Особенности фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР 3 уровня
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Анализ фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Общая характеристика процессов фонематического анализа и синтеза.
В усвоении звуковой стороны русского языка входят два взаимосвязанных процесса: а) Процесс произношения звуков, б) Овладение фонематической системой языка, что предполагает усвоение и развитие восприятия звуков языка ()фонематическое восприятие) и функций: смыслоразличительной, слухоразличительной, фонематическим анализом и синтезом.
Смыслоразличительная функция фонематической системы языка предполагает использование фонем для различения смысла сказанного. Слухоразличительная функция осуществляет различие фонем по акустическим признакам.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова, сложная психическая и речевая деятельность.
Изучением фонематического анализа и синтеза занималась Е.Н. Винарская и выделила следующие его формы:
- Узнавание звука на фоне слова,
- Выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука в слове,
- Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам.
Последняя форма является сложной аналитико-синтетической деятельностью, которая появляется в результате специального обучения. Эта последняя форма не может быть сформирована без наличия предыдущих двух. Её сформированность важна для овладения ребенком процессами письма и чтения.
Нарушения звукового анализа и синтеза проявляются в различной степени в зависимости от тяжести речевого нарушения и от времени возникновения дефекта. Практически у всех детей с общим недоразвитием речи грубые нарушения артикуляции звуков, что приводит к неправильному развитию восприятия звуковой речи. Отклонения в слуховом восприятии, вызванные недостаточным артикуляционным опытом, отсутствием четкого кинестетического образа звука, приводят к заметным трудностям в овладении звуковым анализом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....
Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....
Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....
Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...
Работа по формированию фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
В работе по формированию фонематического анализа и синтеза определены следующие направления:1. Формирование фонематического восприятия2. Развитие ...
Публикация «Методика исследования фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза у детей с нарушением произносительной стороны речи»
Для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляционный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произнос...
Состояние фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (сло...