Организация сотрудничества учителя-логопеда и родителей в условиях ДОУ компенсирующего вида.
методическая разработка по логопедии
Взаимодействие ДОУ и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учителя-логопеды и родители действуют согласованно. Воспитательные функции детского сада и семьи различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация сотрудничества учителя-логопеда и родителей
в условиях ДОУ компенсирующего вида.
Дошкольное детство - уникальный период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. В Законе Российской Федерации «Об образовании» и Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении указано, что одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». И в тоже время именно родители являются первыми педагогами ребёнка, а дошкольное учреждение оказывает им помощь в воспитании. Воспитательные функции семьи и детского сада различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Особенно важным является установление четкого и эффективного сотрудничества с родителями при воспитании ребенка с речевыми нарушениями. Это обусловлено тем, что процесс коррекции речи требует постоянной и системной работы, многое зависит от заинтересованности родителей в понимании проблем ребенка и готовности их решать. Часто родители недооценивают серьёзность речевого нарушения, считая, что с возрастом проблема решится сама собой.
Родители в большинстве случаев воспринимают речевое нарушение как дефект звукопроизношения, не осознают, что оно связано с поражением центральной и периферической нервной систем. Учителям-логопедам нашего ДОУ приходится объяснять, что наряду с системным недоразвитием всех сторон речевой деятельности выявляется и своеобразие психического развития: общая эмоциональная незрелость, задержанное развитие познавательных процессов, слабая регуляция произвольной деятельности, двигательная недостаточность, нарушения внимания – снижены его объем, концентрация, возможности распределения и переключения, недостаточная устойчивость внимания.
У значительного количества детей страдает эмоционально-волевая сфера, что сопровождается нарушением волевого и регуляторного компонента деятельности, повышенной тревожностью, агрессивностью, конфликтностью, повышенной возбудимостью, эмоциональной нестабильностью. Данные симптомокомплексы приводят к нарушению взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
В конечном итоге, нарушение развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы является препятствием для эффективного коррекционно-речевого процесса, психоречевого развития ребенка, и в целом негативно сказываются на благополучном формировании личности ребенка.
Из опыта работы с родителями, чьи дети посещают группы коррекционной направленности, выяснилось, что родители не проявляют желание помочь учителю-логопеду и отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, объясняя, что они не владеют необходимыми знаниями и умениями, не имеют достаточно ясного представления о комплексности процесса коррекции реи. И практически все родители уверены, что оказывать помощь ребенку в коррекции речевых нарушений должен учитель-логопед. В связи с этим возникла необходимость помочь родителям ознакомиться с приемами обучения и развития речи, правильно организовать коррекционно-речевую работу, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Нам необходимо видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Ведь ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Активное участие семьи в коррекционном процессе во многом помогает работе учителя-логопеда и ускоряет успехи детей. Поэтому одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями.
В нашем ДОУ мы объединили разнообразные формы работы с родителями в систему, разработали перспективное планирование на учебный год, которое включает в себя различные направления взаимосвязи учителя-логопеда и семьи:
- анкетирование;
- родительские собрания;
- беседы;
- консультации;
- папка-передвижка;
- семинары – практикумы;
- открытые НОД;
- информационные выставки;
- домашние задания;
- дни открытых дверей;
- ежеквартальный выпуск газеты «Раз словечко, два словечко…».
Анкетирование.
При поступлении ребенка в логопедическую группу у учителя-логопеда встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. Здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей. Но для этого необходимо глубокое изучение каждой семьи. Обследование семьи проводится комплексно: учителем-логопедом, воспитателями, психологом. У каждого специалиста определён круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье и дают возможность спланировать работу с ней с учётом опыта образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, раннее речевое развитие ребенка и т.д. (ПРИЛОЖЕНИЕ).
Всё это записывается и учитывается в планировании работы с семьёй. В последующем знание о семье воспитанника поможет в общении с родителями, в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей реальным потребностям семьи. В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д., то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.
Групповые родительские собрания.
В логопедических группах родительские собрания проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. На первом собрании, которое проводится в октябре, рассказываем о речевых нарушениях у детей, уточняем цели работы учителя-логопеда, знакомим с программой первого периода обучения. Основная задача на начальных этапах работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми.
Второе собрание обычно проводится в январе, анализируем успехи и неудачи детей, анкетируем родителей, вместе с родителями намечаем пути углубления взаимопонимания и эмоционального контакта с детьми.
Третье родительское собрание проходит в апреле-мае. На нем подводятся итоги работы логопедической группы за год, демонстрируются аудиовидеозаписи «дефектной» речи в начале года и чистой речи – в конце года, даются рекомендации на летний период. Традиционными в конце учебного года стали занятия для родителей, на которых дети могут похвастаться своими достижениями перед родителями, а также порадовать своими успехами педагогов и родителей.
Беседы.
Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. В начале года, после обследования детей, учитель-логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи учителя-логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят оба родителя. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её , то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и создадут барьер в общении.
Консультации.
Наиболее приоритетной формой работы является индивидуальное консультирование, во время которого педагог может четко определить задачи родителей в обучении и воспитании ребенка. Задача педагога – помочь родителям «раскрыться», рассказать о проблемах взаимодействия с ребенком, проанализировать эти проблемы, выявить их причины и наметить эффективные средства воздействия на ребенка.
Учителю-логопеду необходимо проводить консультирование так, чтобы оно не было формальным, а по возможности привлекало родителей для решения проблем, развивало дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога.
Групповые консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций:
- “Артикуляционная гимнастика”;
- “Развитие мелкой моторики” ;
- “Выполнение домашнего задания” ;
- “Развитие внимания и мышления” ;
- “Речевые игры дома”;
- “Как следить за поставленным звуком в домашних условиях”;
- “Как научить ребёнка читать” ;
- “Как учить звуко-буквенному анализу” .
Папка-передвижка
Представляет собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями по преодолению речевых нарушений. Её задача состоит в том, чтобы вооружить родителей определенными знаниями и умениями. Материал в папке представлен в виде консультаций, памяток по пройденным темам, чтобы родители имели возможность сориентироваться, на каком наглядном материале и каким образом можно закрепить лексику и грамматику по изученной теме, какую использовать литературу.
Семинары – практикумы.
При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы акцент хочется сделать на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобретают благодаря поэтапной, вдумчивой работе учителя-логопеда. Практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения).
На семинарах-практикумах также родителям демонстрируются различные пособия, с помощью которых дети получают необходимую информацию по обучению грамоте, автоматизации звуков и т.д. Даются рекомендации (по необходимости) изготовить аналогичные для занятий в домашних условиях.
Проведение открытых занятий.
Как показал опыт, полезно объединять занятия с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания). В ходе проведения занятия родители смотрят, записывают игры, упражнения, видят пробелы в знаниях своих детей, учатся методам и приёмам работы, умению давать четкие и краткие инструкции. После такого открытого занятия активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.
Информационные выставки.
Для проведения некоторых консультаций готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики»: бусы, пуговицы, шнуровки, мозаика, конструкторы, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, штриховки, трафареты по лексическим темам, почтовый ящик, пластилин, ножницы. Родителям не только рассказывается о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости, но и показывается необходимость и важность развития мелкой моторики рук.
Домашние задания.
Для каждой возрастной группы разработаны домашние задания, направленные на закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным направлениям коррекционной работы в домашних условиях. Объединение усилий родителей и педагогов обеспечат дошкольнику защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, тогда трудностей в развитии ребенка станет намного меньше. Тетрадь для домашних заданий заполняется учителем-логопедом 1 раз в неделю, выдается родителям в среду, а возвращается в ДОУ в понедельник. Выполнение всех заданий обязательно, так как это организует и дисциплинирует ребенка.
Выпуск газеты ДОУ «Раз словечко, два словечко…».
Основная цель выпуска газеты - повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Дни открытых дверей
Это форма педагогической пропаганды и приобщения родителей к работе ДОУ. Они дают возможность показать родителям методы обучения и воспитания детей, которые могут быть использованы в семье. Такое проникновение в жизнь детского сада позволяет родителям увидеть своего ребенка в коллективе. Педагоги обращают внимание родителей на характер взаимоотношений детей в играх, на занятиях, в быту, на их трудовые и гигиенические навыки, вместе с родителями анализирует увиденное, ищет причины отклонений в поведении детей.
Взаимодействие ДОУ и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учителя-логопеды и родители действуют согласованно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация совместной коррекционной работы учителя - логопеда и воспитателя в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
Презентация опыта на городском методиеском объединении учителей - логопедов ДОУ IV и VI вида....
Организация сотрудничества учителя-логопеда и родителей в условиях специализированного ДОУ.
Организация сотрудничества учителя-логопеда и родителей в условиях специализированного ДОУ....
Способы организации и содержание работы с родителями в условиях детского сада компенсирующего вида.
Работа учителя логопеда с родителями и нетрадиционная форма рботы с родителями....
Особенности сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
В статье рассказывается о трех этапах процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образов...
Особенности дистанционных форм работы с родителями в условиях ДОУ компенсирующего вида
Дистанционная форма работы с родителями - это современная удобная форма общения. Дает возможность родителю более подробно узнать о проблемах своего ребёнка......
Организационные формы сотрудничества учителя – логопеда ДОУ и родителей
Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя - логопеда и родителей. Они должны стать не только участниками образовател...
Консультация для воспитателей «Организация взаимодействия учителя логопеда, специалистов и родителей (законных представителей) воспитанников в рамках речевого развития».
Развитие речи ребенка – дошкольника – длительный и трудоемкий процесс, требующий и заслуживающий особого внимания, как педагогов – воспитателей, так и родителей. Тенденция к увеличен...