Конспект занятия "Дифференциация звуков [Р] – [Л] в рассказе"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Итоговое занятие в подготовительной к школе группе.
Дифференциация звуков [Р] – [Л] в рассказе.
Цель: формирование фонематического слуха на основе дифференциации звуков [Р-Л] в рассказе.
Задачи:
- уточнить акустико-артикуляционные признаки звуков Р и Л;
- упражнять в дифференциации звуков Л-Р;
- упражнять в звуковом анализе слова;
- закрепить представления о звуке, букве, слове, предложении, рассказе.
- закрепить навык образования сложных слов путем сложения двух корней;
- закрепить навык образования существительных мн. ч., Р.п.;
- закрепление навыка составления графической схемы предложения;
- совершенствовать навык дифференциации предлогов ПОД и ИЗ-ПОД.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие в подготовительной к школе группе.
Дифференциация звуков [Р] – [Л] в рассказе.
Цель: формирование фонематического слуха на основе дифференциации звуков [Р-Л] в рассказе.
Задачи:
- уточнить акустико-артикуляционные признаки звуков Р и Л;
- упражнять в дифференциации звуков Л-Р;
- упражнять в звуковом анализе слова;
- закрепить представления о звуке, букве, слове, предложении, рассказе.
- закрепить навык образования сложных слов путем сложения двух корней;
- закрепить навык образования существительных мн. ч., Р.п.;
- закрепление навыка составления графической схемы предложения;
- совершенствовать навык дифференциации предлогов ПОД и ИЗ-ПОД.
Ход занятия
1. Организационный момент
Ребята, очень скоро вы пойдете в школу. У меня есть знакомая, которая училась в школе очень давно. Ее зовут Лора. Сейчас она уже взрослая. Но она до сих пор хранит шкатулку с разными записями о том, как училась в первом классе. Сегодня я принесла вам эту шкатулку Лоры.
Чтобы открыть шкатулку, нам нужно сначала отгадать загадку Лоры.
Всего четыре звука
Есть в имени моем.
Давайте лишь согласные
Звуки назовем!
Дети: Л и Р.
2. Сообщение цели занятия:
- Сегодня мы с вами будем слушать сложные звуки Л и Р.
3. Акустико-артикуляционные признаки звуков Л и Р:
Ребята, а что мы знаем о звуке Л?
Дети: Он согласный, потому что у него есть преграда: язык упирается в верхние зубы; твердый, потому что губы не улыбаются, звонкий, потому что голосовые связки дрожат.
Его мы обозначаем буквой Л.
Какой звук Р?
Дети: Он согласный потому что язык за верхними зубами, твердый, потому что губы не улыбаются, звонкий, потому что голосовые связки дрожат.
Его мы обозначим буквой Р.
Посмотрите, звук Л согласный, твердый, звонкий, и звук Р тоже согласный, твердый, звонкий. Чем же тогда они различаются?
Для звука Р нужна сильная воздушная струя, чтобы язык дрожал, а для звука Л – нет.
4. Образование сложных слов путем сложения двух корней:
- Ребята, в шкатулке есть несколько фотографий. Давайте найдем фотографию Лоры. Я вам буду описывать ее. Ваша задача – назвать одним словом, какая Лора:
У Лоры круглое лицо – круглолицая
Длинные волосы – длинноволосая
Светлые волосы – светловолосая
Синие глаза – синеглазая
Она без усов – безусая
Без бороды – безбородая
4. Дифференциация Л и Р в паронимах:
Посмотрите, это рисунки Лоры. Она их сделала на уроке рисования. Она говорила, что это лак. Правильно? А это рак. Это коробок, а это колобок.
Давайте правильно назовем рисунки. Для этого подберем к ним звуковые схемы.
Посмотрите, схемы у слов рак и лак одинаковые. Какими звуками различаются эти слова?
Дети: Р и Л.
Назовите звук, который слышится в слове РАК.
Какой он по счету?
Давайте обозначим его буквой Р.
Кто расскажет нам про звук, который слышится в слове ЛАК?
Коробок? Колобок?
Видите, как важно правильно говорить, чтобы люди вас понимали.
5. Физминутка:
Посмотрите, а это упражнения, которые Лора выполняла в школе на уроках физкультуры. Давайте и мы немного подвигаемся:
Это легкая забава
Повороты влево – вправо
Нам известно всем давно:
Там кровати, там – окно,
Достаем до носа ловко
Здесь нужна уже сноровка.
Хлопаем не просто так –
Хлопаем все вместе в такт.
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.
5. Словоизменение существительных (образование мн.ч., Р.П.) :
А это дневник Лоры. Посмотрите, сколько много у нее пятерок. Но иногда Лора вела себя совершенно рассеяно. Тогда учительница писала ей в дневник замечания. Здесь некоторые слова стерлись, но я думаю вы догадаетесь, что это за слова:
- У всех детей есть тетради, а у Лоры нет -
- У всех детей есть карандаши, а у Лоры нет –
- У всех детей есть учебники, а у Лоры нет –
- У всех детей есть ручки, а у Лоры нет –
6. Составление графической схемы рассказа:
Такая рассеянная была Лора. Зато она умела писать рассказы..
Напомните мне, из чего состоит рассказ?
- Из предложений.
Наступило утро. Пенал я нашла под кроватью. Карандаш достала из-под стола. Пока искала ручку, начался урок.
Сколько предложений у вас получилось?
А из чего состоят предложения? (Из слов)
7. Дифференциация предлогов ПОД и ИЗ-ПОД:
Назовите маленькие слова, которые вам встретились. (ПОД и ИЗ-ПОД) Что обозначает слово ПОД? (Внизу). Покажите схему слова ПОД. Кто помнит предложение, в котором нам встречается слово ПОД?
Что обозначает слово ИЗ-ПОД? Покажите схему. Назовите предложение, в котором оно встречается.
8. Составление схемы предложений. Дифференциация звуков Л и Р в рассказе:
Теперь нам с вами нужно заполнить каждое предложение словами и найти все звуки Л и Р.
9. Ответы на вопросы по тексту:
Как вы думаете, Лора успела на урок? Почему? Что Лоре нужно было сделать, чтобы успевать в школу и не забывать школьные принадлежности?
10. Графическая схема слова:
Действительно, Лора потом собирала свои школьные принадлежности во время. Давайте в благодарность за то, что Лора показала нам свою шкатулку, составим из звуков схему ее имени.
11. Подведение итогов:
Сегодня мы слушали звуки Л и Р. А также вы поняли, что в школу нужно собираться ответственно, готовиться заранее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия на тему: "Составление рассказа о диких животных с использованием графического плана" в старшей группе.
Данный конспект освещает методы и приемы формирования навыков связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми расстройствами. Конспект адресован педагогам дошкольных учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-62516-1479918976.jpg)
Конспект по образовательной области " Коммуникация" Составление рассказа по картине " С горки"
Конспект по образовательной области "Коммуникация" Составление рассказа по картине " С горки" для средней группы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/28/picture-1016696-1519801981.jpg)
Конспекты занятий.ЗВУК Р. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП, ПОСТАНОВКА ЗВУКА.
Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [р]Форма губ и расстояние между резцами соответствуют положениям, при которых произносится последующий гласный звук. Перед...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/26/picture-1187840-1732640552.jpg)
Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»
Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/20/picture-1226417-1584700417.jpg)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...
Картотека речевого материала для автоматизации звуков в связной речи (рассказах, стихотворениях)
Картотека речевого материала для автоматизации звуков в связной речи в образовательной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-999045-1516530376.jpg)
Конспект занятия" Звуки и буквы. Согласные звуки"
Тема. Звуки и буквы.Согласные звуки(без употребления терминологии)...