Картотека речевого материала для автоматизации звуков в связной речи (рассказах, стихотворениях)
картотека по коррекционной педагогике
Картотека речевого материала для автоматизации звуков в связной речи в образовательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_zakrepleniya_postavlennyh_zvukov_v_svyaznoy_rechi.docx | 191.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека речевого материала для автоматизации звуков в связной речи (рассказах, стихотворениях)
[л’] | [л’] | [л’] [л] | |
Ляля | Алѐна и Поля | Цыплѐнок и мотылѐк | |
Ляля маленькая. Она лежит в | Алѐна и Поля ходили в поликлинику к | Цыплѐнок клювом мотылька | |
пеленках. Лиза и Лида катали Лялю в | окулисту. Потом они гуляли на | Поймать пытается. Пока | |
коляске, а потом поставили коляску | поляне у поликлиники и плели венки | Он мотылька хотел поймать, | |
под клѐн. Они отгоняли от Ляли | из лютиков. После они зашли в | Его обедать стали звать. | |
мотыльков. Пусть маленькая Ляля | магазин | и купили хлеб, вафли, | Когда обедать он бежал, |
спит. | сливки и лимон. | Он под малиною упал. | |
Цыплята съели весь обед, | |||
А для него ни капли нет. | |||
Тогда цыплѐнок мотылька | |||
Поймал и съел. И сыт пока! |
[л’] [л] | [л’] [л] | [л’] [л] [р] | ||
На фестивале | На заливе | Крот | ||
Алик и Илья ходили на фестиваль | Лена и Илья катались на лодке по | У нас в огороде хозяйничает крот: | ||
мультфильмов. | Мальчики увидели | заливу. Илья работал вѐслами, а | прорывает ходы, портит парники с | |
мультфильмы | про кота | Леопольда, | Лена сидела и напевала весѐлую | огурцами и помидорами, грызѐт |
Белоснежку, Золушку, | Щелкунчика, | мелодию. Вдалеке она увидела на | морковку. Даже под забором прорыл | |
оленѐнка Бэмби. На фестивале было | волнах белые лилии. Илья повѐл | коридор. Уходи, крот, из нашего | ||
весело. Мальчики смеялись от души. | лодку к лилиям. Лена наклонилась за | огорода, не то поставим на тебя | ||
лилией и упала в воду. Она | капкан. | |||
испугалась и стала тонуть. Илья | ||||
схватил Лену за платье и втащил в | ||||
лодку. «Не шали на воде, Лена»,- | ||||
сказал Илья. |
[л’] [л] [р] | [л’] [л] [р] | [л’] [л] [р’] [р] |
Рыболов | В саду | На море |
Рома-рыболов. Рано утром он | Лараработалавсаду.Она | Марина и Андрюша отдыхают на |
собрался на рыбалку. Накопал | пропалывает клумбу. На клумбе | море. Они резвятся на берегу, ищут |
червей, сменил поплавок и грузило на | жѐлтые георгины и голубые астры, | кусочки янтаря, рисуют на песке. |
удочке. На пруду Рома забрался под | белый горошек и светло-оранжевая | Мама угощает их мандариновым |
куст ракиты и забросил удочку. | настурция. Лира закончит прополку, | соком и черешней. Вечером Андрюша |
Сначала Роме попался карп, потом – | подметѐт дорожки метлой и пойдѐт | подарил Марине янтарик. |
пара карасей, затем - плотва. | играть с Милой. | |
Удачная рыбалка! |
[ч] [р’] [р] | [ч] [щ] [р] | [ш] |
Цыплята | Заяц | Кормушка |
Водворепѐстраякурицас | Заяц прячется от лисицы в чаще. Он | Рано утром на опушке |
цыплятами. Курица учит цыплят | затаится и не шелохнѐтся, а потом | Мы повесили кормушку |
искать червей. Четыре цыплѐнка | вдруг вскочит и понесѐтся прочь | Для щеглов и для синичек, |
слушают курицу, а два непослушных | через рощу. Вскочит заяц на | И для всех голодных птичек. |
удирают на поиски приключений. | пастбище, а лисица за ним. Но ей не | Не едите вы с ладошки |
Смотрите, цыплята, не попасть бы | угнаться за быстрым зайцем. | Зѐрна, семечки и крошки. |
вам в беду! | Прилетайте на опушку, | |
Угощенье ждѐт в кормушке. |
[ч] [щ] | [л] [ш] | [л] [р] |
Щенята | Катя | Васька |
У Бесы – щенята. Щенята чѐрные, а | Пошла Катя поутру за грибами, взяла | Котичек - коток – серенький лобок. |
щѐки и чѐлки у них светлые. Щенята | Машу. Маша была мала. На пути | Ласков Вася, да хитѐр, ноготок остѐр. |
ещѐ слепые. Они пищат, щурятся, | была речка. Катя взяла Машу себе на | У Васютки ушки чутки, усы длинны, |
копошатся в ящике. Беса охраняет | спину. Сняла чулки и пошла по воде. | шубка шѐлковая. |
щенят, рычит на нас, щѐлкает | - Сиди крепче, Маша, да не жми меня | Ласкается кот, выгибается, хвостиком |
зубами. | за шею. Опусти ручки, а то мне | влияет, глазки закрывает, песенку |
душно. | поѐт, а попалась мышка – не | |
И Катя снесла Машу. | прогневайся! Глазки – то большие, | |
лапки что стальные, зубки – то | ||
кривые, когти выпускные. |
[л] [л’] [р] | [л] | [л] | |||
Козѐл | Володина шутка | Сам виноват | |||
Идѐт | козѐл | мохнатый, | идѐт | Николай шѐл в школу. За ним бежал | Шѐл Павел в клуб и увидел собаку на |
бородатый, рожищами помахивает, | пѐс Лоцман и тащил в зубах сумку. | цепи. Павел стал пугать собаку | |||
бородищей потряхивает, копытцами | Увидел это Володя и захотел | палкой. Собака залаяла на Павла и | |||
постукивает: идѐт, блеет, коз и | подшутитьнадНиколаем.Он | стала кидаться на него, но цепь не | |||
козляток зовѐт. А козочки с козлятами | подошѐл к Лоцману и дал ему | пускала собаку, и она не доставала | |||
в сад ушли, травку щиплют, кору | косточку. Лоцман взял косточку, а | Павла. Тогда Павел осмелел и | |||
гложут, молодые прищепы портят, | сумку оставил. Володя подумал: «Вот | подошѐл ближе. Собака изловчилась | |||
молочко деткам коптят; а козлятки | Николай удивится, когда увидит в | и схватила Павла за штанину. Павел | |||
молочка насосались, на забор | зубах Лоцмана косточку вместо | испугался и заплакал. Тут подошѐл | |||
взобрались, рожками передрались. | сумки». | хозяин собаки, отогнал еѐ и сказал: | |||
«Сам виноват, не обижай животных». |
[л] | [л] [л’] | [с] |
Вкусные булочки | В саду | В саду |
Мама испекла к полднику булочки с | Юля и Юра работают в саду. Они | Соня и Саня гуляли в саду. В саду |
повидлом и ушла за молоком. Володя | белят яблони, окапывают кусты | спеют сливы и абрикосы. Соня и Саня |
был голодной, а булочкивкусно | ежевики, поливают цветы. | собирали абрикосы. Сонина мама |
пахли. Володя пододвинул стул к | сделает абрикосовый сок. | |
столу и заглянул под белое | ||
полотенце. Булочек было много. | ||
Володя взял одну булочку и съел еѐ. | ||
Булочка была вкусной. Володя взял | ||
ещѐ одну булочку, потом ещѐ. Когда | ||
появилась мама, под полотенцем | ||
лежала последняя булочка. |
[с] | [с] | [с] [р] |
В лесу | Снегири | Барбос |
В густом лесу – сумрак, мало света и | Наступила снежная зима. Стоят | Борис – пастух, он пасѐт стадо коз на |
солнца. В сырых местах растѐт | трескучие морозы. На кустах густой | пустыре. У Бориса – Барбос. Барбос |
высокая осока. За осокой – густой | иней. Вдруг, откуда не возьмись – | – старый пѐс, но хороший пастух. |
кустарник. В кустарнике затаилась | красногрудые снегири. Снуют по | Если за кустами лиса, Барбос |
лиса. | кустам, не страшатся мороза. | заливисто лает. |
[с] | [с] | [с] | |||
На участке | Мамин помощник | Светина комната | |||
У нас на участке растут редиска и | Денис | собрался | поиграть | в | У Светы своя комната. Брат Степан |
свѐкла, капуста и чеснок. Около | баскетбол, но мама сказала: «Денис, | сделал Свете столик, скамейку и | |||
скамейки – астры, флоксы и | сходи в магазин, купи сметану, масло, | полку. Света поставила на полку | |||
настурции. В стороне – кусты | сливки». Денис схватил сумку и | посуду и слона, посадила куклу Соню. | |||
смородины. За смородиной - шесть | помчался в магазин. Он сделал | Светина киска Ласка вскочила на | |||
старых слив. У нас чудесный участок. | покупки по списку, который составила | скамейку и уснула. | |||
мама, принѐс продукты домой и | |||||
отправился играть в баскетбол. |
[с] | [с] [с’] | [с] [с’] | |||
Оса | Ослик | Баська | |||
Люся сидела в саду на скамейке и | Тѐтя Ася купила Сене серого | У Алисы есть киска Баська. Баська | |||
чистила сливы. Над сливами вились | пластмассового ослика. У ослика | усатая, полосатая. У Баськи светлые | |||
осы. Одна оса укусила Люсю за нос. У | грустные глаза и чѐрный нос. На | носочки и красивый хвост. Баська | |||
Люси покраснело всѐ лицо. | ослике красное седло с синей | стучит лапкой по миске, просит есть. | |||
тесьмой. Сеня смотрит на ослика и | Алиса несѐт «Вискас», насыпает в | ||||
думает: «Почему ослик невесѐлый? | миску: | «Кис-кис, | Баська. | Вот | |
Наверное, он скучает по маме». | «Вискас». Киска ласкается: «Спасибо, | ||||
Сейчас Сеня нарисует ослику маму, и | Алиса». | ||||
ослик повеселеет. |
[ц] | [з] | [ш] [ж] | |
Кузница | В зоопарке | Котишка | |
Кузница – изба на околице. В кузнице | Зоя была в зоопарке. Там она видела | Живѐт у Наташи котишка - шалун и | |
– кузнецы. Допоздна кузнецы бьют | фазана, зубра, змей. У зубра и | плутишка. Шалит котишка каждый день: | |
железными молотками. Их работа | бизона грозный вид. У змей злые | то карандаш под шкаф укатит, то | |
полезна. Кузницы выходят из кузницы | глаза. А фазан Зое понравился. Он | подушку порвѐт, то на шторе повиснет. | |
усталые и чумазые. | показал Зое красивый хвост. | Недавно пришли к Наташе Алѐша и | |
Маша в шашки играть. Вдруг Маша как | |||
подпрыгнет: по полу к ней движется | |||
живая шляпа. Алеша от ужаса прыгнул | |||
на диван. А Наташа улыбается: «Это | |||
мой котишка-плутишка шалит!» |
[ш] [л] [р] | [ш] [л] | [ш] |
Летние цветы | На что похожи листья | Алѐшина шапка |
На лугу горошек, кашка. | На мою ладошку лист похож у клѐна. | Шѐл Алѐша из школы и увидел на |
А кувшинка у реки, | Осенью – оранжевый, | старой черешне полосатую кошку. |
Вдоль дорог растут ромашки, | летом он зелѐный. | Алѐша хотел спугнуть кошку и бросил |
А на поле – васильки. | Словно пѐрышки, листочки у рябинки, | в неѐ шапку. Шапка повисла на ветке. |
Колокольчик на опушке | Что склонилась тихо над тропинкой. | Что делать? Пришлось лезть на |
Мне кивает головой. | У осины листья как монеты, | черешню за шапкой. Будешь знать, |
Колокольчик на опушке | У каштана - словно опахала, | как шалить, Алѐша! |
Светло – синий, голубой. | Было листьев много летом, | |
Осенью их очень мало стало. |
[ш] | [ш] [ж] [р’] | [ж] |
У бабушки | Колыбельная | Жук |
Гостила Алѐнушка у бабушки в | Серый козлѐнок, жѐлтый утѐнок, | Мама и Жанна загорали на пляже. |
деревне в селе Шишкове. А у | Ёжик – игрун, зайка – скакун – | Вдруг на зонт приземлился жук. У |
бабушки были барашек - шѐлковая | К нам приходите, сон приводите. | жука бронзовая спинка и зелѐный |
шубка, петушок-красный гребешок, | Встаньте, зверюшки, ближе к | животик. Жанна взяла жука и отнесла |
кошка – пушистый хвост, а в саду под | подушке. | его на зелѐную травку. |
кадушкой – лягушка-квакушка. Вышла | Сон посерѐдке тихий и короткий. | |
Алѐнушка в сад, а там бабушка | ||
барашку шѐлковую шѐрстку чешет, | ||
петушок под окошком горошек клюѐт, | ||
кошка на солнышке спит, лягушка под | ||
кадушкой прячется. А Алѐнушка | ||
пошла собирать вишни. |
[щ] | [щ] | [ш] | ||
Товарищи | Ёж | Ночью | ||
Максим и Вася – товарищи. У них | Осенью у ежей мало добычи. | Кукует кукушка в лесу на опушке, | ||
есть сети. Они поставили сети на | Попрятались | черви, | скрылись | В болоте за кочкою спорят лягушки, |
леща и щуку. Много щук и лещей | ящерицы. В тѐплые осенние дни | В сарае в соломе заблеял ягнѐнок. | ||
попалось в сети. Вытащатсети | готовит ѐж зимовище, таскает в нору | В ночи возле речки заржал | ||
Максим и Вася, будут угощать | сухие листики. Скоро он заберѐтся в | жеребѐнок. | ||
соседей. Вкусен суп из щуки и леща! | зимовище на всю зиму. | В кроватке не спит наш Кирюша | ||
упрямый, | ||||
Сынишке поѐт колыбельную мама. | ||||
И глазки закрыл непослушный | ||||
сынишка, | ||||
И выпал из рук его плюшевый мишка. |
[ш] [ж] | [ш] [ж] | [ш] [ж] |
Первый снег | В берлоге | Майский жук |
Первый снег пушистый | Лучше всех в лесу лежебоке – | Развернулись на берѐзах нежные |
В воздухе кружится | медведю.Сосениприготовил | листочки. В зелѐной траве |
И на землю тихо | запасливый мишка берлогу. Тепло и | распустились золотые одуванчики. |
Падает, кружится. | уютно в лесной медвежьей квартире. | Выползают из-под земли майские |
Тѐмный лес под шапкой | Лежит Мишка, с боку на бок | жуки. Очистит жук от земли лапки, |
Принакрылся чудной | переворачивается. Над его берлогой | расправит крылышки и полетит. |
И заснул под нею | наросла белая снежная крыша. | Много таких жуков в мае, оттого их |
Крепко, непробудно. | Медведь продышал в ней круглую | майскими и прозвали. |
Стали дни коротки, | дырку. И над берлогой вьѐтся тонкий | |
Солнце свети мало. | парок. | |
Вот пришли морозы. | ||
И зима настала. |
[ш] [ж] | [ч] | [ч] | ||||||
Ежевика | Бычок в клевере | Крольчата | ||||||
Женя и Жанна пошли за ежевикой. За | Идѐт по клеверу бычок. | У | крольчихи | Чары | родились | |||
ними побежала Жучка. Ежевика | Его бычок, как кабачок, | крольчата. Крольчата маленькие, как | ||||||
растѐт на опушке леса. Женя | Как барабан, его живот. | чѐрные мячики. Мы принесли Чаре | ||||||
собирала ежевику в жѐлтую кружку, а | Он клевер целый день жуѐт. | кочан капусты. Пусть погрызѐт, а | ||||||
Жанна – в большой кувшин. Вдруг | И вдруг несѐтся во весь дух | потом накормит | крольчат | сладким | ||||
Жучка залаяла. Она увидела ежей в | К бычку рассерженный пастух. | молоком. Чара сгрызла кочан, одна | ||||||
зарослях | ежевики. | А | Женя | Бочком из клевера бычок. | кочерыжка осталась. | |||
испугалась. | Уронила | кружку, | Бычком бычок – и наутѐк. | |||||
рассыпала ежевику. «Не плачь, Женя, | ||||||||
ежевики много, наберѐм ещѐ», - | ||||||||
сказала Жанна. |
[л] [л’] | [л] [л’] [р] [р’] | [р] [л] |
Сельская песня | В лесу | Рыбка |
Травка зеленеет, | Здесь в лесу царит прохлада, | Рыбка, словно мотылѐк, |
Солнышко блестит, | Здесь кричать, шуметь не надо, | Над водой взлетела. |
Ласточка с весною | По лесной тенистой стѐжке | Глазик – чѐрный уголѐк |
В сени к нам летит. | Мы до просеки дойдѐм, | И, как льдинка, тело. |
С нею солнце краше | На полянках вдоль дорожки | Плавнички дрожат, трепещут, |
И весна милей … | Земляники наберѐм | Спинка выгнулась дугой, |
Прощебечь с дороги | И под пенье разных птичек | Чешуйки так и блещут |
Нам привет скорей. | Россыпи найдем лисичек. | У красавицы такой. |
Дам тебе я зѐрен, | Я собрался на рыбалку, | |
А ты песню спой, | Только вот рыбѐшку жалко. | |
Что из стран далѐких | ||
Принесла собой. |
[ш] [ж] | [ж] [л] [р] | [с] |
Лето в городе | На пляже | Пылесос |
Вот жара! Вот солнцепѐк! | А на пляже, а на пляже | Пылесос включила Сима, |
От жары асфальт потѐк. | Есть катамараны даже, | Он гудит невыносимо, |
На улице прохожие | Мотоциклы, катера. | Он гудит, как стая ос, |
Спасаются мороженым. | Веселиться до утра! | Работяга – пылесос. |
В лужах плещутся скворцы, | Приходите, не ленитесь, | Всѐ подряд глотает быстро: |
А мальчишки – сорванцы | Покатайтесь, окунитесь, | И салфетку, и записку, |
Под струю фонтана встали, | И поплавайте в реке! | Нитку бус, носки, сосиску, |
И прогонишь их едва ли. | Сразу стало очень чисто. |
[ц] | [ц] | [ц] |
Колодец | В цирке | Цапля |
Отец вырыл колодец. Там он поит | Мы ходили в цирк. Там мы видели | По болотцу важно ходит цапля. У |
овец. Маленький братец заглянул в | борцов,канатоходцев, | цапли длинные ноги и куцый хвост. |
колодец. Отец прогнал брата: «Иди к | дрессированную медведицу. В цирке | Цапля цокает длинным клювом. |
маме! Колодец глубокий». | пела известная певица, выступали | Хочется цапле поймать ящерицу. |
танцоры. Мама купила нам леденцов. | ||
Цирк нам понравился. |
[с] | [ц] [с] | [с] [ц] | ||||||
Март | Как курица спасла цыплѐнка | Злой султан | ||||||
Март - первый месяц весны. На | Было у курицы одиннадцать цыплят, | В саду на цепи сидит злой пѐс | ||||||
земле | ещѐ | лежит | снег, | но | десять спокойных, покладистых, а | Султан. Султан не пускает в саду | ||
посмотрите, как ослепительно светит | одиннадцатый постоянно | доставлял | посторонних. Курица с цыплятами | |||||
солнце. Лучи солнца греют лицо и | курице | неприятности | своими | идут в сад поискать насекомых. | ||||
руки. Начинается таяние снега. | фокусами. Один раз этот цыплѐнок | Султан грозно смотрит на цыплят, | ||||||
пустился | в путешествие. | Тут-то и | вот-вот бросится. «Фу, Султан! Не | |||||
достался бы он лисе, если бы курица | смей трогать цыплят!» - кричит | |||||||
не вступилась за него. Курица | хозяйка Султана. «Не смей! Не | |||||||
бросилась на лису, стала бить еѐ | смей!» - фырчит кот Василий. | |||||||
клювом. И лиса отстала. Так курица | ||||||||
спасла своего цыплѐнка. |
[ц] [ч] | [ш] [л] | [ш] |
Утѐнок и цыплѐнок | Катушка | Машина |
Стояли однажды утром на берегу | Кошка катала бабушкину катушку и | Бабушка купила Мише новую машину. |
пруда цыплѐнок и утѐнок. | закатила под шкаф. Бабушка долго | У машины широкие шины. Миша |
- Научи меня плавать, - сказал | искала катушку, но не нашла. Пришла | катает в машине кошку. Кошка шипит |
цыплѐнок утѐнку. | Алѐнушка из школы, заглянула под на Машу. Гараж для машины под | |
-Что ж, прыгай в воду! | шкаф и нашла катушку. Бабушка шкаф. | |
Цыплѐнок ступил в воду. Сначала | погладила Алѐнушку по головушке. | |
было неглубоко, но потом дно ушло | ||
из-под ног цыплѐнка. | ||
-Ничего, плыви! – закрякал утѐнок. | ||
Но цыплѐнок уже начал тонуть. | ||
Утѐнок бросился к цыплѐнку и | ||
вытащил его на берег. | ||
- Будем продолжать? – спросил | ||
утѐнок. | ||
-Нет, ответил цыплѐнок, - плавать - | ||
это не для меня. Лучше буду гулять | ||
по земле. |
[л’] | [л] | [л] [с] |
Юленька | На плоту | Вечером |
Юленька маленькая. Она лежит в | Свети яркое солнышко, по небу | Алиса постелила на стол свежую |
коляске. Лиля гуляет с Юленькой, | плывут облака, поют птицы. Володя и | скатерть, расставила стулья вокруг |
катает еѐ в коляске, поѐт ей | Яша плывут на плоту. Володя ловит | стола. Соня принесла стаканы в |
колыбельную: | ершей, а Яша его рисует. | подстаканниках, поставила на стол |
Люли – люли – люли, | самовар,сахарницу,сливочник, | |
Прилетели гули, | сухари с маком. Скоро соберѐтся вся | |
Колыбель качали, | семья и станет пить чай. | |
Песню напевали. |
[л’] [р] | [з] [р] | [з] | |||
Осень | Гнездо | Козлята | |||
Вот уж с веток листья облетели, | Дрозды | избрали | берѐзу | для | У козы Забавы козлята. Забава с |
Дождь с утра, и в тучах неба просинь. | постройки гнезда. Гнездо у дроздов | козлятами в загоне за забором. | |||
В огороде овощи поспели … | построено из разных веточек. Его не | Козлята забавные, резвые, норовят | |||
По приметам видно – это осень. | видно издали. Теперь в гнезде пять | забодать друг друга. Зоя заботится о | |||
дроздят. | козлятах, носит им в корзине зелѐную | ||||
травку, арбузные корки, кукурузные | |||||
листья. Козлята узнают Зою и бегут к | |||||
ней через загон. |
[з’] | [з] [з’] | [c] [з] | |||
Тузик | Спасатели | Зайка | |||
Зина собирала землянику. С ней | Лиза, Назар и Зоя возвращались из | Зима. Сумерки. Весь лес засыпан | |||
Тузик. Тузик лазил по кустам бузины | леса. Возле дороги они увидели в | снегом. | Скачет по | не снегу | косой |
и занозил лапу. Зина вытаскивала | зеленой траве маленького зяблика. | заяц. | Замѐрз. | Устал. | Негде |
занозу, а Тузик опрокинул корзину с | Зяблик выпал из гнезда. Назар залез | спрятаться. Вот под берѐзой густой | |||
земляникой. Зина пригрозила Тузику: | на дерево. Лиза подала ему зяблика. | кустарник. Зайка зарылся в снег под | |||
«Тузик, не зли меня!» Дома Зина | Назар опустил зяблика в гнездо. | кустами и заснул. Да усмотрела зайку | |||
смазала лапу Тузика зелѐнкой. | «Здесь зяблик в безопасности», - | сова, что притаилась на сосне. | |||
сказал Назар. | Берегись, зайка, уноси ноги! |
[с] [з] | [с] [з] | [с] [с’] | |||||||
Несчастный случай | Красивая ваза | На катке | |||||||
Денис сделал бумажного змея. Он | У стены стоят скамейка и стол. На | Стасик и Денис катались на коньках. | |||||||
позвал Оксану запускать змея. | столе стоит красивая ваза. | Лиза | Блестел лѐд, искрился снег, звенели | ||||||
Взвился змей высоко в небеса, но | взяла | вазу | со | стола. | Ваза | полозья. Весело неслись мальчики по | |||
вдруг зацепился за берѐзу. Денис | выскользнула из рук и разбилась. | льду. | Стало | темнеть, | мороз | ||||
полез на берѐзу распутывать змея, | Соня спросила Лизу: «Зачем ты взяла | становился сильнее. Стасик и Денис | |||||||
зацепился за сук и порвал свой | вазу?» - «Я не брала, она сама | замѐрзли и проголодались. Они стали | |||||||
костюм. Расстроился Денис. «Не | разбилась». «Как не стыдно, Лиза, | собираться домой. | |||||||
грусти, Денис, -сказала Оксана, - | сознайся, ваза не могла разбиться | ||||||||
костюм старый». | сама». «Да, я ей немножко помогла», | ||||||||
– согласилась Лиза. |
[с] [з] | [ш] | [ш] |
Мать-и-мачеха | Козочка | Мишка |
Золотые лепестки, | Я козочка Ме-ке-ке, | У Даши был плюшевый мишка. Даша |
Хрупкий стебелѐк, | Я гуляю на лужайке. | любила мишку. Она сшила ему |
Распустился у реки | Острые рожки, | штанишки в горошек. Алѐша утащил |
Солнечный цветок. | Тоненькие ножки. | мишку, оторвал ему ушко, бросил |
Только тучка набежала, | На самой макушке – | мишку под шкаф. Даша нашла мишку, |
Сжались лепестки. | Бархатные ушки. | пришила мишке ушко. Стал мишка |
На зелѐных стебельках | ещѐ краше. А Алѐшу наказали. Не | |
Круглые комки. | ломай игрушки, Алеша! |
[ж] [р] | [ж] | [ж] |
Улетают журавли | Приходи, весна! | Подготовка к празднику |
В золотые осенние дни собирались к | Что ты ждѐшь? | Стоит вьюжная и снежная зима. |
отлету журавли. Покружили над | Не жди, весна! | Приближается Новый год. Нужно |
рекой, над болотом. Уже пора | Приходи! Ты нам нужна! | готовиться к празднику. Жанна, Женя |
собираться в дорогу. До свиданья, до | Дружно мы возьмем бадью! | и Жора взяли ножницы и стали |
свиданья, журавли! | Понесѐм еѐ к ручью! | делать бумажные снежки и кружева. |
Зачерпнѐм бадьѐй воду | Потом Женя вырезал ежа и жирафа, | |
И подарим огороду. | Жанна – дождик, а у Жоры | |
получился лыжник. Дети бережно | ||
повесели бумажные игрушки на ѐлку. |
[ш] [ж] | [ш] [ж] | [ш] [ж] |
Медвежонок | Неожиданная встреча | Шалуны |
На день рождения Жене подарили | Даша и Миша шли по дорожке. | Прошѐл дождик. Женя и Миша |
плюшевого медвежонка с жѐлтыми | Неожиданно на лужайку выбежал | бежали по дорожке и шлѐпали по |
шарфиком на шее. Женя катает | ѐжик. Дети подбежали к ѐжику. Ёжик | лужам. Жаба увидела, как шалят |
медвежонка в машине, кормит его | зашипел на Дашу и Мишу. Миша | Женя и Миша, и тоже шлѐпнулась в |
кашей с ложки. Для медвежонка | предположил: «Ёжик просит не | лужу. Жаба окатила мальчишек |
Женя сложил из кубиков трѐхэтажную | обижать его. Дома ѐжика ждут | дождевой водой из лужи. Жаба |
башню. | ежата». Ребятишки пожелали ѐжику | рассмешила шалунов. |
удачи, и пошли дальше по дорожке, а | ||
ѐжик поспешил к ежатам. |
[ш] | [с] [ш] | [р] [л] [ш] [ж] |
Кеша | Кошка | Курочка ряба |
У Паши был попугай Кеша. Кеша | У Саши пушистая кошка Салли. | Жили-были дед да баба, и была у них |
сидел на жѐрдочке в клетке и шептал: | Салли послушная. Она бесшумно | курочка Ряба. Снесла курочка яичко |
«Кеша – малыш, Кеша хороший.» | ходит по дому. Часто кошка спит на | не простое, а золотое. Дед бил, бил - |
Однажды Паша вошѐл в комнату и | солнышке. А когда стемнеет, кошка | не разбил. Баба била, била – не |
обнаружил, что бабушкина кошка | ловит в сарае страшных мышей. | разбила. Мышка бежала, хвостиком |
Агашка покушается на Кешу. «Пошла | махнула: яичко упало и разбилось. | |
вон, Агашка!» - зашумел Паша. «Кыш! | Дед плачет, баба плачет, а курочка | |
Кыш, Агашка!» - зашумел Кеша. | кудахчет: | |
- Не плачь, дед, не плачь, баба. Я | ||
снесла вам яичко другое, не золотое, | ||
а простое. |
[р] [л] [с] [с’] | [р] [л] | [р] [л] [ш] |
Муравей и голубка | Забывчивая Лада | Проступок |
Муравей пришѐл к ручью пить. Волна | Мама подарила Ладе шѐлковый | Кирилл порвал на прогулку рубашку. |
набежала и чуть его не потопила. | платок. Лада берегла подарок. Один | Испугался Кирилл, что мама будет |
Голубка несла ветку; она увидела – | раз хотела надеть платок на прогулку | его ругать. Пришѐл он домой и |
муравей тонет, и бросила ему ветку. | и решила его погладить. | бросил рубашку в корзину с грязным |
Муравей сел на ветку и спасся. Потом | Вдруг Лада вспомнила, что оставила | бельѐм. Мама скоро обнаружила |
охотник расставил сеть и хотел | на плите молоко. Лада побежала на | рубашку и сказала: « Ты меня |
поймать голубку. Муравей подполз к | кухню, а утюг оставила на платке. | огорчил, Кирилл, не тем, что рубашку |
охотнику и укусил его за ногу. | Когда она вернулась в комнату, то | порвал, а тем, что хотел скрыть свой |
Охотник охнул и уронил сеть. Голубка | поняла, что молоко спасла, а платок | проступок». |
вспорхнула и улетела. | потеряла. |
[р] [л] [л’] | [р] [л] | [р] [ж] |
Лебеди | Добрый леопард | Ежиха |
Пролетело лето. Выросли у лебедей | У входа в цирк жалобно плакал заяц. | У ежихи нора под елью. В норе у неѐ |
лебедята. Собрались лебеди в | К зайцу подошѐл леопард и спросил: | ежата. Ежата маленькие и слепые. |
тѐплые края. Замахали лебеди | «Что ты плачешь?» - «Хочу в цирк, но | Ежиха кормит их молоком, а потом |
крыльями. Поднялись лебеди над | контролѐр – волк не пускает меня». | убегает на охоту. Если ежиха |
родными полями, над зелѐными | «Ладно, - сказал леопард, - купи две | поймает юркую ящерицу, она будет |
лесами. Полетели лебеди над | булочки и возьми их под мышки». Так | сыта, и у ежат будет молоко. |
реками, над озѐрами. «Прощай, | заяц и сделал. Волк пропустил | |
родная земля! - закричали лебеди, – | леопарда, но, увидев зайца, кричал: | |
Весной мы вернѐмся назад!» | «Этого не пущу!». | |
- «Как это не пущу? Разве я не могу | ||
взять с собой бутерброд?» Волку | ||
нечего было сказать. Так добрый | ||
леопардпомог зайцу попасть на | ||
представление. |
[р] [л] [ш] [ж] [c] [з] | [л’] [л] [j] [ш] | [л’] [л] [j] |
Зайка | По ягоды | Под яблоней |
Пошла Майка за старый сарай на | Лена и Яша пошли по ягоды. На | Яна и Яша ели яблоки под яблоней. |
лужайку и услышала, что в яме у | опушке леса много спелой земляники. | Вдруг из-под лейки выскочила |
сараякто-тотоненькоплачет. | Лена большая, а Яша ест ягоды. | ящерица. «Ой, я боюсь!»- вскрикнула |
Подошла Майка к яме, а там | Потом дети отдыхают под ѐлкой на | Яна и уронила яблоко. Ящерица |
маленький зайка. Достала Майку | поляне и возвращаются домой. | юркнула в ямку под яблоней. |
зайку из ямы, положила на лужайку. | «Ящерица тоже боится», - засмеялся | |
А зайка как припустит со всех ног | Яша. | |
через лужайку в ельник! |
[р] [р’] [л] [ч] | [р] [л] [ч] | [р] [р’] [л] [ч] |
Вместе тесно, а врозь – скучно | Разбитая чашка | Рыбачок |
Говорит брат сестре: «Не тронь моего | Вовочка играл дома в мяч. Мяч | Ещѐ с вечера Ванечка собрался |
волчка!» Отвечает сестра: «Не бери | отскочил от стенки и разбил чашку с | рыбачить. Он приготовил удочку, |
мой мячик!» Дети расселись по углам, | блюдечком. Вечером папа спросил | наточил крючки, накопал червей и |
но скоро им стало скучно. Отчего | Вовочку: «Что случилось?» «Я | сложил их в баночку. На рассвете |
детям стало скучно? | случайно попал по чашке мячом», | Ванечка пошѐл на речку, там у него |
отвечал Вовочка. «Почему ты играл в | было заветное место. Насадил | |
мяч дома? Ты меня очень огорчил и | Ванечка червя на крючок, закинул | |
не получишь ничего к чаю», - | удочку и тут же вытащил судачка, | |
заключил папа. | потом щучку. Вот она – удача! |
[р] [р’] [л] [ч] | [р] [р’] [л] [ч] | [р] [р’] [л] [ч] |
Птичка | Судачок | Новый передник |
У мальчика была птичка. Мальчик | Утром мальчики с удочками и | Катя решила подарить Танечке новый |
учил птичку чирикать, но птичка | сачками пошли к речке. На берегу они | передничек. Достала материю, нитки, |
молчала. Мальчик спросил девочку: | сели на мосточек и забросили удочки. | иглу и приступила к работе. |
- Почему птичка молчит? | Скоро Вовочке попался судачок. Саня | - Очень просто сшить передничек. |
- Птичка хочет на волю, - отвечала | сачком помог Вовочке вытащить | Через полчаса он будет готов, - |
девочку. | судачка. | говорила Катя. |
Мальчик открыл форточку и выпустил | Мама сварила из судочка суп. | Но передничек не был готов и к |
птичку. Птичка села на черѐмуху и | вечеру. | |
зачирикала. | - Где же передничек? – спросили еѐ. | |
- Я бы сшила передничек, только | ||
нитку в иголку вдеть не смогла, - | ||
отвечала Катя. |
[р] [л] [ч] | [р] [р’] [л] [ч] | [р] [л] [ч] [щ] | |||
Неудачная охота | Зайчата | Розка | |||
Паучок – старичок плетѐт паутинками | Зайчата родятся у зайчихи ранней | У Розки были щенки. Розка ушла. | |||
сеточку, тянет тонкие ниточки от | весной. В отличие от других | Дети взяли щенка и снесли на печку. | |||
веточки к веточке, от листочка к | животных, зайчата родятся зрячими и | Розка пришла, не нашла щенка и | |||
листочку. Хочет паучок – старичок | в тѐплых шубках. Зайчиха накормит | выла. Потом нашла щенка и выла | |||
поймать бабочку или жучка. Летела | зайчат молочком, и они разбегутся, | подле печки. Детидали щенков | |||
птичка – синичка, не видела тонкой | попрячутся под кочками. Дня через | Розке. Розка снесла щенка во рту на | |||
сеточки, порвала паутинку. Остался | четыре | чужая | зайчиха | снова | место. |
паучок – старичок без добычи. | накормит зайчат молочком. Так уж | ||||
ведѐтся у зайчих: всех зайчат | |||||
кормить. А через неделю зайчата | |||||
начнут травкой кормиться. | |||||
[р][р’] [л] [ч] | |||||
Жалобы зайки |
Серенький зайка под кустиками сидит
и плачет:
- Нет доли, хуже моей, серенького зайца! И кто только не точит зубы на меня: и хищная птица – ястреб, и пучеглазая сова. Отовсюду мне грозит беда, а защититься нечем. Прячешься по кустам, за кочками. Одно только у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке хватать не за что. Будь у меня такой хвостище, как у лисицы, куда бы мне с ним деваться. Пошѐл бы и утопился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека речевого материала для автоматизации звука Щ.
Речевой материал для автоматизации звука Щ разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения, стихи и короткие рассказы. Данный материал также...
Картотека речевого материала для автоматизации звука ЛЬ.
В картотеке представлен речевой материал для автоматизации звука [ль]: слова, словосочетания, предложения, стихи и рассказы для пересказа. Предлагаются также задания на формирование у детей навы...
картотека речевого материала на автоматизацию звука С
Сборник материала на автоматизацию звука С...
Картотека речевого материала для автоматизации звука Л
Данный речевой материал поможет логопедам, воспитателям и родителям автоматизировать звук Л у ребенка....
Картотека речевого материала для автоматизации звука Р
Речевой материал будет полезен логопедам, воспитателям,родителям на этапе автоматизации звука Р....
Картотека речевого материала для автоматизации звука Ч.
Речевой материал для автоматизации звука Ч разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения, стихи и короткие рассказы. Данный материал также...
КАРТОТЕКА "Речевой материал для автоматизации звуков"
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ СВИСТЯЩИХ, ШИПЯЩИХ И СОНОРНЫХ ЗВУКОВ...