Составление рассказа по картине Н.Е Рачкова «Девочка с ягодами».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кузнецова Екатерина Александровна

Составление рассказа по картине Н.Е Рачкова «Девочка с ягодами».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Составление рассказа по картине Н.Е Рачкова «Девочка с ягодами».

Цель :формирование навыков описательного рассказа с элементами повествования по портрету.

Задачи:

Образовательные:

-  формировать умение составления описательного рассказа с элементами повествования по портретной картине.

- обогащение словаря детей новой лексикой (эпитетами).

Развивающие

        - развивать наблюдательность и зрительное внимание детей.

        - развивать художественно- эстетическое восприятие.

        - развитие умения воспринимать внутренний мир человека.

Воспитательные:

-формирование познавательной активности, интереса к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга.

- воспитывать интерес детей к произведениям живописи.

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: старшие дошкольники.

Тип занятия: занятие по получению и закреплению новых знаний.

Предварительная работа: беседа с воспитателемо портрете, биографии и творчестве Н.Е. Рачкова; рассматривание его произведений, акцентирование внимания на картине «Девочка с ягодами».

Методы и приемы: словесные (рассказ, беседа, интервью) ,наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (физкультминутка).

        Материалы и оборудование: настенная доска, магниты; демонстрационный материал: репродукция картины Н.Е. Рачкова «Девочка с ягодами»; раздаточный материал: картинный план на листе А4 (вопросительный знак, место действия, время действия; композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, символ «сердце».)

        Структура занятия:

I. Вводная часть – 3 минуты.

II. Основная часть – 25 минут.

III.Заключительная часть – 2 минуты.

Ход

  1. Вводная часть

Логопед: Ребята, сейчас мы с вами превратимся в настоящих художников и будем давать интервью. Я буду подходить к каждому из вас по очереди, и вы будете отвечать на вопросы. Но давать ответы нужно полным предложением. Хотите почувствовать себя всемирно известными художниками?

Дети: Да!

Логопед: Как ты думаешь, что такое красота? Кого можно назвать прекрасным, красивым?

Ребенок 1: Мама, папа, бабушка, сестра Аня они очень красивые.

Логопед: Как ты думаешь, что такое красота? Что можно назвать прекрасным, красивым?

Ребенок 2: Кукла, цветы, бабочка, природа прекрасна.

Логопед: Как ты думаешь, чем люди обычно украшают разные предметы в доме?

Ребенок 3: Люди украшают разные предметы в доме картинами, рисунками, цветами,

Логопед: Как ты думаешь, чем люди обычно украшают разные предметы одежды?

Ребенок 4: Люди украшают одежду бусами, бисером, наклейками.

Логопед: Как ты думаешь, зачем люди рисуют картины?

Ребенок 5: Люди рисуют картины, потому что им это нравится, чтобы показать всем.

Логопед: Молодцы!

  1. Основная часть
  1. Предварительная беседа

Логопед: Ребята, скажите о творчестве какого художника,  вы говорили с воспитателем?

Дети: С воспитателем мы говорили о творчестве Н.Е. Рачкова.

Логопед: А что вы запомнили о его биографии и работах?

Дети: Жанр картин Н.Е. Рачкова – портрет. Особенно хорошо у него получались портреты детей. Н.Е. Рачков популярный художник, его картины приобретал П.М. Третьяков.

Логопед: Молодцы! А вы догадались, о какой картине мы с вами сегодня поговорим?

Дети:  Мы поговорим о картине «Девочка с ягодами».

Логопед: Да, сегодня мы будем составлять описательный рассказ с элементами повествования по картине Н. Е. Рачкова  «Девочка с ягодами».

  1. Рассматривание картины

Логопед: А сейчас давайте еще раз посмотрим на картину. Н.Е. Рачков написал картину "Девочка с ягодами" в конце 19 века. Но до сих пор картина привлекает к себе внимание не только профессионалов - художников, но и простых людей, которые, может быть, даже ничего не понимают в живописи. Что же так притягивает к этой картине? Давайте в этом вместе разберемся.

Логопед: Кто изображен на картине?

Дети: На картине изображена девочка.

Логопед: Что можно сказать о выражении лица, настроении, одежде девочки?

Дети: Девочка немного грустная. Она одета в белую рубашку, на голове повязан платок, из - под него видно волосы. На шее голубые бусы.

Логопед: Что делает девочка?

Дети: Девочка собирала ягоды.

Логопед: Какие краски использует художник?

Дети: Художник использует белые краски.

Логопед: Да, одежда девочки преимущественно белых цветов, что может говорить о ее чистоте и благородности.

Логопед: Какие чувства у вас вызывает девочка?

Дети: Девочка вызывает чувство печали.

Логопед: Почему?

Дети: Возможно, она устала собирать ягоды.

  1. Физкультминутка

Логопед: Молодцы! А сейчас давайте с вами немного развлечёмся. (Повторяйте движения, в след за мной)

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдём

Может быть и под листочком сладку ягоду найдём

На носочки детки встали по дорожкам побежали

И на каблучках пойдём через лужи перейдём

Отдохнули вот и славно

Поговорим теперь о главном.

(Б. И. Парамонова)

  1. Упражнения по картине

Логопед: Ребята, давайте сделаем девочке подарок, чтобы она не грустила. И подберем,  какими словами- признаками можно описать ее взгляд, губы, лоб, румянец, наряд, чашу.

Дети: Взгляд- пронзительный, добрый, честный; губы- пухлые, алые; лоб- высокий; румянец- нежный, легкий; наряд- свободная белая рубашка, голубой сарафан, светлый платок; чаша- полная аппетитных ягод.

5. Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.

Логопед:Художник выразил свои чувства на картине с помощью красок, а мы постараемся понять настроение автора и попробуем составить рассказ по картине с опорой на картинный план (Приложение 5):

  1. Название картины, ее автор и жанр.
  2. Место действия.
  3. Время действия.
  4. Композиция картины.
  5. Цветовая палитра.
  6. Отношение к картине.

(Дети по очереди представляют свои рассказы)

        6.Рефлексия детей

        Логопед: Сейчас мы с вами разберем рассказ (Имя ребенка). (Рассказ каждого ребенка) Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

– чем понравился рассказ?

– о чем удалось интересно рассказать?

– какие красивые необычные слова услышали в рассказах (украсили рассказ)?

III.Подведение итогов занятия

Логопед: Молодцы! Хорошие рассказы у вас получились! Понравилось вам занятие?

Дети: Да!

Логопед: С творчеством, какого художника мы сегодня познакомились?

Дети: Мы познакомились с творчеством Н.Е. Рачкова.

 Логопед: К какому жанру относятся его работы? Как называется картина, с которой мы сегодня познакомились?

Дети: Работы относятся к жанру портрет. Картина называется «Девочка с ягодами».

Логопед: Вы большие молодцы! Мне очень понравились ваши сегодняшние рассказы по картине. (Выделение элементов рассказа каждого ребенка)

Логопед: Ну, раз мы с вами стали настоящими художниками, давайте нарисуем свой портрет и придумаем ему название. (Дети рисуют портретыи оформляют свой вернисаж на занятии с воспитателем). Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...

Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»

Материал представляет собой конспект  подгруппового логопедического занятия   по развитию связной речи....

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Составление описательного рассказа по картине В.А.Серова "Девочка с персиками" с презентацией

Формирование у детей навыков составления описательного рассказа по картине с опорой на образец воспитателя....

Составление рассказа по картине В.А. Серова «Девочка с персиками».

Составление рассказа по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»....