Конспект релаксационного занятия в сенсорной комнате для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Сказочный лес"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Некрасова Юлия Валерьевна

Цель: обучение детей навыкам психофизического расслабления.

Задачи:

- формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц;

- формирование навыка управлять мышцами тела: расслаблять или напрягать их по собственному желанию;

- расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnyy_les.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий релаксационного занятия в сенсорной комнате для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сказочный лес»

Цель: обучение детей навыкам психофизического расслабления.

Задачи:

- формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц;

- формирование навыка управлять мышцами тела: расслаблять или напрягать их по собственному желанию;

- расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях.

Оборудование: «волшебная палочка», прожектор, диско-шар,нити аватара, магнитофон, аудиокассеты с записями звуков природы и релаксационной музыки, игрушки (или изображения):  лягушка, утка; ткань синего цвета овальной формы, лёгкая белая ткань (тюль).

  1. Приветствие (проводится внизу в холле).

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в сказочный лес. Нас ждёт много открытий, приключений и, конечно же, волшебства. Скажите, вы готовы идти со мной? (ответы детей)

- Ну, тогда в путь! Помогать нам в наших приключениях будет волшебная палочка, которая поможет нам попасть в сказку, а потом поможет вернуться обратно.

2. Сказочная дорога

Далее, группа детей (не более 4 человек) вместе с психологом отправляется в комнату релаксации. По дороге психолог может продолжать настраивать детей на сказочную прогулку:

- Идём мы дорогой дальнею, через луга, через поля, через горы! Где же сказочный лес? Какие приключения нас ждут в нём?

- Да-а-а, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ну вот, кажется, мы дошли!

- Ребята, а вы знаете, как надо себя вести в сказочном лесу?

- Можно ли там шуметь, кричать?

- Правильно, в лесу ведут себя тихо, спокойно, чтобы не потревожить его обитателей.

Дети входят в комнату релаксации. Свет выключен. Затем психолог включает прожектор. Комната озаряется светом, который каждую минуту меняет цвет;  раздаётся журчание воды (водопад). Предполагается, что дети будут заворожены обстановкой.

  1. Обретение силы

-   Для путешествия по сказочному лесу необходима особая сила. Эту силу нам даст волшебный водопад (тюль).

     Дети на носочках проходят к нитям аватара, берут их, вслушиваясь в журчание воды и наполняясь волшебной силой.

Потом каждый садится на пяточки в позу расслабления.

 -    Ну, что, наполнились волшебной силой?

4. Сказочные звери.

-   Скажите, ребята, а какие звери водятся в лесу? (олень, заяц, ёж)

-   А какие птицы водятся в лесу? (сова, филин, синичка)

-  Мы находимся с вами на лесной полянке. И сейчас с помощью вот этой волшебной палочки будем превращаться в различных лесных зверей.

А) – Итак, превращаемся в оленей. У оленя большие и красивые рога. Давайте покажем их.

Дети широко и напряженно расставляют пальцы рук над головой. Ведущий проверяет напряженность, твердость пальцев. После этого дети расслабляют пальцы, делают их мягкими, слабыми.

Б)- А сейчас превращаемся в зайчиков. Целый день зайчик бегает по лесу, глазами во все стороны косит, вот так (выполняется гимнастика для глаз):

Дети выполняют движения глазами: а) вправо-влево; б) вверх-вниз. Движения производятся очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно неподвижна, двигаются только глаза.

В) – Ребята, а когда птица филин выходит на охоту? (ночью)

- Превращаемся в ночных охотников – филинов! (выключается прожектор, включается диско шар-ночное небо).

Под руководством психолога дети подставляют ладони рупором ко рту и в заданном ритме «ухают»: у-ху, у-ху…

Внимание концентрируется на мышцах живота, которые втягиваются внутрь в конце выдоха.

Г) – Как вы думаете, а зайчики боятся филина? (да)

- Опять превращаемся в зайчиков, а Алёша  (Дима, Ваня) будет филином!

Один из детей исполняет роль филина, остальные – роль зайцев. «Зайцы» прыгают, танцуют. Как только раздается уханье «филина», зайцы замирают на месте и изображают испуг. Приоткрывают рот,, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею, «съеживаются» от страха. После окончания упражнения дети стоя расслабляются, отпускают страх и напряжение.

Д) – Но вот наступило утро. Филин улетел, перестал пугать зайчишек. Вокруг солнечно, весело, радостно! Включаются прожектора, магнитофон с записью звуков природы (птичьи голоса, шелест листвы и т.д.)

Е) – Теперь мы стали насекомыми! (под музыкальное сопровождение)

Ведущий называет то одно, то другое насекомое, а дети выполняют характерные для этого насекомого движения.

«Кузнечики» выполняют длинные прыжки из глубокого приседа.

«Стрекозы» летают  и машут крыльями (широко разведенными в стороны руками).

«Бабочки» показываются только кистями рук. Руки соединены в области локтей и запястий. Ладони с раскрытыми веером пальцами то смыкаются, то разводятся в стороны.

По окончанию дети садятся или ложатся на пол, закрывают глаза, расслабляются и слушают «голоса природы» (около 5 минут).

  1. Дорога к озеру (под музыкальное сопровождение).

-   Понравилась вам лесная полянка? А теперь я предлагаю вам отправиться на лесное озеро.

Дети становятся друг за другом и бодро, весело, под музыку щагают по кругу. Услышав на фоне музыки хлопок ведущего, быстро поворачиваются и идут в противоположном направлении.

6. Обитатели озера.

- А вот и озеро! Психолог расстилает ткань синего цвета овальной формы.  - Как вы думаете, ребята, кто может жить на озере, или возле озера? (При затруднениях, психолог показывает соответствующие игрушки или изображения – лягушка, утка).

А) Ну, что ж, у нас в руках волшебная палочка, и мы с вами превращаемся в уток!

Дети стоя прижимают руки до локтей к туловищу, кистями и предплечьями делают «взмахи», поднимаясь на носочки при входе и опускаясь на выдохе. Выдыхая, «утки» крякают длительно и громко: «Кррря,  кррря». Движения предплечий и кистей – напряженные, тугие, сильные.

Затем «утки» опускаются на воду (дети садятся), складывают «крылья» (свободно опускают руки), отдыхают, расслабляются. Дети слушают ощущения в руках и во всем теле.

Б)  - Утки плавают по озеру, а на берегу сидят лягушата и поют, и поют!

Дети садятся на корточки в позу «лягушат»: раздвинув в стороны колени и упершись ладонями в пол перед собой. «Лягушата» улыбаются сжатыми губами и очень широко. С напряжением раскрывают глаза. Сохраняют некоторое время это выражение, затем расслабляют лицо: глаза…веки…щеки…губы. Повторяют это два-четыре раза, наблюдая за изменениями в лице. Затем дети садятся в позу расслабления и выполняют хлопки с одновременным кваканием в определенном ритме и темпе:

КВА-ква-ква, КВА-ква-ква, КВА-ква-ква.

Психолог обращает внимание на то, чтобы упражнение выполнялось согласованно: никто из детей не должен опережать других, отставать от других или произвольно менять ритм. Ведущий выполняет упражнение вместе с детьми.

7. Облачко

– Ребята, скажите, как двигаются облака, быстро или медленно? Плавно или резко? Напряженно или расслабленно? Свободно, легко или тяжело, грубо? Вот и вы сейчас будете двигаться как облачко: легко, плавно, свободно и мягко.

Ведущий держит над головами детей полотно белого тюля и передвигает его то вправо, то влево, то вверх, то вниз. Дети плавно передвигаются вслед за движением ткани: приседают, если ткань опускается слишком низко, тянутся пальчиками вверх, если ткань высоко.

8. Солнышко.

-   Но вот облачко улетело и опять появилось солнышко. Протянем к нему ручки и наберёмся волшебной энергии! Вы чувствуете себя сильными? У вас хорошее настроение?

8. Заключение.

-  Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Давайте вспомним, с кем же сегодня мы повстречались в нашем сказочном лесу, в кого превращались?

-  Вам понравилась прогулка?

-  Хотели бы вы ещё раз прийти сюда?

-  Ну, что ж, давайте попрощаемся со сказочным лесом до следующего занятия и отправимся с вами в обратный путь.

Дети произносят хором «До свидания, сказочный лес! До скорых встреч!», покидают сенсорную комнату, психолог гасит свет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по правовому воспитанию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями "Я тоже имею право"

Программа поможет решить общие задачи воспитания правовой культуры, педагогические и психологические проблемы гражданского воспитания, обеспечивая взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания с...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...

Коррекционно-развивающая программа сопровождения учителем-дефектологом детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями развития (ТНР и ЗПР) на 2017-2018 учебный год.

В наш время инклюзии постоянно приходится искать новые возможности для обучения и воспитания детей с ОВЗ.Данная программа поможет учителям-дефектологам составить свои календарно-тематические планы,ори...

Конспект непосредственно образовательной деятельности . Образовательная область «Физическое развитие» по программе Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» «Путешествие в подводный мир» с ис

Создание оптимальных двигательно-игровых условий для эффективного освоения детьми базовой двигательной программы (от лежаче-горизонтированных положений к прямостоянию)....

Участие в заочной конференции (г.Барнаул) 2017 г.: "Методы и приемы коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья".

В статье описываются общие рекомендации, комплекс коррекционно-развивающих заданий,  интеллектуальных игр и  упражнений, направленных на развитие мыслительной деятельности и мнемических проц...

Дидактический материал «Изучаем первоцветы» для проведения занятий по теме «Первоцветы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Организовать образовательную деятельность детей, направленную на развитие познавательного интереса через игровую деятельность, в процессе ознакомления с первоцветами....