Консультация для родителей "Дыхательная гимнастика как основа формирования речевого дыхания у детей с нарушениями речи"
консультация по логопедии
Наша речь осуществляется благодаря чёткой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью является дыхание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dyhanie.docx | 70.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика как основа формирования речевого дыхания
у детей с нарушениями речи.
Консультация для родителей
Наша речь осуществляется благодаря чёткой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью является дыхание.
В логопедической работе важным является речевое дыхание, которое отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы.
Правильное речевое дыхание—основа для нормального звукопроизношения и речи в целом. Произношение слов является довольно сложной системой, к составным частям которой относятся органы дыхания, голосовые связки, полость рта и носа, язык, губы и прочее. Действия этой системы скоординированы между собой без приложения усилий говорящего человека. Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко - и голосообразование.
Например, некоторые дети неправильно произносят звук р лишь потому, что не могут сделать достаточной силы вдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении р. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи и т. п.
В логопедической работе над речевым дыханием детей и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой. Гимнастика помогает улучшить дыхание, звучность речи, устранить гнусавость и нарушения темпа и ритма речи. Эта гимнастика - единственная, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, - это уметь затаить, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно. Есть несколько правил выполнения упражнений:
1. Резкий, шумный вдох, как собака ищет след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка - тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше.
2. Выдох - результат вдоха. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.
3. Подряд делайте столько вдохов, сколько сможете легко сделать в данный момент. Основной комплекс упражнений состоит из:
-Ладошки, -Погончики, -Насос, - Кошка, -Обними плечи, -Повороты головы, -Перекаты, - Шаги. упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.
Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.
Работа по развитию дыхательных возможностей состоит из двух этапов:
1. Выработка грудобрюшного типа дыхания. Цель этапа: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания. Длительность этапа примерно месяц –по результатам овладения правильным дыханием. Предварительно обследуем каждого ребёнка на тип дыхания.
Приступаем к выработке - Инструкция: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох» (в положении лежа). К игрушкам пришиваем липучку, чтобы игрушка прочно держалась на животе ребёнка.
Упражнение сопровождаем стихами: Качаю рыбку на волне, То вверх (вдох), То вниз (выдох) Плывет по мне. - Стоя боком к зеркалу и игрушкой на животе продолжаем правильно дышать. Например: покажи, как летает твоя бабочка. - Стоя перед зеркалом дети контролируют дыхание при помощи руки на животе.
2. Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Цель этапа: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.
- Знакомство детей с быстрыми вдохами. «Играем в собачек». Нюхаем воздух.
- Учимся делать двойной быстрый вдох (нюх-нюх)
- Выполнение быстрых вдохов при повороте головы вправо-влево
- Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу
- Развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы. Играем в солдатиков. Тренируя шумный, короткий, активный вдох носом, дыхательная гимнастика в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание.
Современные дети имеют слабый иммунитет, что ведёт к пропуску учебных занятий. Дыхательная гимнастика помогает при массе различных заболеваний органов и систем и бережёт здоровье. Она полезна всем и в любом возрасте.
Список литературы:
1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. - СПб.: КАРО, 2005
2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред.Л.И. Беляковой. –М.: Книголюб, 2004.– 56 с.
3.Щетинин М.Н. дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой –М.:Метафора,2003.- 128л.
4. Белякова Л.И., Дякова Е.А. Логопедия. Заикание.-М.:в. Секачев, из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дыхательная гимнастика как основа формирования речевого дыхания у детей с нарушениями речи.
Работа над речевым дыханием является крайне важной при организации коррекционного процесса учителем-логопедом. Речевое дыхание - это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. По...
Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика и её значение для нормализации речевого развития детей с нарушениями речи»
О пользе и необходимости артикуляционной гимнастики для развития четкого звукопроизношения сказано много. Но не нужно забывать, что не менее важен правильно сформированный речевой выдох....
Дыхательная гимнастика как основа формирования речевого дыхания у детей с нарушениями речи
Наша речь осуществляется благодаря чёткой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью является дыхание.В логопедической работе важным является речевое дыхание, ...
Артикуляционная гимнастика и её значение для речевого развития детей с нарушением речи
Артикуляционная гимнастика и её значение для речевого развития детей с нарушением речи...
Дыхательная гимнастика как основа формирования речевого дыхания у детей с ТНР
В данной картотеке собраны дыхательные упражнения для детей с ТНР 5-7 лет...
«Дыхательная гимнастика и её значение для нормализации речевого развития детей с нарушениями речи»
О пользе и необходимости артикуляционной гимнастики для развития четкого звукопроизношения сказано много. Но не нужно забывать, что не менее важен правильно сформированный речевой выдох.Правильное реч...
Артикуляционная гимнастика-основа формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения.
Родителям детей, которые занимаются с логопедом, и дома нельзя забывать о занятиях. Нужно закреплять пройденный материал. Продолжайте логопедические занятия с ребенком дома: делайте артикуляционные уп...