Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме Звуки В,Вь. Буква В
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Лещинская Алина Сергеевна

Цель занятия: Познакомить детей с понятием «согласный звонкий звук». Уточнить артикуляции звуков [в,вь]. Ознакомить с характеристикой звуков [в, вь]. Закрепить образ буквы В.Учить детей давать сравнительную характеристику звуков В, Вь.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуками В, Вь и его характеристикой (с опорой на артикуляцию); дать понятие о месте нахождения звука в слове; учить детей дифференцировать звуки В, Вь в слогах, словах, предложениях и тексте; закрепить образ буквы В. Учить определять место звука в словах. Делить слова на слоги.

Коррекционно-развивающие: Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей, развивать фонематические процессы, правильно воспроизводить слоговой ряд, развивать зрительное восприятие. Развивать зрительно-пространственные представления и смысловое значение употребления предлогов.

Коррекционно-воспитательная: Развивать навыки самоорганизации и контроля, воспитывать желание приходить на помощь.

Оборудование: зеркала, картинки звукоподражания, картинки со звуками В, Вь: соВа, Ветка, тыкВа, Вилка, Волк, Вата. Синий, зеленый, красный, простой карандаш. Схема для характеристики звуков, цветные кубики для обозначения звуков и составления схем, буква В.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vv.docx105.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Звуки В-ВЬ. Буква В.                                      Дата: ___________

Цель занятия: Познакомить детей с понятием «согласный звонкий звук». Уточнить артикуляции звуков [в,вь]. Ознакомить с характеристикой звуков [в, вь]. Закрепить образ буквы В.Учить детей давать сравнительную характеристику звуков В, Вь.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуками В, Вь и его характеристикой (с опорой на артикуляцию); дать понятие о месте нахождения звука в слове; учить детей дифференцировать звуки В, Вь в слогах, словах, предложениях и тексте; закрепить образ буквы В. Учить определять место звука в словах. Делить слова на слоги.

Коррекционно-развивающие: Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей, развивать фонематические процессы, правильно воспроизводить слоговой ряд, развивать зрительное восприятие. Развивать зрительно-пространственные представления и смысловое значение употребления предлогов.

Коррекционно-воспитательная: Развивать навыки самоорганизации и контроля, воспитывать желание приходить на помощь.

Оборудование: зеркала, картинки звукоподражания, картинки со звуками В, Вь: соВа, Ветка, тыкВа, Вилка, Волк, Вата. Синий, зеленый, красный, простой карандаш. Схема для характеристики звуков, цветные кубики для обозначения звуков и составления схем, буква В.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Л: Здравствуйте, сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой.

Но сначала вспомним, с какими согласными буквами мы познакомились на прошлых занятиях? (П,К,Т,М,Н,Х).  Скажите, какие глухие, какие звонкие?

  1. Основная часть

1. Объявление темы занятия.

Логопед: Ребята, посмотрите на картинку! Дети рассматривают картинки для звукоподражания: мельницу и вентилятор. Крылья у мельницы крутятся и издают звук: в-в-в. Повторите этот звук. А маленький вентилятор подражает большой мельнице: вь-вь-вь. Повторите звук Вь. С этими звуками мы познакомимся сегодня на занятии и научимся их различать. Теперь возьмем зеркала и посмотрим, есть ли преграда у звуков В, ВЬ.

2. Акустико-артикуляционный образ звука.

Л: Произнесите звук В и посмотрите на себя в зеркало. Звук В — согласный (верхние зубы соприкасаются с нижней губой и создают преграду для воздушной струи), твердый, обозначаем его синей фишкой, звонкий (голосовые складки вибрируют). Характеристика звука Вь дается по аналогии.

Характеристика звука: звук В- согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом. Характеристика звука: звук Вь- согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом.

3. Развитие фонематического слуха. Игра Хлопай, не зевай

Узнавание звука В из ряда изолированных звуков (различных по артикуляционному и
акустическому качествам), ряда слогов, ряда слов. Логопед произносит ряд звуков:
Дети хлопают, когда услышат звук
 звук [В]»:в, п, т, м, в, д...; ва, па, ма, вы...

«звук [В']»:вь, мь, пь, вь...; вя, мя, пи, ви...; Витя, Митя, Петя, Вера.

4.Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов ВА, ВИ. Деление слов на слоги с выкладыванием графической cxемы. 

5. Физминутка Выполнение движений по тексту стихотворения.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем

И кружимся потом.

6. Закрепление звука в словах. Работа в тетради Е.Косиновой стр. 24 №1

На доске находятся картинки со звуками В,ВЬ.  (соВа, Ветка, тыкВа, Вилка, Волк, Вата).

Логопед называет картинки, выделяя звуки В,ВЬ, просит детей назвать выделяемый звук, а затем предлагает дать ему характеристику. (Звук В-согласный, твердый, звонкий, обозначаем его фишкой синего цвета. Звук ВЬ-согласный, мягкий, звонкий, обозначаем его фишкой зеленого цвета). Закрашиваем нужный квадрат. Разделим слова на слоги.

7. Связь звуков и буквы. Знакомство с буквой В. Задание в тетради Е.Косинова стр.24 №2

Логопед: Давайте познакомимся с буквой В. Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. В у нас гласный? (нет). Согласный.

Логопед знакомит детей с буквой В и читает стихотворение:

Вот буква В видна вдали —

Красивая, витая.

Как будто крендель испекли,

Приезжих поджидая.

На что похожа буква В? Напишем в воздухе, на руке.

  1. Итог занятия.

Логопед: С каким звуками мы сегодня познакомились? С какой буквой? Почему звуки В, Вь согласные? Назовите слова на звук В. Вь.

В

______ Тема занятия: Звуки В, Вь. буква В.                                

Раскрасить квадрат синим и зеленым цветом, не забыть про колокольчик              

1.Закрепить с ребёнком: звук В - согласный, звонкий, твердый, обозначается синим цветом. Звук Вь - согласный, звонкий, мягкий, обозначается зеленым цветом

Назвать слова начинающиеся на звук В (5 слов)__________________________________________

2.Обозначить место звуков В, Вь, раскрасить картинки (ванна, ведро,  волк, телевизор, сова)

Попросите ребенка на слух разделить слово на слоги. Сколько в слове гласных – столько и слогов Раскраски Ванна распечатать бесплатно в формате А4 (30 картинок) |  RaskraskA4.ru       Раскраска Ведро - распечатать бесплатно         Раскраска Серый волк - распечатать бесплатно             Расраски Телевизор распечатать бесплатно               Раскраска Сова                                                             

3. Выполнить задания в рабочей тетради Е.Косинова стр.24

4. Выполнить  звуковой анализ слогов. Ребенок должен уметь называть звуки по порядку, давать характеристику каждому звуку.

ВА                  ВИ                    ВО                 ВУ                    ВЫ

______ Тема занятия: Звуки В, Вь. буква В.                                

Раскрасить квадрат синим и зеленым цветом, не забыть про колокольчик              

1.Закрепить с ребёнком: звук В - согласный, звонкий, твердый, обозначается синим цветом. Звук Вь - согласный, звонкий, мягкий, обозначается зеленым цветом

Назвать слова начинающиеся на звук В (5 слов)__________________________________________

2.Обозначить место звуков В, Вь, раскрасить картинки (ванна, ведро,  волк, телевизор, сова)

Попросите ребенка на слух разделить слово на слоги. Сколько в слове гласных – столько и слогов Раскраски Ванна распечатать бесплатно в формате А4 (30 картинок) |  RaskraskA4.ru       Раскраска Ведро - распечатать бесплатно         Раскраска Серый волк - распечатать бесплатно             Расраски Телевизор распечатать бесплатно               Раскраска Сова                                                             

3. Выполнить задания в рабочей тетради Е.Косинова стр.24

4. Выполнить  звуковой анализ слогов. Ребенок должен уметь называть звуки по порядку, давать характеристику каждому звуку.

ВА                  ВИ                    ВО                 ВУ                    ВЫ

______ Тема занятия: Звуки В, Вь. буква В.                                

Раскрасить квадрат синим и зеленым цветом, не забыть про колокольчик              

1.Закрепить с ребёнком: звук В - согласный, звонкий, твердый, обозначается синим цветом. Звук Вь - согласный, звонкий, мягкий, обозначается зеленым цветом

Назвать слова начинающиеся на звук В (5 слов)__________________________________________

2.Обозначить место звуков В, Вь, раскрасить картинки (ванна, ведро,  волк, телевизор, сова)

Попросите ребенка на слух разделить слово на слоги. Сколько в слове гласных – столько и слогов Раскраски Ванна распечатать бесплатно в формате А4 (30 картинок) |  RaskraskA4.ru       Раскраска Ведро - распечатать бесплатно         Раскраска Серый волк - распечатать бесплатно             Расраски Телевизор распечатать бесплатно               Раскраска Сова                                                             

3. Выполнить задания в рабочей тетради Е.Косинова стр.24

4. Выполнить  звуковой анализ слогов. Ребенок должен уметь называть звуки по порядку, давать характеристику каждому звуку.

ВА                  ВИ                    ВО                 ВУ                    ВЫ

______ Тема занятия: Звуки В, Вь. буква В.                                

Раскрасить квадрат синим и зеленым цветом, не забыть про колокольчик              

1.Закрепить с ребёнком: звук В - согласный, звонкий, твердый, обозначается синим цветом. Звук Вь - согласный, звонкий, мягкий, обозначается зеленым цветом

Назвать слова начинающиеся на звук В (5 слов)__________________________________________

2.Обозначить место звуков В, Вь, раскрасить картинки (ванна, ведро,  волк, телевизор, сова)

Попросите ребенка на слух разделить слово на слоги. Сколько в слове гласных – столько и слогов Раскраски Ванна распечатать бесплатно в формате А4 (30 картинок) |  RaskraskA4.ru       Раскраска Ведро - распечатать бесплатно         Раскраска Серый волк - распечатать бесплатно             Расраски Телевизор распечатать бесплатно               Раскраска Сова                                                             

3. Выполнить задания в рабочей тетради Е.Косинова стр.24

4. Выполнить  звуковой анализ слогов. Ребенок должен уметь называть звуки по порядку, давать характеристику каждому звуку.

ВА                  ВИ                    ВО                 ВУ                    ВЫ


Прочитать слоги:

ВА        ВО      ВУ     ВИ     ВЫ

АВ     ОВ     УВ     ИВ      ЫВ

ВОТ   ВАМ    

Прочитать слоги:

ВА        ВО      ВУ     ВИ     ВЫ

АВ     ОВ     УВ     ИВ      ЫВ

ВОТ   ВАМ    

Прочитать слоги:

ВА        ВО      ВУ     ВИ     ВЫ

АВ     ОВ     УВ     ИВ      ЫВ

ВОТ   ВАМ    

Прочитать слоги:

ВА        ВО      ВУ     ВИ     ВЫ

АВ     ОВ     УВ     ИВ      ЫВ

ВОТ   ВАМ    

Прочитать слоги:

ВА        ВО      ВУ     ВИ     ВЫ

АВ     ОВ     УВ     ИВ      ЫВ

ВОТ   ВАМ    

Прочитать слоги:

ВА        ВО      ВУ     ВИ     ВЫ

АВ     ОВ     УВ     ИВ      ЫВ

ВОТ   ВАМ    

Прочитать слоги:

ВА        ВО      ВУ     ВИ     ВЫ

АВ     ОВ     УВ     ИВ      ЫВ

ВОТ   ВАМ    

Прочитать слоги:

ВА        ВО      ВУ     ВИ     ВЫ

АВ     ОВ     УВ     ИВ      ЫВ

ВОТ   ВАМ    

Прочитать слоги:

ВА        ВО      ВУ     ВИ     ВЫ

АВ     ОВ     УВ     ИВ      ЫВ

ВОТ   ВАМ    

Прочитать слоги:

ВА        ВО      ВУ     ВИ     ВЫ

АВ     ОВ     УВ     ИВ      ЫВ

ВОТ   ВАМ    

Прочитать слоги:

ВА        ВО      ВУ     ВИ     ВЫ

АВ     ОВ     УВ     ИВ      ЫВ

ВОТ   ВАМ    

Прочитать слоги:

ВА        ВО      ВУ     ВИ     ВЫ

АВ     ОВ     УВ     ИВ      ЫВ

ВОТ   ВАМ    

Прочитать слоги:

ВА        ВО      ВУ     ВИ     ВЫ

АВ     ОВ     УВ     ИВ      ЫВ

ВОТ   ВАМ    

Прочитать слоги:

ВА        ВО      ВУ     ВИ     ВЫ

АВ     ОВ     УВ     ИВ      ЫВ

ВОТ   ВАМ    

Прочитать слоги:

ВА        ВО      ВУ     ВИ     ВЫ

АВ     ОВ     УВ     ИВ      ЫВ

ВОТ   ВАМ    

Обучение грамоте. Тема: Звуки В, Вь. Буква В.

1. Закрепить характеристику звуков

Звук В – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.

Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом.

Закрепить образ буквы.

Звуки мы- слышим и произносим, буквы мы- видим и пишем.

2.Выполнить задания в тетради Косиновой стр. 24

3.Пропечатать букву В карандашом в тетрадях (в косую линейку)

4.Называть слова со звуком В. Найти место звуков В,ВЬ.

5. Делить на слоги слова по лексической теме. Разными способами (хлопками, шагами, держа руку на подбородке, пропеванием гласных)

6. Анализ слогов ВА,ВО,ВУ,ВИ,ВЫ. Произносим слог. Сколько звуков? (два). Какой первый? Какой он? Какой второй? Какой он?

7. Чтение слогов, слов с буквой В

8.  Прибавить слоги ВА, ВИ и назвать каждое слово полностью: коро...(ва), гри...(ва), хал...(ва), дро...(ва), остро...(ва), крапи...(ва); прибавить слог ВИ в начале слова и назвать все слово: (ви) ...шня, (Ви)...та, (ви)...лка, (Ви)...тя, (Ви)...ка.

9.  Игра «4-й лишний» (на слух):

Ваза, волк, лев, шарф (шарф – в нем нет звука «в»)

Вилка, корона, вишня, квитанция

Ворона, квартет, грач, Квака

Ветер, щука, веер, ветка

Хвост, хобот, хворост, поплавок

10.  Игра «Назови ласково».Ваза — (вазочка), слива — (сливка)

Вода — (водичка) завод — (заводик), Вагон — (вагончик) диван — (диванчик), Ива — (ивушка) голова — (головушка)

11.  Игра «Один - много». Верба - (вербы) визит - (визиты) Вилка - (вилки) отвёртка - (отвёртки) Ведро - (вёдра) новичок - (новички) Вечер - (вечера) травинка - (травинки)

12.  Повтори чистоговорки. Ва - вя - ва - желтая листва. Вы - ви - вы - идут коровы. Be - вэ - ве - краски дадим Вове. Be - вэ - ве - похлопаем Савве. Вы - ви - вы - поспели сливы

11.  Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»:в, п, т, м, в, д...; ва, па, ма, вы...

«звук [В']»:вь, мь, пь, вь...; вя, мя, пи, ви...; Витя, Митя, Петя, Вера.

Обучение грамоте. Тема: Звуки В, Вь. Буква В.

1. Закрепить характеристику звуков

Звук В – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.

Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом.

Закрепить образ буквы.

Звуки мы- слышим и произносим, буквы мы- видим и пишем.

2.Выполнить задания в тетради Косиновой стр. 24

3.Пропечатать букву В карандашом в тетрадях (в косую линейку)

4.Называть слова со звуком В. Найти место звуков В,ВЬ.

5. Делить на слоги слова по лексической теме. Разными способами (хлопками, шагами, держа руку на подбородке, пропеванием гласных)

6. Анализ слогов ВА,ВО,ВУ,ВИ,ВЫ. Произносим слог. Сколько звуков? (два). Какой первый? Какой он? Какой второй? Какой он?

7. Чтение слогов, слов с буквой В

8.  Прибавить слоги ВА, ВИ и назвать каждое слово полностью: коро...(ва), гри...(ва), хал...(ва), дро...(ва), остро...(ва), крапи...(ва); прибавить слог ВИ в начале слова и назвать все слово: (ви) ...шня, (Ви)...та, (ви)...лка, (Ви)...тя, (Ви)...ка.

9.  Игра «4-й лишний» (на слух):

Ваза, волк, лев, шарф (шарф – в нем нет звука «в»)

Вилка, корона, вишня, квитанция

Ворона, квартет, грач, Квака

Ветер, щука, веер, ветка

Хвост, хобот, хворост, поплавок

10.  Игра «Назови ласково».Ваза — (вазочка), слива — (сливка)

Вода — (водичка) завод — (заводик), Вагон — (вагончик) диван — (диванчик), Ива — (ивушка) голова — (головушка)

11.  Игра «Один - много». Верба - (вербы) визит - (визиты) Вилка - (вилки) отвёртка - (отвёртки) Ведро - (вёдра) новичок - (новички) Вечер - (вечера) травинка - (травинки)

12.  Повтори чистоговорки. Ва - вя - ва - желтая листва. Вы - ви - вы - идут коровы. Be - вэ - ве - краски дадим Вове. Be - вэ - ве - похлопаем Савве. Вы - ви - вы - поспели сливы

11.  Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»:в, п, т, м, в, д...; ва, па, ма, вы...

«звук [В']»:вь, мь, пь, вь...; вя, мя, пи, ви...; Витя, Митя, Петя, Вера.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Зимушка - зима"

Цели:Коррекционно – образовательные: закрепление представле­ний о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, ме­тель, вьюга, ...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР. Звук Т-Ть,буква Т

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению в старшей группе с ТНР по теме:"Звук и буква Т"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Домашние птицы". Звук ПЬ. Буква П п

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Домашние птицы».Звук ПЬ. Буква П...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему "Насекомые"

Цель занятия: уточнение и закрепление знания детей о насекомых. Расширение и активация словаря, совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных существительны...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Осенний этюд»

Цель: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Осень», расширить представления детей о характерных признаках осени в живой и неживой природе....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме "Транспорт"

Представлен конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в группе компенсирующей направленности....