Фразовый конструктор как средство формирования связного высказывания у детей с интеллектуальными нарушениями.
консультация по логопедии

Арнаутова Людмила Викторовна

Одним из эффективных способов коррекции речевых нарушений у детей с умственной отсталостью является наглядное моделирование, которое соответствует принципу обходного пути в коррекционной педагогике. Используя наглядные модели, мы можем развивать связную речь, опираясь на сохранные зрительные восприятия и наглядно-образное мышление.

Метод наглядного моделирования средствами фразового конструктора может быть использован в работе над формированием связного высказывания путем составления отдельных слов из словарного запаса ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arnautova_l.v._frazovyy_konstruktor.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Арнаутова Людмила Викторовна, учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение- детский сад № 27 «Сказка» МО г. Саяногорск

 Фразовый конструктор как средство  формирования связного высказывания

у детей с интеллектуальными нарушениями.

Согласно требованиям ФАОП для детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательный процесс должен быть ориентирован на развитие жизненных компетенций, включая коммуникативные навыки и, в частности, связную речь. Проблема развития речевых навыков у обучающихся с ментальными нарушениями остается актуальной. Необходимо улучшать традиционные методы, а также искать новые, научно обоснованные подходы к развитию связной речи детей с интеллектуальными нарушениями на логопедических занятиях.

Связная речь представляет собой более сложную форму речевой активности для детей с нарушениями. Она характеризуется специфическими признаками, включая систематическое изложение и развернутость сообщений. У детей без речевых нарушений связная речь развивается в процессе формирования мышления и общения. В противоположность этому, у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается дефицит словарного запаса, что выражается в использовании односложных фраз. Особенно выражена разница между активным и пассивным словарем. Основными причинами этого являются низкий уровень умственного развития и ограниченные знания об окружающем мире.

Одним из эффективных способов коррекции речевых нарушений у детей с умственной отсталостью является наглядное моделирование, которое соответствует принципу обходного пути в коррекционной педагогике. Используя наглядные модели, мы можем развивать связную речь, опираясь на сохранные зрительные восприятия и наглядно-образное мышление.

Метод наглядного моделирования средствами фразового конструктора может быть использован в работе над формированием связного высказывания путем составления отдельных слов из словарного запаса ребенка.

Дидактическая цель: формирование и развитие связной стороны речи удетей с ментальными нарушениями и имеющих грубое нарушение речевого развития.

Игровая цель: рассказать последовательно связное высказывание.

Игровыедействия: выполнить действия в соответствии со словесной инструкцией.

Игровые правила:

 Организационные: упражнение проводится индивидуально.

Дисциплинарные: ребенок выполняет упражнение самостоятельно, если ребенку тяжело, то с помощью педагога

Тема картинок меняется в соответствии с календарным планированием.

Используемый в нашей логопедической работе над коррекциейречи, «Фразовый конструктор» направлен на решение следующих задач:

• закреплять практическое усвоение детьми понятий: слово-предмет, слово-действие, слово-признак, предлог, предложение;

• учить устанавливать лексико-грамматические отношения между членами предложения, определять количество и место слов в предложении;

• учить распространять простое двусоставное предложение дополнением в форме винительного, дательного и творительного падежах, изменять глаголы по лицам и временам, правильно употреблять предлоги;

• учить отвечать на вопрос распространенным предложением, опираясь на картинку;

• актуализировать накопленный пассивный и активный словарь;

• формировать связность и четкость высказывания;

• развивать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения у детейс нарушениями.

При моделировании высказывания ребёнок знакомится с графическим способом предоставления информации (слова) - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы), условные обозначения, контрастная рамка - прием фрагментарного высказывания и многие другие.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия обучающихся.

Фразовый конструктор позволяет собирать предложения из отдельных блоков. Каждый блок - одно слово. Идея создания фразового конструктора взята у западных коллег, и адаптирована нашими российскими специалистами: Тамарой Новиковой – Иванцовой, Татьяной Грузиновой, Натальей Коняхиной, Еленой Круогла.

У фразового конструктора есть несколько правил.
1. Вводим фразовый конструктор с известными ребенку словами. Минимальный порог ввода: 100 существительных+10 глаголов. Но в принципе мы вводили на 400 существительных и 50 глаголов,иэто не было поздно.
2.Вводим части речи по онтогенезу. Начинаем с фраз существительное+глагол: "машина едет", "хочу банан", далее можно взять "существительное+глагол+существительное": "Девочка нюхает цветок", "Кошка ест рыбу", а затем добавлять прилагательные, предлоги и союзы, числительные, местоимения.
3. Если мы даем глагол, лучше обозначать его черно-белой пиктограммой.
Если мы даем прилагательное цвета, то предмет рисуем черно-белый. Весь конструктор может быть черно-белым или раскрашенным. Кроме цветов и прилагательный типа "разноцветный".
Если у нас множественное число, то предметов должно быть много.
Если у ребенка проблемы с обобщением целесообразно менять картинки для составления фраз.
4. Примерные этапы работы с конструктором:
- ребенок должен составлять двусоставные предложения на основании фразы взрослого: "Машина едет", "Кошка ест", подбирая к одной картинке вторую (помогаем ребенку по методу рука-в-руке, а потом убираем подсказку);
- ребенок должен составлять двусоставные предложения на основании фразы взрослого, подбирая к одной картинке вторую из набора в 3 картинки;
- ребенок должен составлять двусоставные предложения на основании фразы взрослого, подбирая оба слова из двух отдельных наборов "глаголы" и существительные" по 3 картинки;

- ребенок должен составлять двусоставные предложения на основании фразы взрослого, подбирая оба слова из 5 доступных вариантов для из каждого для двух слов, все варианты лежат в одном наборе;
- переходим к предложениям из трех слов и т.п.
Фразовый конструктор используется не только для построения предложений. Например, на нем очень хорошо отрабатывать склонения.

        Таким образом,основное преимущество данной методики — этомногократное повторение одних и тех же образцов доступным, эффективным и интересным способом для формирования фразовой речи. Визуализация предложений помогает воспроизводить фразы даже по отдельным опорным карточкам, а также помогает развивать планирующую функцию речи при составлении аналогичных высказываний.

Литература:

1. Алифанова Е. А, Егорова Н. Е. «Фразовый конструктор», издательство ООО

«Книголюб», М., 2000 г.

2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Демонстрационный материал для фронтальных

занятий. Старшая группа. М.: «Скрипторий 2003», 2015.

3. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Обучение связной речи детей 6-7 лет.

Картинно-графические планы рассказов. М.: «Скрипторий 2003», 2017.

4. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М., 2005

5. Коняхина Н. Фразовый тренажер. Группа «В контакте»: занятия Коняхиной.

6. Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед 2002 № 2 с.50–53


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие двигательной памяти детей с интеллектуальными нарушениями на занятиях по физическому развитию

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или систем движений. Важность этого вида памяти в том, что она служит основой для форматирования практических и т...

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Данный презентационный материал является консультацией для воспитателей о роли пальчиковых игр в развитии детей с ОВЗ....

Занятие по автоматизации звука Ш в слогах, словах и фразовой речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Индивидуального  логопедического  занятия по автоматизации звука  Ш  в слогах, словах и фразовой речи  в старшей группе  ...

«Фразовый конструктор, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

laquo;Фразовый конструктор, как средство развития речи детей дошкольного возраста».      Использование в играх занимательного наглядного материала при работе с дошкольниками &nda...

Использование фразового конструктора в развитии связной речи

Использование фразового конструктора в развитии связной речи....