Дыхательные методики и упражнения, используемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Дмитриева Татьяна Сергеевна

Опыт из работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дыхательные методики и упражнения, используемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Кораблик» города Волжска Республики Марий Эл Выполнила: учитель-логопед Дмитриева Татьяна Сергеевна Волжск, 2025

Слайд 2

Актуальность Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Дыхание ребенка имеет слабый выдох, который может осуществляться через нос и рот одновременно. Ребенок не может произвольно контролировать правильность своего дыхания. Для коррекции проблем с дыханием в логопедии используется специальный комплекс упражнений – дыхательная гимнастика. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Слайд 3

Цель: ф ормирование правильного речевого дыхания .

Слайд 4

Задачи: - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм; - выработать плавный, длительный экономный выдох; - н аучить регулировать силу выдоха; - развивать способность целенаправленно использовать правильное дыхание для произнесения гласных, согласных звуков, слогов, звукоподражаний, слов .

Слайд 5

Дыхательная гимнастика , используемая на логопедических занятиях, - уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Приступая к развитию речевого дыхания, следует отработать спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох. Этому помогут игры и дыхательные упражнения.

Слайд 6

«Бабочка» Нужно произнести вместе с ребёнком русскую народную поговорку: Бабочка – коробочка, полети на облачко, Там твои детки – на березовой ветке! Затем подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

Слайд 7

«Сдуй пёрышко» - язык находится в положении «блинчик» делается плавный выдох ртом, сдувая пёрышко с ладошки.

Слайд 8

«Снежная метель»

Слайд 9

« Дуделка » - делаем вдох носом и сильный продолжительный выдох ртом, следить за тем что бы щёки не надувались.

Слайд 10

«Фокус» – язык в положении «чашечка», на нос кладём пёрышко и сдуваем пёрышко с носа, и пёрышко должно улететь вверх.

Слайд 11

«Накорми гусеницу»

Слайд 12

«Вертушка» - подуем на различные вертушки как сильный ветер.

Слайд 13

«Задуй свечу » Во время выполнения упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.

Слайд 14

«Весёлые петушки»

Слайд 15

Дыхательные упражнения статического характера Содержание Направленность 1. И.п . - сидя. Прижать указательным пальцем левую (правую) ноздрю к носовой перегородке. Дыхание через правую (левую) ноздрю. Темп медленный Координация носового дыхания 2. И.п . - сидя. 1 — вдох носом (надуть живот); 2 — выдох, губы «трубочкой» (расслабить) Овладение различными типами дыхания 3. И.п . — сидя. 1. - вдох носом; 2. – выдох (губы «трубочкой») на ладонную часть кисти, струю направлять сначала на пальцы, затем перемещать на ладонь. Темп медленный Регулирование направленной воздушной струи 4. И.п . — сидя. 1. — вдох (носом); 2. — выдох (ртом), губы «трубочкой» Координация ротового и носового дыхания 5. И.п. — сидя. 1. — вдох (ртом); 2. - выдох (носом). Темп медленный Координация ротового и носового дыхания 6 . И.п . - сидя. 1 — вдох; 2 — выдох, резко сократить мышцы живота Укрепление мышц живота. Увеличение подвижности диафрагмы 7 . И.п . - сидя. 1 — вдох (носом); 2 — выдох на ладонь (в 30 см от рта) Формирование направленной ротовой струи

Слайд 16

8 . И.п . — сидя. 1— вдох (носом); задержка дыхания 1-2 с; 2 — медленный выдох через рот Повышение устойчивости организма к гипоксии 9 . И.п . — стоя. 1 — 5 форсированных вдохов; 2 — 5 форсированных выдохов; 3 — задержка дыхания на выдохе 5—7 с; 4 — задержка дыхания на вдохе 7—10 с; 5 — спокойное дыхание Укрепление дыхательной мускулатуры 1 0 . И.п . — стоя, одна рука на животе, другая на груди. 1 — вдох, «надуть живот»; 2 — выдох; 3 — вдох, «расширить грудную клетку»; 4 — выдох Дифференциация типов дыхания 1 1 . И.п . — стоя, на ладони кусочек ваты. 5 — слабый выдох на вату; 6 — форсированный выдох, чтобы вата слетела с ладони Направленность воздушной струи, дифференциация силы выдоха 1 2 . И.п . — стоя. 6 — вдох; 7 — выдох с имитацией кашля и втягиванием живота Увеличение подвижности диафрагмы 1 3 . И.п . — стоя. 1 — вдох; 2 — задержка дыхания 4—5, 5—7, 7—10 с; 3 — выдох; Отдых между сериями 10—15 с Адаптация к гипоксии 1 4 . И.п . — стоя перед зеркалом. 1 — вдох, максимально напрячь крылья носа; 2 — выдох, расслабить крылья носа Развитие способности к релаксации

Слайд 17

Общеразвивающие упражнения дыхательной гимнастики Содержание Направленность «Ежик». И.п. - о.с., голова наклонена вперед. 1 — наклон головы назад — вдох; 2 — и.п. — выдох. Координация дыхания с движением. Укрепление мышц шеи «Тигр». И.п. — ноги на ширине плеч, кисти к плечам. 1 — наклон вправо (влево), руки вверх, развести пальцы - выдох со звуком «р-р-р»; 2 — и.п. — вдох. Координация дыхания с движением. Укрепление мышц туловища «Медведь». И.п. — пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. 1 — присед, руки вперед — выдох со звуком «у-ф-ф»; 2 — и.п. — вдох. Координация дыхания с движением. Укрепление мышц туловища, ног «Кобра». И.п. — лежа на животе, руки согнуты. 1 — упор лежа на бедрах — вдох; 2—3 — удерживать позу, задержка дыхания; 4 — и.п. — выдох со звуком «ш-ш-ш». Координация дыхания с движением. Укрепление мышц спины «Рыба-пила». И.п. — лежа на спине. 1 - махом правая рука и левая нога вверх - выдох со звуком «жих-х»; 2 — и.п. — вдох. Координация дыхания с движением. Укрепление мышц брюшного пресса «Медуза». И.п. — о.с. 1 — руки вперед, максимально развести пальцы - вдох; 2—3 - держать пальцы разведенными, задержка дыхания; 4 — и.п. — выдох. Развитие способности к расслаблению «Кенгуру». И.п. - руки на пояс. Прыжки на двух ногах вверх, на каждое приземление короткий выдох. Координация дыхания с движением «Раненая птица». И.п. — о.с. 1 — руки через стороны вверх — вдох; 2 — и.п. — выдох с имитацией стона со звуком «м-м-м». Развитие способности к расслаблению

Слайд 18

Результаты применения дыхательных методик и упражнений: 1. Благодаря дыхательной гимнастике у детей активно начала работать диафрагма, круговая мышца рта . 2. Дыхательные упражнения восстановили нормальное дыхание в покое. 3. Выработалось правильное дыхание необходимое для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения . 4. Научились регулировать силу выдоха. 5. Кроме того, дыхательная гимнастика оказала на организм ребенка комплексное лечебное воздействие.

Слайд 19

Вывод: Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа , направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование оздоровительно-игровой технологии «БОС» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

В материале предлагается опыт  использования в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи игровой оздоровительной технологии "БОС-здоровье", последовательность использования данной технологии....

Использование творчества детских поэтов и писателей Кубани в коррекционно - развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Данная методическая разработка  разработана, как региональный компонент Кубани с учётом лексических тем и  в  соответствии с  «Примерной адаптированной программой коррекционно-разв...

«Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлым нарушением речи».

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. ...

Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье описано влиние сказок на развитие речи детей, приведены примеры сказок и упражнений по ним  в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....

Работа по самообразованию "Проектная деятельность в логопедической работе с детьми,имеющими тяжёлые нарушения речи(ОНР)".

Актуальность проблемы:Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.Д...

Использование нетрадиционной техники «Рисование тканью» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Обобщение опыта.

Это обобщение опыта использования нетрадиционной техники «Рисование тканью» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в дошкольном учреждении. Материал содержит описание инновационной ...

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста».

Система Су Джок настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок младшего дошкольного возраста. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю cвою жизнь....