Конспект логопедического занятия "Звуки «Р» и «РЬ», буква «Р».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия по развитию речи.
Целью занятия является закрепление навыка четкого произношения и различения звуков «Р» и «РЬ»; • закрепление образа буквы «Р».
Образовательные задачи: закрепление навыков четкого произношения и различения звуков «Р» и «РЬ» в устной речи; закрепление навыков образования существительных И.п., мн. ч.
Развивающие задачи: развитие фонематического и зрительного восприятия; развитие слухового внимания, слуховой и зрительной памяти; развитие связной речи через ответы на вопросы и составление предложений; развитие логического мышления. Коррекционные задачи: совершенствование навыков аналитико- синтетической деятельности, закрепление графического изображения буквы «Р», профилактика дисграфии;
Воспитательные задачи: воспитание навыков учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, контролировать поставленные звуки); воспитание навыков самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект логопедического занятия "Звуки «Р» и «РЬ», буква «Р». | 16.05 КБ |
kospekt_logopidicheskogo_zanyatiya.docx | 16.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия. Составила Селищева Ирина Александровна 2024г
Звуки «Р» и «РЬ», буква «Р».
Цель: • закрепление навыка четкого произношения и различения звуков «Р» и «РЬ»; • закрепление образа буквы «Р»
Образовательные задачи: • закрепление навыков четкого произношения и различения звуков «Р» и «РЬ» в устной речи; • закрепление навыков образования существительных И.п., мн. ч.
Развивающие задачи: • развитие фонематического и зрительного восприятия; • развитие слухового внимания, слуховой и зрительной памяти; • развитие связной речи через ответы на вопросы и составление предложений; • развитие логического мышления. Коррекционные задачи: • совершенствование навыков аналитико- синтетической деятельности, • закрепление графического изображения буквы «Р», профилактика дисграфии;
Воспитательные задачи: • воспитание навыков учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, контролировать поставленные звуки) • воспитание навыков самоконтроля. Оборудование: письмо от героя; картинки со звуком «Р»; зеркала; карточки для звукового анализа слов с квадратиками; изображение «театра» с окошками; буквы «А», «З», «Б», «У», «К», «А»; буква «Р»; карандаши; смайлики грустные и веселые; картинки с отгадками на звук «Р»; сюжетные картинки для составления предложений; картинки с героями (Пьеро, Буратино, Арлекин, Артемон, Мальвина)
. Ход занятия:
-Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними. Кто- то бросил к нам в оконце Вот такое письмецо Может, это луч от солнца, Что щекочет нам лицо? Может, это воробьишка, Пролетая, обронил Может, кот письмо, как мышку, На окошко заманил? - А вы, ребята, не знаете, от кого оно? - Давайте его прочитаем! - Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Пьеро из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино». Случилось так, что злой Карабас Барабас обманом заманил нас к себе в театр. Он закрыл нас на большой замок и мы не можем оттуда выбраться. Этот замок с кодом. Пожалуйста, помогите разгадать этот код. Иначе мы никак не сможем от него убежать! - Ребята, поможем Пьеро и его друзьям убежать от Карабаса Барабаса? - Чтобы разгадать код замка, нужно будет выполнить задания. За каждое правильно выполненное задание, будет открываться одна буква. Если мы соберем все буквы, мы узнаем код замка и освободим героев сказки. - Итак, первое задание. (Сообщение темы занятия) - Посмотрите на картинки. Арбуз, ракета, ромашка, ведро, барабан, рыба. - Какой звук есть во всех этих словах? - Сегодня мы с вами будем выполнять различные задания со звуком «Р». - Давайте произнесем его! - Что делают губы? (улыбаются) - Где находится язык? (за верхними зубами) - Что делает кончик языка? (от напора воздуха он дрожит) - Какой это звук гласный или согласный? (Согласный) - Почему? (Выдыхаемый воздух встречает преграду- язык) - Звонкий или глухой? (звонкий, т.к. голос включен) - Твердый или мягкий? (твердый) - Каким цветом обозначаем твердые звуки? (синим) - Молодцы, вы все рассказали о звуке «Р». Открывается первая буква «Б» - Итак, второе задание. - Для второго задания вам понадобятся карточки с квадратами и картинки- отгадки, которые лежат перед вами. Я буду загадывать загадки, у кого отгадка- тот выходит к доске. Нам нужно будет определить место звука «Р» в слове (в начале, в середине или в конце). Те, кто за столами, определяете место звука в слове и кладете квадрат на соответствующую карточку. Золотые глазки, белые реснички. Любят их люди, пчелки и птички. Летом луга и поля украшают, На лепестках их люди гадают. (Ромашки) Крыльев нет, но эта птица Полетит и приземлится. (Ракета) Кто в речном песке живет, Ходит задом наперед? (Рак) Со мной в поход легко идти Со мною весело в пути И я крикун, и я буян Я звонкий круглый … (Барабан) Красным глазом засияет Нам идти не разрешает, А зелёный глаз зажжёт – Иди смело, пешеход! (Светофор) В землю спряталась девица. Из земли торчит косица. Выдерну я ловко Красную (Морковку) Кто приносит на хвосте Много разных новостей Всем расскажет вам до срока Белобокая … (Сорока) Он в лесу стоял Никто его не брал В красной шапке модной Никуда не годный (Мухомор) Длинной шеей поверчу, Груз тяжёлый подхвачу. (Кран По полю рыщет, поет да свищет, Деревья ломает, к земле приклоняет. (Ветер) Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днем, Ищем, ищем, не найдем. (Роса) Дети выполняют задание. - Давайте составим схему слова «рак»: согласный твердый «Р», гласный звук «А», согласный твердый «К». - Сколько всего звуков в слове? (три) - Назовите первый звук, второй, третий! - За второе задание открывается вторая буква «А». - Третье задание - Послушайте еще одну загадку! - Кругла, да не мяч, Желта, да не масло, Сладка, да не сахар С хвостом, да не мышь (репа) - Какой первый звук в этом слове? (Характеристика звука) - «РЬ» - Какой он? (Согласный, звонкий, мягкий) - Каким цветом будем обозначать его? (зеленым) - А вот сейчас слушайте задание. Оно называется «Хлопни- топни» - Если в слове услышите звук ! «Р»- нужно хлопнуть в ладоши, если звук «Рь- топнуть ногой. Будьте внимательны! (ракета, матросы, треугольник, ребята, рыба, брюки, рана, приемник, радость, инструменты, электричка, рога) - За третье задание открывается буква «У» Физкультминутка Буратино устал с друзьями сидеть на одном месте и решил размяться. Давайте и мы немного отдохнем. -Буратино потянулся Раз нагнулся, два нагнулся Руки в стороны развел Видно ключик не нашел, Чтобы ключик нам достать Нужно на носочки встать! -Четвертое задание «Твердый- мягкий» - Перед вами карточки с картинками. Если в слове твердый звук «Р»- обводим синим карандашом, если мягкий звук «РЬ»- зеленым. А теперь обменяйтесь карточками и проверьте задание друг у друга. Если задание выполнено верно- наклейте веселого смайлика, если неверногрустного. - Открывается буква «З» - Пятое задание «Один- много» - Скажем так, чтобы предметов было много. Например, дверь- двери! Мандарин- мандарины, Гриб- грибы, Снегирь- снегири, Дерево- деревья, Береза- березы, Букварь- буквари, Орех- орехи, Репа- репы, Рябина- рябины, Пескарь- пескари, Веревка- веревки -Молодцы, открывается буква «А»! - Шестое задание. Составление предложений. - Арлекин так любит шутить, что перепутал все слова в предложении. Давайте скажем предложения правильно и запишем их. Слушайте внимательно! Рябина ест снегиря. (Снегирь ест рябину). Начинаем от точки на листе. Первое слово пишем с большой буквы. Между словами делаем пропускодну клетку. В конце предложения ставим точку. Сколько слов в предложении? Три. Назовите первое слово. (снегирь) Второе (ест). Третье (рябину). Рыба ловит рыбака. Грибы собирали ребят. Карандаш рисует Ритой. Телевизор включил старшую сестру. Теплая земля пашет трактор. - И с этим заданием мы справились. Открывается последняя буква «К». - Ребята, мы можем прочитать слово? Нет! Это проделки лисы Алисы и кота Базилио! Чтобы расколдовать слово, надо закрыть глаза и три раза произнести заклинание «Крекс- фекс- пекс». - Вот и получилось кодовое слово- АЗБУКА. Мы смогли героям освободиться от злого Карабаса Барабаса. Вот они! - Скажите, в имени каких героев есть звук «Р» (Арлекин, Буратино, Артемон, Пьеро) - Звук «Р» мы сказали и его нет. А вот буква остается. Посмотрите, вот буква «ЭР». На карточке найдите все буквы «ЭР» и подчеркните их. - Анализ. -Ребята, с какими звуками мы сегодня работали («Р» и «РЬ»). - Что понравилось вам на занятии? - Какое задание было трудным? - Спасибо вам, что вы помогли героям из сказки. На память они дарят вам свои портреты, которые вы можете раскрасить.
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия. Составила Селищева Ирина Александровна 2024г
Звуки «Р» и «РЬ», буква «Р».
Цель: • закрепление навыка четкого произношения и различения звуков «Р» и «РЬ»; • закрепление образа буквы «Р»
Образовательные задачи: • закрепление навыков четкого произношения и различения звуков «Р» и «РЬ» в устной речи; • закрепление навыков образования существительных И.п., мн. ч.
Развивающие задачи: • развитие фонематического и зрительного восприятия; • развитие слухового внимания, слуховой и зрительной памяти; • развитие связной речи через ответы на вопросы и составление предложений; • развитие логического мышления. Коррекционные задачи: • совершенствование навыков аналитико- синтетической деятельности, • закрепление графического изображения буквы «Р», профилактика дисграфии;
Воспитательные задачи: • воспитание навыков учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, контролировать поставленные звуки) • воспитание навыков самоконтроля. Оборудование: письмо от героя; картинки со звуком «Р»; зеркала; карточки для звукового анализа слов с квадратиками; изображение «театра» с окошками; буквы «А», «З», «Б», «У», «К», «А»; буква «Р»; карандаши; смайлики грустные и веселые; картинки с отгадками на звук «Р»; сюжетные картинки для составления предложений; картинки с героями (Пьеро, Буратино, Арлекин, Артемон, Мальвина)
. Ход занятия:
-Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними. Кто- то бросил к нам в оконце Вот такое письмецо Может, это луч от солнца, Что щекочет нам лицо? Может, это воробьишка, Пролетая, обронил Может, кот письмо, как мышку, На окошко заманил? - А вы, ребята, не знаете, от кого оно? - Давайте его прочитаем! - Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Пьеро из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино». Случилось так, что злой Карабас Барабас обманом заманил нас к себе в театр. Он закрыл нас на большой замок и мы не можем оттуда выбраться. Этот замок с кодом. Пожалуйста, помогите разгадать этот код. Иначе мы никак не сможем от него убежать! - Ребята, поможем Пьеро и его друзьям убежать от Карабаса Барабаса? - Чтобы разгадать код замка, нужно будет выполнить задания. За каждое правильно выполненное задание, будет открываться одна буква. Если мы соберем все буквы, мы узнаем код замка и освободим героев сказки. - Итак, первое задание. (Сообщение темы занятия) - Посмотрите на картинки. Арбуз, ракета, ромашка, ведро, барабан, рыба. - Какой звук есть во всех этих словах? - Сегодня мы с вами будем выполнять различные задания со звуком «Р». - Давайте произнесем его! - Что делают губы? (улыбаются) - Где находится язык? (за верхними зубами) - Что делает кончик языка? (от напора воздуха он дрожит) - Какой это звук гласный или согласный? (Согласный) - Почему? (Выдыхаемый воздух встречает преграду- язык) - Звонкий или глухой? (звонкий, т.к. голос включен) - Твердый или мягкий? (твердый) - Каким цветом обозначаем твердые звуки? (синим) - Молодцы, вы все рассказали о звуке «Р». Открывается первая буква «Б» - Итак, второе задание. - Для второго задания вам понадобятся карточки с квадратами и картинки- отгадки, которые лежат перед вами. Я буду загадывать загадки, у кого отгадка- тот выходит к доске. Нам нужно будет определить место звука «Р» в слове (в начале, в середине или в конце). Те, кто за столами, определяете место звука в слове и кладете квадрат на соответствующую карточку. Золотые глазки, белые реснички. Любят их люди, пчелки и птички. Летом луга и поля украшают, На лепестках их люди гадают. (Ромашки) Крыльев нет, но эта птица Полетит и приземлится. (Ракета) Кто в речном песке живет, Ходит задом наперед? (Рак) Со мной в поход легко идти Со мною весело в пути И я крикун, и я буян Я звонкий круглый … (Барабан) Красным глазом засияет Нам идти не разрешает, А зелёный глаз зажжёт – Иди смело, пешеход! (Светофор) В землю спряталась девица. Из земли торчит косица. Выдерну я ловко Красную (Морковку) Кто приносит на хвосте Много разных новостей Всем расскажет вам до срока Белобокая … (Сорока) Он в лесу стоял Никто его не брал В красной шапке модной Никуда не годный (Мухомор) Длинной шеей поверчу, Груз тяжёлый подхвачу. (Кран По полю рыщет, поет да свищет, Деревья ломает, к земле приклоняет. (Ветер) Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днем, Ищем, ищем, не найдем. (Роса) Дети выполняют задание. - Давайте составим схему слова «рак»: согласный твердый «Р», гласный звук «А», согласный твердый «К». - Сколько всего звуков в слове? (три) - Назовите первый звук, второй, третий! - За второе задание открывается вторая буква «А». - Третье задание - Послушайте еще одну загадку! - Кругла, да не мяч, Желта, да не масло, Сладка, да не сахар С хвостом, да не мышь (репа) - Какой первый звук в этом слове? (Характеристика звука) - «РЬ» - Какой он? (Согласный, звонкий, мягкий) - Каким цветом будем обозначать его? (зеленым) - А вот сейчас слушайте задание. Оно называется «Хлопни- топни» - Если в слове услышите звук ! «Р»- нужно хлопнуть в ладоши, если звук «Рь- топнуть ногой. Будьте внимательны! (ракета, матросы, треугольник, ребята, рыба, брюки, рана, приемник, радость, инструменты, электричка, рога) - За третье задание открывается буква «У» Физкультминутка Буратино устал с друзьями сидеть на одном месте и решил размяться. Давайте и мы немного отдохнем. -Буратино потянулся Раз нагнулся, два нагнулся Руки в стороны развел Видно ключик не нашел, Чтобы ключик нам достать Нужно на носочки встать! -Четвертое задание «Твердый- мягкий» - Перед вами карточки с картинками. Если в слове твердый звук «Р»- обводим синим карандашом, если мягкий звук «РЬ»- зеленым. А теперь обменяйтесь карточками и проверьте задание друг у друга. Если задание выполнено верно- наклейте веселого смайлика, если неверногрустного. - Открывается буква «З» - Пятое задание «Один- много» - Скажем так, чтобы предметов было много. Например, дверь- двери! Мандарин- мандарины, Гриб- грибы, Снегирь- снегири, Дерево- деревья, Береза- березы, Букварь- буквари, Орех- орехи, Репа- репы, Рябина- рябины, Пескарь- пескари, Веревка- веревки -Молодцы, открывается буква «А»! - Шестое задание. Составление предложений. - Арлекин так любит шутить, что перепутал все слова в предложении. Давайте скажем предложения правильно и запишем их. Слушайте внимательно! Рябина ест снегиря. (Снегирь ест рябину). Начинаем от точки на листе. Первое слово пишем с большой буквы. Между словами делаем пропускодну клетку. В конце предложения ставим точку. Сколько слов в предложении? Три. Назовите первое слово. (снегирь) Второе (ест). Третье (рябину). Рыба ловит рыбака. Грибы собирали ребят. Карандаш рисует Ритой. Телевизор включил старшую сестру. Теплая земля пашет трактор. - И с этим заданием мы справились. Открывается последняя буква «К». - Ребята, мы можем прочитать слово? Нет! Это проделки лисы Алисы и кота Базилио! Чтобы расколдовать слово, надо закрыть глаза и три раза произнести заклинание «Крекс- фекс- пекс». - Вот и получилось кодовое слово- АЗБУКА. Мы смогли героям освободиться от злого Карабаса Барабаса. Вот они! - Скажите, в имени каких героев есть звук «Р» (Арлекин, Буратино, Артемон, Пьеро) - Звук «Р» мы сказали и его нет. А вот буква остается. Посмотрите, вот буква «ЭР». На карточке найдите все буквы «ЭР» и подчеркните их. - Анализ. -Ребята, с какими звуками мы сегодня работали («Р» и «РЬ»). - Что понравилось вам на занятии? - Какое задание было трудным? - Спасибо вам, что вы помогли героям из сказки. На память они дарят вам свои портреты, которые вы можете раскрасить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - закреплять понятие «гласный звук»; - закреплять навы...
Конспект логопедического занятия "Звуки а,у. Буквы а,у"
Конспект логопедического занятия "Звуки а,у. Буквы а,у"...
Конспект логопедического занятия "Звуки "Г", "Гь". Буква "Г".
Тема : Звуки «Г», «Гь». Буква «Г».Цель: Закрепление правильного произношения звука «Г»;Учить образованию существительных с уменьшительно-ласкатель...
Конспект логопедического занятия "Гласные звуки и буквы А, О, И, У. Путешествие за сокровищами"
Конспкт фронтального занятия по закреплению темы....
Конспект логопедического занятия "Звуки "М", "Мь". Буква "М".
ЗВУКИ «М – Мь». БУКВА...
Конспект логопедического занятия "Звуки (Р, Рь), буква Р"
На занятии знакомить детей со звуками (р, рь) и буквой Р. Закреплять знания о профессиях....
Конспект логопедического занятия "Звуки Н, Нь. Буква Н".
Тема. Звуки н, н'. Буква н.Цель:Уточнить произношение звуков «Н», «Нь»; учить выделять звуки из состава слова, дифференциров...