Конспект релаксационного занятия в сенсорной комнате для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Сказочный лес"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель: обучение детей навыкам психофизического расслабления.
Задачи:
- формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц;
- формирование навыка управлять мышцами тела: расслаблять или напрягать их по собственному желанию;
- расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnyy_les.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий релаксационного занятия в сенсорной комнате для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сказочный лес»
Цель: обучение детей навыкам психофизического расслабления.
Задачи:
- формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц;
- формирование навыка управлять мышцами тела: расслаблять или напрягать их по собственному желанию;
- расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях.
Оборудование: «волшебная палочка», прожектор, диско-шар,нити аватара, магнитофон, аудиокассеты с записями звуков природы и релаксационной музыки, игрушки (или изображения): лягушка, утка; ткань синего цвета овальной формы, лёгкая белая ткань (тюль).
- Приветствие (проводится внизу в холле).
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в сказочный лес. Нас ждёт много открытий, приключений и, конечно же, волшебства. Скажите, вы готовы идти со мной? (ответы детей)
- Ну, тогда в путь! Помогать нам в наших приключениях будет волшебная палочка, которая поможет нам попасть в сказку, а потом поможет вернуться обратно.
2. Сказочная дорога
Далее, группа детей (не более 4 человек) вместе с психологом отправляется в комнату релаксации. По дороге психолог может продолжать настраивать детей на сказочную прогулку:
- Идём мы дорогой дальнею, через луга, через поля, через горы! Где же сказочный лес? Какие приключения нас ждут в нём?
- Да-а-а, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ну вот, кажется, мы дошли!
- Ребята, а вы знаете, как надо себя вести в сказочном лесу?
- Можно ли там шуметь, кричать?
- Правильно, в лесу ведут себя тихо, спокойно, чтобы не потревожить его обитателей.
Дети входят в комнату релаксации. Свет выключен. Затем психолог включает прожектор. Комната озаряется светом, который каждую минуту меняет цвет; раздаётся журчание воды (водопад). Предполагается, что дети будут заворожены обстановкой.
- Обретение силы
- Для путешествия по сказочному лесу необходима особая сила. Эту силу нам даст волшебный водопад (тюль).
Дети на носочках проходят к нитям аватара, берут их, вслушиваясь в журчание воды и наполняясь волшебной силой.
Потом каждый садится на пяточки в позу расслабления.
- Ну, что, наполнились волшебной силой?
4. Сказочные звери.
- Скажите, ребята, а какие звери водятся в лесу? (олень, заяц, ёж)
- А какие птицы водятся в лесу? (сова, филин, синичка)
- Мы находимся с вами на лесной полянке. И сейчас с помощью вот этой волшебной палочки будем превращаться в различных лесных зверей.
А) – Итак, превращаемся в оленей. У оленя большие и красивые рога. Давайте покажем их.
Дети широко и напряженно расставляют пальцы рук над головой. Ведущий проверяет напряженность, твердость пальцев. После этого дети расслабляют пальцы, делают их мягкими, слабыми.
Б)- А сейчас превращаемся в зайчиков. Целый день зайчик бегает по лесу, глазами во все стороны косит, вот так (выполняется гимнастика для глаз):
Дети выполняют движения глазами: а) вправо-влево; б) вверх-вниз. Движения производятся очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно неподвижна, двигаются только глаза.
В) – Ребята, а когда птица филин выходит на охоту? (ночью)
- Превращаемся в ночных охотников – филинов! (выключается прожектор, включается диско шар-ночное небо).
Под руководством психолога дети подставляют ладони рупором ко рту и в заданном ритме «ухают»: у-ху, у-ху…
Внимание концентрируется на мышцах живота, которые втягиваются внутрь в конце выдоха.
Г) – Как вы думаете, а зайчики боятся филина? (да)
- Опять превращаемся в зайчиков, а Алёша (Дима, Ваня) будет филином!
Один из детей исполняет роль филина, остальные – роль зайцев. «Зайцы» прыгают, танцуют. Как только раздается уханье «филина», зайцы замирают на месте и изображают испуг. Приоткрывают рот,, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею, «съеживаются» от страха. После окончания упражнения дети стоя расслабляются, отпускают страх и напряжение.
Д) – Но вот наступило утро. Филин улетел, перестал пугать зайчишек. Вокруг солнечно, весело, радостно! Включаются прожектора, магнитофон с записью звуков природы (птичьи голоса, шелест листвы и т.д.)
Е) – Теперь мы стали насекомыми! (под музыкальное сопровождение)
Ведущий называет то одно, то другое насекомое, а дети выполняют характерные для этого насекомого движения.
«Кузнечики» выполняют длинные прыжки из глубокого приседа.
«Стрекозы» летают и машут крыльями (широко разведенными в стороны руками).
«Бабочки» показываются только кистями рук. Руки соединены в области локтей и запястий. Ладони с раскрытыми веером пальцами то смыкаются, то разводятся в стороны.
По окончанию дети садятся или ложатся на пол, закрывают глаза, расслабляются и слушают «голоса природы» (около 5 минут).
- Дорога к озеру (под музыкальное сопровождение).
- Понравилась вам лесная полянка? А теперь я предлагаю вам отправиться на лесное озеро.
Дети становятся друг за другом и бодро, весело, под музыку щагают по кругу. Услышав на фоне музыки хлопок ведущего, быстро поворачиваются и идут в противоположном направлении.
6. Обитатели озера.
- А вот и озеро! Психолог расстилает ткань синего цвета овальной формы. - Как вы думаете, ребята, кто может жить на озере, или возле озера? (При затруднениях, психолог показывает соответствующие игрушки или изображения – лягушка, утка).
А) Ну, что ж, у нас в руках волшебная палочка, и мы с вами превращаемся в уток!
Дети стоя прижимают руки до локтей к туловищу, кистями и предплечьями делают «взмахи», поднимаясь на носочки при входе и опускаясь на выдохе. Выдыхая, «утки» крякают длительно и громко: «Кррря, кррря». Движения предплечий и кистей – напряженные, тугие, сильные.
Затем «утки» опускаются на воду (дети садятся), складывают «крылья» (свободно опускают руки), отдыхают, расслабляются. Дети слушают ощущения в руках и во всем теле.
Б) - Утки плавают по озеру, а на берегу сидят лягушата и поют, и поют!
Дети садятся на корточки в позу «лягушат»: раздвинув в стороны колени и упершись ладонями в пол перед собой. «Лягушата» улыбаются сжатыми губами и очень широко. С напряжением раскрывают глаза. Сохраняют некоторое время это выражение, затем расслабляют лицо: глаза…веки…щеки…губы. Повторяют это два-четыре раза, наблюдая за изменениями в лице. Затем дети садятся в позу расслабления и выполняют хлопки с одновременным кваканием в определенном ритме и темпе:
КВА-ква-ква, КВА-ква-ква, КВА-ква-ква.
Психолог обращает внимание на то, чтобы упражнение выполнялось согласованно: никто из детей не должен опережать других, отставать от других или произвольно менять ритм. Ведущий выполняет упражнение вместе с детьми.
7. Облачко
– Ребята, скажите, как двигаются облака, быстро или медленно? Плавно или резко? Напряженно или расслабленно? Свободно, легко или тяжело, грубо? Вот и вы сейчас будете двигаться как облачко: легко, плавно, свободно и мягко.
Ведущий держит над головами детей полотно белого тюля и передвигает его то вправо, то влево, то вверх, то вниз. Дети плавно передвигаются вслед за движением ткани: приседают, если ткань опускается слишком низко, тянутся пальчиками вверх, если ткань высоко.
8. Солнышко.
- Но вот облачко улетело и опять появилось солнышко. Протянем к нему ручки и наберёмся волшебной энергии! Вы чувствуете себя сильными? У вас хорошее настроение?
8. Заключение.
- Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Давайте вспомним, с кем же сегодня мы повстречались в нашем сказочном лесу, в кого превращались?
- Вам понравилась прогулка?
- Хотели бы вы ещё раз прийти сюда?
- Ну, что ж, давайте попрощаемся со сказочным лесом до следующего занятия и отправимся с вами в обратный путь.
Дети произносят хором «До свидания, сказочный лес! До скорых встреч!», покидают сенсорную комнату, психолог гасит свет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста....
Программа по правовому воспитанию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями "Я тоже имею право"
Программа поможет решить общие задачи воспитания правовой культуры, педагогические и психологические проблемы гражданского воспитания, обеспечивая взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания с...
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...
Коррекционно-развивающая программа сопровождения учителем-дефектологом детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями развития (ТНР и ЗПР) на 2017-2018 учебный год.
В наш время инклюзии постоянно приходится искать новые возможности для обучения и воспитания детей с ОВЗ.Данная программа поможет учителям-дефектологам составить свои календарно-тематические планы,ори...
Конспект непосредственно образовательной деятельности . Образовательная область «Физическое развитие» по программе Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» «Путешествие в подводный мир» с ис
Создание оптимальных двигательно-игровых условий для эффективного освоения детьми базовой двигательной программы (от лежаче-горизонтированных положений к прямостоянию)....
Участие в заочной конференции (г.Барнаул) 2017 г.: "Методы и приемы коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья".
В статье описываются общие рекомендации, комплекс коррекционно-развивающих заданий, интеллектуальных игр и упражнений, направленных на развитие мыслительной деятельности и мнемических проц...
Дидактический материал «Изучаем первоцветы» для проведения занятий по теме «Первоцветы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Организовать образовательную деятельность детей, направленную на развитие познавательного интереса через игровую деятельность, в процессе ознакомления с первоцветами....