Составление рассказа по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».
план-конспект занятия по логопедии
Составление рассказа по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Составление рассказа по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».
Цель: формирование навыка описательного рассказывания по картине- натюрморту.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение составлять описательный рассказ по картине-натюрморту.
- обогащение словаря детей новой лексикой (эпитетами, сравнениями).
Развивающие:
- формирование навыков наблюдения неподвижного художественного произведения и его описания.
- развивать наблюдательность и зрительное внимание детей.
- развивать художественно- эстетическое восприятие.
Воспитательные:
-формирование познавательной активности, интереса к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга.
- воспитывать интерес детей к произведениям живописи.
Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: старшие дошкольники.
Тип занятия: занятие по получению и закреплению новых знаний.
Предварительная работа: беседа с воспитателем о натюрморте, биографии и творчестве П.П. Кончаловского; рассматривание его произведений, акцентирование внимания на картине «Сирень в корзине». Прогулки на участке и рассматривание кустов сирени.
Методы и приемы: словесные (объяснение, рассказ, беседа),наглядные (иллюстрирование, демонстрация, прослушивание музыкальных произведений), практические (упражнения, физкультминутка, рисование).
Материалы и оборудование: настенная доска, магниты; демонстрационный материал: репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»; раздаточный материал: картинный план на листе А4 (вопросительный знак, место действия, время действия; композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, символ «сердце».) Музыкальное сопровождение: отрывок из пьесы П.И. Чайковского «Фея сирени», «Пение птиц», «Голоса леса»
Структура занятия:
I. Вводная часть – 3 минуты.
II. Основная часть – 20 минут.
III. Заключительная часть – 2 минуты
Ход
- Вводная часть
Логопед: Здравствуйте дети! Давайте закроем глаза и представим, что ранним майским утром мы вышли в сад, наполненный чудесным ароматом сирени. (Музыкальное сопровождение: «Пение птиц», «Голоса леса»). Мы раздвигаем ветки сирени и вот, преодолев последнюю преграду, оказываемся в самом центре сиреневого царства. Посмотрите, какая восхитительная, роскошная, чудесная сирень! Она притягивает к себе взоры поэтов и композиторов своей легкостью, а художников яркими красками. Послушайте стихотворение, которое посвящено сирени:
Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый - сиреневый - день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти.
(С. Маршак)
- Основная часть
- Предварительная беседа
Логопед: Так же нам известно много натюрмортов с изображением сирени. Ребята, скажите о творчестве какого художника вы говорили с воспитателем?
Дети: Нам рассказывали о творчестве П.П. Кончаловского.
Логопед: Правильно! П.П.Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не написал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. А вы догадались о какой картине, мы с вами сегодня поговорим?
Дети: Мы будем говорить о картине «Сирень в корзине».
Логопед: Да, сегодня нам с вами предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы будем составлять описательный рассказ по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».
- Рассматривание картины
Логопед: Давайте рассмотрим натюрморт П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». Не правда ли, на вас сразу же пахнуло весной?
Дети: Посмотрев на картину, на нас сразу пахнуло весной.
Логопед: Сейчас я вам включу отрывок из пьесы П.И. Чайковского «Фея сирени», а вы скажите: созвучно ли настроение музыки и картины?
Дети: Настроение музыки и картины созвучно.
Логопед: Удалось ли художнику показать, что веточки сирени свежие, будто их только что срезали?
Дети: Глядя на картину видно, что веточки сирени только что срезаны.
Логопед: Какого цвета, каких оттенков сирень?
Дети: Веточки сирени белые, нежно-розовые, нежно-фиолетовые.
Логопед: С чем можно сравнить цветы?
Дети: Цветы можно сравнить с облаками, цветущим полем.
Логопед: Опишите грозди сирени.
Дети: Грозди сирени белые, красные, розовые, фиолетовые. И хоть они такие разные, но очень хорошо смотрятся вместе, в одном букете.
Логопед: Опишите корзину, в которой стоит сирень.
Дети: Корзина, в которой стоит сирень, коричневого цвета, плетеная.
Логопед: Как вы думаете, почему художник выбрал для сирени корзину, а не банку или вазу?
Дети: Художник выбрал корзинку, чтобы подчеркнуть всю красоту сирени, и то, что это необычный цветок.
Логопед: Эти роскошные веточки сирени создают у нас хорошее настроение, напоминают о весне и солнышке. Трудно найти человека, который не любил бы эти изумительные цветы.П. П. Кончаловский сказал об этой картине: «В этом букете все живет, цветет и радуется»
- Физкультминутка
Логопед: А сейчас давайте все встанем со своих мест и немного разомнемся, повторяйте движения за мной:
Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
(А.В. Аксенов)
- Упражнения по картине
Логопед: Присаживаемся обратно на свои места и продолжаем наше занятие. Сейчас я вам буду называть элементы картины, а вы подбирать к ним слова- признаки. Листочки.
Дети: Листочки темно-зеленые, сердцевидные, тоненькие.
Логопед: Соцветия.
Дети: Соцветия пышные, крупные, тяжелые.
Логопед: Запах на картине.
Дети: Запах душистый, нежный, приятный, вкусный.
Логопед: Букет.
Дети: Букет роскошный, очаровательный, дивный, восхитительный, чудесный.
5. Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.
Логопед: Художник выразил свои чувства на картине с помощью красок, а мы постараемся понять настроение автора и попробуем составить рассказ по картине с опорой на картинный план (Приложение 5):
- Название картины, ее автор и жанр.
- Место действия.
- Время действия.
- Композиция картины.
- Цветовая палитра.
- Отношение к картине.
(Дети по очереди представляют свои рассказы)
6.Рефлексия детей
Логопед: Сейчас мы с вами разберем рассказ (Имя ребенка). (Рассказ каждого ребенка) Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
– чем понравился рассказ?
– о чем удалось интересно рассказать?
– какие красивые необычные слова услышали в рассказе (украсили рассказ)?
III.Подведение итогов занятия
Логопед: Молодцы! хорошие рассказы у вас получились! Понравилось вам занятие?
Дети: Да!
Логопед: С творчеством какого художника мы сегодня познакомились?
Дети: Мы познакомились с творчеством П.П. Кончаловского.
Логопед: К какому жанру относятся его картины? Как называется картина, с которой мы сегодня познакомились?
Дети: Его картины относятся к жанру натюрморт. Картина, с которой мы сегодня познакомились, называется «Сирень в корзине».
Логопед: Вы большие молодцы! Мне очень понравились ваши сегодняшние рассказы по картине. (Выделение элементов рассказа каждого ребенка).
Логопед: А натюрморт с какими цветами нарисовали бы вы?
Дети: Розы, фиалки, ромашки, васильки, подснежники.
Логопед: Продумайте все детали своей будущей картины, и на занятии с воспитателем вы их нарисуете, а потом мы устроим выставку у нас в группе. Спасибо за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Рассматривание картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине.»
Кончаловский нарисовал картину и назвал её «Сирень в корзине». Он и нас хотел порадовать. Давайте посмотрим на неё и полюбуемся....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/08/picture-45934.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе «Идём на выставку картин «Зимушка-зима»»
Составление рассказа, развитие речи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-365200-1425228385.jpg)
Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.
Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/25/picture-489424-1435240716.jpg)
Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»
Материал представляет собой конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-214990-1362230249.jpg)
Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".
Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-454850-1415109248.jpg)
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...