Проблемы в организации сотрудничества учителя-логопеда и семьи в условиях ДОУ, пути их решения.
статья по логопедии (старшая группа)
Сейчас отмечается неуклонный рост числа детей с речевыми проблемами.
Данный факт обуславливает необходимость оптимизации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях. Известно, что эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от совместной деятельности учителя-логопеда и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников, а также позволяющей родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dou.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы в организации сотрудничества
учителя-логопеда и семьи в условиях ДОУ,
пути их решения.
В наше время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон Российской Федерации «Об Образовании», ст.18, п.1). данный факт обуславливает необходимость создания условий для взаимодействия с родителями на основе сотрудничества.
Проблема заключается в том, что многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников образовательных учреждений, в том числе и логопедов.
Сейчас отмечается неуклонный рост числа детей с речевыми проблемами.
Данный факт обуславливает необходимость оптимизации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях. Известно, что эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от совместной деятельности учителя-логопеда и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников, а также позволяющей родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей.
К основным задачам и целям сотрудничества учителя-логопеда и родителей относятся следующие:
- установка партнерских отношений с семьей воспитанника, имеющего речевую патологию;
- помощь родителям в осознании своей роли в процессе развития ребенка;
- формирование мотивации к коррекционной работе с их детьми;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
- разработка и апробация традиционных и нетрадиционных форм организации сотрудничества учителя-логопеда с микросоциальным окружением ребенка-логопата.
Существуют устойчивые формы работы логопеда с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
- педагогическое просвещение родителей, осуществляемое в двух направлениях: внутри сада и за его пределами;
- беседы и консультации (ведущая роль принадлежит логопеду);
- общие и групповые родительские собрания (также родители в роли пассивных слушателей)
- наглядная пропаганда, оформленная в виде стендов, тематических выставок и т.д. (родители знакомятся с ней чисто механически, когда приводят или забирают детей).
Таким образом, видим, что традиционные формы работы учителя-логопеда с семьей не так эффективны:
- работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;
- родители привлекаются только к осуществлению организационных моментов.
В условиях современных технологий дошкольного образования более актуальным и востребованным является такое взаимодействие логопеда с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами и переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений и навыков.
Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда
с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков:
- тестирование и анкетирование (позволяет наиболее актуальные проблемы для родителей);
- дни открытых дверей и родительские пятиминутки. (Родители посещают индивидуальные занятия, смотрят как ребенок занимается, что необходимо закрепить дома, т.д);
- консультации – практикумы (совместно с детьми родители небольшими подгруппами разучивают артикуляционную и пальчиковую гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в домашних логопедических тетрадях);
- домашние игротеки (знакомство родителей с простыми, но очень интересными и полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное время:
«На кухне», «Во время купания», «По дороге в детский сад»,
«В свободную минутку»);
- праздники и развлечения (в начале года – знакомство,
в середине года – тематическое развлечение
и в конце года – итоговое. Для участия привлекаются
родители);
- размещение информации на сайте дошкольного учреждения.;
- общение в мессенджерах;
- дистанционный формат обучения /консультирования родителей
Преимущества новых форм и методов взаимодействия неоспоримы и многочислены: учет индивидуальности ребенка (постоянно поддерживаемый контакт с семьей дает возможность лучше узнать особенности каждого ребенка, что повышает эффективность педагогического процесса);
- положительный эмоциональный настрой логопеда и родителей на совместную работу (учитывается мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком);
- укрепление внутрисемейных связей (к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день).
Также следует подчеркнуть, что эффективность работы с родителями определяется не столько умелым отбором её содержания и форм, сколько психологическим настроем, возникающим в процессе постоянных контактов с учителем-логопедом. Проведение с родителями, во-первых, дифференцированной (с отдельными группами родителей), а во-вторых, индивидуализированной работы, означающей ориентацию на культурный и образовательный ценз каждой семьи, в совокупности помогает установлению между учителем - логопедом и родителями системы непрерывной и эффективной обратной связи, превращению семьи в активного субъекта коррекционно-образовательного процесса и осуществлению контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация сотрудничества учителя-логопеда и родителей в условиях специализированного ДОУ.
Организация сотрудничества учителя-логопеда и родителей в условиях специализированного ДОУ....
Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Инновационная работа с родителями....
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС.
Ни для кого не секрет что семья - это первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания....
Организация сотрудничества детского сада и семьи в условиях введения стандарта дошкольного образования
Из личного опыта работы...
Статья "Организация сотрудничества детского сада и семьи в условиях введения стандарта дошкольного образования" в сборнике научно-практической конференции УрГПУ
Статья опубликована в сборнике научно-практической конференции Уральского педагогического университета "Актуальные проблемы развития образования в период детства", 2017....
Организация сотрудничества учителя-логопеда и родителей в условиях ДОУ компенсирующего вида.
Взаимодействие ДОУ и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учителя-логопеды и родители действуют согласованно. Воспитательные фун...