Индивидуальное занятие Автоматизация звука Л в словах и фразах"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Галина Викторовна Мишурова

В конспекте представлены игры и упражнения для автоматизации звука Л в словах и фразах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_l_slovah_i_frazah.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

«Автоматизация звука Л в словах и фразах»

Цель: автоматизация звука [Л] в словах и фразах.

Задачи:

1.Коррекционно-обучающие:

- уточнить артикуляцию звука [Л], закреплять артикуляцию в изолированном произношении и в словах и фразах;

- учить точно и полно отвечать на вопросы.

2. Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие логического мышления, внимания, памяти;

- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук.

3. Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.

Оборудование: зеркало, фотографии с артикуляционными упражнениями, игрушка Лунтика, картинки с чистоговорками на звук [Л], сигнальные карточки, буква Л, памятка артикуляционного уклада звука [Л].

                                                            Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Сегодня к нам в гости на занятие пришёл герой из мультфильма, отгадай кто это:

Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты –
Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок. (Лунтик.)

Итак, у нас в гостях Лунтик (логопед вывешивает картинку на доску). Покажи мне букву, с которой начинается имя Лунтик (выбирает из предложенных букв букву Л (логопед вывешивает букву рядом с картинкой Лунтика). Правильно, это буква Л. Буква Л обозначает звук [Л], который напоминает гул летящего самолёта Л-Л-Л. Сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук [Л]. Заодно и Лунтика научим произносить данный звук. Что для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали?

2. Артикуляционная гимнастика.

А сейчас мы вспомним сказку о Весёлом Язычке и покажем её Лунтику перед зеркалом (на каждое упражнение логопед показывает картинку и фотографию с артикуляционным упражнением).

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин Язычок.

Он удобно в доме лёг. («Лопаточка»)

Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться. ( «Улыбка-трубочка»)

На качелях оказался.

Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели»)

Надоели превращенья:

Лижет Язычок варенье. («Варенье»)

А теперь наш Язычок

Моет нёбо-потолок. («Маляр»)

3.Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания).

Игра «Ниточка»: Вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе тянем звук [Л], наматывая воображаемую нитку на руку, нитка-выдох должна получиться длинной.

Молодец, ты отлично выполнил упражнения. А сейчас Язычок будет управлять самолетом. Он будет кем? Машинистом? Водителем? Летчиком? (ребенок называет правильный ответ) Давай вместе полетим на самолете?

  Игра «Самолет летит». Повторение артикуляции.

А теперь давай ещё раз посмотрим в зеркало и запомним, как работают губы и язык при правильном произношении звука [Л].

Акустико-артикуляционный образ звука.

 Логопед: Вспомним, когда мы произносим звук Л, что делают губки? Улыбаются.

Логопед: Что делает язычок? Поднимается за верхние зубки к бугорочкам Дадим характеристику звука Л. Звук Л согласный, звонкий, твердый, губы улыбаются при его произношении, кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам, язычок опускается.

Лунтику очень понравилась сказка о Весёлом Язычке, давай выполним следующее задание.

4.Чистоговорки.

Лы-лы-лы – ласточки малы.

Лы-лы-лы – облака белы.

Ла-ла-ла – ласточка мила.

Ла-ла-ла – у ласточки дела.

Лу-лу-лу – увидела пчелу.

Лу-лу-лу – радуется теплу.

Ло-ло-ло – летом так светло!

Ло-ло-ло – летом так тепло!

5. Физкультминутка.

А теперь давай прогуляемся по волшебной полянке.

Любим с Лунтиком играть –
Как кузнечики скакать,
И как пчелки полетать.
На цветочки тихо сели.
Мы вздохнули и уснули.

(Ребенок выполняет упражнения: скачет на двух ногах; машет руками; садится на корточки; руки под щеку).

6. Развитие фонематического восприятия. А теперь Лунтик будет тебе показывать разные картинки, а ты должен хлопнуть в ладоши, если в названии картинки будет звук [Л].

Картинки: лопата, бабочка, шуба, луна, стол, белка, кукла, шкаф, стул, ручка.

Картинки, после хлопка логопед кладёт перед ребенком.

7. Развитие языкового анализа и синтеза. Сейчас Лунтик даст тебе сигнальные карточки, надо будет поднять соответствующую каточку, если звук [Л], стоит в начале, середине, и в конце слова.

Слова: Лук, лак – звук стоит вначале слова.

Полка, кукла – звук стоит в середине слова.

Факел, стул – звук стоит в конце слова.

 Игра «Назови ласково»: лошадь, палатка, яблоко, футболка, кукла, пила, голова, молоко, голубь, голос.

8. Гимнастика для глаз

Смотрим вправо – никого,

Смотрим влево – никого.

Раз – два, раз – два –

Закружилась голова.

Глазки закрываем.

Глазки отдыхают.

Как откроем мы глаза

Вверх посмотрим,

да – да – да.

Вниз ты глазки опусти,

Вверх опять их подними.

Пальцами погладь глаза,

Отдыхать пришла пора.

(Резко перевести взгляд вправо – влево. Выполнить круговые вращения глазами. Зажмурить глаза. Погладить брови. Резко перевести взгляд вверх – вниз. Мягко погладить веки указательными пальцами.)

 9. Итог занятия. Наше занятие подошло к концу. Над каким звуком мы сегодня работали? А теперь Лунтик хочет с тобой попрощаться. На этом наше занятие подошло к концу, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия «автоматизация звука «Л» в словах, во фразе».

Данное занятие проводится по закреплению звука "Л", используя ПК в виде логопедической игры-презентации....

Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях. Путешествие в страну звука "Л".

Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме -  путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука "Л" вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы  ребёнок на протяжении в...

Презентация к индивидуальному занятию "Автоматизация звука Л в словах и предложениях".

Подбор разных видов заданий к индивидуальному занятию по автоматизации звука Л....

Конспект занятия "Автоматизация звука (Л) в словах и фразах"

Цель: продолжить автоматизацию звука  [л] в словах и фразах....

Открытое занятие для родителей и педагогов ГБОУ№ 297. в группе компенсирующей направленности для детей старшего возраста. Тема занятия: «Автоматизация звука «С» в словах и фразах закрепление изученного согласного звука «Н»

Открытое занятие для родителей и педагогов ГБОУ№ 297. в группе компенсирующей направленности для детей старшего возраста.Тема занятия: «Автоматизация звука «С» в словах и фразах закрепление изученного...

Конспект занятия "Автоматизация звука "Р" в словах и фразах"

Автоматизация звука "Р" в фразовой речи....