Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Гопаненко Ольга Александровна

 

Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, э).

Задачи:

Развивающие:

• Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;

• Развивать мелкую моторику, координацию движений;

• Развивать слуховое и зрительное внимание, память.

Образовательные:

• Учить детей различать гласные звуки, подбирать слова на заданный звук и определять место данного звука в слове.

Воспитательные:

• Воспитывать у детей интерес к играм, к работе с моделями, умение слушать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_glasnye.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №48 «Одуванчик» г. Светлоград

Петровского городского округа Ставропольского края

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста компенсирующей направленности

по обучению грамоте

на тему: «Закрепление гласных звуков и букв»

Подготовил:

учитель-логопед МБДОУ ДС № 48

«Одуванчик» г. Светлоград

Гопаненко Ольга Александровна

Дата проведения: 27.10.2023г.

г. Светлоград, 2023г

Образовательная область: «Обучение грамоте. Речевое развитие».

Возрастная группа: подготовительная.

Тип занятия: познавательное.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: - совершенствовать умение различать на слух гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Коррекционно-образовательные задачи:

- закреплять знания детей о гласных звуках;

- закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове;

- продолжать учить определять количество слогов в слове;

Коррекционно-развивающие задачи: 

- развивать речь, внимание, мышление, фонематический слух.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать желание говорить красиво, правильно.

Оборудование:

Демонстрационный материал: знаки-символы звуков (звуковички, буквы, цветные карандаши, рабочие листы.

Раздаточный материал: карточки с картинкой, веера с цифрами.

Предварительная работа: знакомство с гласными звуками и буквами.

Ход ООД

  1. Организационный момент.

(дети друг за другом заходят в группу и становятся в круг)

Логопед:

- Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Дети: - Доброе утро!

Логопед: - Дети, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся (дети приветствуют гостей).  Ребята, присядьте на свои стулья. (внезапно звучит музыка и выходит Буратино и плачет).

  1. Проблемная ситуация.

Логопед: - Ой, ребята, кажется к нам пожаловал гость. Вы узнали его? Кто же это?

Дети: - Буратино!

Буратино: - Здравствуйте, ребята!

Логопед: - Милый Буратино, почему ты плачешь? У тебя что-то случилось?

Буратино: - Кот Базилио и лиса Алиса украли у меня золотой ключик. А ещё прислали мне вот это послание. Только я не могу понять, что в нём написано, потому что не умею читать. Мне сказали, что в детском саду «Одуванчик» очень умные дети, они много знают и смогут мне помочь. Ребята, помогите, пожалуйста вернуть ключ, потому что только с помощью этого ключика я смогу открыть свой волшебный сундучок где лежит Букварь.

Логопед: - Буратино, наши ребята тоже ещё не могут читать, а только учатся. Но мы постараемся тебе помочь. Послание могу прочесть я.

(логопед читает послание)

«Буратино, если хочешь получить обратно свой золотой ключик, отправляйся в страну гласных звуков и букв и выполни все наши задания. После того, как ты справишься с каждым заданием, сложи картинку, и ты узнаешь, где мы спрятали от тебя золотой ключик. Лиса Алиса и кот Базилио».

Буратино: - К сожалению, одному мне не справиться с заданиями (грустит).

Логопед: - Буратино, не расстраивайся. Мы с ребятами тебе обязательно поможем. Скорее нужно отправляться в путь. Сейчас я произнесу волшебные слова путешественников по странам и сказкам, а вы повторяйте за мной: 

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть – не упасть.

То в страну весёлых звуков

Можно сразу же попасть.

  1. Основная часть. Работа по теме.

Логопед: - Вот мы и оказались в стране гласных звуков и букв! А куда же нам идти?

Буратино: - Ой, я совсем забыл! Они же дали мне ещё один конверт. Не знаю, зачем он? (пожимает плечами).

Логопед: - Так в этом конверте карта путешествия по стране гласных звуков и букв. Давайте посмотрим куда нам нужно идти. Итак, первое заданий под номером 1 «Весёлые звуковички» (дети с логопедом и Буратино идут к первой станции).

Задание № 1 «Весёлые звуковички»

Логопед: - Посмотрите, какой большой конверт, что же там такое? Здесь звуковички с разной артикуляцией. Вам нужно отгадать по артикуляции губ какой звук обозначает каждый из звуковичков.

Логопед: - Ребята, давайте дадим характеристику тем звукам, которые вы сейчас произнесли. Они какие? Гласные или согласные?

Дети: - Гласные.

Логопед: - Как вы определили?

Дети: - Их можно пропеть. При произнесении не встречается преград в ротике.

Логопед: - А ещё есть маленькая подсказка, у звуковичков красные башмачки. А мы с вами знаем, что гласные звуки и буквы обозначаем красным цветом.

Давайте вспомним стихотворение о гласных звуках:

Звуки тянутся, поются,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки гласные.

Логопед: - Отлично! Вы справились с этим заданием. (Логопед достаёт из конверта подсказку). А вот и первая подсказка – часть картинки. Итак, двигаемся дальше ко второму заданию «Грибники» (развитие фонематического восприятия). На экране включается видео.

Задание № 2 «Найди грибников»

Логопед: - В лесу потерялись грибники. Нужно их срочно найти. Для этого повторяйте гласные звуки за лесовичком.

Логопед: - Молодцы! А вот и вторая подсказка.

Буратино: - Что-то я утомился.

Логопед: Буратино, ребята, давайте немного отдохнём. Станьте в круг.

(выполняется физминутка)

Физминутка «Буквы веселятся».

Логопед: - Слушайте и повторяйте за мной.

В старом дереве дупло. Это домик буквы О----делаем круг руками.

Рядом с нею на суку примостилась буква У----присели на корточки

В гости к ним издалека прибежала буква А----бежим на месте

У вороны на спине прилетела буква Э----------машем руками – крыльями

Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко, то захлопают в ладошки,

То плясать они начнут, то присядут отдохнуть.

Логопед: - С новыми силами можно отправляться в путь, чтобы выполнить 3 задание кота Базилио и лисы Алисы «Соотнеси звуковичка с буквой».

Логопед: - Ребята, давайте посмотрим, что в конверте.

Дети: Буквы.

Логопед: - Нужно расставить буквы к соответствующим звуковичкам (дети выполняют задание).

Логопед: - Кто мне скажет, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим).

Логопед: - Молодцы, ребята. Буратино, ты не зря обратился к нам за помощью. И ещё одна подсказка у нас в руках. Ребята, я думаю, вы легко справитесь и со следующим заданием.

Задание №3 «Волшебный мешочек. Поделить слова на слоги».

Логопед: - Ребята в этом волшебном мешочке лежат картинки. Давайте поделим название каждой картинки, т.е. слово на слоги с помощью хлопков. А потом на числовом веере покажите цифру, которая соответствует количеству слогов в этом слове (логопед достаёт картинки и называет их, дети с помощью прохлопывания делят слова на слоги и на веере показывают соответствующую цифру). Молодцы! А вот и часть подсказки.

Интересные задания приготовили кот и лиса. Чтобы дальше правильно выполнять задания нам нужно укрепить свой организм и размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Червячок»

Вот моя ладошка, а вот мой кулачок.

В ней поселился хитрый, проворный червячок.

Он ползал по коленке, забрался на бочок

И роет себе норку, противный червячок.

По голове поползал, затылок щекотал

И даже моё ушко немножечко кусал.

Потом полез на спинку,

По животу ползёт.

Нашёл себе кармашек и там теперь живёт.

Задание № 5 «Рабочие листы»

Логопед: - Отдохнули, сил набрались, а теперь пора и последнее пятое задание выполнять (дети, Буратино и логопед подходят к партам для выполнения задания). Для этого присядьте на стулья за парты. У вас на партах лежат рабочие листы с заданиями. Если мы с вами выполним все задания, то получим последнюю подсказку. Приступаем к выполнению. (см. Приложение №1).

Логопед: - Буратино, ребята, вы такие молодцы! А вот и долгожданная подсказка. Давайте сложим все части картинки и узнаем, где кот Базилио и лиса Алиса спрятали золотой ключик. (дети складывают картинку и находят место где спрятан ключ).

Буратино: - Ребята, большое вам спасибо за помощь. Один бы я не справился. А мне пора поспешить, а то вдруг кот и лиса украдут ещё и сундучок. До свидания! (уходит под музыку).

Логопед: - Дети, как же хорошо делать добрые дела и помогать кому-то! Ну а нам пришла пора отправляться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть – не упасть.

То обратно в детский садик

Можно сразу же попасть.

  1. Итог

Логопед: - Ну вот мы и вернулись обратно в наш любимый детский сад. Ребята, я вами горжусь, вы такие молодцы, что помогли Буратино. Скажите, какое задание вызвало у вас затруднение?

-А с каким заданием вы справились легко?

Логопед: - Ребята, давайте споём нашу любимую песню о гласных звуках.

А, О, У, - песенку пою.

А, И, О – как мне хорошо!

А, И, У – губки я тяну.

А, О, И – песенка, замри!

  1. Рефлексия

Логопед: - Молодцы! Посмотрите, у меня есть три солнышка. Каждое их этих солнышек показывает разную эмоцию. Возьмите прищепку и прикрепите её к тому солнышку, эмоция которого сейчас соответствует вашему настроению (дети прикрепляют прищепки к солнышкам с эмоциями).

Логопед: - Я очень рада, что у вас остались положительные эмоции и отличное настроение от сегодняшнего путешествия.

(Стук в дверь).

Логопед: - Дети, к нам опять кто-то пришёл? Кому-то нужна помощь? (логопед открывает дверь, а за дверью посылка).

Логопед: - Ребята, здесь посылка и послание (читает).

«Дорогие ребята, благодаря вам я смог открыть свой сундучок и теперь могу научиться читать и писать. Вы познакомили меня с гласными звуками и буквами. Я так рад, что познакомился с вами! Спасибо за помощь! От Буратино.»

Логопед: - А в посылке сладости и раскраски из сказочной страны. На этом наше занятие закончено. До новых встреч!

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [ы], буква «Ы»

Задачи: I Коррекционно – образовательные: 1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы». 2. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях. 3. Учить различать окончания ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Ж"

На данном занятии дети знакомятся со звуком Ж и буквой Ж. Учатся искать звук в словах, слогах, различать на слух звук Ж. В качестве элемента дыхательной гиматики использована методика воспитания вокал...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звук и буква А.

Цель: закрепление понятия «гласный звук»; выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале и в конце слова, в словах из текста; знакомство с буквой А, закрепление...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы»

обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, э, ы)....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема «Звук и буква З»

Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуковсостоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, изкоторых состоят слова). В школе же первок...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Гласный звук [о], буква О, о"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Гласный звук [о], буква О, о"...