Организация сотрудничества детского сада и семьи в условиях введения стандарта дошкольного образования
статья по теме

Ведерникова Татьяна Петровна

Из личного опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Организация сотрудничества детского сада и семьи  в условиях введения стандарта дошкольного образования

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития ребенка, происходит его знакомство с социальным миром. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимые для его жизни знания, настолько ребенок будет адекватен во взаимодействии с окружающими.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основных принципов дошкольного образования рассматривает сотрудничество Организациис семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства[4, п.1.4]. Одна из главных задач стандартанаправлена на обеспечение психологической и педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [4, п.1.6].

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовного и нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется работе с родителями.

Семья и детский сад, как первичные воспитательные институты, способны обеспечивать полноту и целостность социокультурной и образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Устанавливая взаимоотношения с семьей, мы создаем условия для полноценного процесса социализации ребенка дошкольника. Усвоение социального опыта происходит через взаимодействие «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», «ребенок-родитель», где в процессе общения каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого.

Важным условием для полноценной социализации дошкольника является вовлечение родителей в учебный и воспитательный процесс ДОУ.

Технология сотрудничества, как одно из направлений личностно-ориентированной технологии, реализует принцип демократизации дошкольного образования, партнерство в системе взаимоотношений «взрослый-ребенок».

Цель –создание условий, обеспечивающих установление партнерских отношений участников образовательного процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

В основе взаимодействия с семьей лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу, взаимодействие сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Взаимодействие педагога с родителями реализуется посредством разных форм. В своей педагогической деятельности я использую как традиционные, так и нетрадиционные формы сотрудничества.

В основе моейпедагогической работы – живой, эмоциональный контакт, диалог с каждой семьей, но атмосферу психологического комфорта создает обстановка приемной.

Уголок для родителей-традиционная, достаточно действенная форма работы. Здесь находится информация о правилах для родителей, сведения о родительском комитете, именинниках, антропометрические данные детей, книга отзывов и предложений и многое другое.

Сориентироваться в делах группы и привлечь родителей в качестве союзников к достижениям детей помогает информационный стенд. Здесь размещается информация об успехах детей, новости группы, благодарности родителям, поздравления именинникам, объявления.

Для эффективного взаимодействия в помощь родителям в группе создан центр логоритмики «Учимся говорить правильно», в наполнении которого принимают участие и родители.

Сближению детей, родителей и воспитателей способствует использование такой формы работы, как организация фотовыставок: «Семейные праздники», «Моя мама лучше всех», «Мы живем в России».

С целью обеспечения психологического и педагогического информирования семей воспитанников выпускаются тематические: «Берегись огня», «Книжкины именины», «Герои нашего края» и поздравительные стенгазеты: «Международный женский день», «День Победы» и др.

 Эффективной системой взаимоотношений с родителями, активного включения их в процесс воспитания является совместное художественное и продуктивное творчество детей и родителей.  Уже стали традиционными такие выставки детско-родительских работ, как «Дары природы», «Новогодний калейдоскоп», «В гостях у сказки».

Семьи воспитанников с удовольствием принимают участие в творческих выставках: «Золотые руки не знают скуки», «Моя мамочка-рукодельница», «Из бабушкиного сундучка».

Ничто не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг, где все выступают полноправными участниками. Пробудить интерес к жизни детей в группе, привлечь к участию в проведении тематических недель помогает организация утренников, праздников, музыкальных и физкультурных развлечений.

При организации таких мероприятий родители задействованы практически во всех этапах подготовки. Это обмен идеями и советами по поводу предстоящего праздника, разучивание стихов, песен, танцев, помощь в оформлении.

 С целью вовлечения родителей в учебный и воспитательный процесс детского сада, организуются дни открытых дверей.

Участие семьи в совместной образовательной деятельности помогает реализовать принцип открытости детского сада для родителей, которые имеют возможность по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его всестороннем развитии.

Приглашением родителей к активному включению их в жизнь детского сада является организация фестивалей и творческих квестов: «Сказка в гости к нам пришла», «Устремляясь в космические дали», «Голубая планета Земля».

Такое взаимодействие позволяет расширить диапазон детско-родительских отношений, создает атмосферу доверия, сотрудничества, взаимного уважения между участниками образовательных отношений.

По инициативе родителей, став традиционными, организуются субботники по благоустройству и озеленению территории прогулочных участков. Такая форма взаимодействия не только укрепляет сотрудничество между родителями и детским садом, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников.

Таким образом, мы видим, что организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на сотрудничестве, способствует социально-личностному развитию детей, а родителям позволяет чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.

Список литературы

  1. Дорохина Н.А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и родителей.//Ребенок в детском саду. 2003. №6. с.27.
  2. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
  4. Земская М.Е. Семья и личность. – М.: Прогресс, 2001. [Электронный ресурс] Faq.gaban.ru/zemskaya-m-semya-i-lichnost-kniga.html (дата обращения: 3.06.17)
  5. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями. // Дошкольное воспитание.  2004. №11. с.57.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ от 17 октября 2013 года №1155)  – М., - 32 с.
  7. http://bspu.ru/course/35058/35318 (дата обращения: 2.06.17)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация сотрудничества детского сада и семьи в условиях введения стандарта дошкольного образования" в сборнике научно-практической конференции УрГПУ

Статья опубликована в сборнике научно-практической конференции Уральского педагогического университета "Актуальные проблемы развития образования в период детства", 2017....

Семинар-практикум для инструкторов по физической культуре в ДОУ«Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Конспект семинара-практикума для инструкторов по физической культуре в ДОУ по теме «Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками в условиях введения ФГОС дошкольного обра...

«Организация методической службы в ГДОУ в условиях введения стандарта дошкольного образования"

Цель: Создание условий для творческого развития личности. Раскрыть формы и методы работы педагога, способствующие активизации детей на занятиях, повышению результативности, развитию навыков самостояте...

Проекты на тему: «Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования»

В настоящее время российское дошкольное образование переживает сложный, по сути, переломный период в своей истории. Повод для грядущих перемен хорошо известен педагогам и родителям - это изменения в Ф...

Сотрудничество детского сада и семьи как условие духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Муниципальные педагогические чтения 2024«Моя страна - моя Россия»Номинация: «Моя страна - моя семья»Доклад: «Сотрудничество детского сада и семьи как условие духовно-нрав...