Проект «Осень в гости к нам пришла»
проект по логопедии (средняя группа)

Плотникова Татьяна Николаевна

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_proekt_osen.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Территориальный отдел главного управления образования

администрации города по Октябрьскому району города

автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №322 «Морозко»

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru

Совместный проект

«Осень в гости к нам пришла»

                    Плотникова Татьяна Николаевна

                    учитель-логопед высшей квалификационной категории

                   Трусиенко Марина Тимофеевна

                   воспитатель высшей квалификационной категории

                   Изралеева Виталина Викторовна

                   воспитатель первой квалификационной категории

                   

                                                      Красноярск 2023

Авторы проекта: Трусиенко М. Т., воспитатель средней группы "Солнышко", МАДОУ №322 «Морозко», Изралеева В.В., воспитатель средней группы "Солнышко", МАДОУ №322 «Морозко», Плотникова Т.Н., учитель-логопед средней группы «Солнышко», МАДОУ № 322 «Морозко», т.246-47-78.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Участники проекта: воспитанники средней группы, родители воспитанников, воспитатели, учитель – логопед.

Тип проекта: краткосрочный (4 недели).

Сроки реализации проекта: октябрь 2023г.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, познавательно-творческий,

игровой.

Цель проекта: Расширять и систематизировать знания детей об осени, как о

времени года. Помочь детям увидеть многообразие осени. Активизация речевой деятельности детей, уточнение и расширение словаря по теме. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к природе. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей.

        Задачи проекта:

        Образовательные:

  • углубить представления об изменениях в природе осенью;
  • развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой

        природы;

  • учить детей узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, коре;    
  •  привлечь внимания к окружающим природным объектам;
  • Уточненять и обогащать словарь детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Лес», «Сад», «Огород», «Деревья».

         Развивающие:

  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм и  передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках;
  • развивать творческие и познавательные способности детей;
  • развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
  • развивать различные виды деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой).

         Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру детей;
  • воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой;
  • воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
  • способствовать формированию интереса детей к самостоятельному наблюдению, пониманию необходимости помощи живому существу.

Оснащение предметно-развивающей среды:

  • выставка совместных работ детей и родителей по теме «Дары осени»;
  • выставка детского изобразительного творчества по теме «Золотая осень»;
  • «Осенняя библиотека», изготовление книжек-малышек по теме «Осень»;
  • стенд «Календарь осенних событий»;
  • выставка «Мой волшебный листочек» с добрыми пожеланиями.

Предполагаемый результат: в ходе проекта дети обогащают и расширяют свои знания о сезонных явлениях природы, о дарах осени, их свойствах, местах их произрастания, пользе для здоровья. Исследование и познание объектов природы способствует умственному развитию, логическому мышлению, пополняется и расширяется словарный запас. Кроме того, восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, умение любоваться красотой окружающей природы и чуткое отношение ко всему живому. Таким образом, у детей воспитывается экологическое сознание, и формируются начальные навыки экологической культуры, воспитывается любовь к природе.

Актуальность темы: Пятый год жизни – это возраст «почемучек» и время развития активного интереса к познанию мира.  Но, учитывая, что у детей еще не сформированы самостоятельные способы познания, то задача воспитателя заключается в том, чтобы принимать самое активное, живое участие в детской познавательной деятельности и помогать находить ответы на все многочисленные детские вопросы. Оказываясь всегда рядом, воспитатель помогает детям освоить разные способы познания: приемы сенсорного обследования свойств и качеств предметов, создает условия для детского экспериментирования, умение вести наблюдение за близкими объектами окружающего нас мира. Дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя представители животного мира, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей.

         

                                     Этапы проекта:

          1 этап. Предварительный этап:  

  • Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов                  исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Составление плана, выбор форм работы.
  •  Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, детской художественной литературы, музыкальных произведений.
  • Разработка циклов НОД.
  • Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.
  • Фотоматериалы.
  • Украшение группы по теме «Осень».

2 этап. Выполнение проекта: 

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Беседы 

«Осень, осень в гости просим»

 «Что такое листопад»

Рассматривание альбома «Осень»

Наблюдения

  • деревья осенью
  • за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
  • за перелетными птицами

Речевое развитие

Чтение художественной литературы об осени

Пословицы, поговорки, загадки об осени

И. Соколов-Микитов «Осень в лесу»;

М. Ходякова «Осень»;

А. Плещеев «Осень наступила»;

М. Ивенсен «Падают листья»;

В. Митрович «Листопад, листопад»;

Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень».

  • Дидактические игры: «Рассматривание фруктов и овощей», «Волшебный мешочек»», рассматривание сюжетных картинок по теме «Осень».

  • Тематическая артикуляционная гимнастика: «Осенние листочки», «Собираем фрукты-овощи», «Помоги ежу собрать урожай».
  • Словесные игры: «Один – много», «Хорошо – плохо», «Подбери  признак», «Какой сок?», «Какой кекс?», «Опиши словами осень!», «Осень в лесу».
  • Игры с речевым сопровождением: «Листья», «Дождик», «В огороде»
  • Заучивание стихов с опорой на мнемотаблицы.

Социально – коммуникативное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетно-ролевые игры «Овощной магазин», «Варим варенье».

Дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает», «С какого дерева листок», «Волшебный мешочек», «Что бывает осенью?», «Парные картинки», «Какая сегодня погода», «Чудесный мешочек»«С какой ветки детки?»

Настольная игра  

«Как зовут тебя деревце?»

Игры – драматизации: «Репка»

Трудовая деятельность:

  • сбор природного материала на прогулке (сбор листочков для гербария)
  • уборка опавшей листвы
  • укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседа: «Жизнь растений осенью», 

«Осенние хлопоты человека»

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

«Осенние деревья», «Косынка для осени»

Рисование:

«Нарядные листочки»

«Золотая осень» (пейзаж)

Лепка:

«Корзина с грибами»

«Деревья осеннего леса»

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

Самостоятельная художественная деятельность:

Аппликация «Ветка рябины»

Рисование «Чем нам осень нравится», «Осенний наряд березы»

Иллюстрирование книжки – малышки «Осень бродит по дорожке…»

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песня»

Пение:

«Ветер, ветер, ветерок» слова, музыка

«Осень» слова, музыка

«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой

Музыкальная игра с пением:

«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина

Музыкально – дидактическая игра: 

«Узнай песенку»

Досуги, развлечения:

Викторина «Что мы знаем о растениях?»

«Час загадки» (дети отгадывают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем альбом «Что нам осень принесла»)

Физическое развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров»

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!»

«Белкины запасы», 

«Вершки и корешки»

Игры – соревнования 

«Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

«Клён»

«Листопад»

«Грибы»

Дыхательная гимнастика 

«Чей листок раньше улетит»

Пальчиковая гимнастика:

«Осенние листья»

«Осень»

  • «Есть у каждого свой дом»
  • «Воробьи»
  • «Капуста»

Сценарий итогового мероприятия «В гости к Осени».

Программное содержание:

Закрепить представления детей об овощах, фруктах, названиях листьев, деревьев, о признаках осени; продолжать учить давать полные ответы на вопросы о осени; использовать в речи прилагательные, глаголы, существительные; закреплять умение правильно и отчётливо произносить звуки «в», «ф»; развивать речь, навыки диалогического общения.

Словарь: Осень, листва, листопад, овощи, фрукты, дуб, береза, липа, рябина; дубовый, берёзовый, рябиновый, дождливая, хмурая, пасмурная; облетают, собирают урожай.

Материал: Эмблемы вагончиков (паровозика), Зайчик, Незнайка, картинки с овощами и фруктами, огородом и фруктовым деревом, листья (дубовый, берёзовый, рябиновый, кленовый) и соответствующие деревья; набор для составления осеннего пейзажа «Волшебная картина осени», фланелеграф; витамины по числу детей.

Организационный момент.

Логопед:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать? На чём можно путешествовать? (Ответы детей). А мы с вами поедем на поезде. Вы готовы? (Ответы детей). Тогда поехали.

Дети строятся паровозиком и надевают эмблемы вагончиков.

«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Я стучу, стучу, стучу,

Сто вагонов я тащу.

Чух — чух — чух — чух.

У — у — у, ту — ту — ту!»

Логопед: Ребята, мы приехали в гости к Зайчику. Познакомимся с ним? Зайчик плачет. Давайте узнаем, что случилось.

Дети: «Что с тобой случилось, зайчик?»

Зайчик: «Здравствуйте, ребята. У меня есть огород и фруктовый сад. Но я забыл, что растёт в огороде, а что в саду».

Логопед: Зайчик, не плачь, наши детки помогут тебе в твоей беде. Поможем Зайчику? (Да). Давайте вместе ответим, что же растёт в огороде, а что в саду. Дети: «Овощи растут в огороде, а фрукты растут в саду».

Логопед: Молодцы! А сейчас каждый из вас будет подходить, выбирать на столе овощ или фрукт, называть его, говорить, что это, каким он цветом и где он растёт, в огород или в саду. (Каждый из детей по очереди подходит). Помогли мы Зайчику? (Да).

Зайчик: «Большое спасибо, какие хорошие детки».

Логопед: Ну, что поехали дальше? (Дети строятся).

«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Я стучу, стучу, стучу,

Сто вагонов я тащу.

Чух — чух — чух — чух.

У — у — у, ту — ту — ту!»

Логопед: Наша остановка называется «Опавшие листья». Почему листья опадают? (Ответы детей).

 Дети останавливаются в кругу. Проводится пальчиковая игра «Осенние листья»:

1,2,3,4,5 загибают пальцы на правой руке

Будем листья собирать. сжимают и разжимают кулачки

Листья березы, загибают мизинец

Листья рябины, безымянный

Листики тополя, средний левая

Листья осины, указательный рука

Листики дуба мы соберем большой

Маме осенний букет принесем. указательный и средний пальцы

обеих рук «шагают» по коленям.

Логопед. Ребята, посмотрите сколько здесь опавших листьев! Сейчас каждый из вас подойдёт, выберет понравившийся листок, назовёт его и скажет, с какого же дерева он упал, прикрепит листок к этому дереву. Каждый подходит и отвечает. Игра «Листопад».

Логопед. Как называется явление, когда опадают листья? Дети: «Листопад». Логопед. Теперь каждый возьмите по листочку. Подул ветер, закружились листочки. Затих, листочки приземлились на землю. (Дети выполняют соответствующие движения).

Ветер сверху набежал: «в — в — в».

Дул он долго, зло.

Ветку дерева сломал, и ворчал «ф — ф — ф».

(Дети произносят звуки «в», «ф» громко и протяжно).

Ну, что поедем дальше?

«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Я стучу, стучу, стучу,

Сто вагонов я тащу.

Чух — чух — чух — чух.

У — у — у, ту — ту — ту!»

Логопед: Остановка называется «Волшебная». Мы с вами будем маленькими волшебниками и будем рисовать «Волшебную картину осени» (выкладывание осенних признаков на фланелеграфе).

Дети рассаживаются. Появляется Незнайка.

Незнайка: «Здравствуйте, ребята! Чтобы нарисовать волшебную картину, нужно ответить на волшебные вопросы. Вы готовы? (Ответы детей).

— Какой лес осенью? (Ответы детей). Ребёнок, который дал полный ответ, выходит, находит картинку, на которой изображено дерево с разноцветными листьями, и выставляет на фланелеграфе.

— Листья осенью что делают? (Краснеют, желтеют, опадают). Ребёнок выкладывает летящие листья.

— Я знаю, что осенью распускаются цветы и листья. (Неправильно!) Почему? (Ответы детей).

— Какая погода осенью? (Ответы детей). Ребёнок, который дал полный ответ, выкладывает картинку, на которой изображена туча с дождём.

— Осенью тепло, можно купаться и загорать. (Неправильно!) Почему? (Ответы детей).

— Осенью мы сажаем картошку, огурцы, репку. (Неправильно!) Почему? (Ответы детей). Ребёнок выкладывает картинку со сбором урожая.

— Осенью прилетают птицы. (Неправильно!) Почему? (Ответы детей). Ребёнок выкладывает картинку с улетающими птицами.

— Что собирают осенью в лесу? (Ответы детей). Выкладывание картинки с грибами.

 — Как одеты люди осенью? (Ответы детей). Выкладывание картинки с людьми в теплой одежде. Логопед. Незнайка, теперь ты всё знаешь про осень? (Ответ Незнайки). Красивая у нас получилась картина? (Ответы детей).

— Зайка и Незнайка: «Ребята, спасибо вам за то, что помогли разобраться с овощами и фруктами, а также рассказали Незнайке про осенние признаки. А чтобы всегда вы были здоровыми и сильными холодной осенью, мы вам дарим витаминки».

Логопед: Ребята, понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей). Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Дети строятся паровозиком и уезжают.

3 этап. Результаты: 

  • Выставки детских рисунков, работ по аппликации и лепке; коллективных творческих работ детей группы с природным материалом «Золотая осень».
  • Выставка творческих поделок на тему: «Дары осени» сделанных в совместной деятельности родителей с детьми.
  • Досуг «Что нам осень принесла».
  • Итоговое мероприятие совместно с логопедом «В гости к осени». 

           Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим

интересом включаются в различные виды деятельности, могут

самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство

ответственности за природу, себя и других. Образовательная

деятельность в рамках проекта была содержательной, наполнена яркими

впечатлениями, интересными делами, радостью общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Осень в гости к нам пришла"

Направлен на формирование познавательных способностей детей, формирование представлений о сезонных изменениях вав природе, знакомит с признаками осени....

Экологический проект "Осень в гости к нам пришла"

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, ...

проект"Осень в гости к нам пришла"

Проект для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

проект «Осень в гости к нам пришла»

Дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя пр...

Проект "Осень в гости к нам пришла и овощи принесла."

Уважаемые коллеги. Данный материал полезен при знакомстве с окружающим миром. Надеюсь он вам понравиться....

Конспект итогового занятия к проекту «Осень в гости к нам пришла» для детей 3-4 лет: «Поможем кукле Тане»

Конспект итогового занятия к проекту «Осень в гости к нам пришла» для детей 3-4 лет:  «Поможем кукле Тане»...

Информационная карта проекта "Осень в гости в нам пришла"

Проект «Осень в гости к нам пришла». Подготовительная группа.Воспитатели: Ларионова А.В. Вид проекта: информационно – практико - ориентированный.Продолжительность: среднесрочный.Сроки провед...