Что такое дизартрия у детей?
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Дизартрия у детей.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
У детей с дизартрией отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь у ребенка – дизартрика характеризуется смазанным, нечетким произношением. Голос у ребенка слабый, тихий, а иногда наоборот, резкий, темп речи может быть замедленным или ускоренным, ритм дыхания нарушен, вследствие чего речь теряет свою плавность.
Причинами возникновения дизартрии могут быть различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (токсикозы, вирусные инфекции, патология плаценты), затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца, инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек (менингит, менингоэнцефалит и др.,) в раннем возрасте. Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом.
В школах и детских садах общего типа могут находиться дети с дизартрическим компонентом или стертой формой дизартрии. Дети с такой формой дизартрии не выделяются среди своих сверстников. Однако у них имеются некоторые особенности: они нечетко говорят, плохо едят. Они не любят мясо, морковь, твердое яблоко, хлебные корочки, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой.
Труднее у таких детей воспитываются культурно – гигиенические навык, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, засучивать рукава, шнуровать ботинки.
Дети – дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Им трудно правильно держать карандаш, регулировать силу нажима на кисточку и карандаш, пользоваться ножницами.
Для таких детей характерны затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им трудно соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие.
Обучение детей – дизартриков проводится на занятиях в специальных учреждениях и дома по разным направлениям: развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики, исправление звукопроизношения, формирование ритмико – мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Для выработки у ребенка прочных навыков во всей двигательной сфере требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для более быстрого достижения результатов работа должна проводиться совместно и комплексно логопедом, неврологом (или психоневрологом) и специалистом по лечебной физкультуре.
Литература
1. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб., 2004
2. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика. М., 2017
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizartriya_u_detey.docx | 15.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Дизартрия у детей.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
У детей с дизартрией отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь у ребенка – дизартрика характеризуется смазанным, нечетким произношением. Голос у ребенка слабый, тихий, а иногда наоборот, резкий, темп речи может быть замедленным или ускоренным, ритм дыхания нарушен, вследствие чего речь теряет свою плавность.
Причинами возникновения дизартрии могут быть различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (токсикозы, вирусные инфекции, патология плаценты), затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца, инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек (менингит, менингоэнцефалит и др.,) в раннем возрасте. Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом.
В школах и детских садах общего типа могут находиться дети с дизартрическим компонентом или стертой формой дизартрии. Дети с такой формой дизартрии не выделяются среди своих сверстников. Однако у них имеются некоторые особенности: они нечетко говорят, плохо едят. Они не любят мясо, морковь, твердое яблоко, хлебные корочки, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой.
Труднее у таких детей воспитываются культурно – гигиенические навык, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, засучивать рукава, шнуровать ботинки.
Дети – дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Им трудно правильно держать карандаш, регулировать силу нажима на кисточку и карандаш, пользоваться ножницами.
Для таких детей характерны затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им трудно соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие.
Обучение детей – дизартриков проводится на занятиях в специальных учреждениях и дома по разным направлениям: развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики, исправление звукопроизношения, формирование ритмико – мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Для выработки у ребенка прочных навыков во всей двигательной сфере требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для более быстрого достижения результатов работа должна проводиться совместно и комплексно логопедом, неврологом (или психоневрологом) и специалистом по лечебной физкультуре.
Литература
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб., 2004
- Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика. М., 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Что такое дизартрия?"
Данная консультация позволяет донести до родителей необходимые знания о дизартрии доступным для них языком....
Что такое дизартрия? Консультация логопеда для родителей.
Небольшая статья поможет родителям своевременно обратить внимание на проявления дизартрии.Чем раньше начато лечение, тем успешнее его исход....
консультация для родителей "Что такое дизартрия?"
Очень часто после логопедического обследования в детском саду логопед сообщает маме, что у ребёнка лёгкая форма дизартрии. «А что это такое?» - часто с испугом спрашивает мама. Давайте попробуем разоб...
Презентация "Что такое дизартрия"
В презентации схематично показывается, какие функции организма при дизартрии несформированы, предлагаются упражнения для проверки подвижности речевых органов, указываются признаки легкой ("стертой") ф...
Что такое дизартрия. Причины её возникновения и проявления.
Что такое дизартрия. Причины...
Что такое дизартрия?
В целях распространения знаний среди родителей о логопедических проблемах хотелось бы остановиться на таком нарушении , как дизартрия....
Консультация для родителей: "Что такое дизартрия".
Дизартрия - это такое нарушение, когда ухудшается связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. Происходит микроограническое поражение головного мозга. В результате ухудшается произн...