Организация сотрудничества учителя-логопеда и родителей в условиях ДОУ компенсирующего вида.
методическая разработка по логопедии

Взаимодействие ДОУ и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учителя-логопеды и родители действуют согласованно. Воспитательные функции детского сада  и семьи различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Организация сотрудничества учителя-логопеда и родителей

 в условиях ДОУ компенсирующего вида.

      Дошкольное детство -  уникальный период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. В Законе Российской Федерации «Об образовании» и Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении  указано, что одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». И в тоже время именно родители являются первыми педагогами ребёнка, а дошкольное учреждение оказывает им помощь в воспитании.  Воспитательные функции семьи и детского сада различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.  Особенно важным является установление четкого и эффективного сотрудничества с родителями при воспитании ребенка с речевыми нарушениями.  Это обусловлено тем, что  процесс коррекции речи требует постоянной и системной работы, многое зависит от заинтересованности родителей в понимании проблем ребенка и готовности их решать. Часто родители недооценивают серьёзность  речевого нарушения, считая, что с возрастом проблема решится сама собой.  

Родители в большинстве случаев воспринимают речевое нарушение как дефект звукопроизношения, не осознают, что оно связано с поражением центральной и периферической нервной  систем. Учителям-логопедам нашего ДОУ приходится объяснять, что наряду с системным недоразвитием всех сторон речевой деятельности выявляется и своеобразие психического развития: общая эмоциональная незрелость, задержанное развитие познавательных процессов, слабая регуляция произвольной деятельности, двигательная недостаточность, нарушения внимания – снижены его объем, концентрация, возможности распределения и переключения, недостаточная устойчивость внимания.

У значительного количества детей страдает эмоционально-волевая сфера, что сопровождается  нарушением волевого и регуляторного компонента  деятельности,  повышенной тревожностью,  агрессивностью, конфликтностью, повышенной возбудимостью,  эмоциональной нестабильностью. Данные симптомокомплексы приводят к нарушению взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

       В конечном итоге, нарушение развития познавательных процессов и  эмоционально-волевой сферы является препятствием для эффективного коррекционно-речевого процесса,  психоречевого развития ребенка,   и в целом негативно сказываются на  благополучном формировании личности ребенка.  

        Из опыта работы с родителями, чьи дети посещают группы коррекционной направленности, выяснилось, что  родители не проявляют желание помочь учителю-логопеду и отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, объясняя, что они не владеют необходимыми знаниями и умениями,  не имеют достаточно ясного представления о комплексности процесса коррекции реи.  И практически все родители уверены, что оказывать помощь ребенку в коррекции речевых нарушений должен учитель-логопед. В связи с этим возникла необходимость помочь родителям ознакомиться  с приемами обучения и развития речи, правильно организовать коррекционно-речевую  работу, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Нам необходимо видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Ведь ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Активное участие семьи в коррекционном процессе во многом помогает работе учителя-логопеда и ускоряет успехи детей. Поэтому одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями.  

В нашем ДОУ мы объединили разнообразные формы работы с родителями в систему, разработали перспективное планирование на учебный год, которое включает в себя различные направления взаимосвязи учителя-логопеда и семьи:

  • анкетирование;
  • родительские собрания;
  • беседы;
  • консультации;
  • папка-передвижка;
  • семинары – практикумы;
  • открытые НОД;
  • информационные выставки;
  • домашние задания;
  • дни открытых дверей;
  • ежеквартальный выпуск газеты «Раз словечко, два словечко…».

Анкетирование.

При поступлении ребенка в логопедическую группу у учителя-логопеда встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы.  Здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей. Но для этого необходимо глубокое изучение каждой семьи. Обследование семьи проводится комплексно: учителем-логопедом, воспитателями, психологом. У каждого специалиста определён круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье и дают возможность спланировать работу с ней с учётом опыта образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, раннее речевое развитие ребенка и т.д.                                  (ПРИЛОЖЕНИЕ).

Всё это записывается и учитывается в планировании работы с семьёй. В последующем знание о семье воспитанника поможет в общении с родителями, в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей реальным потребностям семьи. В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д., то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.

Групповые родительские собрания.

В логопедических группах  родительские собрания проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. На первом собрании, которое проводится в октябре,  рассказываем  о речевых нарушениях у детей, уточняем  цели работы учителя-логопеда, знакомим  с программой первого периода обучения. Основная задача на начальных этапах работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми.

Второе собрание обычно проводится в январе, анализируем успехи и неудачи детей, анкетируем родителей, вместе с родителями намечаем пути углубления взаимопонимания и эмоционального контакта с детьми.

Третье родительское собрание проходит в апреле-мае. На нем подводятся итоги  работы логопедической группы за год, демонстрируются аудиовидеозаписи «дефектной» речи в начале года и чистой речи – в конце года, даются  рекомендации на летний период. Традиционными в конце учебного года стали занятия для родителей, на которых дети могут похвастаться своими достижениями перед родителями, а также порадовать своими успехами педагогов и родителей.

Беседы.

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи  беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. В начале года, после обследования детей, учитель-логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи учителя-логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят оба родителя.  Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её , то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и создадут барьер в общении.

Консультации.

Наиболее приоритетной формой работы является индивидуальное консультирование, во время которого педагог может четко определить задачи родителей в обучении и воспитании ребенка. Задача педагога – помочь родителям «раскрыться», рассказать о проблемах взаимодействия с ребенком, проанализировать эти проблемы, выявить их причины и наметить эффективные средства воздействия на ребенка.                                                          
Учителю-логопеду необходимо проводить консультирование так, чтобы оно не было формальным, а по возможности привлекало родителей для решения проблем, развивало дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога.

Групповые консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций:

- “Артикуляционная гимнастика”;
- “Развитие мелкой моторики” ;
- “Выполнение домашнего задания” ;
- “Развитие внимания и мышления” ;
- “Речевые игры дома”;
- “Как следить за поставленным  звуком  в домашних условиях”;

- “Как научить ребёнка читать” ;
- “Как учить звуко-буквенному анализу” .

Папка-передвижка

Представляет собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями по преодолению речевых нарушений. Её задача состоит в том, чтобы вооружить родителей определенными знаниями и умениями. Материал в папке представлен в виде консультаций, памяток  по пройденным темам, чтобы родители имели возможность сориентироваться, на каком наглядном материале и каким образом можно закрепить лексику и грамматику по изученной теме, какую использовать литературу.

Семинары – практикумы.

При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы акцент хочется сделать на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобретают  благодаря поэтапной, вдумчивой работе учителя-логопеда. Практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения).

На семинарах-практикумах также родителям демонстрируются различные пособия, с помощью которых дети получают необходимую информацию по обучению грамоте, автоматизации звуков и т.д. Даются рекомендации (по необходимости) изготовить аналогичные для занятий в домашних условиях.

Проведение открытых занятий.

Как показал опыт, полезно объединять занятия с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания). В ходе проведения занятия родители смотрят, записывают игры, упражнения, видят пробелы в знаниях своих детей, учатся методам и приёмам работы, умению давать четкие и краткие инструкции. После такого открытого занятия активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.

Информационные выставки.

Для проведения некоторых  консультаций  готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики»: бусы, пуговицы, шнуровки, мозаика, конструкторы, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, штриховки, трафареты по лексическим темам, почтовый ящик, пластилин, ножницы. Родителям не только рассказывается о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости, но и показывается  необходимость и  важность  развития мелкой моторики рук.

Домашние задания.

Для каждой возрастной группы разработаны домашние задания, направленные на  закрепление полученных знаний, умений и навыков  по основным направлениям коррекционной работы в домашних     условиях.     Объединение усилий  родителей и педагогов  обеспечат дошкольнику  защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома,  тогда  трудностей в развитии ребенка станет намного меньше. Тетрадь для домашних заданий заполняется  учителем-логопедом 1 раз в неделю, выдается родителям в среду, а возвращается в ДОУ в понедельник. Выполнение всех заданий обязательно, так как это организует и дисциплинирует ребенка.

Выпуск газеты ДОУ «Раз словечко, два словечко…».

Основная цель выпуска газеты - повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Дни открытых дверей

Это форма педагогической пропаганды и приобщения родителей к работе ДОУ. Они дают возможность показать родителям методы обучения и воспитания детей, которые могут быть использованы в семье. Такое проникновение в жизнь детского сада позволяет родителям увидеть своего ребенка в коллективе. Педагоги обращают внимание родителей на характер взаимоотношений детей в играх, на занятиях, в быту, на их трудовые и гигиенические навыки, вместе с родителями анализирует увиденное, ищет причины отклонений в поведении детей.  

Взаимодействие ДОУ  и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учителя-логопеды и родители действуют согласованно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация сотрудничества учителя-логопеда и родителей в условиях специализированного ДОУ.

Организация сотрудничества учителя-логопеда и родителей  в условиях специализированного ДОУ....

Способы организации и содержание работы с родителями в условиях детского сада компенсирующего вида.

Работа учителя логопеда с родителями и нетрадиционная форма рботы с родителями....

Особенности сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

В статье рассказывается о трех этапах процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образов...

Особенности дистанционных форм работы с родителями в условиях ДОУ компенсирующего вида

Дистанционная форма работы с родителями - это современная удобная форма общения. Дает возможность родителю более подробно узнать о проблемах своего ребёнка......

Организационные формы сотрудничества учителя – логопеда ДОУ и родителей

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя - логопеда и родителей. Они должны стать не только участниками образовател...

Консультация для воспитателей «Организация взаимодействия учителя логопеда, специалистов и родителей (законных представителей) воспитанников в рамках речевого развития».

Развитие речи ребенка – дошкольника – длительный и трудоемкий процесс, требующий и заслуживающий особого внимания, как педагогов – воспитателей, так и родителей. Тенденция к увеличен...