речь осуществляется благодаря чёткой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью является дыхание.В логопедической работе важным является речевое дыхание, ...

Консультация для родителей "Дыхательная гимнастика как основа формирования речевого дыхания у детей с нарушениями речи"

Наша речь осуществляется благодаря чёткой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью является дыхание....

Онлайн консультация (презентация) для родителей «Формирование речевого дыхания как основы развития правильной речи дошкольников»

Онлайн консультация (презентация) для родителей «Формирование речевого дыхания как основы развития правильной речи дошкольников»...