Автоматизация звука С- упражнения и речевой материал
статья по логопедии (старшая группа)

Коноплева Анжелика Германовна

Автоматизация звука С

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizzvs.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

                     Автоматизация звука С. Речевой материал.

        Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Работа по коррекции произношения каждого звука происходит в определённой   последовательности  - постановка звука (включает в себя подготовительные артикуляционные упражнения, дыхательную гимнастику, непосредственно  постановку звука,  произнесении изолированного     звука,    автоматизация звука в слогах ,  словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и текстах, введение звука в спонтанную речь.

     Здесь  материал  подобран согласно принципу постепенного усложнения, а также таким образом, чтобы   автоматизация звука происходила в отражённой, сопряженной и самостоятельной речи ребёнка.  

         В картотеке представлен значительный объём речевого материала по данному звуку. Это даёт возможность педагогу выбрать наиболее  подходящий для ребёнка и разнообразить занятия.

Кар № 1

 1.Спой «песенку насоса».

Произнеси звук С длительно

на одном выдохе: с-с-с-с.

2. Повтори слова.

Сад, санки, сало, сабля, салки, сок, сом, соль, сода, сокол, соболь,

суп, сук, суд, сумка, сумма, сутки, сын, сыпь, сытый, сыпать.

Сапог, салют, самолёт, салфетка, сандалии, самокат, совет, собака,

совок, солома, соловей, солдат, судак, суббота, сундук, суматоха,

сынок, суметь, сопеть, соединить, соблюдать.

Кар № 2

1. Игра «Услышь песенку насоса (С)и хлопни» а. ю. б. с. е. с. ё.ю. д. ю. с. м. ю. а. ю. ы. с.

2. Игра «Один – много».

Образец: сумка много сумок.

Судья – сапог - …

Сабля - … самолёт - …

Сокол - … собака - …

Сок - … сова - …

Сумка - … сундук - …

3. Игра «Посчитай до 5» СУМКА, САМОЛЁТ

4. Чистоговорка

Ус- ус-ус - мы несем домой арбуз.

Ас – ас – ас – пили мы из кружки квас.

Ыс – ыс – ыс – мы пошли гулять на мыс.

Кар № 3

1. Игра «Поймай»(С)ми. со. бе. юд. ас. ув. фи. ус. хи. ён. ес. ял. ос. са.

2. Игра «Сильный ветер»

СССССССССССССССССС

3. Игра «Назови ласково». Сом – сомик

Салат - …

Солдат - …

Самокат - …

4. Повтори

сад, сани, сатин, самокат, сайка, сам, Саня, сапоги, сауна, сабо, садок,

Савва; событие, совёнок, совок, совет, сова, софа.

сок, сон, сом, соя, сода, Софья, Соня, сопка, сотня, сойка,

соты, сонный. суп, сумка, суббота, судно, сукно, сундук, сухо, суета,

сутки, сухой, суматоха, субботник, сын, сыт, сынок, сыпать.

сваи, свобода, свой, свод, скамейка, скакать, скат, скоба, скобка,

скука, смотать, снова, сноп, сны.

5. Упр «Измени предложения по образцу.» Образец: я пью сок.

Ты. Он. Она. Мы. Вы. Они.

6. Чистоговорка

Ос – ос – ос – на поляне много ос.

Су – су – су – грибы выросли в лесу.

Сы – сы- сы- на стене висят часы

Кар № 4

1. Игра «Стукни» (С)сын. юла. сом. эскимо. папа. ус. жук. снежок. санки. вата. фен. сапог

2.Упражнение  «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему соответствующее

слово-предмет и проговори словосочетание целиком.

( действие: летит, сидит, стоит, надевают, кричит, рычит, насыпают,лает,моют,ставят)

Образец: Идет. (собака)- собака идёт

Слова: сова, сахарница, самокат, самолёт, сапоги, сорока, сарай, собака, совок.

3. Чистоговорка

Сани, сани едут сами,

Едут в степи и леса,

Едут сани в небеса.

4. Упр «Придумай сам». Подбери как можно больше признаков к

данным словам.

СУМКА, СЛОН, СОСИСЬКА, СТОЛ, СЕМЬЯ, САМОЛЁТ

Образец: Сумка какая? — Сумка маленькая, красивая, голубая.

5. Повтори предложения

Соня пьёт сок.

Соня видела сокола.

Соня сыпет соль.

Соня сытая.

У Сони маленькая сумка.

У тёти Сони сын Саня.

Саня поймал сома.

У сына новые сандалии.

Мама советует купить санки.

6. Упр «Изменяй по образцу»

Образец: Я сам надену сапоги. Ты. Она….Они…Вы…. Мы…Он…

7. Игра «Весёлый счёт до 5» самолёт, сова, сундук.

8. Чистоговорка

В саду темно, все спят давно.

Одна сова не спит

На суку сидит.

Кар № 5

1. Игра «Вспомни слова,где есть звук С»

2. Повтори предложения

Дети несут песок.

У самоката два колеса.

Софья и Саня умеют писать.

У Сони косынка на волосах.

Для супа надо фасоль и мясо.

Алиса посылает посылку.

У Анфисы длинные волосы.

Инесса выписывает буквы.

Самолёт летит высоко над лесом.

Собака любит мясо и колбасу.

Кар № 6

1. Упр» Задуй свечу»

2. Упр «Предложение рассыпалось»

Поставь слова в нужном порядке.

Образец: растут клумбе на астры. - На клумбе растут астры.

Любит капусту Борис кислую

В мороз нос береги трескучий.

У голос красивый артиста.

3. Упр «Угадай». Послушай слово-действие. Соедини его с подходящими по

смыслу картинками карандашом соответствующего цвета. Произнеси

получившиеся словосочетания, выделяя звук «С».

Слова действие: светит; летит; стоит

Слова: светофор,свеча,слон,самолёт,киоск,стол,стул,солнце,лиса,стул,спутник,сова,ослик

Образец: Светит- светит солнце; светит свеча; светит светофор.

4. Чистоговорка

Аска – аска – у Сони маска.

Иска – иска – у Сони миска.

Оска – оска – у сони соска.

Уска – уска – у Сони блузка

Кар № 7

 1. Упр» Сдуй жука»

2. Вспомни слова со звуком (С).

3. Упр «Продолжи предложение по образцу.»

Образец: мама варит суп из риса, будет рисовый суп.

Соня выжимает сок из ананаса, будет…

Анфиса варит суп с фасолью, будет…

Денис покупает платок для носа, будет…

5. Повтори предложения

Я спал на соломе. Соня солила салат. Саня написал письмо Соне.

У Ларисы новые сапоги. Саня снял сандалии.

Соня спала на соломе.

Слава сломал стул. Соня пела соло.

Блюдо со спелыми сливами поставили на стол.

Самолет летит высоко над лесом.

Толстый слой пыли на столе.

4. Чистоговорка

У маленького Сани, сани едут сами.

Сани едут сами у маленького Сани.

При составлении данной картотеки использовалась литература

Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми СПб. 1994

Бухарина. К. Е. - СПб; ООО «Издатательство «Детство- пресс», 2016

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения. 1999г.

Комарова Л. А., Автоматизация звука С в игровых упражнениях 2008 ООО Изд. ГНОМ 2011

Парамонова Л. Г. Стихи для развития речи. СПб,1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к организации коррекционной работы на этапе автоматизации звуков с детьми, имеющими речевые нарушения».

Опыт работы по использованию интерактивных игр и игровых приемов на этапе автоматизации поставленных звуков....

«Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»

Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передачи речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения....

Автоматизация звуков. Как сделать повторение речевого материала занимательным.

Рекомендации родителям по автоматизации поставленных звуков в игровой форме....

"Картотека заданий на автоматизацию звуков [в] - [вь] на речевом материале различной степени сложности"

В предложенной картотеке подобраны задания для закрепления правильного произношения поставленных звуков [в] и [вь] в слогах, словах и предложениях. В каждой карточке упражнения подобраны от простого к...

Игры для автоматизации звука (ль) Составлены с использованием материала «Конструктор 2» портала Мерсибо

Задачи работы с карточками:- автоматизация звука;- активизация и уточнение словаря;- стимуляция речевой активности;- коррекция лексико-грамматического строя речи;- развитие пространственной ориентиров...

Автоматизация звука Ш (готовый дидактический - речевой материал)

Представлены материалы - картинки и речевой матерал для автоматизации звука Ш в игровой форме, с учётом позиции звука в слове и речевых возможностей ребёнка. может быть использован учителями - логопед...

Автоматизация звука Л- упражнения и речевой материал

Автоматизация звука Л- упражнения и речевой материал...