Нестандартные приемы в работе с дошкольниками для развития речи.
консультация по логопедии (средняя группа)
Нестандартные приемы в работе с дошкольниками для развития речи и детского словотворчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnye_priemy_v_rabote.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестандартные приемы в работе с дошкольниками для развития речи и детского словотворчества
Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей человека. В данном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые попытки самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка – словесное творчество.
В дошкольной педагогике и детской психологии такими учеными, как Л.И. Божович, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Т.Н. Ушакова, Н.А. Селянина, Д.Б. Эльконин отмечено, что среди различных видов художественной творческой деятельности словотворчество занимает особое место как жизненно важная коммуникативная и социально – личностная функция, формирующаяся в процессе деятельности под влиянием среды, в том числе художественной.
В работах этих ученых сказано, что словотворчество – естественный способ освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм.
Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка. Качество развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения.
Сказки - это первые произведения детей, через которые дети начинают познавать мир. Правильное их прочтение и понимание являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться как духовно, так и интеллектуально. Благодаря сказкам, начинает формироваться кругозор и аналитическое мышление.
Развитие речи детей должно быть комплексным, системным, задания и игры разнообразными. Чем более творческий подход будут демонстрировать родители и педагоги, тем больший толчок это даст для всестороннего развития ребенка. Словотворчество формируется на основе полноценного восприятия литературных произведений. Словарь дошкольников обогащается посредством словесных дидактических игр, с помощью которых они учатся отгадывать предметы по описанию, по признакам сходства и различия.
В своей работе по развитию детского словотворчества используем не только традиционные методы и приемы, но и нестандартные игры, этюды, квесты.
«Волшебные имена». Перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой, а Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным.
«Кто на свете всех милее (злее, умнее)?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также анализируем и положительных героев.
Этюд «Хороший – плохой». В этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля. Его отрицательные качества – он ленивый, положительные- добрый и отзывчивый.
«Что в дороге пригодится?». Вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок как русских народных, так и зарубежных (скатерть – самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка).
«Волшебные или чудесные вещи». В этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого - либо героя.
Для развития связной речи и творческого мышления используем следующие приемы: добавление в рассказ предшествующих или последующих событий, составление рассказа аналогично данному, с изменением времени или результата действия; составление рассказа с включением (исключением) объектов; составление рассказа по комплекту игрушек; рассказывание по частично закрытой сюжетной картине; придумывание рассказа о знакомом герое; составление рассказа по его названию; придумывание рассказа по нескольким опорным словам.
В работе по развитию словотворчества используем метод противоречий. Один из элементов диалектики (закон единства и борьбы противоположностей) - наличие двух противоречивых качеств в одном объекте.
В бытовой ситуации они встречаются ребенку на каждом шагу: надо поесть – будешь сытым, здоровым; но будешь много кушать - растолстеешь, будет тяжело двигаться; драться плохо – сделаешь больно другому человеку и, наоборот, дерись, чтобы защитить себя или слабого, обиженного. Работая по этому методу, открываем перед детьми «тайну двойного смысла» во всем, в каждом явлении (событии, факте, веществе) – когда что-то в нем хорошо, а что-то вредно; что-то мешает и что-то нужное.
Используем игры на умение видеть противоречия, «обе стороны одной медали»: «Хорошо – плохо», «Польза – вред», «Наоборот». Например, игра «Хорошо – плохо». Дети делятся на две команды. Одна – «хорошо», другая – «плохо». Они передают игрушку (собачку), как эстафету друг другу, называя положительные и отрицательные качества: хорошо, что песик пушистый, но плохо, что т него везде шерсть остается.
Словесная игра с мячом «Гирлянда». Мяч находится у ведущего. Ведущий называет стартовое слово и задает вопрос: «Котенок какой?». Ребенок отвечает: «Пушистый».Ведущий перекатывает ему мяч и от слова, которое назвал ребенок, вновь ставит вопрос: «Кто еще бывает пушистым?» Другой ребенок отвечает: «Цыпленок». «А цыпленок какой?» - Желтый. А что еще бывает желтым? – Солнце. – А что солнце делает? – Светит, греет. – А что еще может светить или греть? И так далее.
Так же интересным методом решения проблем является «Дерево решений». Сначала мы выбираем проблему, которая не имеет однозначного решения – эпизоды из сказок, ситуации из жизни. Например: «Что нужно цветочку для счастья?». Затем рассматривает схему – «дерево решений».
Ствол «дерева» обозначает проблему, крона – пути ее преодоления, а листочки – ее решение. Предлагаем детям разбиться на подгруппы и, общаясь между собой, найти решение данной проблемы, нарисовать его на листе бумаги и прокомментировать. Дети, достигнув взаимной договоренности путем обсуждения, находят свое решение: пчелку, бабочку, дождик, солнышко. Затем каждая группа размещает свой рисунок на «дереве решений» и объясняет свой выбор. Учим детей выслушивать каждого, кто хочет высказаться. Оцениваем рассуждения детей только положительно: это «интересно», «хорошо», «оригинально», «прекрасно», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям и умозаключениям.
Придумывание «пёстрых сказок», рассказов по логически стройной цепочке высказываний. Чем выше интеллект, тем интереснее получается рассказ. Например, спрашиваем: «Что можно рассказать о Бабе - Яге?». Кодируем вместе с детьми информацию в пиктограммах и составляем рассказ. Сам процесс создания пиктограмм является творческим, так как ребенок может пользоваться не только готовыми пиктограммами, но и придумывать и зарисовывать их самостоятельно.
Это может быть рассказ с продолжением. Воспитатель говорит, что ему попался рассказ «Прогулка в лес», но он не закончен. «Мама с Сашей пошли на прогулку в зимний лес. Погода была хорошая. Слегка пощипывал нос морозец, светило солнце. Снег блестел на солнце и поскрипывал под ногами. Вдруг Саша увидел чьи – то следы на снегу…». Воспитатель обращается к детям:» «попробуем придумать интересный, радостный конец рассказа, поучительный, фантастический вариант. Ребята предлагают свои варианты концовок.
Учимся сочинять рассказы-небылицы. Они учат детей фантазировать, развивают ассоциативную память, внимание, воображение, чувство юмора. Небылица может начинаться с предложения: «На окне стоял цветок, в лепестках цветка жили крошечные человечки…». Возможна небылица и по заданной теме: «Если бы я был волшебником», «Винегрет из сказок», «Фантастическая истории».
Также придумываем свои «пёстрые сказки и рассказы» по множеству предложенных картинок, по фигуркам и силуэтам. Небылицы могут быть и в стихах. Сочиняем «сказки наизнанку». Используем это прием в различных вариантах – «свойства наоборот». Берем любую знакомую сказку и ее героям приписываем прямо противоположные свойства и качества, внешность. Крупный становится маленьким, но ловким и незаметным, а маленький и слабый становится великим и могучим. Например, Например, Карабас Барабас становится маленьким и добрым, а Буратино большим и злым.
Сочиняем сказки «задом наперед» - рассказываем сказки не с начала, а с конца. Вначале с опорой на картинки и иллюстрации, а затем без наглядного материала.
Особенно интересны «сказки из собственного опыта». Предлагаем каждому ребенку пофантазировать, придумать сказку, в которой обязанности, поступки и мысли взрослых и детей поменялись местами.
Интересный прием – модификация сказок, когда дети изменяют знакомые сюжеты сказок, с помощью «введения в название сказки нового объекта». Например, «Колобок и воздушный шарик», «Теремок и паровоз». Ребята могут вспомнить знакомые песенки, потешки и включить их в свои сказки. Например, зверюшки, собравшись в теремке сели в паровоз и поехали, напевая песенку: «мы едем, едем, едем, в далекие края… по разным станциям: «Физкультурная» и там проводим знакомую физминутку или «Считалочка», где вспоминаем любые знакомые считалки и так далее.
«Салат из сказок» - создание новой сказки на основе эпизодов, выбранных детьми из разных сказок. Продолжение сказки – каждый придумывает свое продолжение сюжетной линии сказки.
Прием «Я герой сказки». Предлагаем детям представить себя одним из героев сказки, герои сказки придут к нему в гости, чем они будут вместе заниматься.
Важным направлением работы с дошкольниками является формирование интереса к чтению художественных произведений. Умение детей придумывать самостоятельно разные истории, сказки, рассказы, загадки, считалки, поможет им в дальнейшем писать интересные сочинения в школе, возможно, кто-то станет писателем или поэтом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам
За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...
Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца
Воспитание личности ребенка посредством использования городской среды, как развивающей, в контексте современных методологических подходов к воспитанию, развитию и коррекции познавательно-речевого разв...
Здоровьесберегающие приемы в работе с дошкольниками с нарушением речи: из опыта работы
Современных специалистов, работающих в дошкольных учреждениях компенсирующей направленности, волнует проблема создания условий для обеспечения равных стартовых возможностей дошкольников, которые далее...
Сообщение из опыта работы «Кружок естественнонаучной направленности, как форма работы с дошкольниками, способствующая развитию речи».
Сообщение из опыта работы для выступления на пед. часе по теме "Развитие речи дошкольников"....
Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления
Описание опыта работы по использованию интеллектуальных карт с дошкольниками для развития связной речи и мышления....
"Использование мини-робота «Bee-Bot "Умная пчела" в коррекционной работе с дошкольниками по развитию речи"
В статье говорится о преимуществе использования мини-робота «Bee-Bot «Умная пчела» в работе с детьми по речевому развитию....
Использование игрового приема "Подзорная труба" в работе с дошкольниками по развитию речи
Ни для кого не секрет, что в мир технологий сегодняшние дети не умеют общаться, а общение для дошкольников — это ещё и средство развития, оно развивает у детей социальные и интеллектуальные каче...