Проект: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на логопедических занятиях через использование русского народного творчества.
проект по логопедии

Бартанова Евгения Сергеевна

Цель проекта: коррекция всех сторон речевого развития детей старшего дошкольного возраста (произношение, словарь, грамматика, связная речь), через использование русского народного творчества в духовно-нравственном воспитании.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на логопедических занятиях через использование русского народного творчества.

Подготовила на педсовет

учитель-логопед Бартанова Е. С

Бохан 2024г.

Цель проекта: коррекция всех сторон речевого развития детей старшего дошкольного возраста (произношение, словарь, грамматика, связная речь), через использование русского народного творчества в духовно-нравственном воспитании.

Задачи проекта:

  1. Воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств, гражданственности и любовь к Родине, любовь и уважение к старшим, к своей семье.  
  2. Способствовать речевому развитие дошкольников (совершенствовать   произносительную сторону речи, лексико – грамматические средства языка, развивать связную речь).
  3. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания. 
  4. Создавать благоприятный психологический климат при организации логопедических занятий по речевому развитию.
  5. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти у детей.
  6. Вовлекать родителей воспитанников в коррекционный процесс.
  7. Повышение педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития дошкольников.

Сроки реализации проекта: 2024-2025 учебный год

Актуальность:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников их гражданственность, любовь к Родине к своей семье   особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки.

Задача логопеда совместить духовно -нравственное воспитание с развитием речи дошкольников.  Для этого необходимо подобрать такие формы и методы коррекционной работы, которые помогают решать все эти задачи.

И я решила взять в помощь русские народные сказки, устное народное творчество, как могучее, действенное средство духовно-нравственного, патриотического воспитания детей и богатый материал для развития речи.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к своей семье.  Патриотическая идея сказки – в глубине её содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребёнка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребёнок познаёт сердцем родной народ.

Использование сказок в логопедической работе, особенное их драматизация  активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы (воображение, эмоционально-волевая сфера, внимание, восприятие), творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в тексте.

Кроме всего сказки   позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи.

И поэтому русская народная сказка, русское народное творчество всегда присутствуют в коррекционном процессе. Я регулярно расширяю картотеки дидактических игр, пособий, наглядного материала, пополняю театральный уголок атрибутами, куклами, декорациями.

В 2020 году в рамках конкурса «Нетрадиционное дидактическое оборудование в центре развития речи» на базе МБДОУ «Боханский детский сад №1 я изготовила интерактивное дидактическое пособие «Собери сказку» по русской народной сказки «Три медведя». Данное пособие позволяет развивать мелкую моторику, лексико-грамматическую и связную речь, автоматизировать поставленные звуки, воспитывать семейные ценности.

Изготовила пособие «Теремок», которое позволяет работать с детьми с ОВЗ над становлением речи, над расширением словаря, ориентированием в пространстве, развивает мелкую моторику, воспитывает дружелюбные отношение, взаимовыручку.  Пособие «Теремок» позволяет детям самим проиграть сказку, и даже поменять сюжет, добавить или поменять героев.  

В рамках этого проекта приступила к изготовлению очередной дидактического пособия «Собери сказку». В этом пособии уже не одна сказка, а несколько.  На первом этапе в пособии есть две сказки – «Репка», «Маша и медведь». К концу проекта я планирую сделать еще несколько сказок и русские народные потешки, шутки и прибаутки.  Данное пособие так же, как и предыдущие интерактивное т.е. дети сами собирают сказку из различных атрибутов.  Им приходиться пристёгивать пуговицы, вытягивать декорации за шнурки, откреплять липучки и магниты, располагать на игровом поле персонажи в нужном порядке и по итогу рассказывать сказки. Такая игра позволяет решать много целей и задач: развивать все стороны речи, развивает мелкую моторику, знакомит детей со русским народным творчеством, воспитывает уважение и любовь к свое семьи, прививает взаимопомощь, уважать взрослых. Пособие можно дополнять новыми страницами с сказками, потешками, шутками и прибаутками.

Таким образом русское народное творчество стало неотъемлемой частью логопедической работы с дошкольниками так как оно позволяет решать большой объём воспитательных и коррекционных задач

Этапы

Формы работы

Результат

1

Сентябрь-октябрь

Изучение научно-методической работы и опыта других педагогов.

Обновить и пополнить дидактические пособия.

Изготовить дидактическое пособие «Собери сказку».

 

Педсовет №1 «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание личности дошкольника, ориентированного на формирование гражданственности, любви к Родине через проектную деятельность» - представление проекта

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на логопедических занятиях через использование русского народного творчества».

2

Ноябрь -январь

Дополнять дидактический материал.

Составление картотеки дидактических игр

Подобрать и опубликовать консультации для родителей

Применение русских народных сказок и устного народного творчества на логопедических занятиях.

Участие в групповых родительских собраниях

Педсовет №2. Инновационные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды» - самопрезентация «Созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды» (творческие отчеты)

Семинар «Включение инноваций в коррекционно-образовательный процесс работы с детьми с ОВЗ при реализации ФАОП ДО» Открытое логопедическое занятие с детьми - «Думающая» логопедическая нейросреда, как инновационная практика работы учителя-логопеда с детьми с ТНР

3

Февраль -май

Педсовет №3. Конструктивные взаимодействие детского сада и семьи для развития личности и успешной социализации ребенка» по взаимодействию с родителями. – представление опыта работы «Эффективные формы взаимодействия педагогов с семьей в развитии личности и успешной социализации ребенка»

Творческий отчет для родителей комбинированной группы.

Участие на родительских собраниях в конце учебного года.

Прогнозируемые результаты:

1.Повышение уровня духовно-нравственных и патриотических качеств, гражданственности и любовь к Родине, к своей семье;

2.  Расширение и обогащение словарного запаса, усвоение грамматических категорий, улучшение произносительных возможностей, развитие связной речи дошкольников;

3. Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;

4. Появление интереса к логопедическим занятиям, формирование познавательной активности у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры дошкольников через воздействие русского народного творчества.

Правильное взаимодействие с природой и традиции жизни русского человека - основа формирования экологической культуры каждого из участников образовательного процесса в ДОУ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ЦЕЛЯХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мы можем воспитывать дошкольников на героических традициях нашего народа. Особое значение  в воспитании патриотизма нужно придавать родному слову и искусству, изучая с  детьми народных сказо...

Развитие речевых способностей детей через использование русского народного творчества

Доклад на тему "Развитие речевых способностей детей через использование русского народного творчества"...

Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.

Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»...

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа

Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для  исследования русской народной культуры, быта и декоративн...