Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, э).
Задачи:
Развивающие:
• Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
• Развивать мелкую моторику, координацию движений;
• Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
Образовательные:
• Учить детей различать гласные звуки, подбирать слова на заданный звук и определять место данного звука в слове.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к играм, к работе с моделями, умение слушать друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №48 «Одуванчик» г. Светлоград
Петровского городского округа Ставропольского края
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста компенсирующей направленности
по обучению грамоте
на тему: «Закрепление гласных звуков и букв»
Подготовил:
учитель-логопед МБДОУ ДС № 48
«Одуванчик» г. Светлоград
Гопаненко Ольга Александровна
Дата проведения: 27.10.2023г.
г. Светлоград, 2023г
Образовательная область: «Обучение грамоте. Речевое развитие».
Возрастная группа: подготовительная.
Тип занятия: познавательное.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: - совершенствовать умение различать на слух гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы].
Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять знания детей о гласных звуках;
- закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове;
- продолжать учить определять количество слогов в слове;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать речь, внимание, мышление, фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать желание говорить красиво, правильно.
Оборудование:
Демонстрационный материал: знаки-символы звуков (звуковички, буквы, цветные карандаши, рабочие листы.
Раздаточный материал: карточки с картинкой, веера с цифрами.
Предварительная работа: знакомство с гласными звуками и буквами.
Ход ООД
- Организационный момент.
(дети друг за другом заходят в группу и становятся в круг)
Логопед:
- Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Дети: - Доброе утро!
Логопед: - Дети, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся (дети приветствуют гостей). Ребята, присядьте на свои стулья. (внезапно звучит музыка и выходит Буратино и плачет).
- Проблемная ситуация.
Логопед: - Ой, ребята, кажется к нам пожаловал гость. Вы узнали его? Кто же это?
Дети: - Буратино!
Буратино: - Здравствуйте, ребята!
Логопед: - Милый Буратино, почему ты плачешь? У тебя что-то случилось?
Буратино: - Кот Базилио и лиса Алиса украли у меня золотой ключик. А ещё прислали мне вот это послание. Только я не могу понять, что в нём написано, потому что не умею читать. Мне сказали, что в детском саду «Одуванчик» очень умные дети, они много знают и смогут мне помочь. Ребята, помогите, пожалуйста вернуть ключ, потому что только с помощью этого ключика я смогу открыть свой волшебный сундучок где лежит Букварь.
Логопед: - Буратино, наши ребята тоже ещё не могут читать, а только учатся. Но мы постараемся тебе помочь. Послание могу прочесть я.
(логопед читает послание)
«Буратино, если хочешь получить обратно свой золотой ключик, отправляйся в страну гласных звуков и букв и выполни все наши задания. После того, как ты справишься с каждым заданием, сложи картинку, и ты узнаешь, где мы спрятали от тебя золотой ключик. Лиса Алиса и кот Базилио».
Буратино: - К сожалению, одному мне не справиться с заданиями (грустит).
Логопед: - Буратино, не расстраивайся. Мы с ребятами тебе обязательно поможем. Скорее нужно отправляться в путь. Сейчас я произнесу волшебные слова путешественников по странам и сказкам, а вы повторяйте за мной:
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть – не упасть.
То в страну весёлых звуков
Можно сразу же попасть.
- Основная часть. Работа по теме.
Логопед: - Вот мы и оказались в стране гласных звуков и букв! А куда же нам идти?
Буратино: - Ой, я совсем забыл! Они же дали мне ещё один конверт. Не знаю, зачем он? (пожимает плечами).
Логопед: - Так в этом конверте карта путешествия по стране гласных звуков и букв. Давайте посмотрим куда нам нужно идти. Итак, первое заданий под номером 1 «Весёлые звуковички» (дети с логопедом и Буратино идут к первой станции).
Задание № 1 «Весёлые звуковички»
Логопед: - Посмотрите, какой большой конверт, что же там такое? Здесь звуковички с разной артикуляцией. Вам нужно отгадать по артикуляции губ какой звук обозначает каждый из звуковичков.
Логопед: - Ребята, давайте дадим характеристику тем звукам, которые вы сейчас произнесли. Они какие? Гласные или согласные?
Дети: - Гласные.
Логопед: - Как вы определили?
Дети: - Их можно пропеть. При произнесении не встречается преград в ротике.
Логопед: - А ещё есть маленькая подсказка, у звуковичков красные башмачки. А мы с вами знаем, что гласные звуки и буквы обозначаем красным цветом.
Давайте вспомним стихотворение о гласных звуках:
Звуки тянутся, поются,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки гласные.
Логопед: - Отлично! Вы справились с этим заданием. (Логопед достаёт из конверта подсказку). А вот и первая подсказка – часть картинки. Итак, двигаемся дальше ко второму заданию «Грибники» (развитие фонематического восприятия). На экране включается видео.
Задание № 2 «Найди грибников»
Логопед: - В лесу потерялись грибники. Нужно их срочно найти. Для этого повторяйте гласные звуки за лесовичком.
Логопед: - Молодцы! А вот и вторая подсказка.
Буратино: - Что-то я утомился.
Логопед: Буратино, ребята, давайте немного отдохнём. Станьте в круг.
(выполняется физминутка)
Физминутка «Буквы веселятся».
Логопед: - Слушайте и повторяйте за мной.
В старом дереве дупло. Это домик буквы О----делаем круг руками.
Рядом с нею на суку примостилась буква У----присели на корточки
В гости к ним издалека прибежала буква А----бежим на месте
У вороны на спине прилетела буква Э----------машем руками – крыльями
Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко, то захлопают в ладошки,
То плясать они начнут, то присядут отдохнуть.
Логопед: - С новыми силами можно отправляться в путь, чтобы выполнить 3 задание кота Базилио и лисы Алисы «Соотнеси звуковичка с буквой».
Логопед: - Ребята, давайте посмотрим, что в конверте.
Дети: Буквы.
Логопед: - Нужно расставить буквы к соответствующим звуковичкам (дети выполняют задание).
Логопед: - Кто мне скажет, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим).
Логопед: - Молодцы, ребята. Буратино, ты не зря обратился к нам за помощью. И ещё одна подсказка у нас в руках. Ребята, я думаю, вы легко справитесь и со следующим заданием.
Задание №3 «Волшебный мешочек. Поделить слова на слоги».
Логопед: - Ребята в этом волшебном мешочке лежат картинки. Давайте поделим название каждой картинки, т.е. слово на слоги с помощью хлопков. А потом на числовом веере покажите цифру, которая соответствует количеству слогов в этом слове (логопед достаёт картинки и называет их, дети с помощью прохлопывания делят слова на слоги и на веере показывают соответствующую цифру). Молодцы! А вот и часть подсказки.
Интересные задания приготовили кот и лиса. Чтобы дальше правильно выполнять задания нам нужно укрепить свой организм и размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Червячок»
Вот моя ладошка, а вот мой кулачок.
В ней поселился хитрый, проворный червячок.
Он ползал по коленке, забрался на бочок
И роет себе норку, противный червячок.
По голове поползал, затылок щекотал
И даже моё ушко немножечко кусал.
Потом полез на спинку,
По животу ползёт.
Нашёл себе кармашек и там теперь живёт.
Задание № 5 «Рабочие листы»
Логопед: - Отдохнули, сил набрались, а теперь пора и последнее пятое задание выполнять (дети, Буратино и логопед подходят к партам для выполнения задания). Для этого присядьте на стулья за парты. У вас на партах лежат рабочие листы с заданиями. Если мы с вами выполним все задания, то получим последнюю подсказку. Приступаем к выполнению. (см. Приложение №1).
Логопед: - Буратино, ребята, вы такие молодцы! А вот и долгожданная подсказка. Давайте сложим все части картинки и узнаем, где кот Базилио и лиса Алиса спрятали золотой ключик. (дети складывают картинку и находят место где спрятан ключ).
Буратино: - Ребята, большое вам спасибо за помощь. Один бы я не справился. А мне пора поспешить, а то вдруг кот и лиса украдут ещё и сундучок. До свидания! (уходит под музыку).
Логопед: - Дети, как же хорошо делать добрые дела и помогать кому-то! Ну а нам пришла пора отправляться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть – не упасть.
То обратно в детский садик
Можно сразу же попасть.
- Итог
Логопед: - Ну вот мы и вернулись обратно в наш любимый детский сад. Ребята, я вами горжусь, вы такие молодцы, что помогли Буратино. Скажите, какое задание вызвало у вас затруднение?
-А с каким заданием вы справились легко?
Логопед: - Ребята, давайте споём нашу любимую песню о гласных звуках.
А, О, У, - песенку пою.
А, И, О – как мне хорошо!
А, И, У – губки я тяну.
А, О, И – песенка, замри!
- Рефлексия
Логопед: - Молодцы! Посмотрите, у меня есть три солнышка. Каждое их этих солнышек показывает разную эмоцию. Возьмите прищепку и прикрепите её к тому солнышку, эмоция которого сейчас соответствует вашему настроению (дети прикрепляют прищепки к солнышкам с эмоциями).
Логопед: - Я очень рада, что у вас остались положительные эмоции и отличное настроение от сегодняшнего путешествия.
(Стук в дверь).
Логопед: - Дети, к нам опять кто-то пришёл? Кому-то нужна помощь? (логопед открывает дверь, а за дверью посылка).
Логопед: - Ребята, здесь посылка и послание (читает).
«Дорогие ребята, благодаря вам я смог открыть свой сундучок и теперь могу научиться читать и писать. Вы познакомили меня с гласными звуками и буквами. Я так рад, что познакомился с вами! Спасибо за помощь! От Буратино.»
Логопед: - А в посылке сладости и раскраски из сказочной страны. На этом наше занятие закончено. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД, область «Коммуникация» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звук [ы], буква «Ы»
Занятие с использованием ИКТ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [ы], буква «Ы»
Задачи: I Коррекционно – образовательные: 1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы». 2. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях. 3. Учить различать окончания ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Ж"
На данном занятии дети знакомятся со звуком Ж и буквой Ж. Учатся искать звук в словах, слогах, различать на слух звук Ж. В качестве элемента дыхательной гиматики использована методика воспитания вокал...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звук и буква А.
Цель: закрепление понятия «гласный звук»; выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале и в конце слова, в словах из текста; знакомство с буквой А, закрепление...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы»
обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, э, ы)....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема «Звук и буква З»
Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуковсостоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, изкоторых состоят слова). В школе же первок...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Гласный звук [о], буква О, о"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Гласный звук [о], буква О, о"...