Организация логоритмических занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи
консультация по логопедии

Татаренцева Евгения Владимировна

Организация логоритмических занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Организация логоритмических занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи

У детей с третьим уровнем речевого развития недостаточно сформирована связная речь, отмечаются трудности согласования частей речи, неточное звуковое оформление слов и низкий уровень развития фонематических процессов. Основная задача логопеда — развитие всех компонентов речевой системы с акцентом на развитие связной речи. Развитие связной речи проводится по периодам обучения от простого к сложному, от умений воспроизводить рассказы логопеда до самостоятельных рассказов по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин и рассказов с элементами творчества.

На логопедических занятиях максимально включаются все речевые средства логоритмики: упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития голоса, упражнения на координацию моторики и речи, упражнения с предметами и речевым сопровождением, упражнения с элементами мелодекламации, игры-драматизации.

Примерная схема логоритмического занятия для дошкольников с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития)

Вводная часть

Упражнения на различные виды ходьбы и бега. Упражнение для развития дыхания с речевым сопровождением.

Основная часть

Упражнение для развития дикции и артикуляции. Уражнение для развития мелкой моторики. Упражнение на развитие координации движений и речи. Упражнение с предметами и речевым сопровождением. Упражнение с элементами танца. Игра-драматизация.

Заключительная часть

Упражнение для развития мышечного тонуса.

Организация логоритмических занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи (второй уровень речевого развития)

У детей со вторым уровнем речевого развития отмечаются существенные отклонения в развитии моторной и эмоционально-волевой сферы по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Это общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, слабый мышечный тонус, истощаемость движений, недостаточная двигательная память и снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий. У большинства детей с ОНР отмечается отсутствие чувства ритма и снижение звуковысотного слуха.

Содержание логоритмических занятий зависит от периода обучения и двигательно-речевых возможностей детей.

Впервом периоде обучения детей с ОНР старшего возраста программа предусматривает формирование понимания устной речи, подготовку к диалогу, знания в области словообразования (уменьшительный суффикс и приставочные глаголы), употребление притяжательных местоимений с существительными и составление простых предложений. Данные задачи решаются на занятиях, посвященных следующим лексическим темам: «Овощи — фрукты», «Осень», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Птицы», «Животные».

Во втором периоде основными задачами являются: формирование диалогических форм общения, употребление в речи относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, использование предлогов в, на, под, из, глаголов третьего лица единственного числа. Темы предлагаются в следующей последовательности: «Зима», «Новый год», «Семья», «Игрушки», «Зимующие птицы», «Мебель», «Профессии», «Транспорт».

Третий период коррекционной работы предполагает развитие фразовой речи, образование глаголов с помощью приставок, относительных прилагательных, притяжательных прилагательных, антонимов и синонимов, употребление предлогов к, с, от. Темы могут быть следующими: «Лето», «Дом», «Части тела, лица», «Школа», «Спорт».

Схема логоритмического занятия для дошкольников с общим недоразвитием речи (второй уровень речевого развития)

Вводная часть

Организационный момент: сообщение темы, построение.

Упражнения на различные виды ходьбы и бега: ходьба коррекционная, с изменением положений рук.

Диафрагмальная дыхательная гимнастика.

Основная часть

Упражнения для развития мышечного тонуса.

Упражнения для развития артикуляции и дикции.

Упражнения для развития мимической моторики.

Речевая игра с мячом.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.

Упражнение на координацию движений с речью.

Заключительная часть Упражнение для развития речевого внимания.

Упражнения с элементами релаксации.

У детей с заиканием имеются выраженные нарушения моторной сферы: напряжение мышечного тонуса перед началом речи, дискоорди- нация движений, в том числе и речевых, наличие двигательных уловок, нарушение темпа и ритма движений.

По уровню развития моторной сферы всех детей с заиканием можно разделить на две подгруппы: с низким уровнем, куда входят дети с неврозоподобным заиканием, и со средним уровнем, где преобладают дети с невротическим заиканием. Своеобразие нарушений моторной сферы требует от логоритмиста дифференцированных приемов воздействия.

Основной задачей логопедической ритмики для заикающихся являются нормализация темпа и ритма движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики. Нормализация двигательной сферы способствует критическому отношению к собственным движениям и к речи, воспитывает чувство уверенности в своих силах, снимает эмоционально-стрессовое напряжение в общении, формирует устойчивость к сложным эмоциональным ситуациям.

Логоритмические занятия с заикающимися проводятся с самого раннего возраста, с 2—3 лет, и являются составной частью любой коррекционной методики по устранению заикания.

Содержание логоритмической работы зависит от этапа логопедической работы, между логопедом группы и логоритмистом существует тесная взаимосвязь.

В условиях логопедической группы детского сада компенсирующего вида формирование плавности речи детей с заиканием проводится поэтапно, от простого к сложному: этап ограничения речи, этап сопряжен- ной-отраженной речи, этап диалогической речи, этап самостоятельной речи и этап спонтанной речи и эмоционального общения. На каждом этапе существуют свои задачи и логопедические технологии формирования плавной речи, дифференцированными являются и средства логопедической ритмики.

Этапы формирования плавной речи у заикающихся дошкольников средствами логопедической ритмики

1. Этап ограничения речи

Задача логопедической работы — ограничить речевое общение детей с целью постепенного отказа от прежней речи, ломки старого речевого стереотипа. На логоритмических занятиях в это время вводятся все неречевые средства, такие, как упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания, мышечного тонуса, произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики.

Выполнение упражнений чередуется со слушанием музыкальных отрывков — инструментальной или вокальной музыки. Темы музыкальных произведений соотносятся с темами логопедических занятий.

2. Этап сопряженной и отраженной речи

На логопедических занятиях развивается и совершенствуется речевое дыхание, фраза постепенно увеличивается до 4—5 слов, произнесенных на одном выдохе, формируются основные речевые правила, развивается артикуляционная моторика.

На логоритмических занятиях кроме неречевых средств постепенно вводятся речевые с малой нагрузкой, такие, как упражнения и игры с пением, упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением, для развития дикции и артикуляции, мелкой моторики с речевым сопровождением.

3. Этап диалогической речи

Логопедическая работа направлена на умение медленно, четко и ясно отвечать на вопрос, подбирая по смыслу отдельные слова, перед началом речи взять дыхание и произнести ответ на выдохе, плавно, эмоционально-выразительно.

Развитие просодической стороны речи продолжает формироваться и на логоритмических занятиях. В этом периоде предлагаются следующие средства: упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движений и речи, игры с речевым сопровождением, счетные упражнения, песни, диалоги с музыкальным сопровождением.

4. Этап самостоятельной речи

Логопедические занятия формируют умения повторять рассказы логопеда, а затем самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин, по сюжетной картине и по плану. В логоритмические занятия включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального сопровождения, упражнения с элементами танца, с предметами и речевым сопровождением.

5. Этап спонтанной эмоциональной речи и общения

Закрепляет навыки плавной речи в конкретной ситуации общения. Логоритмические занятия включают творческие задания с элементами театрализованной деятельности, музыкально-двигательные игры, инсценировки и мелодекламацию — чтение стихотворных текстов под музыкальное сопровождение.

Таким образом, к этапу спонтанной эмоциональной речи и общения у детей с заиканием формируются основные качества во всех видах моторики, совершенствуется навык плавной речи на материале любой речевой сложности.

Примерная схема логоритмического занятия с заикающимися дошкольниками

Вводная часть

Упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания.

Основная часть

Упражнения для развития голоса, дикции и артикуляции. Пение. Упражнения для развития чувства темпа и ритма движений. Упражнения на координацию движений и речи. Игры-драматизации или упражнения с элементами танца.

Заключительная часть

Упражнения с элементами мышечного расслабления. Спокойная ходьба, упражнения для восстановления дыхания.

Упражнение на развитие диафрагмального дыхания. Под медленную музыку («Лесной олень») лежа на полу на вдох поднимать животом мягкую игрушку и на выдох опускать ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...

Использование русского народного фольклора на музыкальных и логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно  объясняет ...

Особенности профиля латеральной организации мозга старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Введение Глава I   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНОЙ   ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА1. Индивидуальный латеральный профиль2. Типы асимметрий  мозга3. Типы латеральной орган...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности логоритмического занятия с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы «Осень».

Коррекционно-образовательные цели:Активизировать словарный запас по лексической теме «Осень»;Учить образовывать однокоренные слова к слову ОСЕНЬ:Упражнять детей в подборе синонимов;Формировать навыки ...

Биоэнергопластика как элемент занятия по развитию лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

2 слайдВ последние годы число дошкольников с общим недоразвитием речи  (ОНР) неустанно растет.  Увеличение числа детей с ОНР обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических ус...

Конспекты логопедических занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи ( 2-3 уровня )

Логопедические занятия для дошкольников с общим недоразвитием речи  (2-3 уровня)....

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Как правило, игры и упражнения, направленные на коррекцию темпо-ритмической организации речи, являются подгрупповыми и положительно влияют на общий настрой детей и объединение детского коллектива. В р...