Конспект логопедического занятия "Звуки Н, Нь. Буква Н".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Цыганок Екатерина Васильевна

Тема. Звуки н, н'. Буква н.

Цель:

Уточнить  произношение  звуков  «Н», «Нь»; учить  выделять звуки  из  состава  слова,  дифференцировать  звуки  по  признаку  твердости-мягкости; закрепить  знания  детей  о  букве «Н»;  уметь  соотносить  букву  со  звуками  «Н»,  «Нь»; чтение  слоговой  таблицы;  анализ  и  синтез  слогов;  закрепить  правильное  употребление  предлогов  НА,  НАД;  чтение  слов  и  предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_n_n._bukva_n.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Звуки н, н'. Буква н.

Цель:

Уточнить  произношение  звуков  «Н», «Нь»; учить  выделять звуки  из  состава  слова,  дифференцировать  звуки  по  признаку  твердости-мягкости; закрепить  знания  детей  о  букве «Н»;  уметь  соотносить  букву  со  звуками  «Н»,  «Нь»; чтение  слоговой  таблицы;  анализ  и  синтез  слогов;  закрепить  правильное  употребление  предлогов  НА,  НАД;  чтение  слов  и  предложений.

Ход занятия

1.  Организационный момент.

        — Жила — была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна ...? (Несмеяна.) Сидит Несмеяна на троне и ноет: то [н]-[н]-[н],  то [нь]-[нь]-[нь]. Покажите, как ныла Несмеяна.

Произношение звуков:

[н]        Губы разомкнуты. Зубы видны, сближены, но не сомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам- Воздушная струя слабая, идет через нос. Голос работает.

[нь]       Кончик языка опущен, упирается в нижние зубы. Язык более напряжен.

         

            2.         Артикуляционная и звуковая характеристика звуков.

Дети наблюдают за артикуляцией звука в зеркале и характеризуют его: звук [н] — согласный, твердый, звонкий; [нь] согласный, мягкий, звонкий.

3.         Дифференциация звуков [н]-[нь].

—        Послушайте слово. Определите, какой звук в слове:  [н] или [нь]. «Зажги» фонарики на эти звуки.

Царевна        деньги

крикунья        конец

улыбнуться        Несмеяна

принц        нянька

невеста        ноет

4.    «Укачивание».

— Пришли к Несмеяне няньки и давай ее укачивать:

Поукачиваем ее и мы.

Дети произносят слоги с постепенным повышением и понижением голоса.

5. Выделение звуков [н], [нь] из состава слова.

Назовите слова со звуком [н], [нь] в начале слова; в середине; в конце слова.

6. Задание «Подобрать слово наоборот», начинающиеся на звуки [н], [нь].

высоко — ...

налево — …

верхний — ...

вперед — ...

аккуратный — ...

старый — ...

спрятать — ..

вылить  — ...

снять  — ...

земля  — ...  

день  — ...

конец — ..

            7. Закрепить  с  детьми  правильное  употребление  предлогов  НА,  НАД.

Если  предмет  находится  наверху  чего-то,  мы   говорим  маленькое  слово  НА.

А  предлог  НАД  мы  говорим  тогда,  когда   один  предмет  находится  выше  другого  и  

не  касается  его.

«Вставить  пропущенное  слово,  определить   количество  слов   в  предложении».

Напомнить  детям,  что  предлоги  НА,  НАД  -  это  тоже  слова.

Кот  спит  ……   окне.

Самолет  летит  …….   лесом.

Солнышко  светит   ……   домом.

Мальчик   сидит  …….    стуле.

8. Физминутка.

а)        « Ножки»

Хлопаем в ладошки,

Пусть попляшут ножки,

Пусть попляшут ножки

По ровненькой дорожке.

Ножки накрест — опускайся

И команды дожидайся.

А когда скажу: «Вставай» —

Им рукой не помогай.

б)        Пальчиковая гимнастика.

«Кто быстрее перемотает клубок».

9. Закрепить правило  написания  заглавной  буквы:

Все  имена  пишутся   с  большой  буквы.  

Начало  предложения   пишется  с  большой   буквы.

Вспомнить  и  назвать  имена,  в  которых  есть  звук  «Н»,  «Нь» - (Нина,  Антон,  Анна,    

Алина,  Наташа,  Надя,  Инна).

10. Звуковой  анализ  слов:

НАСОСЫ            СТАКАН          ОСИНА          КАНАТЫ

11. Прочитайте столбик слогов со звуками [н], [нь].
Произнесите их отчетливо. Я сочинила стишки с этими слогами:

Ни, ни, ни — грусть-тоску гони!

На, на, на — светит нам луна.

Но, но, но — на луне идет кино.

Ну, ну, ну — ждут тебя одну.

Ны, ны, ны — смех и радость нам нужны.

12. Чтение   слов   и  предложений:

ТИНА               НИТИ          

            ОКНО              НОСКИ            

            ПАНАМА       ПИОНЫ  

АНАНАС        СОСНА  

ТАНК               ТОН      

У  Ани  панама.

У   Наты  нитки.

У  Антона   танк.

Нина  стоит  у  осины.

13. Итог  занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия: Звук [а], буква А.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:Звук [а], буква А. Задачи:Коррекционно – образовательные:  - уточнить произношение звука [...

конспект логопедического занятия звук и буква [Ш]

- закрепить навыки различения и четкого произношения звука [Ш]- определять позиции звука в словах;- формировать словообразования существительных с уменьшительно ласкательным суффиксом;- развивать фоне...

Конспект логопедического занятия: Звук [а], буква А.

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте по теме: "Звук [а], буква А"Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно – образовательные: - знак...

конспект логопедического занятия звук и буква Э. в подготовительной группе.

Развитие речевого дыхания, мелкой моторики. массаж лица, мимических мышц, артикуляционной моторики, фонематического слуха. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте....

конспект логопедического занятия звук и буква С и СЬ. в подготовительной группе.

Развитие мелкой моторики ,фонематического слуха. Развитие речи, обучение грамоте....

конспект логопедического занятия звук и буква Р. в подготовительной группе.

. Развитие фонематического слуха.4. Соотношение звука с буквой.5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитие...

Конспект логопедического занятия. Звук и буква "Ы"

Конспект логопедического занятия с детьми 6 - 7 лет.  Работа над фонетико - фонематическим слухом, знакомство с образом буквы....