Речевое развитие близнецов
консультация по логопедии

Речевое развитие близнецов (Консультация для родителей и педагогов)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_bliznetsov.docx14.76 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие близнецов

Близнецы отличаются по многим показателям от своих единорожденных сверстников, особенно на ранних этапах развития.

Большинство исследователей относят близнецов к группе риска из-за специфики их  внутриутробного развития, состояния во время родов и после рождения.

Одна из особенностей близнецов на ранних этапах развития – замедление общего физического и психического развития и, как следствие, замедление речевого развития.

Близнецы, по сравнению с одиночно рожденными, начинают позже сидеть и ходить, у них запаздывает появление первой улыбки, хватание игрушки. Однако, по мнению специалистов, к 7-8 годам разница в физическом развитии близнецов и одиночно рожденных детей исчезает.

Часто близнецы малообщительны, робки, трудно привыкают к новому коллективу и обстановке. Эти дети проявляют повышенную чувствительность к шуму, быстро утомляются, жалуются на головную боль.

Своеобразие близнецов проявляется и в развитии их речи. Особенности близнецовой речи, возникающие задержки в речевом развитии специалисты связывают с воздействием близнецовой ситуации. Следует сразу отметить, что нарушения речевого развития имеют место не у всех близнецов. Но в целом, если говорить о популяции, близнецы относятся к группе риска и по предрасположенности к речевым нарушениям.

Прежде всего, по сравнению с одиночно рожденными детьми развитие речи у близнецов задерживается. У мальчиков задержка речевого развития выражена сильнее, чем у девочек.

Существуют данные, указывающие, что у мальчиков-близнецов речь развивается с отставанием на 2-4 месяца по сравнению с девочками-близнецами.

Задержка в речевом развитии зависит от размера семьи и ее социального положения, а также от типа близнецов. У однояйцевых близнецов отставание в звуковом развитии более частое, чем у разнояйцевых близнецов. В целом считают, что близнецы отстают в звуковом развитии от одиночно рожденных приблизительно на 6-8 месяцев.

Развитие фразовой речи также происходит с опозданием и начинается только к концу второго года жизни ребенка.

Способность к чтению формируется гораздо позже, чем у единорожденных. Чем меньше словарный запас у ребенка в раннем возрасте, тем более длительное время требуется ему для овладения чтением.

В чем же проявляется задержка речевого развития близнецов?

1. Прежде всего, у детей медленно пополняется запас слов.

2. Дети пользуются короткими, примитивными фразами, сложно и медленно формируется способность к построению более сложных грамматических конструкций распространенных предложений.

3. Близнецы очень редко обращаются к окружающим, они общаются между собой.

4. В речи, направленной на окружающих, близнецы пользуются ограниченным числом слов и звукосочетаний.

5. Замедлена способность к обобщению, преобладает конкретизация.

6. У близнецов отсутствует монолог (монолог – речь одного человека).

7. У большинства близнецов редко наблюдается речь для себя, не адресованная кому-либо другому.

Главной особенностью является существование специального интимного языка, на котором общаются близнецы друг с другом. Этот язык практически непонятен окружающим, так как дети при общении используют ими придуманные и только им понятные слова и фразы.

Из-за замкнутости друг на друге (вследствие отсутствия общения или недостаточного общения с другими детьми и взрослыми) дети хорошо понимают друг друга, что позволяет им обходится минимумом слов. Иногда в такое взаимодействие вовлекается и мама, образуя триаду. Происходит замкнутость друг на друге этого маленького коллектива, что приводит не только к задержке развития произносительной речи у детей, но и к последующим сложностям при овладении чтением и письмом.

Важно учитывать разные темпы развития речи в близнецовой паре. Чаще всего это наблюдается у разнополых близнецов: Один (чаще девочка) начинает говорить быстрее и чище, а второй как бы прячется за его спиной, предоставляя ему возможность отвечать на поставленные вопросы и рассказывать о совместных свершениях. Таким образом «разговорчивый» близнец начинает доминировать в речевой сфере и это неблагоприятно сказывается на развитии второго. Трудность может заключаться и в том, что второй малыш начинает копировать брата или сестру, повторяя его ошибки и дублируя несовершенства речи близнеца.

Выход из этой ситуации в интенсивном индивидуальном общении с неразговорчивым ребенком. Как правило, более разговорчивый близнец пользуется большей популярностью у родни. Не стоит это поощрять. Избегайте так же ярлыков – «болтун», «молчун». Ровное отношение к обоим близнецам, и персональное общение с каждым из них обязательно улучшит ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая природа развития близнецов и особенности их воспитания.

Один из самых загадочных вопросов – вопрос психологического развития близнецов.Исследования психологов показывают, что близнецы являются особыми детьми. Они повсюду держатся вместе, часто оба ребенка ...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...