Составление рассказа по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».
план-конспект занятия по логопедии

Кузнецова Екатерина Александровна

Составление рассказа по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Составление рассказа по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».

Цель: формирование навыка описательного рассказывания по картине- натюрморту.

Задачи:

Образовательные:

-  формировать умение составлять описательный рассказ по картине-натюрморту.

- обогащение словаря детей новой лексикой (эпитетами, сравнениями).

Развивающие:

- формирование навыков наблюдения неподвижного художественного произведения и его описания.

        - развивать наблюдательность и зрительное внимание детей.

        - развивать художественно- эстетическое восприятие.

Воспитательные:

-формирование познавательной активности, интереса  к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга.

- воспитывать интерес детей к произведениям живописи.

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: старшие дошкольники.

Тип занятия: занятие по получению и закреплению новых знаний.

Предварительная работа: беседа с воспитателем о натюрморте, биографии и творчестве П.П. Кончаловского; рассматривание его произведений, акцентирование внимания на картине «Сирень в корзине». Прогулки на участке и рассматривание кустов сирени.

Методы и приемы: словесные (объяснение, рассказ, беседа),наглядные (иллюстрирование, демонстрация, прослушивание музыкальных произведений), практические (упражнения, физкультминутка, рисование).

        Материалы и оборудование: настенная доска, магниты; демонстрационный материал: репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»; раздаточный материал: картинный план на листе А4 (вопросительный знак, место действия, время действия; композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, символ «сердце».) Музыкальное сопровождение: отрывок из пьесы П.И. Чайковского «Фея сирени», «Пение птиц», «Голоса леса»

        Структура занятия:

I. Вводная часть – 3 минуты.

II. Основная часть – 20 минут.

III. Заключительная часть – 2 минуты

Ход

  1. Вводная часть

Логопед: Здравствуйте дети! Давайте закроем глаза и представим, что ранним майским утром мы вышли в сад, наполненный чудесным ароматом сирени. (Музыкальное сопровождение: «Пение птиц», «Голоса леса»). Мы раздвигаем ветки сирени и вот, преодолев последнюю преграду, оказываемся в самом центре сиреневого царства. Посмотрите, какая восхитительная, роскошная, чудесная сирень! Она притягивает к себе взоры поэтов и композиторов своей легкостью, а художников яркими красками. Послушайте стихотворение, которое посвящено сирени:

Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый - сиреневый - день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти.

(С. Маршак)

  1. Основная часть
  1. Предварительная беседа

Логопед: Так же нам известно много натюрмортов с изображением сирени. Ребята, скажите о творчестве какого художника вы говорили с воспитателем?

Дети: Нам рассказывали о творчестве П.П. Кончаловского.

Логопед: Правильно! П.П.Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не написал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. А вы догадались о какой картине, мы с вами сегодня поговорим?

Дети: Мы будем говорить о картине «Сирень в корзине».

Логопед: Да, сегодня нам с вами предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы будем составлять описательный рассказ по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».

  1. Рассматривание картины

Логопед: Давайте рассмотрим натюрморт П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». Не правда ли, на вас сразу же пахнуло весной?

Дети: Посмотрев на картину, на нас сразу пахнуло весной.

Логопед: Сейчас я вам включу отрывок из пьесы П.И. Чайковского «Фея сирени», а вы скажите: созвучно ли настроение музыки и картины?

Дети: Настроение музыки и картины созвучно.

Логопед: Удалось ли художнику показать, что веточки сирени свежие, будто их только что срезали?

Дети: Глядя на картину видно, что веточки сирени только что срезаны.

Логопед: Какого цвета, каких оттенков сирень?

Дети: Веточки сирени белые, нежно-розовые, нежно-фиолетовые.

Логопед: С чем можно сравнить цветы?

Дети: Цветы можно сравнить с облаками, цветущим полем.

Логопед: Опишите грозди сирени.

Дети: Грозди сирени белые, красные, розовые, фиолетовые. И хоть они такие разные, но очень хорошо смотрятся вместе, в одном букете.

Логопед: Опишите корзину, в которой стоит сирень.

Дети: Корзина, в которой стоит сирень, коричневого цвета,  плетеная.

Логопед: Как вы думаете, почему художник выбрал для сирени корзину, а не банку или вазу?

Дети: Художник выбрал корзинку, чтобы подчеркнуть всю красоту сирени, и то, что это необычный цветок.

Логопед: Эти роскошные веточки сирени создают у нас хорошее настроение, напоминают о весне и солнышке. Трудно найти человека, который не любил бы эти изумительные цветы.П. П. Кончаловский сказал об этой картине: «В этом букете все живет, цветет и радуется»

  1. Физкультминутка

Логопед: А сейчас давайте все встанем со своих мест и немного разомнемся, повторяйте движения за мной:

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

(А.В. Аксенов)

  1. Упражнения по картине

        Логопед: Присаживаемся обратно на свои места и продолжаем наше занятие. Сейчас я вам буду называть элементы картины, а вы подбирать к ним слова- признаки. Листочки.

        Дети: Листочки темно-зеленые, сердцевидные, тоненькие.

        Логопед: Соцветия.

        Дети: Соцветия пышные, крупные, тяжелые.

        Логопед: Запах на картине.

        Дети: Запах душистый, нежный, приятный, вкусный.

        Логопед: Букет.

        Дети: Букет роскошный, очаровательный, дивный, восхитительный, чудесный.

5. Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.

Логопед: Художник выразил свои чувства на картине с помощью красок, а мы постараемся понять настроение автора и попробуем составить рассказ по картине с опорой на картинный план (Приложение 5):

  1. Название картины, ее автор и жанр.
  2. Место действия.
  3. Время действия.
  4. Композиция картины.
  5. Цветовая палитра.
  6. Отношение к картине.

(Дети по очереди представляют свои рассказы)

        6.Рефлексия детей

        Логопед: Сейчас мы с вами разберем рассказ (Имя ребенка). (Рассказ каждого ребенка) Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

– чем понравился рассказ?

– о чем удалось интересно рассказать?

– какие красивые необычные слова услышали в рассказе (украсили рассказ)?

III.Подведение итогов занятия

Логопед: Молодцы! хорошие рассказы у вас получились! Понравилось вам занятие?

Дети: Да!

Логопед: С творчеством какого художника мы сегодня познакомились?

Дети: Мы познакомились с творчеством П.П. Кончаловского.

 Логопед: К какому жанру относятся его картины? Как называется картина, с которой мы сегодня познакомились?

Дети: Его картины относятся к жанру натюрморт. Картина, с которой мы сегодня познакомились, называется «Сирень в корзине».

Логопед: Вы большие молодцы! Мне очень понравились ваши сегодняшние рассказы по картине. (Выделение элементов рассказа каждого ребенка).

Логопед: А натюрморт с какими цветами нарисовали бы вы?

Дети: Розы, фиалки, ромашки, васильки, подснежники.

Логопед: Продумайте все детали своей будущей картины, и на занятии с воспитателем вы их нарисуете, а потом мы устроим выставку у нас в группе. Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Рассматривание картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине.»

Кончаловский нарисовал картину и назвал её «Сирень в корзине». Он и нас хотел порадовать. Давайте посмотрим на неё и полюбуемся....

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...

Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»

Материал представляет собой конспект  подгруппового логопедического занятия   по развитию связной речи....

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...