Анализ особенностей рассказывания у детей, участвующих в эксперименте
учебно-методический материал по логопедии

Кузнецова Екатерина Александровна

Анализ особенностей рассказывания у детей, участвующих в эксперименте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ особенностей рассказывания у детей, участвующих в эксперименте

Комплексное исследование включало три последовательных экспериментальных задания, каждое из которых проводилось методом индивидуального эксперимента. Были обследованы 20 детей 5-6 лет, имеющих общее недоразвитие речи (экспериментальная и контрольная группы).

Анализ результатов позволяет нам сделать следующие выводы.

  1. Составление описательных рассказов (составление описательного рассказа по предмету и составление рассказа-описания по сюжетной картинке).

Как показал анализ результатов исследования, для детей с ОНР экспериментальной и контрольной группы характерен уровень сформированности составления рассказа по предоставленному предмету и сюжетной картине - ниже среднего. Средний балл экспериментальной группы составил – 7,6. Результаты исследования представлены в таблице 3 (Приложение 1). Средний балл контрольной группы составил – 6,5. Результаты исследования представлены в таблице 4 (Приложение 1).

У 10% испытуемых и экспериментальной, и контрольной группы (Приложение 1. Рисунок 1, 2.) отмечается уровень сформированности рассказывания выше среднего (14-19 баллов). Они самостоятельно выполнили задание без предварительного разбора и помощи педагога. Структура фразы нарушена незначительно. Например: «Это обезьяна, у которой нос как у свиньи, пузо как у гориллы, руки как хвост змеи…». В ответах содержится воспринятый наглядный материал.

У 40 % испытуемых экспериментальной группы и 30% контрольной отмечается средний уровень сформированности рассказа (8-13 баллов). Большинство этих детей составили рассказ с небольшой помощью. В ответах этих детей в содержании фразы отражается воспринятый наглядный материал, но не полностью. Например: «Красивая кошечка задела лапкой молоко. Молоко пролилось. Кошка стала лизать молоко…». Прослеживаются причинно – следственные связи. Структура фраз не нарушена.

У 40% испытуемых экспериментальной группы и 50% контрольной отмечается уровень сформированности рассказывания ниже среднего (3-7 балла). Рассказ составлялся по наводящим вопросам, с ограниченным количеством связующих звеньев. Например: «Кошечка разлила молоко. И потом она захотела пить молоко. И стала его пить. Из ведра». При составлении фразы присутствовали паузы с поиском подходящего слова.

У оставшихся 10% испытуемых и контрольной, и экспериментальной групп отмечается низкий уровень сформированности связной речи (0-2). Рассказ составлен с помощью педагога. Пропущено большое количество смысловых звеньев. Например: «Кошка. Молоко. Кастрюля». В содержании присутствует лишь 1-2 элемента, наглядно воспринимаемой информации.

В ходе эксперимента выявлено, что составление рассказа по предмету и сюжетной картинке дети выполнили с разным уровнем успешности.

  1. Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин (составление связного сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов и составление рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной обработки).

Как показал анализ результатов исследования, для детей с ОНР экспериментальной и контрольной группы характерен уровень сформированности составления рассказа по картинкам, связанным между собой - ниже среднего. Средний балл экспериментальной группы составил-6,9 балла. Результаты исследования представлены в таблице 3 (Приложение 1). Средний балл контрольной группы составил- 7 баллов. Результаты исследования представлены в таблице 4 (Приложение 1).

У 10% (Приложение 1. Рисунок 1, 2.) испытуемых и контрольной, и экспериментальной группы отмечается уровень сформированности связной речи выше среднего (14-19 баллов). Рассказ в целом соответствует изображаемой ситуации. Основные смысловые звенья сохранны, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев. Имеются отдельные грамматически неправильные предложения. Необходима была помощь педагога в виде 1-2 наводящих вопросов. Например: «Девочка и мальчик пришли на рыбалку. Собака радостно бегала рядом. Они подождали пять минуточек. Рыба клюнула. Потом  зацепили они шляпу. Собака нырнула и достала шляпу…».

У 30% экспериментальной и контрольной групп отмечается средний уровень сформированности связной речи (8-13 баллов). Соответствие рассказа изображаемой ситуации значительное, но отдельные смысловые звенья искажены. Рассказ краткий из простых предложений. Составление по наводящим вопросам. Например: «Мальчики нашли ежика. Потом понесли. Положили. Дали ему блюдечко. Налили молочка. Кусочек сахара дали…».

У 40% экспериментальной и 30% контрольной отмечается уровень сформированности рассказа ниже среднего (3-7 балла). Рассказ частично соответствует изображаемой ситуации. Присутствует искажение смысла, пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2-3). Рассказ очень краткий. Составление по наводящим вопросам. Например: «Палками ежика кидают. Взяли и понесли. Дома покормили молоком».

У 20 % экспериментальной и 30% контрольной отмечается низкий уровень составления рассказа (0-2 балла). Рассказ отсутствует, 1-2 предложения кратких ответов на вопросы педагога. Задание недоступно даже при наличии помощи. Например: «Мальчик. Собака».

В ходе эксперимента выявлено, что составление рассказа по серии сюжетных картин дети выполнили с разным уровнем успешности.

  1. Повествовательный фактический рассказ (составление рассказа на основе жизненного опыта и составление рассказа на придуманную ребенком тему).

По результатам анализа исследования, уровень составления повествовательного фактического рассказа у детей с ОНР экспериментальной и контрольной группы - ниже среднего. Средний балл экспериментальной и контрольной групп составил – 5,1. Результаты исследования представлены в таблице 3,4 (Приложение 1).

 10 % (Приложение 1. Рисунок 1) исследуемых экспериментальной и 20 % (Приложение 1. Рисунок 2) исследуемых контрольной групп показали средний уровень сформированности связного рассказа (8-13 баллов). Рассказ в целом соответствует теме, но отдельные смысловые звенья искажены. Ограниченное использование связующих звеньев. Составление по наводящим вопросам. Структура рассказа нарушена. Например: «Есть корабль, песочница. Машину убрали. Но нам новую заказали. Но ее уже наверно двадцать лет нет…»

У 70% исследуемых экспериментальной и 60% контрольной групп наблюдается уровень сформированности рассказывания ниже среднего (3-7 баллов). Ход события и структура рассказа не соблюдена. Рассказ без связующих звеньев. Составление рассказа по наводящим вопросам. Например: «Мой друг Глеб. Мы играем в компьютер. Мама не разрешает нам играть».

У 20% исследуемых и контрольной и экспериментальной группы наблюдается низкий уровень сформированности рассказа (0-2 балла). Рассказ отсутствует, вместо него 1-2 предложения. Краткие ответы на вопросы педагога. Например: «Корабль. Веранда. Песочница». Отдельные слова, не связанные причинно-следственными связями.

В ходе эксперимента выявлено, что повествовательный фактический рассказ дети составляют с разным уровнем успешности.

Итак, анализ результатов исследования показал, что для детей с ОНР и контрольной, и экспериментальной групп характерен уровень сформированности составления рассказа ниже среднего. Средний балл экспериментальной группы составил - 20. Контрольной - 18,6. С заданиями дети справились с разным уровнем успешности.

Такие результаты обусловлены неполноценной речевой деятельностью, нарушением неречевых психических функций и эмоционально-волевой сферы. Становление рассказывания осуществляется медленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями: трудности планирования развернутых высказываний, нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, несформированность словаря.

Дошкольники с ОНР нуждаются в постоянной помощи взрослого, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке. Анализ полученных речевых сведений дошкольников 5-6 лет с ОНР показал, что повествовательный фактический рассказ дается детям сложнее, чем описательный и повествовательный по серии сюжетных картин. Результаты составления описательного рассказа лишь немного превысили результаты составления повествовательного по серии сюжетных картин. Это говорит о том, что детям сложнее составлять рассказ на собственно придуманную или данную педагогом тему без наглядной основы. Им проще описать действие, разворачивающееся на серии сюжетных картинок, и предмет, данный в наглядной форме.

На основании нашего исследования можно сделать вывод: у детей старшего дошкольного возраста с ОНР имеется значительное отставание в формировании навыков связной речи. Особенно ярко отставание проявляется в умении составлять повествовательный фактический рассказ.

Результаты, полученные в процессе диагностики очень важны, так как позволяют раскрыть речевые возможности в овладении связной речью детей дошкольного возраста с ОНР и подтвердить возможность обучения рассказыванию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР 3 уровня

Анализ фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи....

Возрастные особенности детей, участвующих в реализации образовательной программы дошкольного образования «Основы информационных технологий»

Возрастные особенности детей, участвующих в реализации образовательной программы дошкольного образования «Основы информационных технологий»....

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр

В дошкольном возрасте у детей необходимо развивать активный познавательный интерес к родному языку, повышать уровень речевого развития, подготовить к началу обучения в школе. Основой общения взрослого...

Особенности развития анализа, синтеза, сравнения у детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития анализа, синтеза, сравнения у детей старшего дошкольного возраста...

"Особенности организации работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста".

К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Но особое значение это и...