Картотека дидактического материала для организации и проведения индивидуальных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка по логопедии
В данной картотеке представлен дидактичекий материал на следующие компоненты речи:
1. Коррекция звукопроизношения
2. Развитие фонематических процессов
3. Развитие лексико-грамматического строя речи
4. Развитие связной речи
5. Профилактика школьных трудностей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека дидактического материала для организации и проведения индивидуальных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
- Коррекция звукопроизношения:
Свистящие звуки. Звуки С - Сь
1.Повтори: У маленького Сани сани едут сами. В лесу стоит высокая сосна. Сани едут сами у маленького Сани. Соня купила сок.
2. Назови -повтори: Бусы – собака - суп - лес - носок - самокат – стол – маски – пастух – скамейка
3. Повтори: С-С-С-С-С са – со – су – сы; ас – ос – ус – ыс; ска – ско – сто – сту – сна – сны – спа – спу;
4. Повтори: Носит Сеня в сени сено, Ты не бойся — это гусь, На ветке висят сливы. Спать на сене будет Сеня. Я сама его боюсь. Вася пасёт гусей.
5. Назови - повтори: Сито – лисята - семь – гусь - осень – василёк – снег – сливы – светофор
6. Повтори: ся – сё – сю – си ; ась – ось – усь; сля – сли – сме – стя – сте – сти – спя – спи – сне – вся – всё – всю;
Свистящие звуки. Звуки З - Зь
1. Повтори: Зоя — зайкина хозяйка, У Зои мимоза. Зоя ставит мимозу в вазу. Спит в тазу у Зои зайка.2. Назови – повтори: Коза – азбука - зуб – воз - забор – называть – зонт – гнездо – Незнайка
3. Повтори: З-З-З-З-З за — зо — зу — зы; аз – оз – уз – ыз; зва – зво – зда — здо — зна – зно;
4. Назови – повтори: Зелёные глаза у моего козлёнка. Козел грызет зелёную капусту. Зимой у Зины зябнет нос. Кузя идёт в музей.
Свистящие звуки. Звук Ц
1.Повтори: Из соседнего колодца Цыпленок и курица Заяц сидит под кустом акации. Целый день водица льётся. Пьют водицу на улице. В колодце водица.
2. Назови – повтори: Лицо – курица - цепь - заяц - колодец - блюдце – цветочек - полотенце
3. Повтори: Ц-Ц-Ц-Ц-Ц ац — оц — уц — эц – иц; ца — цо — цы — це; цва – цве – цви;
Шипящие звуки. Звук Ш
1.Повтори: Тише, мыши, не шумите, Маша шила для мартышки Даша под душем моет шею и уши. Нашу кошку не будите. Шубу, шапку и штанишки. У мышки шапка.
2. Назови – повтори: Каша – камыши - шут - душ – мешок – петушок – шкаф - вишня – бабушка - солнышко
3. Повтори: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш ша — шо — шу — ши – ше; аш — ош — уш — иш – ыш; шка — шко — шку
Шипящие звуки. Звук Ж
1. Повтори: Жук упал, летать не может; не жалея ножек, бежит ёжик. Ждет он, кто ему поможет. У ежа ежата.
2. Назови – повтори: Лыжи – жадина - жук - ёжик – пирожок – ложка – ножницы - лыжник - подснежник
3. повтори: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж жа — жо — жу — жи – же; жда — жду — жди; жна – жно – жну – жны;
Шипящие звуки. Звук Ч
1. Повтори: Водичка, водичка, умой моё личико. Танечка качается на качелях. Девочка печёт печенье.
2. Назови – повтори: Часы – качели - чай – мяч - богач – свеча - бочка – печенье - Снегурочка
3.Повтори: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч ач — оч — уч — ич; ча — че — чу — чи; чня — чне — чню — чни; чтя — чти — чте;
Шипящие звуки. Звук Щ
1. Повтори: Щуку я тащу, тащу, Щенок пищит в ущелье. Дети ищут щенка. Щуку я не упущу.
2. Назови – повтори: Щука - щит - плащ - щенок – клещи - щетка – щелчок - стекольщик – регулировщик
3. Повтори: Щ-Щ-Щ-Щ - Щ ащ — ощ — ущ — ищ; ща — ще — щу — щи; щня – щню – щни; вща – вщу – вщи;
Соноры: Р – Рь
1.Повтори: К нам во двор забрался крот, Вера и Рома барабанят в барабан. Роет землю у ворот. В пруду карпы.
2. Назови – повтори: Перо – корова - рак - шар - баран – помидор – труба – арбуз - трамвай - виноград
3. Повтори: Р-Р-Р-Р-Р ра — ро — ру — ры; ар — ор — ур — ыр; тра — тро — тру — тры; бра – бро - бру;
4. Повтори: У моей сестры Марины Рита и Варя варенье варят. Щеки, будто мандарины. Марина варит рис.
5. Назови – повтори: Репа - рябина - фонарь – огурец – грибы – турист – рюкзак - варежки - абрикосы
6. Повтори: ря — ре — рю — ри; арь - орь – урь - ырь; кря – кре – крю - кри; тря – трю - три;
Соноры: Л - Ль
1. Повтори: Бегал лось молодой по соломе золотой. Мила мыла пол в классе. Алла ела яблоко.
2. Назови – повтори: Мыло - молоко - лук - пенал - стол – волк - белка – молния - клумба – иголка
3. Повтори: Л-Л-Л-Л-Л ал — ол — ул — ыл; ла — ло — лу — лы; кла — кло —клу - слу — сло - слы – пло – плы – гла – гло - глу;
4. Повтори: Топали да топали, дотопали до тополя, Люда поливает тюльпаны из лейки. До тополя дотопали, да ноги-то оттопали. У Лены зелёная лента.
5. Назови – повтори: Полено - лев – лимон – пылесос – лейка – лягушка - улитка - холодильник
6. Повтори: ля — ле — лю — ли; аль — оль — уль — иль; для — дле — длю — дли; вля – слё – злю – пли.
Развитие фонематических процессов
«Узнаем неречевые звуки»
Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?
Игра «Шумящие мешочки». Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Игра «Где позвонили?» Для игры понадобится колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.
Игра «Узнай, что звенит (гремит)?». На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.
Игра «Громкие подсказки». Педагог прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие.
Игра «Подбери картинку или игрушку». Педагог издает с помощью любого предмета звуковые комплексы (стучит, шелестит, гремит, звенит), а ребенок угадывает, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.
«Формируем фонематический слух»
Игра «Угадай-ка». У ребенка картинки с изображением волка, младенца, птички. Взрослый объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Младенец плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-и-и". Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.
Игра «Близко – далеко». Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).
Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
Упражнение «Какой звук есть во всех словах?»
Педагог произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Игра «Поймай слог». Педагог произносит слоговые цепочки, а ребенок хлопает в ладоши, топает, поднимает руку и т.д., когда услышит слог с заданным звуком.
Игра "Одинаковые или разные". Ребенку на ушко говорится слог, затем педагог произносит тот же слог или совершенно противоположное сочетание звуков. Задача дошкольника угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.
Игра «Выдели слово». Логопед предлагает детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком раскладываются картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Упражнение «Подумай, не торопись».
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например:
Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.
Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
Игра «Шутки – минутки».
Педагог читает детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Пример: Хвост с узорами, сапоги со шторами. Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.
Упражнение «Звуковой домик» («Звуковая линейка», «Начало, середина, конец»). Логопед произносит слова с заданным звуков, а дошкольники с помощью разноцветных символов определяют место звука в словах (начало, середина, конец).
Упражнение «Чистоговорки». Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
Игра "Звук заблудился". Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное: Мама с бочками (дочками) пошла По дороге вдоль села. Сели в ложку (лодку) и - айда! По реке туда-сюда.
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (мы.о, .ук, ку.ак).
Игра "Доскажи словечко". Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка - Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его... (белка).
Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь).
Упражнение «Отыщи слово, отыщи звук»: ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен.
Землю роет старый к...от (крот), Под землею он живет.
Развитие лексико-грамматического строя речи
ПОДБЕРИ ПРИЗНАК
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? Какая? Какие? Какое?), ребёнок отвечает.
Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие?) – кожаные, белые...
Шляпа (какая?) – черная, большая…
Туфли (какие?) – осенние, красивые…
Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая?) - белая, праздничная….
Шуба (какая?) - меховая, теплая…
НАЗОВИ ЛАСКОВО
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Ворона черная - вороненок черненький
Снег белый - снежок беленький.
ПОСЧИТАЙ
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.
Один мяч, два мяча, пять мячей.
Одна кукла, две куклы, пять кукол.
Одно облако, два облака, пять облаков.
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. С сущ. В роде, числе.
Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.
Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.
УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.
Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).
ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ
Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.
Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».
БЛИЗКИЕ СЛОВА
Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.
Материал: Фишки.
Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…
Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…
Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…
Осенью дожди частые,… холодные, проливные…
Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…
В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…
Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…
ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?
Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? Чья? Чьё?), ребёнок отвечает.
Шарф (чей?) — мамин,
Шляпка (чья?) — бабушкина,
Поднос (чей?) - дедушкин,
Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.
КОГО Я ВИЖУ, ЧТО Я ВИЖУ
Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.
Ход игры: в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.
Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.
ПРЯТКИ
Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).
Ход игры: в гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.
ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…
Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.
Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.
Незаконченные предложения для игры:
Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)
Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)
Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)
Стало очень холодно… (пошёл снег)
ВЫ ХОТИТЕ? - МЫ ХОТИМ
ЦЕЛЬ: Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу-хочет, хотим-хотят).
Организация. Воспитатель обращается к детям:
- Мы умеем делать много разных дел: умеем бегать, прыгать, петь, танцевать, играть. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? (Ответы).
- Как правильно сказать? (Мы хотим). Подумайте, что каждый из вас хочет сделать – погулять, похлопать в ладоши, попрыгать или ещё чего-нибудь. Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они это же сделать или хочу ли это сделать я. Если спросите и ответите правильно, можете исполнит своё желание.
-Я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь?
- Хочу.
- Похлопай. Кто тоже хочет похлопать? Как много детей хотят того же. Скажите о своём желании все вместе: «Мы хотим похлопать». Похлопайте. А что хочешь сделать ты, Вова? Кто ещё хочет? Пожалуйста, скажите о своём желании вместе: «Мы хотим…». Повернитесь друг к другу и подумайте, как нужно сказать. Пожалуйста, Тамара и Серёжа нам что-то хотят сказать вместе. (Мы хотим покататься на велосипеде).
- Молодцы. Ещё кто уже подготовил свой совместный ответ, что они хотят сделать?
И так далее.
ДОБАВЬ СЛОВА
ЦЕЛЬ: научить составлять распространенные предложения.
Ход игры: «Сейчас я скажу предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.
Предложения для игры:
Девочка кормит собаку.
Пилот управляет самолётом.
Мальчик пьёт сок.
СЛОВА –РОДСТВЕННИКИ
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.
Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …
Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…
Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….
КТО ГДЕ ЖИВЁТ?
Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.
Лиса живёт в норе.
Медведь зимует в… .
Волк живёт в … .
Белка живёт в … .
Ёжик живёт в … .
ОБРАЗУЙ СЛОВА
Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.
Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.
Поет Поющая
Щебечет Щебечущая
Улетает Улетающая
Кормит Кормящая
Плывет Плывущая
Кричит Кричащая
Голодает Голодающая
УЛЕТЕЛИ ПИЦЫ
Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.
Нет (кого?) – нет лебедя, утки … .
Нет (кого?) – нет лебедей, уток … .
ИСПРАВЬ ОШИБКУ
Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.
Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.
На столе лежит много карандашов.
Карлсон съел много конфетов.
Произнести несколько предложений правильно, пусть ребенок поразмышляет. В шкафу стоит много книг.
Необходимо следить за речью ребенка, употребление существительных множественного числа в родительном падеже вызывает много трудностей.
Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .
ИЗМЕНИ СЛОВО
Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.
Изменить слово «окно» в контексте предложения.
В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .
КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?
Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить ...).
Ход игры: в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В.Маяковского Кем быть.
После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.
- Я буду летчиком, летать на самолетах.
- Я буду врачом, лечить детей.
- Я буду учить детей, учительницей работать.
Воспитатель следит за правильным построением предложений.
КАКОЕ ЭТО БЛЮДО?ПОСУДА?
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?
Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?
Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)
СКАЖИ НАОБОРОТ
Цель: учить подбирать антонимы к словам.
Взлет – посадка
Взлетать – приземляться
Приезжать - …
Приплывать - … .
СКАЖИ –ПО ДРУГОМУ
Цель: учить подбирать синонимы к словам.
Ехать - … , мчаться - …, нестись - … , гнать - … , тащиться - … , передвигаться - … .
СОСТАВЬ ФРАЗУ
Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.
Ход игры: предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:
Забавный щенок полная корзина
Спелая ягода веселая песня
Колючий куст лесное озеро
СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.
Материал: мяч.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).
У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).
У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).
КАК НАЗВАТЬ
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.
Материал: мяч.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).
У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).
У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).
Игра «Что перепутал Незнайка?»
Используется на занятии по лексической теме «Фрукты».
Цель: формировать умение в составлении трехсловных предложений.
Инструкция:
-Ребята, я зачитаю вам предложения, которые составил Незнайка, исправьте ошибки:
Апельсин скушал мальчика.
Яблоня упала с яблока.
Слива откусила девочку.
Арбуз разрезал Машу.
Игра «Чудесный сундучок».
Цель: формировать умение употреблять в речи местоимения мой, моя,
согласовывая их с существительным.
Инструкция:
До начала занятия детьми приносятся игрушки, которые воспитатель прячет в сундучок, затем на занятии вынимаются предметы поочередно и называются словами мой или моя, если эта игрушка ребенка.
Игра «Чей, чья, чье, чьи?».
Цель: формировать умение образовывать и употреблять в речи
притяжательные прилагательные с суффиксом ин.
Инструкция:
Детям предлагается рассмотреть картину «Семья», разделиться на две команды. Припомнить, кто чем занимался на картине и кому, что для этого нужно, отобрать нужные картинки. Затем идет постановка вопросов детьми и ответы на них по образцу:
-Чья газета? - Дедушкина газета.
-Чей фартук? — Машин фартук.
Развитие связной речи
«Какой? Какая?»
Цель: Учить согласованию в речи существительного с прилагательным, обозначающим цвет, форму, вкус.
Ход игры: На доске картинки с изображением овощей и фруктов. Воспитатель спрашивает:
— Морковь (какая?)…(оранжевая); огурец (какой?)… (зеленый)... и т.д.
Скажи, какой?
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход игры: Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»
«Волшебный мешочек»
Цель: развивать речь ребенка, обучать детей описывать предмет, усвоить окончание существительных в дательном падеже.
Оборудование: мешочек с игрушками: овощи, фрукты, ягоды, сладости.
Ход игры: Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто её любит кушать.
«Расскажи про животного»
Цель: Учить подбирать однородные прилагательные к существительному.
Материал: Картинки «животных».
Ход игры: На доске картинка «Заяц». Воспитатель дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер».
В процессе игры педагог меняет картинки:
«Какой заяц?» (серый, белый, длинноухий, пугливый).
«Какая шубка у зайца?» (серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая).
«Какое у зайца может быть настроение?» (веселое, грустное, хорошее, плохое).
«Какие зайчата у зайца?» (быстрые, шустрые, веселые, маленькие, длинноухие).
«Отгадай-ка»
Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».
После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать.
Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.
План описания предмета. Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло.
«Опиши куклу».
Цель: Учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
Ход игры. Взрослый показывает куклу и просит рассказать о ней, какая
она.
-Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня (самая красивая). У нее (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».
Игра «Подбери картинки»
Цель. Практическое усвоение слов, обозначающих признак предмета. Развивать мыслительные процессы.
Оборудование. Предметные картинки.
Ход игры. Педагог читает слова, дети подбирали соответствующие картинки;
- Высокий, тонкий, пятнистый …(жираф)
- Лохматый, косолапый … (медведь)
- Голодный, серый, злой … (волк)
- Маленькая, быстрая, проворная … (белка)
- Хищный, сильный, полосатый …(тигр)
- Серый, колючий … (еж)
- Яркое, теплое … (солнце)
«Сравни животных».
Цель: Учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки, опираясь на книжные иллюстрации из сказок.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку из сказки «Теремок».
- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину, а мышка любит (сыр, сухарики) .
- Лапы у Мишки толстые, а у мышки (тоненькие). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий) .
Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.
«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход игры. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые
обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше) И т.д.
«Как назвать того, кто...?»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Ход игры:
Взрослый предлагает детям назвать того, кто ...
- Кто на паровозе ездит? (Машинист)
- Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен)
- Кто песни сочиняет? (Композитор)
- Кто играет на рояле? (Пианист)
- Кто все ломает? (Хулиган)
- Кто водит самолет? (Летчик, пилот)
- Кто такой полководец?
- Кто главнее: маршал или полководец?
Вариант 2.
Можно назвать глагол, а ребенок профессию (продает – продавец)
«Кто где живет?»
Цель: Закреплять формы существительных предложного падежа.
Материал: Картинки с изображением жилищ животных.
Ход игры: Педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Где кто живет (или зимует)?»
Собака живет в конуре.
Белка живет в дупле.
Лиса живет в норе.
Ежик живет в гнезде.
Медведь зимует в берлоге.
Мышка живет в норе.
Волк живет в логове.
Лошади живут в конюшне.
Корова живет в коровнике.
Свиньи живут в свинарнике.
Телята живут в телятнике.
Кролики живут в крольчатнике.
«Назови ласково»
Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Ход игры: Взрослый произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.
Цветок красный, а цветочек (красненький).
Яблоко сладкое, а яблочко (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка (синенькая).
Груша желтая, а грушка (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек (пушистенький).
Дом низкий, а домик (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка (вкусненькая).
Обучение грамоте
Игра «Цепочка слов»
Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Ход игры:
На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У педагога – карточка с изображением карандаша. Учитель поясняет: «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова «карандаш». Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово «карандаш»
Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, сразу найдете два предмета, то приложит картинку тот, кто назовет ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком».
Когда будет выложена вся цепочка, педагог предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя первый и последний звуки в каждом слове.
Игра «Найди место звука в слове»
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове ( в начале, середине или в конце).
Ход игры:
На доске вывешиваются картинки с изображение автобуса, платья и книги. Педагог предлагает детям назвать изображенные предметы. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях всех предметов. «Правильно – звук «А». Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова – поясняет учитель. – Одно начинается со звука «А», в другом звук «А» находится в середине, а третье слово заканчивается этим звуком.
А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих детей).
Под каждой картинкой – полоска из трех клеточек. Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.
Игра «Подбери слово к схеме»
Цель: Упражнять детей в нахождении места звуков «С» или «Ш» в слове ( в начале, конце или середине).
Ход игры:
Играют 4-6 детей. Ведущий раздает им по одной карточке. Объясняет, что означает закрашенная клеточка. Затем берет из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя голосом звук «с» или «ш», а дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на карточке, ребенок берет картинку и кладет ее на свою карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
Игра «Кто в домике живет»
Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.
Ход игры:
Играют 3-4 детей. Каждый играющий получает домик с буквой. Педагог берет из стопки картинку с изображение животного, называет его, а дети определяют, в каком домике оно должно жить. Если животное может жить в разных домиках (жираф – в домике ж и в домике р, то картинку получает тот ребенок, который первым сказал, что это животное должно жить в его домике. Если окажется, что какому-то животному негде жить, потому что полагающийся ему домик уже заселен (например, кот может жить только в домике к), учитель предлагает детям подумать, куда можно переселить других животных, чтобы освободить ему место.
Игра «Самый внимательный»
Цель: Учить различать гласные и согласные звуки; развивать речь, внимание, фонематический слух;
воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам других детей.
Ход игры:
1 вариант:
Педагог предлагает детям найти одинаковый звук в словах. После того, как они назовут звук, педагог просит дать характеристику этого звука. Например: пила, аист, игла, ива. Дети называют звук «а» - гласный, или порт, торт, телефон, тумба - звук «т» - согласный, глухой.
Аналогично можно выполнить задания и по первым буквам. Педагог вывешивает картинки и просит назвать слово, которое состоит из первых звуков названий предметов:
игла, груша, рыба, улитка, шар, кот, изба (игрушки).
Игра «Кто быстрее соберет вещи»
Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков «р»-«л», «с»-«ш».
Ход игры:
Педагог показывает детям большую карту, посередине которой изображены два чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звуки «с» или «ш» (свитер, сарафан, сапоги, костюм, сандалии, костюм, шапка, шляпа, ушанка, шарф, шаль, рубашка). Между предметами – кружки в количестве от одного до четырех; 2 фишки разного цвета, кубик с кружками на гранях (от одного до шести кружков); квадратики разного цвета (по 8-10) (квадратики могут быть буквами с и ш).
Играют двое детей. Один ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук «с», другой – вещи со звуком «ш». Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадет на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет в свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберет в свой чемодан (наберет больше квадратиков.)
Игра «Собери букет»
Цель: Упражнять детей в различении заданного звука в словах;
развивать внимание, мышление, память.
Ход игры:
Педагог выставляет на доске две нарисованные вазы, на которых изображены цветы разной окраски. Объясняет: «Сегодня, дети, мы будем составлять букеты из разных цветов разной окраски. В вазе, на кармашке которой ландыш, должны быть такие цветы, в названии которого есть звук «л»(белый, голубой, желтый, зеленый, фиолетовый). В вазе, на которой ромашка, должны быть цветы таких оттенков, в названии которых есть звук «р»(красный, оранжевый, серый, сиреневый, розовый, сиреневый). На каждый стебель дети должны прикрепить по одному цветку». Выполнив задание, ребенок называет цвет, выделяя голосом нужный звук, а остальные проверяют правильность ответа. Например: «В букете есть красные и розовые цветы. Я добавил оранжевый (звук «р»).
Игра «Найди слово в слове»
Цель: Обогащать словарный запас детей;
развивать внимание, память, мышление, умение работать в группе.
Ход игры:
Дети делятся на 2-3 команды, каждой из которых раздаются карточки со словами. Педагог просит детей найти в данных словах другие слова и записать их рядом.
Кобра (кора); краска (каска); скот (кот); корм (ком); кочки (очки); кустарник (куст); китель (кит, ель); кисель (ель, сел); кров (ров, вор); крапива (ива, рак); краны (раны, рак); крот (кот, рот, ток); клен (лен); экран (кран).
Выигрывает та команда, которая найдет больше слов, когда будет дан сигнал об окончании игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по правовому воспитанию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями "Я тоже имею право"
Программа поможет решить общие задачи воспитания правовой культуры, педагогические и психологические проблемы гражданского воспитания, обеспечивая взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания с...
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...
Коррекционно-развивающая программа сопровождения учителем-дефектологом детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями развития (ТНР и ЗПР) на 2017-2018 учебный год.
В наш время инклюзии постоянно приходится искать новые возможности для обучения и воспитания детей с ОВЗ.Данная программа поможет учителям-дефектологам составить свои календарно-тематические планы,ори...
Участие в заочной конференции (г.Барнаул) 2017 г.: "Методы и приемы коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья".
В статье описываются общие рекомендации, комплекс коррекционно-развивающих заданий, интеллектуальных игр и упражнений, направленных на развитие мыслительной деятельности и мнемических проц...
Конспект релаксационного занятия в сенсорной комнате для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Сказочный лес"
Цель: обучение детей навыкам психофизического расслабления.Задачи:- формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц;- формирование навыка управлять мышцами тела: расс...
Конспект коррекционно – развивающего занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на тему «Путешествие по стране Любознательных»
Познавательно-развлекательное занятие на повторение программного материала...
Картотека диагностического инструментария для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в режиме онлайн
Структурированная база данных или набор методик, позволяющий проводить диагностику детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с использованием цифровых технологий....