Пошаговая постановка звука «Ж» у ребенка
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Как поставить звук Ж ребенку, если его нет в речи, он выговаривается нечетко или отсутствует совсем. Этот звук относится к группе шипящих. С ним не так часто бывают трудности, как например, со звуками Р, Л, Ш, но тем не менее многим актуален вопрос коррекции. Так что внимательно изучите статью и готовьтесь жужжать вместе с ребенком как пчелки!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsiya_zvuka_zh.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляция звука «Ж»
Как правильно произносить звук Ж:
Звук Ж — всегда твердый, звонкий, согласный. При артикуляции форма языка напоминает чашечку, как и в работе над соседним звуком Ш. Голосовые связки работают (есть голос). Звук напоминает громкое жужжание жука, тогда как при звуке Ш-шипение змеи (более глухое звучание).
Особенности строения артикуляционного аппарата.
Слабые мышцы языка, либо, напротив, высокий мышечный тонус.
Нарушение фонематического слуха.
Задержка в развитии нервной системы ребенка.
Проблемы со звукопроизношением могут появиться также на фоне повторения за неправильной речью взрослого.
Причины дефектного произношения звука «Ж»
Причины дефектного произношения звука «Ж» различные. Наиболее распространенные из них следующие:
Постановка звука «Ж» поэтапно
Пошаговая постановка звука «Ж» у ребенка включает 3 этапа корректировки звукопроизношения с постепенным усложнением задач:
#1087;остановку
#1072;втоматизацию
#1076;ифференциацию.
Для первого этапа важно подобрать целевой комплекс артикуляционной гимнастики и выбрать способ, который наиболее подходит ребенку – по подражанию, с механической помощью, от опорного звука или смешанный вариант.
«Месим тесто»
Инструкция: с открытым ртом кладем язык на нижнюю губу, аккуратно шлепаем его верхней губой или мягко кусаем, при этом произнося «пя-пя-пя».
«Вкусная конфетка»
Инструкция: кладем на кончик языка кусочек ириски и предлагаем приклеить его к альвеолам.
«Грибочек»
Инструкция: улыбаемся, открываем рот, широкий и распластанный язык приклеиваем к верхнему небу. Держим позу 5-7 секунд.
«Чашечка»
Инструкция: открываем рот, язык в распластанном состоянии лежит на нижней губе. Далее поднимаем его боковые края так, чтобы получилась позиция, похожая на «чашечку». Держим статично 5-7 секунд.
«Вкусное варенье»
Инструкция: ставим язык в форму «чашечки» и потихоньку облизываем верхнюю губу.
«Фокус»
Инструкция: берем очень маленький кусочек ватки и кладем на кончик носа ребенка. Просим высунуть язычок «чашечкой» и постараться сдуть ватку.
«Бублик»
Инструкция: округляем губы, слегка выдвигаем их вперед и таким образом держим 5-7 секунд. Если добавить полностью сжатые губы – получится форма «вишенки».
Артикуляционная гимнастика для звука «Ж»
А вот и подборка целевых упражнений для Ж:
«Кораблики». Понадобится сосуд с водой и кораблики из бумаги, или просто кусочки бумаги. Задача ребенка подгонять кораблики к другому берегу, путем правильного речевого выдоха (вдох через нос и выдох через рот).
«Снег и вьюга». Будут нужны небольшие кусочки ваты. Их немного скатывают в шарик и кладут на стол. Задача: дуть на них, изображая зимнюю вьюгу.
«Кто/что спрятано на картинке?». На любую сюжетную картинку сверху наклеивают нарезанную тонкими полосками гофрированную бумагу, чтобы скрыть содержание изображения. Задача: дуть на бахрому, чтобы увидеть, что же спрятано на картинке.
«Пузырьки». Это можно устроить легко и без приготовлений в любом месте: и дома, и на даче, и на занятии. Нужен только стакан воды с трубочкой. Задача: глубоко вдыхать и через трубочку медленно выпускать воздух в воду, чтобы получились пузырьки.
«Дудочка». Пригодятся колпачки от ручек, всевозможные свистки и дудочки, все, с помощью чего можно изобразить духовые инструменты. Задача: дуть в них, извлекая звуки.
«Фокус». Понадобится небольшой кусочек ваты. Его нужно положить на нос ребенка и попросить высунуть язык. Задача: свернуть его в трубочку, загнуть вверх и сдуть ватку с носа.
«Свеча». Понадобится свеча, ну, конечно, не забывайте про аккуратность. Если есть страх, то лучше тогда остановиться на предыдущих упражнениях. Задача: дуть на зажженную свечу медленно и аккуратно, чтобы пламя не гасло, а только немного двигалось в разные стороны.
«Деревья». По структуре похоже на «Кто/что спрятано на картинке?». На карточке необходимо нарисовать дерево, и его крону спрятать за гофрированной бумагой. Задача: дуть на нее, чтобы листья «опали».
«Греем руки». Ребенку предлагается просто дуть на ладошки, чтобы контролировать интенсивность, скорость, направление речевого выдоха.
Дыхательная гимнастика
Это необходимый этап в постановке звука Ж. Расслабленные и короткие вдохи должны идти через рот, а выдохи должны быть спокойные и медленные. Вот примеры игровых упражнений:
Коррекционные игры с логопедом
Упражнения для постановки звука «Ж»
Постановить звук «Ж», в первую очередь, можно по подражанию. Ребенку предлагается повторить артикуляционную позу звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие голоса. Если все сделать правильно, то получится нормотипичный звук и можно будет переходить к его автоматизации.
Второй способ: от опорного звука «З» с механической помощью. Если звук «З» произносится правильно, то ребенку следует предложить длительно произносить его и в это время подложить зонд/шпатель под передний край языка и поднять язык за верхние резцы. В таком положении вместо звука «З» получается «Ж». Далее постепенно ребенок приучается самостоятельно, без механических вспомогателей, удерживать нужную позу и правильно произносить звук «Ж».
Еще один вариант: от опорного звука «Т». Нужно слегка приоткрыть рот и медленно 4- 6 раз произносить с придыханием звук «Т», одновременно ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами. Далее ставим задачу плавно удлинять воздушную струю выдоха и не ударять кончиком языка в бугорки, а только поднимать к ним широкий кончик языка. Накладываем голос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Этап постановки звука. Занятие по постановке звука Р
Постановка звука Р при дислалии...
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Родителям о постановке звука «Р» своему ребенку
Считается, что все звуки ребенок должен выговаривать уже к четырем годам, однако правильно произносить звук «р» он может учиться до пяти лет. Как помочь малышу справиться с этой задачей? Р...
Презентация *Постановка звука К, Кь, Г, Гь, Х, Хь. Правильная артикуляция, деффекты артикуляции звуков, постановка звука*.
Презентация *Постановка звука К, Кь, Г, Гь, Х, Хь. Правильная артикуляция, деффекты артикуляции звуков, постановка звука*....