«Как звуки Р-Рь помирились»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Пахмутова Наталья Юрьевна

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

«Как звуки Р-Рь помирились»

Цель: Закреплять  навык  различения и четкого произношения звуков р-рь.

Задачи:

1. Уточнить правильную артикуляцию звука [р]-[р΄]; 
2. Закрепить навык различения звуков р-рь на слух в словах, предложениях.

3. Совершенствовать фонематические представления;

4. Закрепить навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

5. Пополнить лексический запас слов по теме «Рыбы»

5.. Развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

6. Учить принимать самостоятельные решения, целеустремленность;

7. Вырабатывать умение работать командой, целеустремленность.

Оборудование: карточки со звуками на магнитах, картинки со звуками р-рь, модель-схема «Умные ладошки», мешок с предметами (р-рь), схема слов для звуко-буквенного анализа по количеству детей, сладости-сюрпризы.

Ход занятия

Организационный момент. Л.: Сегодня к нам в гости пришли не только гости (давайте поздороваемся) , но и звуки р-рь,  звуки поссорились и задумали   коварный план, хотят они убедится, что мы не  умеем их различать, придумали испытания для нас. Справимся?

Размещаем буквы в разные стороны на доске. По мере выполнения заданий буквы двигаются навстречу друг другу.

Основная часть

Акустико- артикуляционный образ звуков.

1. Испытание первое. Л.:   Когда мы произносим звуки р-рь, что делают губы и язычок? Дети: Губы в улыбке, язычок за верхними зубами.

Л.: Чем похожи звуки и чем различаются?

 Дети: р -согласный, звонкий, твердый, рь – согласный, звонкий, мягкий.

2. Испытание второе. Игра «Кулак – подушка» Различение звуков по твердости-мягкости.

Л.: Если в слове есть твердый звук, то показываем кулак, а если мягкий – подушечку.  Рыба, караси, рак, речка, карп, море. Справились, молодцы.

3.Испытание третье. Формирование фонематических представлений. Л.: В  названии  картинок спрятались звуки  р-рь, найдите их. Разделите картинки на  2  столбика. Справились!

4.Испытание четвертое.  Игра « Живая стрелка». Закрепление умения определять позицию звуков в слове и давать им характеристику.

Картинки с твердым и мягким знаком, сумка.

В центре круга находится ребенок, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
Наша стрелка оживилась,
Быстро, быстро закружилась!
Сделай круг и обернись,
А теперь остановись!
«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет позицию звук и дает ему характеристику.

Л.:  Умнички.

5.Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа. Составить звуковые схемы слов. Ребята делают на местах, один из детей на доске.

Каждому раздается листок для звуко-букв. анализа со словами.

Логопед: 
- Сколько звуков в слове  «рак».  Ответы детей.
- Какой первый звук? (звук – согласный, твердый, звонкий обозначается синим цветом)
- Какой второй звук? (звук  – гласный, обозначается красным)
- Какой третий звук? (звук  – согласный, звонкий,  мягкий – обозначается зеленым цветом)
Дети самостоятельно выкладывают схему- слова фишками.
Л.: Сколько слогов в слове  рак ? Ответы детей. Аналогично с другими словами.

6. Игра «Умные ладошки». Закрепление звуко-буквен. анализа. Ребёнок выходит к схеме и отхлопывает схему ладошками.

7. Игра «Путаница». Логопед произносит предложения с ошибками, ребята исправляют.

Молчит как лыба в воде. Пете купили новые бдюки.  В море плывет колабль. Лыба попалась на ключок. Ай, молодцы!

8. Игра «Буквы поссорились». Вырабатываем навык синтеза слов.

 Л: Давайте их помирим, тогда и наши звуки, наконец, подружатся. А поможет нам загадка: В баню идут в черном, а из бани в красном?

 Ответы детей

Л: Правильно, раки. Волны размыли наши буквы. Давайте соберем из букв   слово. Здорово! Наши буквы вместе.

Ребенок у доски собирает слово. На доске в разных местах на магнитах буквы.

9. Л: Вот мы с вами прошли все испытания.  Какие звуки мы помирили? Ответы детей. Теперь они стоят рядом. Молодцы! Похлопаем себе.  Чтобы поймать рыбку, что на крючок насадим? Дети: червячка.

Л.: А, наградой нам будут сладости. Молодцы!

Угощение мармеладные червячки.


 Атаманова Н.Б. Умные ладошки. Логоритмика в младших классах // Методический журнал: здоровьесберегающие технологии в школе «Здоровье детей». М.: Издательский дом «Первое сентября». № 10. 2014. С. 28–31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие "Поссорились - помирились"

В игре "Волшебник" дети передают в лицах различные эмоции, а потом находят соответствующую "пиктограмму". С помощью волшебных колечек они обыгрывают ситуации "Драка", "Попроси игрушку у товарища", и ...

История о том, как Карандаш и Гвоздь помирились.

Конспект непосредственно-образовательной деятельностис детьми средней группы с элементами ТРИЗ и РТВ.Реализация образовательных областей: «Познание», « Коммуникация»,  «Социализация»....

Интегрированная образовательная деятельность "Как помирить овощи" (музыка+развитие речи+аппликация) для детей старшей группы

Интегрированная образовательная деятельность "Как помирить овощи" (музыка+развитие речи+аппликация) для детей старшей группы...

Конспект игры-занятия "Как Карандаш и Гвоздь помирились"

Название игры - занятия: «История о том, как  Карандаш и Гвоздь помирились»....

"Поссорились - помирились"

Конспект занятия по социализации на тему "Поссорились - помирились"...

Педагогическая находка "Мы помирим звуки С-Ш"

Технологическая карта НОД с элементами песочной терапии (логопедическое подгрупповое занятие)...