Звуки вокруг нас
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Петухова Татьяна Викторовна

Создание условий для развития у детей умения слышать и различать неречевые звуки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_vokrug_nas.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Звуки вокруг нас»

 Цель: Познакомить детей с речевыми, неречевыми (шум)  и музыкальными звуками природы, научить различать их в окружающем мире.

Задачи:

 - Коррекционные: Развивать внимание, память, слуховое восприятие, слуховое внимание, словесно-логическое мышление, вырабатывать правильную артикуляцию, правильный темп и ритм речи.

 - Образовательные: Знакомство с понятиями «звук» «неречевой», «речевой», « музыкальный», дифференцировать  данные понятия на практике.

  Познакомить детей с отрывком из музыкального произведения П. И. Чайковского « Времена года», « Апрель. Подснежник».

- Развивающие: Формирование певческих навыков, музыкального восприятия, образного мышления, при прослушивании музыкальных произведений, отработка координации музыкально-ритмических движений.

- Воспитательные: Прививать любовь к природе, по средствам музыкального восприятия.

Учить детей работать в коллективе, внимательно слушать собеседника, правильно выполнять речевые инструкции учителя-логопеда, музыкального руководителя, развивать усидчивость.

Оборудование: Игрушки (кот, бычок), предметные и сюжетные картинки, загадки, дидактические игры: «Доскажи словечко», «Правильно ли это?»

                         Ход занятия:

Под спокойную музыку дети входят в зал и занимают свои места.

  1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Правильно ли это?» на развитие слухового внимания и словесно-логического мышления.

Л: Дети, я каждому из вас буду произносить предложение. А вы должны подумать и сказать правильно ли это.

- Зимой ласточки любят клевать на кормушке зёрнышки.

- Косточка любит собачку.

- Бантик завязывает девочку.

- Мышка ловит кошку.

- Воробей больше вороны.

- Ручка пишет мальчиком.

2. Обсуждение темы.

На магнитной доске выкладываются картинки, которые дети вслух называют.

Л: Ребята, скажите, что вы видите?

Л: Дети, как вы узнали что это?

Д: Увидели.

Л: Чем вы увидели?

Д: Глазами.

Л: Значит, для чего нужны глаза?

Д: Чтобы видеть, смотреть, что находится вокруг нас.

Л: Ребята, послушайте загадку:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

Д: Снег (снежинка)

Л: Дети, а почему снежинка тает? А как вы узнали, что снег холодный?

Д: ответы детей.

Л: Значит, что нам помогает узнать, что холодное, а что горячее?

Д: Руки, ладонь.

Л: Хорошо, вы картинки разглядывали. Значит, вам помогали глазки. А теперь закрыли глазки.

(Раздаётся мяуканье кошки, дети её не видят)

-Дети, кто это?

Д: кошка

(раздаётся мычание бычка) Шум воды??????принести

Л: Дети, кто это?

Д: бычок.

Л: Дети, а как вы узнали, что это бык и кошка, ведь вам руки и глазки не помогли. А что вам помогли?

Д: Ушки

Л: Значит, для чего нам нужны ушки?

Д: Чтобы слушать и слышать.

Вот сегодня мы с вами будем говорить о звуках. Звуки это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки бывают неречевые и речевые. Неречевые звуки издают животные, птицы, транспорт, природа. Мы тоже можем издавать неречевые звуки, т.е шум. Давайте встанем и сделаем весёлую зарядку

- Мы ребята, дружно вместе

Совершаем бег на месте

Если в сердце не покой

Громко топнули ногой,

И другой!

А теперь мои хорошие,

Громко хлопаем в ладоши.

Вы улыбками со всеми поделитесь и садитесь.

-Что мы сейчас делали?

Д: топали, хлопали, шумели.

Л: Эти звуки называются неречевые, повторим вместе.

Д: неречевые звуки.

Л: А речевые звуки произносит только человек.

Закройте глаза и послушайте, что я сказала «кукла»

Д: кукла

Л: весна

Д: «весна»

Л: вы услышали или увидели?

Д: Услышали

Л: Какой звук я произнесла «А»

Д: А

Л: Чтобы произнести звук «А» нужно широко открыть рот, но для того, чтобы произнести звук «У» нужно губки вытянуть вперёд «трубочкой». Если мы широко откроем рот, то никак не сможем произнести звук «У», а если мы вытянем губы «трубочкой», то не сможем произнести звук «А». Для произношения звуков нам помогает артикуляция, т.е. наши губы и язык. Вот почему речевые звуки может произносить только человек.

«АУ», какие звуки я произнесла?

Д: АУ

Л: Какой первый звук?

Д: А

Л: Какой второй звук?

Д: «У»

Л: Как вы думаете, где мы можем кричать «АУ»?

Д: В лесу.

Л: Ребята, послушайте, какое слово я произнесла? В-е-с-н-а.

Д: Весна

Здравствуйте ребята, давно я мечтала о встрече с вами, и вот решила заглянуть к вам, вы меня сейчас звали?

Д: ДА

Л: Здравствуй Весна,

Весна: Мои верные друзья ,мои месяцы, рассказали мне, что вы на вашем занятии , говорите о звуках, это правда?

Дети: Да

Весна: Тогда и я хотела бы рассказать много интересного, ведь в моем весеннем лесу, столько различных звуков, это звуки природы. Ребята,  но с начала давайте вспомним название моих верных помощников, моих весенних  месяцев.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

……., значит наступил… апрель(найти загадки про весенние месяца)

Дети: Март, Апрель, Май.

Весна : Правильно, молодцы, так вот ребята каждому из 3 месяцев,  в моем весеннем лесу, присущи свои звуки природы. Давайте узнаем, какие они.

Первый месяц весны, март, и хоть это весенний месяц, но у нас в Алтайском крае, еще лежит снег, и не редкость метели и вьюги. Давайте послушаем природные звуки марта.

Звук метели.

Ребята, а какие звуки природы соответствуют апрелю, а какие изменения происходят в моем лесу в этот месяц?

Дети: Тает снег, бегут ручьи, птицы радуются первым теплым денькам.

Весна: Молодцы ребята, правильно, давайте послушаем эти звуки.

Ну и наконец, последний мой месяц, май. Какие же ему звуки характерны, что происходит с природой нового, в этот последний весенний месяц, в отличии от предыдущих месяцев?

Дети: Распускаются листочки на деревьях, пробивается трава, и идет первый весенний дождь.

Весна: Да ребята правильно, в мае не только может пройти дождь, но начаться самая первая весенняя гроза, давайте послушаем и вспомним, как она звучит, а то за зиму, мы забыли, о ее звуках.

Звучат звуки весенней грозы.

Л.: Вот видите ребята, звуки бывают разными, мы говорили с вами, о звуках которые мы произносим, о звуках природы, а какие звуки вы еще знаете?

Дети: Есть еще музыкальные звуки.

Весна : Правильно, конечно, в нашей с вами жизни , нас окружает музыка, которая и состоит из музыкальных звуков. И сегодня я бы хотела вас познакомить, с  отрывком из музыкального произведения великого русского композитора  П. И. Чайковского « Времена года», а отрывок этот называется Апрель « Подснежник». Я предлагаю вам всем мысленно перенестись в мой весенний лес, а для этого сядьте по удобнее, закройте глаза, и представьте , что вы гуляете в весеннем лесу, а вот кто, что представлял себе, во время этой прогулки, вы расскажите, после нашего путешествия. И так, вы готовы? Тогда слушаем.

Звучит отрывок из Альбома « Времена года» П. и. Чайковского, « Подснежник».

Весна: Наше образное путешествие в мой весенний лес окончилось, кто поделится, своими фантазиями? Кто, что увидел, когда слушал, звуки музыки, которые характеризовали весну?

Ответы детей:

Весна: Молодцы ребята, что то мы с вами засиделись, давайте станцуем, нашу «Весеннею польку».

Дети танцуют   Польку.

Танцевать вы умеете, а знаете ли вы песни обо мне?

Дети: Да,

А как она называется?

- солнечная капель.

Звучит песня.

 Весна: молодцы ребята. Мы многое сегодня вспомнили о моих природных весенних звуках: метели, ручья, птиц, грозы и дождя, а вот о моих обитателях этого леса , забыли. Я бы хотела это исправить, и предложить вам разучить один куплет веселой песенки, которая называется « Лягушачий хор». Вы согласны?

Дети; Да

Весна: Тогда давайте с начало прослушаем эту песенку.

Ребята, а какая мелодия по характеру у этой песни?,

Дети: веселая,

А темп у мелодии этой песни какой7

Дети: Быстрый.

Правильно.

Давайте разучим слова первого куплета.

Разучивание слов первого куплета.

В: мне пора уходить, до свидания ребята!

Дети прощаются с весной.

Л: Ребята, какие звуки вы сегодня услышали? (ответы детей).

  Кто может произносить речевые звуки?

Д: человек

Л: А неречевые звуки  вы знаете? Какие ещё бывают звуки?

Д: ответы детей (речевые, неречевые (шумы), музыкальные)

Л: Молодцы! Теперь вы знаете, какие звуки окружают нас, слушайте дома различные звуки, можете нарисовать их в своих альбомах. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Звуки вокруг нас"

Консультация для папки-передвижки на цветном фоне....

Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет

На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....

Конспект интегрированного занятия "Звуки вокруг нас"

Это занятие охватывает все пять образовательных областей.В нем такие разделы как: ознакомление с окружающим, валеология, развитие речи, обучение грамоте, музыка, экология....

Конспект комплексного занятия «Звуки вокруг нас» для детей средней группы.

Цель: развитие слухового восприятия.Задачи:1.    Учить прислушиваться к разным звукам, вызывать внимание и интерес к ним;2.    Различать на слух закрытыми глазами звучани...

Звуки вокруг нас

Одним из важных условий овладения ребенком грамотной устной и письменной речью является сформированность у него фонематического слуха. Что такое фонематический слух? Это способность человека различать...

Список источников по теме: Звуко-сенсорное воспитание "Звук вокруг нас"

Список источников по теме: Звуко-сенсорное воспитание "Звук вокруг нас"...

Конспект в средней группе на тему "Формирование представления о звуках. Звуки вокруг нас"

Тема: Формирование представления о звуках. Звуки вокруг насЦель: сформировать понятие о  речевых звуках.Задачи:1. Формировать у детей представление о звуках, учить различать речевые и нерече...