Дидактическая игра по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста «Волшебные картинки»
методическая разработка по развитию речи

Попова Татьяна Геннадиевна

Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений. Но если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания бывают неполные. Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему используют дидактические игры.

Дидактическая игра – это бесценный источник знаний для детей. Ребенок учится сравнивать, находить закономерности. У него развивается память, наблюдательность, связная речь, интерес к окружающему миру. Изучение времен года – одно из направлений формирования временных представлений у детей.

Дидактическая игра «Волшебные картинки» знакомит ребенка с изменениями, происходящими в природе в разное время года и с национальной одеждой якутов по сезонам. Рекомендуется данная игра с младшего дошкольного возраста. Игра может использоваться на подгрупповых и индивидуальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на коррекционных занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Моя дидактическая игра состоит из набора различных фетров, из которых надо украсить дерево, панно, одеть  людей в соответствии с заданным временем года. Дидактическая игра многофункциональна. Представлена в виде панно с большим количеством  липучек.  Все это позволяет не только изучать и закреплять основные признаки времени года и  национальную одежду, но и развивает мелкую моторику малыша.

 

 

 

Варианты игры: «Что бывает осенью?  (зимой, весной, летом)»

Цель: закрепить понятие о сезонных явлениях, активизация словаря по теме.

Ход игры: на столе лежат фигуры с изображением различных сезонных явлений  (идет снег, осенние листья и т.д.). ребенок выбирает силуэты фигур  только с осенними явлениями и сам или с помощью взрослого называет их. Например: идет дождь, листья на дереве желтые и красные, птицы улетают на юг, люди надевают пальто, шапки и т.д.

 

Игра «Одежда в якутском национальном стиле»

Цель: познакомить с предметами якутской одежды, ее деталями, рисунком, цветом.

Ход игры: взрослый описывает национальную одежду: «Наденем девочке розовое пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы». Определяют, в каких сезонах ее одевают. Предлагает ребенку  наклеить  ту одежду, которая совпадает с сезоном. Активизируя речь ребенка, взрослый спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?»

 

Игра: «Один-много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Ход игры: взрослый называет существительное в единственном числе, а ребенок называет существительное во множественном числе. Например: дождь-дожди, капля-капли, лист-листья, птица-птицы, платье-платья, рубашка-рубашки, шапка-шапок и т.д.

 

 

Игра: «Кто во что одет?»

Цель: сравнивать одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме.

Ход игры: взрослый сравнивает одежду детей: «У Айты – платье, у Айаала – рубашка и брюки. У Айтинового платья рукава короткие, а у Айаалиной рубашки - длинные» и т.д. ребенка взрослый активизирует опросами: «Какая одежда у Айты? А у Айаала? Какого цвета Айтина платье?». Если ребенок затрудняется, взрослый сам отвечает на вопросы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по развитию лексико-грамматического строя речи (родственные слова, предлоги)

Игра помогает  учиться подбирать  семью родственных слов, ориентироваться в пространстве, знакомит с предлогами, их значением....

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Сенсорно-дидактическое пособие для развития речи детей дошкольного возраста «Волшебная шляпа»

Сенсорно-дидактическое пособие для развития речи детей дошкольного возраста «Волшебная шляпа»...

Дидактические игры для развития лексико- грамматического строя речи.

     Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны с развитием всех компонентов речи: фонетико-...

Методическая разработка дидактической игры для развития фразовой и связной речи детей младшего дошкольного возраста «Говорящие кубики»

Цель: формирования и развития речевой активности детей через игровую деятельность.Задачи: способствовать развитию положительных эмоций детей. Формировать умение составлять простые предложения и расска...