Дидактические игры на преодоление лексиком-грамматического строя речи
статья по логопедии
Картотека игр для развития лексико-грамматического строя речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5–6 лет
Картотека игр очень помогает нам в ежедневной работе: как в групповой работе с детьми так и в индивидуальной работе.
Эти игры мы собирали у разных авторов и применяя их на практике мы увидели что результат действительно есть.
«У кого какая мама».
Цель:
учить детей образовывать существительные, обозначающие самок животных, дифференцировать суффиксы.
Воспитатель называет детеныша, а дети называют его маму, самку (у зайчонка — зайчиха, и др.) .
Словарный материал: волчица, крольчиха, корова, ежиха, утка, медведица.
Варианты для подготовительной к школе группы: львица, олениха, свинья, гусыня, тигрица.
Игра «Назови какие»
Цель: формирование навыков образования относительных прилагательных.
Ход игры:
Логопед предлагает сапоги из резины — резиновые сапоги; шапка из шерсти — шерстяная; перчатки из кожи — кожаные.
«Зайчик и дождь».
Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст своими словами; правильно употреблять существительные множественного и единственного числа в творительном падеже.
Наглядный материал: настольный или магнитный театр.
Текст:
Сидит зайчик на поляне, греется на солнце (лес, полянка, зайчик, солнце). Но вот туча набежала, туча солнышко закрыла (закрыть солнце тучей). Зайчик спрятался в кусты. Под кустом сухо, не намокнет у зайца шубка.
Вопросы к детям:
- Где сидел зайчик?
- Почему зайчик спрятался под кустом?
Воспитатель просит ребят пересказать текст своими словами.
«Лето»
Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст; пользоваться в речи глаголами, обозначающими противоположные действия; образовывать от глаголов третьего лица глаголы первого лица (по аналогии) ; закрепить правильное использование существительных в косвенных падежах с предлогами.
Текст:
Таня и Оля гуляли на лугу. Они собирали цветы, венки плели. А недалеко текла речка. Побежали Таня и Оля к речке. Водичка в ней чистая, тёплая. Ну как тут не искупаться! Сейчас они будут раздеваться и купаться.
Вопросы к детям:
- Что делали девочки на лугу?
- Куда побежали Таня и Оля?
Воспитатель просит ребят сделать пересказ близко к тексту, сопоставить противоположные действия (по демонстрируемым действиям) :
- Таня одевается. - Оля раздевается.
- Таня обувается. - Оля разувается.
- Таня завязывает. - Оля развязывает.
Затем дети называют действия по аналогии:
- Оля купается, и я купаюсь.
- Оля одевается, и я одеваюсь.
- Оля умывается, и я умываюсь.
Воспитатель просит детей сказать правильно:
- Дети пошли купаться (куда) на речку.
- Дети купаются (где) в речке.
- Дети переплывают (что) речку.
- Лодки плывут (где) по реке.
Игра «Кто у кого»
Цель:
Соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных. Ребенок рассматривает рисунки — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду, кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком, собака и щенок грызут кость (вариант — лают, корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат, лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут, утка и утенок плавают (крякают) .
— Назови животных и их детенышей.
— Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь, какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок?
Игра «Назвать животных парами»
Оборудование.
Предметные картинки с изображением животных и их детенышей (белка – бельчонок, заяц – зайчонок, волк – волчонок, медведь - медвежонок) .
Ход игры.
Детям мы предлагали загадку: Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле.
- Кто это? (белка)
- А как называют детеныша белки? (бельчонок)
Далее показывается картинка, дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.
- А у каких животных названия детенышей отличаются от названия взрослых животных? (Корова – теленок, лошадь – жеребенок, овца – ягненок, собака – щенок, свинья - поросенок) .
Игра «Чьи хвосты? »
Воспитатель рассказывает сказку «Хвосты».
Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу, искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост? » Например, хвост зайца надо называть «заячий хвост».
Вот на дереве висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)
Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.
- А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.
Хвост собаки – собачий.
Хвост кошки – кошачий.
Хвост коровы – коровий.
Хвост лошади – лошадиный.
Хвост быка – бычий.
Игра «Подбери картинки»
Цель - практическое усвоение слов, обозначающих признак предмета.
Оборудование.
Предметные картинки.
Ход игры.
воспитатель читает слова, дети подбирали соответствующие картинки;
- Высокий, тонкий, пятнистый (жираф)
- Лохматый, косолапый … (медведь)
- Голодный, серый, злой … (волк)
- Маленькая, быстрая, проворная … (белка)
- Хищный, сильный, полосатый (тигр)
- Серый, колючий … (еж)
- Яркое, теплое … (солнце)
В этой игре мы не только закрепляли усвоение прилагательных, но и отгадывали загадки, а также развивали мыслительные процессы.
Игра «Поймай - скажи»
Цель:
учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.
Оборудование.
Мяч.
Описание игры.
Дети становятся в круг. Ведущий бросая мяч детям, называет при этом животное.
1 вариант.
Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого животного.
Образец:
Корова – мычит; лягушка – квакает; кошка – мяукает; волк – воет; собака – лает; тигр – рычит.
2 вариант.
Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии.
Образец:
Врач – лечит; художник – рисует; повар – варит; пожарник – тушит; плотник – строгает.
3 вариант.
Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-либо действие его.
Образец:
Сережа – катает; Люба – играет; Дима – прыгает;
Игра «Угадай кто? »
Цель:
учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени.
Ход игры.
Логопед произносит: «Мяу-мяу, хрю-хрю». Дети комментируют: «Кошка мяукает, а свинья хрюкает». И т. д.
Игра «Домик»
Цель:
учить детей правильному употреблению местоимений и предлогов в речи.
Оборудование.
Стульчики по количеству играющих детей.
Описание игры.
Дети усаживаются или становятся возле стульчиков, расположенных по кругу на равном расстоянии друг от друга, запоминают каждый свой стульчик – «домик». Педагог по очереди задает вопросы.
Вопрос. Кто сидит у окна?
Ответ. Я сижу около окна.
Вопрос. Где твой домик?
Ответ. Мой домик у двери. И т. д.
Затем по сигналу педагога дети начинают движение по кругу или внутри него, стараясь не задеть, друг друга. По сигналу педагога «Бегите домой! » дети бегут к своим «домикам». Тот, кто безошибочно нашел свой «домик», считается победителем.
Подобную игру мы повторяли несколько раз, каждый раз, меняя «домики» так, чтобы для указания местоположения «домиков» дети могли использовать разные предлоги.
Игра «Самолёт»
Цель.
Закрепить употребление в речи предлога «над».
Ход игры.
а) Логопед : послушайте стишок и скажите, над чем полетят ребята на самолёте?
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
Над чем полетят ребята? (Над лесами.) Давайте попробуем выучить этот стишок.
б) Логопед (показывает детям самолет) : Ой, вот и к нам залетел бумажный
самолётик. Посмотрите над чем он летит? (Над столом, над доской, над полом и т. д.)
Игра «Где Ёжик? »
Цель.
Учить детей употреблять предлоги с пространственным значением
Ход игры.
Логопед с плюшевым ежиком подходит к каждому ребенку и здоровается с ним. Далее детям предлагается внимательно выслушать вопрос ежика и ответить на него наиболее полно. - Даша, где сейчас сидит ежик? - Красивый ежик сидит на парте. - Алеша, куда ежик спрятался? - Любимый ежик спрятался под стол. - Сережа, откуда ежик спрыгнул? - Веселый ежик спрыгнул со стола.
Игра с Петрушкой
Цель.
Учить детей пользоваться в речи предлогами «на, в».
Оборудование.
Петрушка.
Ход игры.
Логопед сообщает детям: «К нам сегодня в гости пришел Петрушка. Он хочет поиграть с вами. Петрушка будет прятаться, а вы его ищите».
Логопед прячет Петрушку. Дети отыскивают его и говорят: «Петрушка на стуле. Петрушка в шкафу. Петрушка на полке» и т. д.
Игра «Солнечный зайчик»
Цель.
Учить детей правильно пользоваться в речи предлогами «на, в».
Оборудование.
Зеркальце.
Ход игры.
Показываем детям солнечный зайчик и читаем стихотворение – считалку про солнечный зайчик.
Скачет зайка по стене
И подмигивает мне.
Перепрыгнул на картинку,
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке
Вот он спрятался в кроватке,
С нами он играет в прятки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем его искать.
«Ищите зайчика, а найдете – ответьте, куда он спрятался ». Дети отвечают: «Зайчик на полке, Зайчик на стене» и т. п.
Игра «Что ты любишь? »
Цель.
Учить детей составлять распространенное предложение, пользоваться предлогом «с».
Оборудование.
Предметные картинки.
Ход игры.
Сообщаем детям: «Сегодня к нам в гости прилетел Карлсон. Вы все помните, какой он сладкоежка. Он вам расскажет, что он любит и вас расспросит. А вы не зевайте, ему дружно отвечайте».
«Я люблю хлеб с вареньем, а вы? »;
«Я люблю пирог с черникой, а вы? »
«Я люблю играть с мячом, ну а вы? »
Дети поочередно отвечают: «Я люблю хлеб с сыром, с колбасой, с маслом » и т. д.
Игра «Закончи предложение»
Цель.
Учить детей составлять сложносочиненное предложение.
Оборудование.
Предметные картинки.
Ход игры.
Логопед показывает детям две картинки с изображением фруктов и овощей и начинали предложение, а дети должны закончить и повторить целиком.
Лимон кислый, а арбуз (сладкий) .
Дыня сладкая, а редька … (горькая) .
Рыба соленая, а сахар … (сладкий) .
Виноград сладкий, а лук … (горький) .
Перец горький, а мед … (сладкий) и т. д.
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий
и навыков словообразования у детей.
1. «Что бывает осенью?»
Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход: На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д.
2. «Один – много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Оборудование: мяч.
Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь – дожди капля – капли лист – листья гриб – грибы зонт – зонты плащ — плащи птица – птицы.
3.«Осенние листья» (лото)
Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже.
Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные карточки.
Ход: Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Он берет одну маленькую карточку и определяет, лист какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую. Неговорящего ребенка просят найти и показать лист клена, березы и т. д.
4. «Чудесный мешочек"
Цель: закрепить названия овощей, их цвета.
Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.
Ход: Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.
5. «Загадки Зайца»
Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.
Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.
Ход: Взрослый объясняет ребенку, что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.
6.«Один – много»
Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: мяч.
Ход: Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Огурец – огурцы, помидор – помидоры, репа – репы».
7. «Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.
Ход: Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец – огурчик, репа – репка, морковь – морковочка, лук – лучок, картошка – картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».
8.«Какой овощ пропустили?»
Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.
Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи.
Ход: Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок должен отгадать, какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.
9. "Поваренок"
Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.
Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.
Ход: Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).
10. Что в корзинке?
Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.
Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.
Ход: Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.
11. Чудесный мешочек» (вар. 2)
Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь.
Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке.
Ход: Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет фрукт на ощупь и называет его. Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок.
12. Соберем фрукты в саду
Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном порядке.
Оборудование: натуральные фрукты или муляжи.
Ход: Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребенок «собирает» фрукты в определенном порядке: «Сначала возьми одну грушу, потом много яблок…» и т. д.
13. «Магазин «Фрукты»
Цель: научить выражать просьбу одним – двумя словами: «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы.
Оборудование: натуральные фрукты или муляжи, корзинка или сумка.
Ход: Взрослый играет роль продавца, Он помогает оформить просьбу или комментирует действия безречевого ребенка, называя предмет, его форму, цвет, вкус: «Ты хочешь купить желтое яблоко? Вот какое красивое яблоко ты купила! На, Настя, яблоко, положи его в корзинку!»
7. Разрезанные картинки
Цель: научить составлять целое из двух частей.
Оборудование: картинки «Яблоко» (горизонтальный разрез) и "Груша" (вертикальный разрез), разрезанные на две части.
Ход. Ребенку предлагается сначала одна картинка. Он складывает ее, называет фрукт, который получился. Затем малыш составляет другую картинку. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух картинок вперемешку.
ИГРУШКИ
1. «Узнай игрушку»
Цель: уточнение и активизация словаря по теме.
Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешке.
Ход. Взрослый рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и ногами». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка.
2. «Чудесный мешочек» (вар. 2)
Цель: закрепить словарь по теме, научить определять игрушки на ощупь.
Оборудование: игрушки в мешке.
Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет игрушку на ощупь и называет ее. Если задание выполнено правильно, игрушку достают из мешочка
3. " Назови ласково"
4. "Один – много" описание игр см. выше.
5. "Что не стало?"
Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память.
Оборудование: игрушки.
Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.
6. "Разрезные картинки"
Цель: научить составлять целое из двух частей.
Оборудование: разрезная картинка «Матрешка» (вертикальный разрез).
Ход. Ребенку предлагают сложить картинку. После выполнения задания малыш называет игрушку, которая получилась.
7. «Чего не хватает?»
Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.
Оборудование: картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки.
Ход. Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватало. Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать недостающую часть
ОДЕЖДА
1. "Уложим куклу спать"
Цель: познакомить с предметами одежды, ее деталями, рисунком, цветом.
Оборудование: кукла с комплектом кукольной одежды, кукольная кроватка.
. Взрослый предлагает ребенку уложить куклу спать. Ребенок раздевает куклу, а взрослый комментирует его действия: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Чтобы снять платье, надо расстегнуть пуговицы» и т. д. По ходу игры взрослый должен активизировать речь ребенка, задавая наводящие вопросы: «Что надо расстегнуть на платье?» Если малыш затрудняется ответить, взрослый отвечает сам.
2. «Кукла проснулась»
Цель: уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, рисунка, цвета.
Оборудование: кукла на кроватке, комплект кукольной одежды.
Ход. Взрослый демонстрирует ребенку куклу, которая спит на кроватке. Затем он объясняет, что кукла проснулась, и ее нужно одеть. Ребенок одевает куклу, а взрослый сопровождает его действия речью: «Наденем кукле маечку, чистую белую маечку». Для активизации речи детей взрослый задает ребенку вопросы: «Что ты надеваешь кукле? Какого цвета маечка?»
3. "Нарядим куклу"
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды.
Ход: Взрослый предлагает ребенку одеть куклу для разных ситуаций (кататься па лыжах, на праздник, на пляж и т. д.). Ребенок одевает ее, например, на прогулку. Взрослый описывает одежду куклы: «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь ребенка, взрослый спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?»
4. "Один – много" (с предметами одежды).
майка – майки
платье – платья
кофта – кофты
рубашка – рубашки
куртка – куртки и т. д
5."Назови ласково" (с предметами одежды).
платье – платьице
майка – маечка
носки – носочки
сарафан – сарафанчик
рубашка – рубашечка и т. д
6. «Кто во что одет?»
Цель: сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением мальчика и девочки.
Ход: Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти – платье, и у Саши – рубашка и брюки. У Настиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки – длинные» и т.д. Ребенка взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье?» Если ребенок затрудняется, взрослый сам отвечает на вопросы.
7. «Чего не хватает?»
Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.
Оборудование: картинки с изображением брюк без одной брючины, платья без рукава, рубашки без пуговиц.
Ход. См. игру из темы «Игрушки»
ЧАЙНАЯ ПОСУДА
1. «К кукле пришли гости»
Цель: познакомить с названием посуды, ее цветом, формой, назначением.
Оборудование: кукольная или настоящая посуда, стол (кукольный или настоящий), кукла, мишка и зайка.
Ход. Взрослый объясняет ребенку, что к кукле пришли гости (мишка и зайка), поэтому нужно накрыть стол к чаю. Малыш выполняет поручения взрослого: «Поставь хлебницу на середину стола. Рядом поставь мелкие тарелки и чашки с блюдцами и положи чайные ложки». Во время выполнения задания взрослый активизирует речь ребенка, задавая ему вопросы: «Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки?» и т. д. Если малыш затрудняется ответить, взрослый сам отвечает на вопросы.
2. «Угостим медведей чаем»
Цель: закрепить названия предметов посуды, познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слов, ввести в пассивный словарь прилагательные большая, средняя, маленькая.
Оборудование: три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя».
Ход: Ребенок выбирает из набора посуды чашку, тарелку и ложку для медведя, медведицы и мишутки. Взрослый комментирует действия ребенка, употребляя прилагательные большая, средняя и самая маленькая. Мишуткину посуду необходимо называть ласково и побуждать к этому ребенка: чашка чашечка тарелка – тарелочка ложка ложечка.
3. «Помоем посуду»
Цель: расширить словарь по теме, активизировать речь.
Оборудование: таз с водой, кукольная посуда.
Ход. Взрослый объясняет ребенку, что после завтрака нужно помыть посуду. Он начинает мыть посуду, рассказывая, что посуда была грязная, а теперь она чистая. Затем предлагает ребенку подключиться к игре. Ребенка необходимо побудить называть предметы посуды, действия (мыть, сушить).
4."Один – много"
Цель: научить образовывать существительные множественного числа
Оборудование: мяч.
Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: чашка чашки; ложка – ложки; блюдце – блюдца; тарелка – тарелки; чайник – чайники; хлебница – хлебницы.
5. "Ложка и стакан"
Цель: сформировать понимание некоторых предлогов.
Оборудование: две ложки и два пластиковых стакана.
Ход. Перед взрослым и перед ребенком стоит стакан с ложкой. Взрослый демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их: «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за стакан» и т. д. Затем ребенок выполняет инструкции взрослого. После этого, если ребенок говорящий, он может самостоятельно демонстрировать какое-либо действие и комментировать его. Взрослый же в это время следит за правильностью речи малыша.
6. «Чего не стало?»
Цель: уточнить названия предметов посуды, упражнять в образовании родительного падежа, развить зрительное внимание и память.
Оборудование: кукольная или настоящая посуда.
Ход. Взрослый выставляет на стол три-четыре предмета посуды. Затем просит ребенка закрыть глаза и в это время прячет один из предметов. Ребенок называет исчезнувший предмет. Игра повторяется 3-4 раза.
7. "Разрезная картинка"
Цель: научить составлять целое из трех частей.
Оборудование: разрезная картинка «Чашка» (два горизонтальных разреза).
Ход. Ребенок складывает картинку и называет, что получилось.
ДОМ
1. «Мой дом»
Цель: познакомить с частями дома.
Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями: окно, стена, крыша, дверь, труба (если есть), определяют высокий дом или низкий. Затем взрослый просит ребенка отгадать, о чем он говорит: «Через эту часть дома люди заходят в дом и выходят. Что это? (дверь) Это нужно дому для того, чтобы защищать своих жильцов от дождя и снега (крыша)» и т. д.
2. «Назови ласково» с перекидыванием мяча или с картинками:
дом – домик
окно – окошечко
дверь – дверка
3. «Кошкин дом»
Цель: активизировать словарь по теме, развить понимание предлогов в, на, из, под.
Оборудование: игрушечный дом, игрушка «Кошка» или картонные дом и кошка.
Ход. Взрослый рассказывает ребенку, что в этом доме живет кошка. Он показывает, как кошка вошла в дом, вышла из дома, залезла на крышу, села под окном. Потом просит ребенка проделать те же действия. Если малыш затрудняется, ему помогают. Затем говорящему ребенку предлагают прокомментировать свои действия.
4. «Разноцветная улица»
Цель: закрепить и расширить словарь по теме, научить располагать дома ровно в ряд.
Оборудование: картонные дома разных цветов и размеров.
Ход. Взрослый предлагает ребенку построить улицу, располагая дома на столе в один ряд (слева направо). После того, как ребенок положил дом, ему задают вопросы: «Что ты положил? Какого цвета этот дом? Что есть у дома?»
5. «Строитель»
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: строительный материал (различные кубики).
Ход. По образцу взрослого построить городок из домиков. Домик состоит из двух частей (куб и треугольная крыша). Взрослый сопровождает все действия речью: «Сейчас мы с тобой построим дом. Поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу». Активизируют речь ребенка, задавая ему вопросы: «Что поставим сначала? Какого цвета кубик?» Взрослый обращает внимание ребенка на то, что много домов – это улица.
МЕБЕЛЬ
1. «В гостях у куклы Оли»
Цель: уточнить название предметов мебели, ее назначение.
Оборудование: кукольная мебель, кукла.
Ход: Взрослый приглашает ребенка пойти в гости к кукле Оле. У куклы есть дома разная мебель. Взрослый вместе с ребенком рассматривают мебель, определяют, из чего она сделана, уточняют ее значение. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: "Покажи, где стул? Для чего он нужен?"
2. "Спрячь мячик"
Цель: формирование навыка понимания предложных конструкций.
Оборудование: мяч
Ход: Ребенку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: "Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула" и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с мячом, комментируя их.
3. «Мебель для Мишутки»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход. Предварительно перечитывают ребенку сказку «Три медведя». Затем взрослый предлагает ребенку поиграть. Он будет называть мебель для Михаила Ивановича, а малыш для Мишутки (с перекидыванием мяча): кровать – кроватка; стул – стульчик; стол – столик; шкаф – шкафчик; диван — диванчик; кресло – креслице.
4. «Один – много» (с предметами мебели)
стол – столы стул – стулья шкаф – шкафы и т. д.
5. "Мастер"
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: строительный материал (кубики).
Ход. По образцу взрослого ребенок строит мебель для любимой куклы или другой игрушки. Все действия взрослый комментирует, активизируя речь ребенка вопросами: «Сейчас мы сделаем стул для куклы Оли (строит стул из кирпичика и кубика). Какого цвета кубики я взяла? Зачем кукле нужен стул? Построй еще один стул для гостей куклы Оли».
ЧЕЛОВЕК
1. "Доктор"
Цель: уточнить и активизировать словарь по теме
Оборудование: игрушечные атрибуты медика.
Ход. Взрослый предлагает ребенку поиграть в больного и доктора "сначала доктором будет ребенок. Взрослый жалуется, что у него болит голова (рука, нога, ухо и т. д.). «Доктор» должен осмотреть больного, и "полечить" его. Затем взрослый и ребенок меняются ролями,
2. «Один – много»:
ухо – уши; рука – руки; нога – ноги и т. д.
3. «Назови ласково»:
нос – носик; глаз – глазик; рука – ручка; голова – головка и т. д.
4. "Два и две"
Цель: познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в речи.
Оборудование: зеркало.
Ход: Взрослый объясняет ребенку перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает малышу подумать, чего у него еще два. Ребенок показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все допущенные малышом при подборе слов ошибки.
5. «Вспомни, что делает»
Цель: уточнение, расширение и активизация глагольного словаря по теме.
Оборудование: картинки с изображением мальчика, девочки, мамы, папы.
Ход. Взрослый покалывает малышу картинку с изображением мальчика и предлагает подумать и сказать, что может делать мальчик (ходить, бегать, прыгать, есть, играть, рисовать и т.д.). Аналогично происходит подбор действий по другим картинкам.
5. «Олины помощники»
Цель: учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Оборудование: кукла Оля.
Ход. Взрослый рассказывает ребенку, что к нему в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. Отгадайте, как они называются и что они помогают Оле делать. Затем взрослый показывает, как кукла моргает. Спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково?» (глазки). Аналогично рассматриваются ноги, уши, руки, зубы. После этого взрослый читает стихотворение Киргановой Е. Г. «Олины помощники», побуждая ребенка добавить слово в конце каждого четверостишия:
Оля весело бежит
К речке по дорожке,
А для этого нужны
Нашей Оле… (ножки).
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле …(ручки).
Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки,
А для этого нужны
Нашей Оле …(зубки).
Оля смотрит на кота,
На картинки – сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле…(глазки).
После прочтения стихотворения взрослый спрашивает ребенка: – Кто твои помощники? Что они умеют делать?»
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
1.«Давай познакомимся»
Цель: уточнить и расширить словарь ребенка по теме.
Оборудование: игрушка, изображающая домашнего животного в мешке (кошка, собака, корова, лошадь).
Ход. Взрослый с таинственным видом показывает ребенку мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достает игрушку, например собаку, и беседует с малышом о ней. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Кто это? Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Какого цвета шерсть у собаки? Чем питается? Как называется детеныш собаки? Как она кричит? Что умеет делать? Где живет?» Если ребенок затрудняется при ответе на вопросы, взрослый ему помогает. Взрослый должен объяснить ребенку, что собака – это домашнее животное, гак как она живет рядом с человеком и человек заботится о ней. Аналогично проводится беседа о кошке, корове и лошади.
2. "Кто как кричит?"
Цель: научить ребенка узнавать животного по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: мяч.
Ход: Взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-либо домашнего животного, и бросает мяч ребенку. Тот называет это животное и возвращает мяч: «Мяу-мяу» (кошка). «Гав-гав» (собака), "Му-му" (корова). «Иго-го» (лошадь).
3. «Помоги маме найти своих детенышей»
Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.
4. «Назови ласково»
Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинка, изображающая какое-либо домашнее животное и его детеныша.
Ход. Взрослый просит ребенка назвать животное (например, корова), его детеныша (теленок), показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького теленка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова – головушка, нога – ножка, рога – рожки, копыто – копытце, ухо -ушко, глаз – глазик.
5. «Один—много» с домашними животными и их детенышами
кошка – кошки собака – собаки
корова – коровы лошадь – лошади
котенок – котята щенок – щенки
теленок – телята жеребенок – жеребята
6. "Кто где спрятался?"
Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь
Оборудование: игрушечная кошечка или собачка.
Ход. Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол) «Правильно. Собачка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?» Безречевому ребенку предлагают спрятать игрушку в какое-то место. После того как он выполнит инструкцию, взрослый расскажет, где игрушка, выделяя предлог голосом.
7. «Разрезные картинки»
Цель: научить составлять целое из трех и четырех частей, активизировать речь в ходе работы и после ее выполнения.
Оборудование: разрезные картинки «Конура» (дна вертикальны: роил), «Конюшни» (вертикальный и горизонтальный разрезы).
Ход. Ребенку предлагают сложить конуру (конюшню). В ходе работы и после ее выполнения активизируют речь ребенка вопросами: «Что ты нашел сначала? Что потом? Кто живет в конуре (конюшне)?»
ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
1. «Что бывает зимой?»
Проводиться аналогично игре «Что бывает осенью?» из раздела «Осень».
Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.
2. «Выпал беленький снежок»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.
Оборудование: настоящий снег и сосульки.
Ход. Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?» После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие тексту:
Выпал беленький снежок -
Собрались мы все в кружок,
Мы потопаем, мы потопаем,
Будем весело плясать,
Будем руки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем
Чтоб нам было веселее,
Будем прыгать мы скорее.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем
3. «Что лишнее?»
Цель: расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».
Ход. Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько новых картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» и т. д.
4. «Назови ласково» (с существительными данной темы):
снег – снежок лед — ледок
сосулька – сосулечка санки – саночки
горка – горочка лопата – лопатка
5. "Сделай снеговика"
Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.
Оборудование: три белых кружка разной величины.
Ход. По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)».
ДЕРЕВЬЯ. ПРАЗДНИК ЕЛКИ
1. «В лесу родилась елочка»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме.
Оборудование: настоящая или искусственная елка.
Ход. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть елку. Он объясняет, что елка – это дерево, у него есть ствол, ветки, иголки. Речь ребенка активизирует вопросами: «Какого цвета ствол? Какого цвета иголки? Потрогай иголки, Какие они? (острые») Покажи нижние истки, верхние. Где растет елка?» Затем взрослый и ребенок разучивают первый куплет песенки «В лесу родилась елочка».
2. «Один – много» (с существительными по теме) .
Елка – елки, ветка – ветки , иголка – иголки, шишка – шишки.
3. «Украсим елку к празднику»
Цель: расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: настоящая или искусственная елка, пять-семь елочных игрушек.
Ход. Сначала рассматривается елка без игрушек. Ребенка просит рассказать все, что он знает о ней. Затем уточняют, какой скоро будет праздник и как надо подготовить елку к нему. После этого рассматриваются игрушки. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами о цвете игрушек, объясняет, какие бывают игрушки – стеклянные, бумажные, пластмассовые. Предлагает ребенку повесить игрушку, уточняя на какие ветки (нижние, верхние, длинные, короткие).
4. «Назови ласково» (с существительными по теме):
елка – елочка иголка – иголочка
ветка – веточка шишка – шишечка
шар – шарик
5. «Что на елке, а что (кто) под елкой?»
Цель: закрепить понимание предлогов на и под, активизировать словарь по теме.
Оборудование: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой.
Ход. Взрослый просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом.
6. «Сложи елочку»
Цель: научить правильно выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме.
Оборудование: три треугольника зеленого цвета разного размера.
Ход. Ребенок по образцу взрослого выкладывает елку из треугольников. Во время выполнения задания отвечает на вопросы: «Какой треугольник ты положишь сначала? (большой) А потом? (поменьше) Какой треугольник будет у тебя вверху? (самый маленький)». При затруднениях взрослый помогает ребенку. В конце игры ребенок рассказывает о елке (где растет, какого цвета иголки и ствол, чем украшают елку на Новый год).
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
1. «Птичий двор»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме.
Оборудование: игрушечные петух, курица и цыплята, строительный материал – кирпичики.
Ход. Взрослый строит забор из кирпичиков, ребенок помогает ему. Потом выполняет действия с петухом: «Взлетел на забор. Закричал: «Ку-ка-ре-ку» и т. д. Ребенка привлекают к игре: «Что есть у петуха? (клюв, гребешок, крылья, голова, хвост, ноги). Как кричит петух? Что умеет делать? (ходить, клевать, кукарекать, звать, пить)». Затем появляются курица и цыпленок. Их тоже рассматривают, беседуют об их внешнем виде, повадках, названиях частей тела, побуждают ребенка к звукоподражаниям: «Ко-ко-ко, пи-пи-пи, цып-цып, ку-ка-ре-ку».
2. «Кто как кричит?» (См. тему «Домашние животные»)
В игре используются звукоподражания петуху, курице и цыпленку.
3. «Один – много» (с названиями домашних птиц):
петух – петухи; курица – курицы; цыпленок – цыплята
4. «Угадай, кто это?»
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением домашних птиц.
Ход. Взрослый просит ребенка отгадать загадки. Если ребенок отгадал правильно, взрослый показывает картинку-отгадку: Кудах-тах-тах – снеслась в кустах. (Курица.)
Ку-ка-ре-ку! Стерегу! (Петух.)
Пить-пить-пить – воды попить! (Цыпленок.)
5. «Кто где спрятался?»
(См. тему «Домашние животные»)
Оборудование: Используется любая игрушечная домашняя птица.
6. «Разрезная картинка»
Цель: формировать целостное восприятие предмета, активизировать словарь по теме.
Оборудование: разрезная картинка «Яйцо» (два горизонтальных разреза).
Ход. Игра проводиться после знакомства со сказкой «Курочка Ряба». Речь ребенка активизируют вопросами: «Что получилось? Какого цвета яйцо? Как можно назвать его ласково? Кто снес яичко?» и т. д.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
1. «Давай познакомимся» (проводится аналогично игре из темы «Домашние животные»)
В конце игры взрослый должен объяснить ребенку, что заяц, лиса, волк и медведь – это дикие животные, они живут в лесу, никто о них не заботится.
2. «Помоги маме найти своих детенышей» (проводится аналогично игре из темы «Домашние животные»)
3. «Угадай, кто это?»
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением диких животных.
Ход. Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки. Если ответ правильный, демонстрируется картинка – отгадка:
Большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
Серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. (Волк.)
Хитрая, пушистая, рыжая, проворная. (Лиса.)
Маленький, длинноухий, пугливый. (Заяц.)
4. «Один – много» (с названиями диких животных и их детенышей)
заяц – зайцы лиса – лисы
волк – волки медведь – медведи
зайчонок – зайчата лисенок – лисята
волчонок – волчата медвежонок – медвежата
5. «Лисьи прятки»
Цель: упражнять в употреблении предлога за.
Оборудование: Игрушечные деревья, избушка, пенек, игрушечный лисенок.
Ход: Взрослый предлагает спрятать лисенка за дерево, за домик, за пень. Затем задает вопрос: "Куда ты спрятал лисенка?" аналогично можно поиграть с другими игрушечными зверями.
6. "Кто чем питается?"
Цель: Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже.
Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.
Ход: Картинки с изображением пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом (например:"Капустой") или предложением ("Заяц питается капустой").
7. "В лесу"
Цель: Научить выкладывать большие и маленькие елки из треугольников, закрепляя понятие данной геометрической фигуры; активизировать речь во время и после выполнения работы.
Оборудование: Большие и маленькие зеленые треугольники из картона или пластмассы.
Ход: Ребенок по образцу взрослого выкладывает большие и маленькие елочки из трех треугольников. Все действия комментируются, обговаривается размер и количество треугольников. После выполнения работы взрослый активизирует речь ребенка вопросами: "Что у нас получилось? (Лес). Какие деревья растут в этом лесу? Какого они цвета? Кто живет в твоем лесу? А еще кто? Как называются их детеныши?"
ВЕСНА. КОРАБЛИК
1."Что бывает весной? Проводится аналогично игре "Что бывает осенью?
2. "Кораблик"
Цель: Расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: Бумажный лист для изготовления лодочки.
Ход: Игра проводится на прогулке весенним днем. Сначала ребенок и взрослый наблюдают весенние изменения в природе: таяние снега, образование воды, капель, появление проталин. Затем пускают лодочку по воде. Взрослый читает стихотворение А. Барто "Кораблик"
Матросская шапка
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам.
И просят меня: -
Прокати, капитан!
3 «Назови ласково» (с существительными данной темы):
снег – снежок вода – водичка
ручей – ручеек солнце – солнышко
лодка – лодочка корабль – кораблик
4. «Разрезная картинка»
Цель: научить складывать картинку из четырех частей, активизировать речь.
Оборудование: разрезная картинка «Лодочка с парусом» (разрез по диагоналям).
Ход. Взрослый предлагает ребенку сложить картинку. Во время работы и после необходимо активизировать речь ребенка вопросами.
ТРАНСПОРТ
1. «Чудесный мешочек»
Цель: уточнить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: несколько грузовых и легковых машин, различающихся по внешнему виду в мешке.
Ход. Взрослый по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовик, гоночная т, д.), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма. Взрослый знакомит малыша с обобщением: грузовые машины переводят грузы, а легковые – людей.
2."Покатаем в машине игрушки"
Цель: активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.
Оборудование: большая грузовая машина, игрушечные пассажиры – кукла, мишка и др.
Ход. Взрослый предлагает ребенку покатать в машине игрушки. Уточняется название частей грузовой машины, их цвет и форма. Ребенок усаживает «пассажиров» и катает их. Взрослый задает вопросы: «Кто сидит и машине? Что делает кукла? Что делает машина?» Затем он просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверью и т. д.
3. «Один – много» (с существительными по теме)
машина – машины, грузовик – грузовики, колесо – колеса, кабина – кабины, фара — фары, груз – грузы, пассажир – пассажиры
4. «Где сейчас машина?»
Цель: учить понимать предложные конструкции.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.
Ход. Взрослый раскладывает картинки перед ребенком. Затем просит его показать машину, которая подъезжает к дому, стоит около гаража, едет по мосту, и т.д.
5. "Выложи грузовую машину"
Цель: Учить правильно располагать готовые формы, развивать планирующую функцию речи.
Оборудование: Два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат.
Ход: Ребенок по образцу взрослого выкладывает грузовик из геометрических фигур. Взрослый активизирует речь малыша вопросами: "Какую фигуру возьмешь сначала? Что это будет у машины? Какие фигуры положишь потом? Чего еще не хватает?" Если ребенок затрудняется, взрослый сам комментирует все действия.
ЦВЕТЫ. ЦВЕТУТ ОДУВАНЧИКИ
1. "Зайка и его любимый цветок"
Цель: Уточнить и расширить словарь по теме.
Оборудование: Игрушечный зайчик и настоящий или изображенный на картинке одуванчик.
Ход: Взрослый рассказывает ребенку, что сегодня в гости к нему пришел зайчик. Зайка здоровается с малышом и показывает ему свой любимый цветок – одуванчик, это дикий цветок, так как никто за ним не ухаживает, растет одуванчик на лугу – луговой. Затем показывает листья, стебель, пушинки, спрашивает, как это все называется, какого цвета. После беседы предлагает ребенку подуть на одуванчик, чтобы сдуть пушинки. Можно подуть на импровизированный одуванчик – кусочек ваты. Заканчивается игра чтением ребенку стихотворения Г. Виеру "Одуванчик"
Одуванчик, до чего ж
Ты на облачко похож.
Страшно даже и взглянуть:
Как бы облачко не сдуть.
2. "Сплетем веночек"
Цель: Учить согласовывать существительное с числительным
Оборудование: Настоящие одуванчики.
Ход: Взрослый плетет венок, проговаривая с ребенком словосочетания: "Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков." Аналогично можно собрать букет.
3."Чего не хватает"
Цель: Развитие у ребенка целостного восприятия предмета.
Оборудование: Картинка с изображением одуванчика без стебля.
Ход: Ребенку предлагают посмотреть на картинку и назвать, и дорисовать то, чего не хватает.
НАСЕКОМЫЕ
1. "Забавная шкатулка"
Цель: Уточнить и расширить словарь по теме.
Оборудование: Картинки с изображением жука, бабочки и божьей коровки в шкатулке.
Ход: Взрослый демонстрирует ребенку шкатулку и читает стихотворение:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Катя (Саша и т д) загляни
Вынь картинку, назови.
Ребенок по одной достает картинки, называет насекомое, его части, цвет крыльев, усов и пр. Взрослый обобщает все картинки: «Это насекомые».
2."Угадай, кто улетел?"
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: 3-4 картинки с изображением насекомых.
Ход. Взрослый раскладывает в ряд на столе картинки. Ребенок их называет. Затем взрослый предлагает малышу закрыть глаза, а сам в это время убирает одну картинку. Ребенок открывает глаза и называет, какое насекомое улетело.
3."Один – много" (с существительными по теме):
жук – жуки, бабочка – бабочки, божья коровка – божьи коровки, муха – мухи и т. д.
4. "Где бабочка?"
Цель: формировать понимание предлогов.
Оборудование: бумажная бабочка, искусственный или настоящий цветок.
Ход. Взрослый выполняет различные действия с бабочкой (сажает ее на цветок, под цветок, на листик, держит над цветком и пр). В это время спрашивает у ребенка, где бабочка и контролирует правильность его ответов. Затем предлагает ребенку поиграть с бабочкой, активизируя его речь вопросами.
5. Разрезная картинка «Жук» (разрез по диагоналям)
Ход смотреть в теме "Фрукты"
ПТИЦЫ
1. «Забавная шкатулка»
Цель и ход игры аналогичны игре по теме «Насекомые». Используются картинки с изображением воробья и голубя. Можно добавить еще несколько картинок, если позволяет уровень речевого развития ребенка.
2. «Один – много» (с названиями птиц)
голубь – голуби; воробей – воробьи и т. д.
3. «Сосчитай воробьев»
Цель: учить согласованию существительного с числительным.
Оборудование: три картинки с изображением воробья, одна картинка с изображением стаи воробьев.
Ход. Взрослый предлагает ребенку посчитать трех воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» Контролируется правильность ответа (много воробьев).
4. «Помоги Незнайке»
Цель: активизация глагольной лексики по теме.
Оборудование: игрушечный Незнайка или картинка с его изображением.
Ход. Взрослый демонстрирует ребенку игрушку или картинку и просит помочь Незнайке, так как тот не знает, что умеют делать птицы. Ребенок сам или с помощью взрослого вспоминает слова – действия, которые могут выполнять птицы: ходить, летать, клевать, пить и т. д.
5. «Построй голубятню»
Цель: закрепить умение выкладывать геометрические фигуры по образцу, активизировать речь.
Оборудование: картонный треугольник и квадрат.
Ход. Взрослый показывает, как можно построить дом для голубей – голубятню. Во время выполнения задания ребенок отвечает на вопросы: «Что ты положишь внизу? (Квадрат). Какого он цвета? Что положишь сверху? (Треугольник). Кто здесь будет жить? (Голуби, много голубей)».
ЛЕТО
1. «Что бывает летом?»
Проводится аналогично игре «Что бывает осенью?».
2. «Спасибо, лето!»
Цель: расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: разноцветная коробочка с дарами лета (ягоды, грибы, орехи, овощи, фрукты, созревшие к моменту игры).
Ход. Игру лучше всего проводить на улице (идеальное место – дача). Выйдя на улицу, ребенок замечает красивую коробочку (на столе, на ступеньках, скамейке и т. п). Открыв сундучок, малыш обнаруживает в нем дары лета. Доставая по одному плоды, орехи и ягоды, ребенок рассматривает их, описывает цвет, форму, пробует на вкус (то, что можно). Взрослый активизирует речь малыша вопросами, помогает в подборе слов.
3. «Один – много» (с существительными по теме)
дождь- дожди
гроза – грозы
радуга – радуги
молния – молнии
река — реки
мяч – мячи
ягода – ягоды
гриб – грибы
фрукт – фрукты
4. «Назови ласково» (с существительными по теме):
солнце – солнышко
ягода – ягодка
гриб – грибок
мяч – мячик
ведро — ведерко
дождь – дождик
5. «Что лишнее?»
Проводится аналогично игре в разделе «Зима».
6. «Игры с водой»
Цель: расширить и активизировать глагольный словарь по теме (приставочные глаголы).
Оборудование: надувной бассейн с водой или другая емкость, лейка, ведерко, пластмассовые чашки, миски и другая посуда для игры с водой.
Ход. Игра проводится на улице в теплый солнечный день. Взрослый рассказывает ребенку, что летом солнышко очень теплое, оно нагревает воду, и люди купаются. Затем предлагает малышу поиграть с теплой водичкой. Во время действий ребенка с водой взрослый задает ему вопросы: «Что ты сейчас делаешь?» (Наливаю воду, выливаю воду, переливаю, доливаю, лью). Если ребенок затрудняется, взрослый сам четко произносит глаголы. В заключение ребенку предлагают поплавать с надувными игрушками (если позволяют условия).
Геккер Е.В.
Использование дидактических игр
в развитии лексико-грамматического строя речи
у обучающихся начальных классов с общим недоразвитием речи III уровня
Мельникович Г.В., учитель-логопед МБОУ «Термальненская средняя общеобразовательная школа», Елизовский район
Задирей О.В., учитель-логопед МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. М.В. Ломоносова», г.Елизово
Ковалёва Е.А., МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Науменко Е. В., КГОБУ «Елизовская школа – интернат для обучающимися с ОВЗ», г.Елизово
Луденкова С., МБОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа», Елизовский район
Основная образовательная программа начального общего образования предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников. Она ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности предусматривает в качестве одной из задач воспитания и обучения - владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности.
Принимая детей в школу, учителя начальных классов сталкиваются с неготовностью детей к обучению в школе.Обследуя устную речь учащихся, поступающих в школу, учителя – логопеды общеобразовательных школзаметили, что у многих школьников нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй речи.
Перечисленные недостатки развития речи (по психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной) принято называть общим недоразвитием речи III уровня (далее – ОНР). Эти недостатки развития речи влияют на успешное достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных (формирование коммуникативных и познавательных УУД) и предметных результатов (письмо, чтение).
ФГОС НОО требует оптимизации методов и приемов работы с данной категорией детей. В связи с этим трудно переоценить значимость логопедической работы в общеобразовательной школе, как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении.
Проблемы детей в освоении языковых закономерностей объясняются не только возрастными особенностями нервной деятельности, но и сложностью грамматической системы русского языка, правилами словоизменения и словообразования.
Академик В.В. Виноградов назвал грамматический строй речи «организующим центром языка». Благодаря грамматике человек получил возможность использовать язык как средство общения, передачи мысли и накопления общественного опыта. Работа со словом – его значением, грамматической формой – способствует развитию у ребенка осознанного отношения к слову, отвлечению его от предметной ситуации речи, а, следовательно, умению формулировать свои мысли. Овладеть словообразованием, словоизменением - значит овладеть языком.
Изучив состояние лексико-грамматической стороны речи учащихся в своих школах, мы с коллегами пришли к выводу, что уровень развития связной речи первоклассников значительно снижен. Возник вопрос, как помочь учащимся начальных классов решить эту проблему и успешно освоить программу по русскому языку. В этом помогут дидактические игры.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, которые направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Они способствуют формированию познавательной мотивации, развитию психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления. Это повышает качество коррекционно-логопедического воздействия.
На заседании РМО учителей-логопедов Елизовского района было принято решение о создании творческих групп по подбору и систематизации дидактического материала по развитию фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Экспертами группы была проанализирована литература по данному вопросу, выбраны темы для дальнейшей работы и выработаны требования к подбору дидактического материала.
Целью данной работы было создание картотеки логопедических игр и наглядно-демонстрационного материала к ним, подобранных в соответствии сонтогенезом речевого развития.
Дидактические игры по развитию лексико-грамматической стороны речи
1. Игра «Волшебный мешочек»
Цель: развитие умений различать в речи единственное и множественное число существительных в именительном падеже; расширение лексического запаса детей по теме «Цветы».
Оборудование: парные картинки с изображением цветов(приложение 1), «волшебный» мешочек.
Описание игры: на доске обозначены два столбика - один и много. Логопед предлагает детям, поочередно вынимая из «волшебного» мешочка картинки с изображением цветов, правильно назвать их и определить в нужный столбик. Затем составить пары.
Речевой материал: астра - астры, василёк – васильки, ромашка – ромашки, колокольчик – колокольчики, ландыш – ландыши, лютик – лютики, одуванчик – одуванчики, ирис – ирисы, тюльпан – тюльпаны.
2. Игра «Поймай и назови»
Цели: развитие умений употреблять в речи беспредложные конструкции единственного числа существительных в винительном падеже; расширение лексического запаса по теме «Рыбы».
Оборудование: удочка с магнитом, предметные картинки с изображением рыб (приложение 2) с прикрепленными на них металлическими скрепками, «водоём» - коробка.
Описание игры: детям предлагается отправиться на рыбалку. Дети удочкой вылавливают из «водоёма» картинки с изображением рыб, называя их. Например: « Я поймал щуку».
Картинный материал: щука, камбала, карась, горбуша, нерка, кижуч, корюшка, мойва, окунь, ёрш, сом, сельдь.
3. Игра «Ждём гостей»
Цели: развитие умений в образовании существительных с помощью суффикса – ниц – со значением вместилища; обогащение словаря существительных.
Оборудование: предметные картинки (хлеб, сахар, конфеты, сухари, печенье, чай, салат и т. д.) и картинки, с изображением посуды (приложение 3).
Описание игры: на наборном полотне располагаются картинки с изображением предметов (хлеб, сахар, тарелка с супом, конфеты, пельмени, чай, перец, салат, соус, горчица, печенье, вафли, сухари, гусь, утка) и посуды.
Логопед предлагает детям накрыть стол для гостей.Он демонстрирует предметные картинки с изображением продуктов и посуды, спрашивая, как эта посуда называется.
Речевой материал:
Посуда для хлеба - хлебница, для сахара– сахарница, для супа – супница,для конфет – конфетница,для пельменей – пельменница, для чая – чайница,для перца – перечница, для салата -салатница, для соуса - соусница, для горчицы – горчичница,для печенья – печенница, для вафель – вафельница, для сухарей – сухарница, посуда для жарки гуся -гусятница, для жарки утки – утятница.
Затем логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс – ниц, и просит ребят определить общую часть во всех словах. Делается вывод, что предметы, в которых что-то лежит, обязательно включают в своё название часть слова – ниц-. После этого логопед снова задаёт детям вопросы, а детям предлагается ответить, используя названия предметов на картинках.
Например:
- Назовите посуду для салата, пельменей, сухарей, хлеба и т. д.
- Как называется посуда, куда наливают суп?
- В какой специальной посуде жарят утку, гуся?
- Как называется посуда, где выпекают вафли?
- Как называется посуда, куда кладут соус?
4. Игра «Измени слово»
Цель: развитие умения образовывать новые слова с помощью суффикса –инк- без чередования звуков в основе производного слова. Оборудование: предметные картинки (приложение 4) и иллюстрация сказочного героя Буратино.
Описание игры: логопед предлагает ребенку послушать, как говорит Буратино, и изменить названное слово по образцу виноград-виноградинка…
Речевой материал: виноград – виноградинка, икра-икринка, трава – травинка, слеза – слезинка, роса-росинка, фасоль – фасолинка, дробь – дробинка, изюм-изюминка, град-градинка, бусы-бусинка, крупа – крупинка солома-соломинка, рис – рисинка, сахар – сахаринка.
5. Игра «Подбери слова-родственники»
Цель: развитие умения образовывать родственные слова, пополнение словарного запаса.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки(приложение 5).
Описание игры: детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением леса. Логопед проводит беседу по картинке, задавая детям вопросы:
-Что нарисовано на картинке? (лес).
- Как можно назвать лес лаково? (лесок).
- Если звери и птицы живут в лесу, значит они какие? (лесные).
- Как называют человека, который охраняет лес и заботится о лесных животных? (лесник).
- Как называется сказочный персонаж, живущий в лесу? (старик-лесовик).
Затем логопед называет слова лес, лесок, лесные, лесник, лесовик и предлагает детям определить, что общего в этих словах. Аналогичная работа может проводиться на материале других слов.
Речевой материал:
Лес – лесные, лесник, лесовичок, лесоповал, лесоруб, перелесок.
Море - моряк, морячки, моряки, морской (залив, порт).
Снег - снегурочка, снегирь, снеговик, снегопад, снежинки.
Вода - водяной, наводнение, половодье, заводь, подводная (лодка), водопад, водная (гладь).
Гриб – грибник, грибочек, грибочки, грибной (дождь).
Береза - березка, подберезовик, березняк, березовый (веник, лист, сок, гриб - чага).
Осина - осинка, подосиновик, осиновый (лес, лист).
Пожар - пожарище, пожарник, пожарный (щит, шлем, поезд, состав, вертолет, герб).
Хлеб - хлебушек, хлебница, хлебопечь, хлебный (магазин).
Рыба - рыбка, рыбина, рыбак, рыболовство, рыболов, рыбалка, рыбная (котлета), рыбный (суп).
Песок - песочница, песчинка, песчаная (буря, фигура), песочные (часы).
Дождь - дождик, дождинка, дождевик (плащ, гриб), дождливый, дождевой (червяк).
Печь — печка, печурка, печник, печёные (пирожки), испечь, запечь.
Лед — ледышка, льдина, ледник, ледовый, ледяная (скульптура), заледенеть и т.д.
6. Игра «Магазин»
Цель: развитие умений согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе в именительном падеже; обогащать словарный запас по теме «Одежда».
Оборудование: предметные картинки по теме «Одежда»(приложение 6).
Описание игры: на наборном полотне расположены картинки вещей. Логопед берёт на себя роль покупателя, а ребёнку предлагается стать продавцом. Логопед: «Что у вас есть из вязаных вещей?», - а ребёнок отвечает: « В магазине есть вязаное платье, вязаный костюм » и т.д.
Речевой материал:
Вязаные – платье, костюм, варежки, сарафан, юбка, ботинки, шапка, сапоги, свитер, кресло, кофты, пальто, берет.
Драповые – пальто, полупальто, куртка, одеяло, берет, юбка, кепки.
Кожаные – платье, перчатки, куртка, жилет, юбки, плащ.
Ситцевые - платье, юбка, рубашка, одеяло, платок.
Меховые – варежки, одеяло, жилет, шапка, наушники, шуба.
7. Игра « Чей дом? »
Цели: развитие умений в словообразовании притяжательных прилагательных, обогащение словаря детей словами, обозначающими жилища животных.
Оборудование: предметные картинки норы, дупла, берлоги, логова, конуры, фермы, хлева (приложение 7).
Описание игры: логопед демонстрирует детям картинки с изображе¬нием жилища животных и предлагает определить, чьё это жилище, ответив на вопрос: «Чей дом?»
Речевой материал: У мышек - мышиная нора, у барсука - барсучья нора, у белки – беличье дупло, у совы – совиное дупло, у медведя - медвежья берлога, у волка – волчье логово, у собаки – собачья конура, у лошади – лошадиная ферма, у коровы - коровий хлев, коровья ферма, у овцы – овечий хлев, у курицы – куриный хлев (сарай), куриная ферма, у гуся – гусиная ферма, у индюшки – индюшиная ферма, у страуса - страусиная, у перепёлки - перепелиная.
8. Игра «Составь предложение»
Цель: развитие умений в составлении предложений по предметным картинкам и схеме; обогащение словарного запаса детей; практическое усвоение предлогов ИЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА.
Оборудование: предметные картинки: мальчик - ведро, девочка – дом, ученик – класс, медведь – берлога, машина – дом, лиса – нора, птичка – гнездо, теплоход – поворот реки, мотоциклист – гараж, заяц – куст (приложение 8).
Описание игры: логопед на наборном полотне выставляет картинки с изображением двух предметов – мальчика и ведра - и добавляет схемы слов, обозначающих действие предмета и схемы предлогов со значением направления действия (ИЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА).
Детям предлагается составить предложения, используя названия картинок (существительных), в соответствии с графическими схемами предложений, состоящих из четырёх – пяти слов, используя соответствующий предлог.
Речевой материал: Мальчик вылил воду из ведра. Девочка вышла из дома. Ученик выбежал из класса. Медведь вылез из берлоги. Машина выехала из-за дома. Лиса вылезла из норы. Птичка вылетела из гнезда. Теплоход выплыл из-за поворота реки. Мотоциклист выехал из гаража. Заяц выскочил из-под куста.
9. Игра «Помоги найти маму»
Цели: развитие умений в словоизменении существительных в родительном падеже; обогащение словарного запаса за счёт слов, обозначающих названия детёнышей.
Оборудование: предметные картинки: курица – цыплёнок, овца - ягнёнок, собака - щенок, крольчиха - крольчонок, слониха - слонёнок, коза – козлёнок, котёнок-кошка, лисица - лисёнок, ежиха - ежонок, медведица – медвежонок, утка – утёнок, волчица - волчонок(приложение 9). Описание игры: логопед демонстрирует детям картинки с изображением животных и их детенышей и сообщает о том, что малыши потеряли своих мам. Детям предлагается помочь малышам найти свою маму, подобрав картинки парами. Образец ответа: Цыплёнок у курицы. У курицы цыплёнок и т. д.
10. Игра «Что забыл нарисовать художник?»
Цель: развитие умений в словоизменении существительных в родительном падеже.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных и птиц, у которых недостаёт отдельных частей тела (приложение 10).
Описание игры: детям раздаются картинки с изображением животных и птиц, у которых недостает отдельных частей тела. Логопед просит детей сказать, что забыл нарисовать художник. Образец ответа: У волка нет лап. У оленя нет рогов и т. д.
Речевой материал: У волка нет лап. У овцы нет уха. У оленя нет рога. У козла нет рогов. У крысы нет хвоста. У собаки нет уха. У лисы нет носа. У петуха нет гребешка. У орла нет клюва. У коровы нет ноги. У зайца нет ушей. У кошки нет лапы. У волка нет лап. У курицы нет хвоста.
11. Игра «Отгадай загадку»
Цели: развитие умений в словоизменении существительных в родительном падеже; развитие внимания, памяти, логического мышления.
Оборудование: предметные картинки животных(приложение 11).
Описание игры: логопед предлагает детям отгадать загадку и подобрать к слову-отгадке картинку.
Речевой материал: У кого длинные рога и быстрые ноги? (У оленя). У кого длинные уши и короткий хвост? (У зайца). У кого рыжий пушистый хвост? (У лисы). У кого зубастая пасть? (У волка). У кого рога и вымя? (У коровы). У кого копыта и грива? (У лошади). У кого шерсть закручена в колечки? ( У овцы). У кого острые рога и борода? (У козы). У кого кисточки на ушах? (У белки). У кого огромная пасть, острые зубы и длинный хвост? (У крокодила).
Список литературы:
1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Весна. – СПб.: Паритет, 2005.-32с.+ цв. вкл. (Серия «Грамматика в играх и картинках»).
2. Кирьянова Р.А. Игры со словами для развития речи: Картотека игр для детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2010.
3. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.
4. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/Под ред. Е.А. Логиновой.- СПб.: Издательство «Союз», 2005.
5. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятий с детьми 6-8 лет. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.
6. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984.
7. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф.. Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи/М.6 АРКТИ, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по развитию лексико-грамматического строя речи (родственные слова, предлоги)
Игра помогает учиться подбирать семью родственных слов, ориентироваться в пространстве, знакомит с предлогами, их значением....

паспорт к дидактической игре "Алаас" формирование лексико-грамматической речи у старших дошкольников
паспорт к дидактической игре "Алаас" формирование лексико-грамматической речи у старших дошкольников...

Дидактические игры для развития лексико-грамматического строя речи детей.
Развитие лексико - грамматического строя речи...

Дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема “Посуда”
Подборка игр позволит воспитателю с легкостью подготовиться к занятию и выручит на открытом уроке....

Дидактическая игра по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста «Волшебные картинки»
Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений. Но если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания бывают неполные. Для уточнения, закрепления и приведения зн...

Дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи
Дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема “Посуда&rdquo...

Дидактические игры для развития лексико- грамматического строя речи.
Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны с развитием всех компонентов речи: фонетико-...