Проект по развитию речи «Матушка весна всем красна».
проект по логопедии

Мокеева Татьяна Николаевна

Проект по развитию речи «Матушка весна всем красна».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rech_vesna.docx55.47 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по развитию речи «Матушка весна всем красна».

Тает снег и тает лед

Весна, ребята, настает!

За окном звенит капель,

Птичек радостная трель.

 Т. Дмитриев

Тип проекта: краткосрочный, практико-ориентированный, информационный, игровой, коллективный.

Место события: МБДОУ детский сад 22.

Автор проекта: Мокеева Т.Н.

Участники: дети подготовительной группы и их родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель группы.

Актуальность проекта:

Работа с детьми подготовительной группы направлена на подготовку детей к последующему обучению в школе. Родители часто думают, если ребенок умеет читать, писать и считать, то он будет хорошо учиться. Но зачастую этого недостаточно. Дошколята переходя на новую ступень обучения, должны научиться взаимодействовать с новой социальной средой, научиться строить свои отношения со сверстниками и взрослыми. Этому будет способствовать хорошо развитая речь детей.

Целевые ориентиры ФГОС ДО нацеливают нас на то, что на этапе завершения дошкольного образования дети должны достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, тогда у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Развитие речи детей через знакомство с окружающим миром актуально для детей. Тема «Весна» понятна и доступна детям, они накопили определенный опыт и знания о природном и социальном мире весной. Цель педагога и родителей не только научить ребенка проявлять любознательность к происходящему вокруг, но и расширить словарный запас детей, развить связную речь, давать объяснения явлениям природы и поступкам людей весной, устанавливая причинно-следственные связи.

Цель проекта: формирование устной речи и навыков речевого общения, освоение дошкольниками базовых норм и правил родного языка в пределах возрастной компетентности.

Задачи проекта:

Работа с детьми:

1.Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, помочь овладеть речью как средством общения и культуры.

2.Обогатить словарный запас детей, развивать речевое творчество.

3.Формировать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.

Работа с родителями:

1. Расширить и уточнить знания родителей (законных представителей) о речевом развитии детей подготовительной группы.

2. Вызвать заинтересованность у родителей (законных представителей) в речевом развитии дошкольников.

Методическая работа:

1.Подобрать и систематизировать методический и практический материал по теме проекта.

2.Создать копилку технологий, форм и методов речевого развития детей подготовительной группы.

Ожидаемые результаты:

- сформированность всех компонентов устной речи детей

- овладение родителями (законными представителями информацией о речевом развитии детей посредством знакомства с окружающим миром.

Методы проекта: игры на развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха, на развитие связной речи, грамматического строя языка и обогащение словарного запаса, беседы, разучивание стихотворений, чтение художественной литературы, показ и пример взрослого, наблюдение, просмотр иллюстраций и альбомов, беседы по ним; подвижные народные игры, физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастика.

Этапы проекта.

  1. Подготовительный этап:

- постановка целей и задач проекта, подбор методических материалов, составление плана, рассматривание рисунков и иллюстраций, подбор художественной литературы.

2) Основной этап:

Работа с родителями:

- проведение анкетирования среди родителей;

-оформление уголков для родителей наглядной информацией о речевом развитии детей подготовительной группы;

-проведение индивидуальных консультаций и бесед воспитателем и по запросам родителей;

-вовлечение родителей в совместные мероприятия с детьми по плану проекта;

Работа с детьми.

День

Тематика

ОО

Мероприятия

ПН

«Весна идет, весне дорогу»

Р Р

ЗКР игра «Место «В» звука в слове» (Весна, ветер, трава, вода, посев и др.)

СЛОВ. РАБОТА игра «Назови ласково» (весна, солнце и др.)

ГРАММАТИКА игра «Посчитай ручейки»

СВЯЗН. РЕЧЬ игра «Объясни пословицу о весне»

Ф Р

- пальчиковая игра «К нам Весна лишь заглянула»

- подвижная народная игра со словами «Весняночка»

Х-Э Р

-чтение А. Пушкин «Улыбкой ясною природа»

- разучивание стихотворений о весне

П Р

- Рассматривание иллюстраций и фотографий «Времена года», беседа по ним

С-К Р

-Беседа «К нам весна шагает быстрыми шагами»

ВТ

«Какого цвета весна?»

Р Р

ЗКР игра «Куда ударит молоточек?» (Ударение в ловах весна, подснежник, ветка, листик и др.)

СЛОВ. РАБОТА «Что бывает… зеленым (голубым, желтым)?»

ГРАММАТИКА игра «Подбери признак (согласование прил. и сущ. – веселый ручеек, зеленая трава…)

СВЯЗН. РЕЧЬ игра «Если бы…» (Если бы весной было холодно…)

Ф Р

- пальчиковая игра «Вот уж две недели капают капели»

- дыхательная гимнастика «Листочки»

Х-Э Р

- Разучивание А. Плещеев «Травка зеленеет»

П Р

-рассматривание альбома, беседа с детьми «Весенняя палитра»

С-К Р

-отгадывание и составление загадок о весне, весенних явлениях

СР

«Первоцветы»

Р Р

ЗКР игра «Посели в домик» (слоговая структура слова – дождь, грач, солнце, весна, подснежник, одуванчик и др.)

СЛОВ. РАБОТА игра «Кто назовет больше названий цветов»

ГРАММАТИКА игра «Один много (образование мн. числа – сосулька- сосульки, ручей – ручьи…)

СВЯЗН. РЕЧЬ игра «Опиши цветок»

Ф Р

- пальчиковая гимнастика «Вырос цветок на весенней полянке»

- речь с движениями «Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью»

Х-Э Р

- чтение Е. Благинина «Одуванчик»

П Р

- Экскурсия в парк «Первые цветы»

С-К Р

-Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов»

ЧТ

«Труд людей в природе весной»

Р Р

ЗКР игра «Поймай слог «Со»» (Красота, ветер, солнце, тепло, грач, соловей идр.)

СЛОВ. РАБОТА «Закончи фразу»( Весной люди…)

ГРАММАТИКА Игра с мячом «Назови родственные слова к слову «Весна» (весна, весенний, веснушки, веснянка)

СВЯЗН. РЕЧЬ игра «Закончи сам» (Когда человек посадит семяна…)

Ф Р

- Пальчиковая игра «Посадили зернышко, выглянуло солнышко»

-Физкультминутка «Весна шагает по планете»

Х-Э Р

-Чтение Б. Заходер «Долго шла весна»

П Р

-рассматривание иллюстраций и фотографий «Весна в саду и огороде»

С-К Р

-посадка рассады в мини-огороде

ПТ

«О чем поют весною птицы»

Р Р

ЗКР игра «Назови слова на звук» (звуки «С», «З» и др.

СЛОВ. РАБОТА игра «Кто что делает? (Птица – поет, летит, вьет, прыгает, клюет…)

ГРАММАТИКА игра «Где птица?» (Согласование сущ. с предлогами - Грач летит над деревом, ласточка сидит в гнезде)

СВЯЗН. РЕЧЬ игра «Что изменилось» (по сюжетным картинкам)

Ф Р

- народная подвижная игра со словами «Грачи летят»

-пальчиковая гимнастика «Мы построили скворечник»

Х-Э Р

-чтение В. Бианки «Синичкин календарь»

П Р

-Просмотр презентации «Перелетные птицы»

С-К Р

- создание игровой ситуации «Мы делаем скворечник»

  1. Заключительный этап

1.Подведение итогов работы, составление тематического альбома.

2.Проведение детско-родительского досуга «Праздник весны»

3. Организация конкурса чтецов «Весна! Весна!»

4.Выполнение фотоколлажа «Весенний парк»

5.Составление книги рассказов детей о перелетных птицах «Птички весело поют»

Приложение1

Анкета для родителей «Речевое развитие»

Уважаемые родители!

Данная анкета позволит нам узнать Ваше мнение о речевом развитии детей и скорректировать вою работу с учетом Ваших пожеланий и индивидуальных особенностей детей.

1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? __________________________________________________________________

3. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним? _____________________________________________________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую? __________________________________________________________________

5. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая). __________________________________________________________________

7. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок?

__________________________________________________________________

8.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?

__________________________________________________________________

9.В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко). __________________________________________________________________


10. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) __________________________________________________________________

11. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома? ________________________________________________________________

12. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? _________________________________________________________________

13.Ваши замечания, предложения, пожелания  

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за искренние ответы!

Приложение 2

Загадки о весне.

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит,

К нам пришла…

(Весна)

***

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт.

(Весна)

***

Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

(Весна)

***

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

(Весна)

***

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня…

(Весна)

***

Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это, что за время года.

(Весна)

***

Зеленоглаза, весела,

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла,

То что всем понравится:

Зелень — листьям,

Нам — тепло,

Волшебство

— Чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы

— Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица — …

(Весна)

***

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

(Подснежник)

***

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник)

***

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек)

***

Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка?

(Дождь)

***

Белые горошки

На зелёной ножке.

(Ландыш)

***

Шорохом неслышным

Лепестков

Жемчуг белоснежный

Распустился,

Свежим нежным крохотным

Цветком

Из-под снега

К солнцу устремился.

(Подснежник)

***

Жёлтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В своих веточках…

(Мимоза)

***

Он — Цветочный принц-поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам…

(Нарцисс)

***

Их в Голландии найдёте,

Там везде они в почёте.

Словно яркие стаканы,

В скверах там цветут…

(Тюльпаны)

***

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

(Март)

***

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

— Заглянул к нам месяц…

(Март)

***

В тёплых солнечных сапожках,

С огонёчком на застёжках,

По снегам бежит мальчишка

— Снег пугает, шалунишка:

Только ступит — стаял снег,

Раскололся лёд у рек.

Охватил его азарт.

А мальчишка этот — …

(Март)

***

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

(Апрель)

***

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель

— В гости к нам пришёл…

(Апрель)

***

В ночь — мороз,

С утра — капель,

Значит, на дворе…

(Апрель)

***

Будит лес, поля и горы,

Все полянки и сады.

Он во все стучится норы,

Напевает у воды.

«Просыпайтесь! Просыпайтесь!

Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»

Далеко слышна свирель.

Это будит всех…

(Апрель)

***

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

(Май)

***

Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край

— Нас теплом встречает…

(Май)

***

В лапотках бежит малыш,

Ты шаги его услышь.

Он бежит, и всё цветёт,

Он смеётся — всё поёт.

Спрятал счастье в лепестках

У сирени на кустах.

«Ландыш мой, благоухай!»

— Повелел весёлый…

(Май)

***

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы…

(Скворечник)

***

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут…

(Гнездо)

***

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(Одуванчик)

***

В самый разгар

Весенней поры

Капает сок

С белоснежной коры.

(Береза)

Приложение 3

Пословицы и поговорки о весне.

Весна — зажги снега, заиграй овражки.

Весна отмыкает ключи и воды.

Весною день упустишь — годом не вернёшь.

Весна днём красна.

Весна красная, а лето страдное.

На чужой стороне и весна не красна.

Грач на горе — весна на дворе.

Весна пришла — на все пошла.

Солнышко с апрельской горки в лето катится.

Зима весну пугает, да сама тает.

Прилетела бы чайка, а весна будет.

Кто много спит весной, у того зимой бессонница бывает.

Где ласточке ни летать, а к весне опять прибывать.

Матушка весна всем красна.

Наша весна красным красна.

Апрель с водой, а май с травой.

Птица радуется весне, а младенец матери.

Марток — надевай двое порток.

Пришла весна, так уж не до сна.

Увидел грача — весну встречай.

Дождь в мае хлеба поднимает.

Прилетел кулик из заморья, вывел весну из затворья.

Увидишь скворца — весна у крыльца.

Черёмуха расцвела — холода позвала.

Весенний день год кормит.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Одна ласточка весны не делает.

Весна красна, а мысль ясна.

Весна красна, да голодна.

Весной часом отстанешь – неделей не догонишь.

Кто спит весною – плачет зимою.

Весна – не до сна, кто пахать не ленится, у того хлеб родится.

Весна своё скажет.

Весна красна цветами, а осень — пирогами.

Весна да осень – на дню погод восемь.

Весенней воды и царь не уймет.

Весенняя пора — поел да со двора.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

Весной даже трухлявый пень расцветает.

Ласточка весну начинает, соловей лето кончает.

Посеешь в пору — соберешь зерна с гору.

Хороший год по весне видно

Приложение 4

Физкультминутки.

1. «Подснежники просыпаются».

Дети садятся на корточки и закрывают глаза.

Вот подснежники проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись.

Два – изящно покружились.

Три – нагнулись и присели.

И на солнце поглядели.

(Выполняют движения по тексту)

2. «Одуванчики»

Желтое солнце на землю глядит,

(Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)

Желтый цветочек за солнцем следит.

(Повороты влево-вправо)

Он растет на длинной ножке

(руки вдоль туловища, потянуться на носочках)

С лепесточками, как рожки,

(Развести руки в стороны и немного вверх,

Голова его бела, парашютиков полна.

(Соединить над головой округленные руки).

3. Скворцы прилетели»

Ждет гостей высокий клен —

Дом на ветке укреплен. (Стуки кулачками).

Краской выкрашена крыша,

Есть крылечко для певцов.

В синем небе щебет слышен — (Махи руками).

К нам летит семья скворцов.

Мы сегодня встали рано,

Ждали птиц еще вчера.

Ходит по двору охрана (Ходьба на месте).

Гонит кошек со двора.

Мы скворцам руками машем,

Барабаним и поем: (Имитируем барабанную дробь).

— Поживите в доме нашем!

Хорошо вам будет в нем!

Стали птицы приближаться,

Долетели до двора,(Махи руками).

Не смогли мы удержаться,

Хором крикнули: — Ура!

(Дети кричат- Ура)

4.«В путь»

В лес весенний мы шагаем (Идут маршевым шагом).

Ноги выше поднимаем.

Топают ножки (Идут топающим шагом).

По прямой дорожке.

По узенькой дорожке (Идут на носках).

Пойдут тихонько ножки.

Друг за дружкой побежали. (Бегут на носочках).

В лес весенний прибежали.

5. «Весна пришла»

Солнце, солнце высоко

(На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло

(Легкие поглаживания руками по лицу).

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей,

(Бег по кругу).

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните,

(Ходьба по кругу).

6. «Ласточки»

Ласточки летели,

Все люди глядели.

(Бегут по кругу, машут руками)

Ласточки садились,

(Приседают, руки опускают за

спиной),

Все люди дивились.

Сели, посидели.

Взвились, полетели.

(Бегут по кругу, взмахивают

руками)

Полетели, полетели.

Песенки запели.

(Изображают полёт птиц).

Приложение 5

Пальчиковая гимнастика по теме «Весна»

Вырос цветок на весенней полянке, Неплотно соединяют ладони

Нежную голову робко поднял. Поднимают руки перед собой

Ветер подул - он качнулся неловко, Покачивают ладонями перед собой

Вперед и назад, налево, направо Вперед и назад, налево, направо

***

Нежный цветок появился в лесу, Из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «Цветок»

Первым встречает он солнце, весну. «Солнышко» из обеих рук.

Утром весенним раскрыл лепесток, Соответственно.

В мягкой землице его корешки. Соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз.

***

Шаловливые сосульки Собрать пальчики вместе (щепоткой)

Сели на карниз. Положить руки на колени.

Шаловливые сосульки Покрутить кистями рук.

Посмотрели вниз. Опустить голову вниз.

Посмотрели, чем заняться? Пожать плечами.

Стали каплями кидаться. Руками соответствующие движения.

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь, В такт наклонять голову вправо – влево.

Кап-кап, дзинь – дзинь.

***

Посадили зернышко, Нажать на центр ладони пальчиком

Выглянуло солнышко. Кисти сжимаем и разжимаем по очереди

Солнышко, свети — свети!

Зернышко, расти — расти! Ладони вместе, руки двигаются вверх

Появляются листочки, Ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно

Распускаются цветочки. Кисти разжимаем по очереди.

***

Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.

Капают капели.

Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны.

И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.

Приложение 6

Подвижные народные игры

  1. ИГРА "ПЕРВОЦВЕТ"

Играющие ставят на землю сосуд (кувшин, горшок и т.д.). Затем они садятся вокруг него и закладывают руки за спину. Один из игроков изображает садовника. Он ходит позади сидящих детей с цветами. Все поют:

Цвет-цвет, первоцвет,

Собирается букает.

Людочка несет незабудочку,

Филимончик - колокольчик,

Игорек - василек,

Наташка - ромашку,

Макарчик - одуванчик.

Ни говори, ни "да" ни "нет",

А неси цветы в букет!

Во время исполнения песенного припева садовник кладет в руки нескольким детям по одному цветку. Потом командует: "Раз, два, забегай! Букет собирай!" Дети с цветами встают и бегут вокруг сидящих участников, возвращаются к местам, где раньше находились, и через эти проходы входят в круг. Кто из игроков первым кладет цветок в сосуд, тот собирает у остальных цветы и становится хозяином букета.

  1. ХОРОВОД  "ВЕСНЯНОЧКА"

Выбирают девочку на роль Весняночки. Вокруг нее парами идут в одну сторону - "по солнцу" и поют:

Ты заря ль моя,

Заря-зоренька,

Заря вечерняя,

Игра весенняя!

Вокруг солнца

Лучи ясные.

Вокруг месяца

Звезды частые.

Да у солнышка -

Лучи до земли.

А у Весны -

Деньки красны!

Весняночку зовут:

Через быстрые реки

белой лебедушкой переплыви!

Через темные леса

быстрой куницей перебеги!

Через высокие горы

  сизой голубкой перелети!

Игроки, идущие по кругу парами, выстраивают из двух рядов проход.  В него входит Весняночка. С ней переговариваются:

- Весняночка-Весна,

Как ты к нам пришла?

- Шла я лесом - лютым зверем,

Брела полем - буйным ветром,

Плыла морем - рыбой щукой,

Пришла к селу - черной тучей,

Вошла в село - частым дождем,

Зашла на подворье  -

 красным солнцем,

Поднялась на крыльцо -

  светлым месяцем,

Вступила в светлицу - ясной зарею,

Села за стол - царицей молодою!

  1. НАРОДНАЯ ИГРА «ИДЕТ МАТУШКА ВЕСНА»

Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх.  Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова:

Отворяйте ворота

Идет матушка Весна!

Первым март прошел,

Всех детей провел!

А за ним апрель

Отворил нам дверь!

А за ним и май, сколько хошь гуляй,

Сколько хошь гуляй, только не зевай

С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Потом можно выбрать новые «ворота» и начать игру сначала.

  1. НАРОДНАЯ ИГРА «ГРАЧИ ЛЕТЯТ»

Дети встают в круг или произвольно располагаются на площадке, но обязательно так, чтобы видеть и слышать взрослого ведущего. Взрослый ведущий говорит:

«Грачи летят,

На всю Русь трубят:

Гу-гу-гу,

Мы несем весну!»

Все дети кричат хором: «Летят! Летят!»

Ведущий продолжает:

«Журавли летят,

На всю Русь трубят:

Гу-гу-гу,

Мы несем весну!»

Дети опять кричат: «Летят! Летят!» и размахивают руками.

Так же летят пчелы, комары и т.д.

А потом водящий говорит:

Поросята летят,

На всю Русь трубят:

Гу-гу-гу,

Мы несем весну!

Кто из детей ошибется и закричит «Летят!» или замашет руками — выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

  1. НАРОДНАЯ ИГРА «ПЕРЕПРЫГНИ РУЧЕЙ»

Дети приходили на берег ручейка, и встают вдоль берега в затылок друг другу. Поют песенку:

Побежал родничок,

Золотой рожок!

Побежал ключевой,

Побежал снеговой,

По мхам, по болотам,

По гнилым колодам!

У - ух!

На слове «У - ух!» дети перепрыгивают через ручей боком. Вернее, пытаются перепрыгнуть, ведь соседи стараются друг другу помешать. Кто оказался на другом берегу – молодец, а кто промочил ноги – проиграл.

Эту календарную народную игру можно провести и в помещении или на площадке отметив «ручей» мелом, двумя лентами или положив кусок ткани.

Приложение 7

Стихотворения для чтения и заучивания с детьми о весне.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…

ВЕСНА

Алексей Плещеев

Опять весной в окно мое пахнуло,

И дышится отрадней и вольней...

В груди тоска гнетущая заснула,

Рой светлых дум идет на смену ей.

Сошли снега... Оковы ледяные

Не тяготят сверкающей волны...

И плуга ждут далекие, немые

Поля моей родимой стороны.

О, как бы мне из этих комнат душных

Скорей туда хотелось - на простор,

Где нету фраз трескучих и бездушных,

Где не гремит витий продажных хор.

В поля! в поля! знакомая природа

К себе красой стыдливою манит...

В поля! там песнь воскресшего народа

Свободная и мощная звучит.

 

Саша Чёрный

Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд.

А зеленые лягушки

Песенку поют.

Елка – сноп зеленых свечек,

Мох – зеленый пол.

И зелененький кузнечик

Песенку завел…

Над зеленой крышей дома

Спит зеленый дуб.

Два зелененькие гнома

Сели между труб.

На вербе

Саша Черный

Солнце брызжет, солнце греет.

Небо – василек.

Сквозь березки тихо веет

Теплый ветерок.

А внизу все будки, будки

И людей – что мух.

Каждый всунул в рот по дудке –

Дуй во весь свой дух!

Сергей Городецкий

Здравствуй, весенняя первая травка!

Как распустилась? Ты рада теплу?

Знаю, y вас там веселье и давка,

Дружно работают в каждом yглy.

Высyнyть листик иль синий цветочек

Каждый спешит молодой корешок

Раньше, чем ива из ласковых почек

Первый покажет зеленый листок.

Черёмуха

Сергей Есенин

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

С. Д. Дрожжин

Распустились почки, лес зашевелился,

Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой

Выглянул на солнце ландыш серебристый,

И открылись кротко от весенней ласки

Милой незабудки голубые глазки.

Есенин

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы,-

Я одурманен весной.

Зелёный Шум (отрывок)

Николай Некрасов

Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако: все зелено -

И воздух, и вода!

Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,

Стоят сады вишнёвые,

Тихохонько шумят;

Пригреты тёплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса,

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая берёзонька

С зелёною косой!

Шумит тростинка малая,

Шумит весёлый клён…

Шумят они по-новому,

По-новому, весеннему…

Идёт-гудёт, Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

ПУШКИН

Еще дуют холодные ветры

И наносят утренни морозы,

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки,

Как из чудного царства воскового,

Из душистой келейки медовой

Вылетала первая пчелка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать,

Скоро ль будет гостья дорогая,

Скоро ль луга позеленеют,

Скоро ль у кудрявой у березы

Распустятся клейкие листочки,

Зацветет черемуха душиста.

ВЕСНА

Аполлон Майков

Голубенький, чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок...

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы

О счастье ином.

Весна

Ф. И. Тютчев

Зима недаром злится,

Прошла её пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит зиму вон,

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Весенняя гроза

Ф. И. Тютчев

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит...

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит...

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный —

Все вторит весело громам...

Жаворонок

Жуковский

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

- Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны!

ПОСЛЕ ПОЛОВОДЬЯ

Иван Бунин

Прошли дожди, апрель теплеет,

Всю ночь - туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далёких просеках в бору.

И тихо дремлет бор зелёный,

И в серебре лесных озёр

Ещё стройней его колонны,

Ещё свежее сосен кроны

И нежных лиственниц узор!

Евгений Баратынски

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Весенние воды

Ф. И. Тютчев

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят —

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед».

Алексей Плещеев

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой…

Приложение 8

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

«Весенняя пора»

Конспект НОД по развитию речи.

Составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Цель: расширить и уточнить знания детей о весенних явлениях.

Задачи:

Обучающие: продолжить обучение составлению описательного рассказа по картине; закрепить знания о перелетных птицах.

Развивающие: развивать умение строить связный текст, грамматически и логически правильный; обогатить словарный запас детей по теме.

Воспитательные: воспитывать интерес к объектам живой природы, желание заботливо относиться к птицам, вызвать эстетические чувства.

Предварительная работа: рассматривание альбома фотографий и иллюстраций на тему «Ранняя весна», чтение и разучивание стихотворений о весне.

Словарная работа: художник, пейзаж, экскурсия, экскурсовод, грач, грачата, пернатый, сосулька, капель, щебечет, поет, вьет.

Материал:

- репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;

- магнитофон

- картины с изображением птиц ;

- аудиозапись «музыка колокола».

- расписной сундучок;

- репродукции картин русских художников.

1. Организационный момент.

(Дети и педагог стоят в кругу)

 

Солнышко, солнышко

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки.

Дети протягивают по очереди руки вперед.

Дети разводят руки в стороны и прижимают     их к сердечку.

Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками.

Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев.

Дети медленно приседают. Поднимаются на носочках и тянутся вверх.

 

2. Основная часть. Педагог: Вышло теплое солнышко, пригрело нас своими лучами, значит наступила…

Дети: Весна.

Педагог: Да, после долгой, холодной зимы наступила весна. А какая весна? Про нее можно сказать по-разному. Давайте поиграем в игру. Кто на вопрос отвечает, тот фишку получает. Какая весна? Подберите слово.

Дети: Теплая, ласковая, солнечная, ранняя, добрая, веселая, быстрая, звонкая, долгожданная, дождливая, пасмурная, ненастная, холодная, поздняя, затяжная, волшебная, нарядная, молодая… (За ответ ребенок получает фишку)

Педагог: Все эти слова подходят к слову «весна», а еще, дети, она, конечно же красивая. Весной просыпается природа, и люди тоже вдохновлялись прелестной весной. Как вы думаете, как люди могут передавать весеннюю красоту?

Дети: хорошим настроением, улыбками, в музыке, скульптурах, картинах …

Педагог: Сейчас красоту, окружающую нас мы можем просто сфотографировать, но раньше, когда не было такой возможности люди старались сохранить прекрасные моменты, они рисовали картины. Да и в наше время есть много людей, которым нравится рисовать картины. Как называют человека, который рисует картины?

Дети: Художник.

Педагог: Много картин известных художников посвящены весне, а где мы можем на них посмотреть?

Дети: В музее, в картинной галерее, на выставке…

Педагог: Картины известных мастеров хранятся в музеях, чтобы прийти и посмотреть на них мог любой человек. В музее или картинной галерее проводят экскурсии, показывают и рассказывают о картинах и их авторах много интересного. Как называют человека, который проводит экскурсии?

Дети: Экскурсовод.

Педагог: Сегодня я предлагаю вам побыть в роли экскурсоводов, вы согласны?

Дети: Да. Согласны.

Педагог: Чтобы рассказать про картину, надо сначала ее внимательно рассмотреть. Вот экспонат нашей картинной галереи – картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Посмотрите на картину под звуки Вивальди «Весна», рассмотрите, что или кто на ней изображены, какими красками…

(Дети под звуки музыки рассматривают картину около минуты)

Педагог: Какая картина перед вами: пейзаж? Натюрморт? Портрет? И почему?

Дети: Пейзаж, изображена природа…

Педагог: Какое время года изображено на картине? И как вы об этом догадались?

Дети: Ранняя весна, еще лежит снег, но он начинает таять, прилетели грачи…

Педагог: Как вы догадались, что это грачи?

Дети: Они черные, с белыми клювами…

Педагог: Что делают птицы на картине?

Дети:ремонтируют гнёзда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит её в клюве. Грачи радостные, весёлые. Смешные, шумливые. Они громко кричат разговаривают на грачином языке делятся впечатлениями о далёком путешествии с юга на родину. Они счастливы. Что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнёзда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать.

Педагог: Какие деревья изображены на картине?

Дети: березы. Они толстые, ветки упругие, гнёзда надёжно укреплены. Когда распустятся листья, гнёзд не будет видно в густой кроне дерева

Педагог:Что изображено вокруг?

Дети:Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна долина с потемневшим снегом, вдалеке лес…

Педагог: Какая погода на картине? Рассмотрите, небо, облака, солнце

Дети:Снег начал таять, он потемнел, стал рыхлым, сырым, появились проталинки. Небо покрыто серо-голубыми облаками, солнце проглядывает немного сквозь облака. Оно еще несильно светит, но пригревает.

Педагог: Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на эту картину?

Дети: Радость, скоро будет совсем тепло, снег растает… Печаль…Еще холодно, много снега…

Педагог: Как вы думаете? Почему птицы выбрали это место, чтобы сделать здесь свои гнезда?

Дети: Здесь тихо, спокойно, есть деревья…

Педагог: Давайте еще поговорим о грачах, что они умеют делать? Поиграем в игру «Продолжи предложение», за правильный ответ вы также будете получать фишку.

Дети: Давайте.

Педагог:

- Грачи провели зиму на (юге),

- Грачи провели зиму в (теплых странах).

- Грачи летели высоко над(землей)

- Грачи вернулись на (Родину)

-Грачи собираются в (стаи).

- Возвращаясь домой они перелетали через (моря, горы)

- Грачи строят гнезда на (дереве, березе)

- Птицы вьют гнезда для (птенцов, грачат)

- Грачи ходят по (полям, земле, снегу)

- Грачи строят свои гнезда на (дереве, березе)

-Птицы щебечут, сидя на (ветке, дереве)

(Дети отвечают на вопросы, получают фишки)

Педагог: Вы правильно ответили на вопросы, а теперь давайте поиграем, сами немного побудем птицами.

(Проводится физкультминутка «Грачи»)

Грачи

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)

Чёрные сидят грачи (присели)

Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)

Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)

Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)

Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)

Полетели, прилетели (летают)

И опять все в гнёзда сели. (присели)

Педагог: Мы достаточно узнали про картину, теперь вы сами можете про нее рассказать. Кто хочет быть экскурсоводом? А нам с вами надо будет слушать внимательно, ведь мы находимся на выставке.

(2-3 ребенка по желанию составляю свой рассказ. Экскурсоводы тоже получают фишку)

Педагог: Мы с вами сегодня создали мини-галерею, некоторые побывали в роли экскурсоводов. Их рассказы помогли нам лучше узнать о ранней весне и прилете грачей. За выполнение задания и ответы на вопросы вы получали фишки, посчитайте, сколько их у вас? Если у вас 2-3, то вы отлично сегодня поработали. Если у вас нет их, то в следующий раз вы постараетесь и обязательно их получите.  Наша картинная галерея будет пополняться новыми картинами и вы станете новыми экскурсоводами.  

Список литературы:

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 272 с.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с.

4. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 105-112.

5. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.

6. Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2001. - 10 с.

7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1990.

8. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 59-66.

9. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по развитию речи КВН. Тема: «Всем обо всем».

Задачи занятия. Образовательные:Расширять и активизировать словарь детей.Совершенствовать монологическую речь, её интонационную выразительность,  умения составлять по сюжетной картинке , простые ...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)

1. Научить детей придумывать свой конец знакомой сказки.I уровень – самостоятельно;II уровень – с помощью воспитателя.2. Уметь отображать придуманный рассказ в рисунке, грамматически правильно с...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ВЕСНА-КРАСНА КО ВСЕМ ПРИШЛА».

На основе расширения ориентировки детей в окружающем, развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить детей по словесному указанию педагога находить картинки....

НОД: «Матушка весна – всем красна»

НОД: «Матушка весна – всем красна»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи: "Идет весна - красна"

Представляю вниманию дошкольных педагогов материал НОД занятия по развитию речи на тему "Идет весна - красна"....