Обогащение словарного запаса детей через игру
консультация по логопедии

Самойлова Вера Александровна

Как известно, в современном мире, красивая и правильная речь - символ высокой культуры и хорошего образования. Поэтому, чтобы ваш ребенок легко мог общаться с окружающими и четко выражать свои мысли, заботиться о его языке нужно с детства. Увеличение словаря малыша тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, с одной стороны, и компонентов всей структуры речи, с другой. Поэтому, обогащая, уточняя словарный запас ребенка, мы одновременно формулируем грамматический строй языка и развиваем связную речь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obogashchenie_slovarnogo_zapasa_detey_cherez_igru.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Обогащение словарного запаса детей через игру»

Как известно, в современном мире, красивая и правильная речь - символ высокой культуры и хорошего образования. Поэтому, чтобы ваш ребенок легко мог общаться с окружающими и четко выражать свои мысли, заботиться о его языке нужно с детства.

Увеличение словаря малыша тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, с одной стороны, и компонентов всей структуры речи, с другой. Поэтому, обогащая, уточняя словарный запас ребенка, мы одновременно формулируем грамматический строй языка и развиваем связную речь.

В 4-5 лет наиболее развитые дети начинают замечать недостатки своей речи, стесняются говорить, избегают слов с «трудными» звуками.

Также пополнение словарного запаса зависит от расширения представлений ребенка об окружающем мире».

К пяти-шести годам он обычно говорит уже совершенно правильно. Активный словарь у детей увеличивается до 3000 слов.

«Важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает общение взрослых с ребенком. Если в начале жизни человечка контакт со взрослым носит односторонний и эмоциональный характер, то в дальнейшем ребенок начинает общаться с помощью языка и контакт переходит в двустороннюю форму.

В связи с этим развитие словаря во многом определяется социальной средой, где воспитывается ребенок. Возрастные нормы варьируются в зависимости от социально-культурного уровня семьи».

Для того чтобы словарный запас вашего ребенка становился богаче, необходимо - чтобы разговор взрослых был наполнен более яркими и выразительными словами и выражениями. Ребенок должен не просто знать слова, а применять их на практике. Для этого с детьми нужно как можно больше общаться и читать им книги.

Существует мнение, что особенно полезны в этом плане стихи.

Учимся играючи

Ничто другое, кроме игры, так сильно и надолго не заинтересует ребенка. Именно с помощью этого несложного процесса вы можете пополнить словарный запас вашего крохи.

К одним из наиболее простых занятий по обогащению, уточнению и активизации словаря ребенка можно отнести тематические прогулки. Когда идете в аптеку, магазин, проходите мимо стройки, вы разговариваете о данном объекте с малышом. Рассказываете, показываете новые предметы.

Копилка советов

Веселые игры повысят самооценку маленького человека, внушат ему чувство уверенности в себе, вызовут радость.

Первая игра очень простая в использовании. Посоревнуйтесь с ребенком: кто больше знает круглых предметов? Скажите: «Я знаю круглое колесо, а ты?» Если ребенок ничего не вспомнит, сразу добавьте к колесу шар.

Когда же малыш поймет, что от него требуется, по очереди произносите: мяч, голова, яблоко, солнце и т. д. Итак, кто больше знает холодного (теплого, зеленого, белого, поющего)?

Вторая игра предполагает использование анализа. Взрослый говорит три слова: сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все они относятся к живой природе, однако сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

Еще примеры: молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.

Игра «Наоборот»

Цель — упражнение в подборе антонимов

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лед ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжелый, а пух ...

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу

Взрослый говорит ребенку: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный).

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Солнце село (зашло).

Река бежит (течет, струится).

Мальчик бежит (мчится, несется).

Игра «Какой предмет?»

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку ребенок должен подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...

Красное — платье, яблоко, знамя, ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь логопеду в обогащении словарного запаса через тему "Насекомые".

Цели:обогащение словаря по теме «Насекомые»развитие познавательных способностей детейформирование представлений о нравственно- этических нормах поведениявоспитание экологической культурыПрограммное со...

Календарно-тематическое планирование для подготовительной группы по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края.

Календарно-тематическое планирование для подготовительной группы по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края....

Картотека игр по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края.

Картотека игр по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой  родного края....

Алгоритм работы воспитателя по обогащению словарного запаса через дидактическую игру

Алгоритм работы воспитателя по обогащению словарного запаса через дидактическую игру...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ".

Наблюдая за тем, как малыш растет и познает окружающий мир каждый день, мы обращаем внимание на любое новое слово, которое говорит ребенок. Искренне умиляясь употреблению «совсем уже взрослых&ra...

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта «Развитие и обогащение словарного запаса через речевые и лексические игры для детей подготовительной группы с ФФНР»

Цель: Создания условий для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста через активное использование дидактических игр и лексических упражнений....

Опыт работы и рецензия на тему"Развитие и обогащение словарного запаса через речевые и лексические игры для детей подготовительной группы с ФФНР"

Цель:Создания условий для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста через активное использование дидактических игр и лексических упражнений....