Что такое дизартрия. Причины её возникновения и проявления.
статья по логопедии на тему

Родина Елена Николаевна

                    Что такое дизартрия.

                  Причины её возникновения и проявления.

 

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Это нарушение обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

 У детей – дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической  мускулатуры. Речь такого ребёнка характеризуется нечётким, смазанным  звукопроизношением, голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий, ритм дыхания нарушен, речь теряет свою плавность,  темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Причинами возникновения дизартрии являются  различные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты, также наследственные и социальные факторы и т.д.), в момент рождения (затяжные и стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные, простудные  заболевания ребёнка, заболевания  мозга и мозговых  оболочек – менингит, менингоэнцефалит и др.).

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в лёгкой форме. Тяжёлая форма чаще рассматривается в рамках детского церебрального паралича  и является его компонентом. Дети с тяжёлой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с лёгкими степенями дизартрии (другие названия: стертая  форма, дизартрический компонент или синдром). Эти формы проявляются в более лёгкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но нечёткая.

Дети с лёгкой степенью дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако, у них имеются некоторые особенности. Эти дети нечётко говорят  и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребёнок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание.  Часто родители идут малышу на  уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребёнка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребёнка хорошо пережёвывать и твёрдую пищу.

Труднее у таких детей воспитываются культурно- гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребёнок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает её обратно. Такого ребёнка нужно учить надувать щёки и удерживать   воздух, а потом перекачивать его  из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребёнка полоскать рот водой.

Дети с дизартрией не любят и не хотят застёгивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно  развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребёнка застёгивать пуговицы – сначала крупные, потом  мелкие – на  своей одежде, затем на одежде кукол. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребёнка. После подобной тренировки дети смогут уже застёгивать пуговицы на одежде, одетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг, фигура в форме сапога и др.), вырезанные из плотного картона или фанеры. По краям фигуры на расстоянии 1 см друг от друга делаются дырочки. Ребёнок должен последовательно продеть во все дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обмётывая края.  Чтобы у ребёнка не ослабел интерес к упражнениям, можно наклеивать в середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сделает таким образом игрушку и сможет подарить её кому захочет. Зачем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах.

Дети- дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать  силу нажима на карандаш и кисточку.  Для  того, чтобы быстрее и лучше научить ребёнка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими  в кольца ножниц производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук,  у ребёнка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжи, потому что они не могут чётко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они умеют прыгать на левой и правой ноге. Обычно взрослый помогает ребёнку прыгать на  одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.

Нарушения моторики у детей требуют индивидуальных дополнительных  занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение  ребёнка проводится по различным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения,  формирование ритмико- мелодической  стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы  у ребёнка выработались прочие навыки во всей двигательной сфере, требуется  длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога, невропатолога, дефектолога, психолога  и специалиста по лечебной физкультуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dizartriya_.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                         Что такое дизартрия.

          Причины её возникновения и проявления.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Это нарушение обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

 У детей – дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической  мускулатуры. Речь такого ребёнка характеризуется нечётким, смазанным  звукопроизношением, голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий, ритм дыхания нарушен, речь теряет свою плавность,  темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Причинами возникновения дизартрии являются  различные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты, также наследственные и социальные факторы и т.д.), в момент рождения (затяжные и стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные, простудные  заболевания ребёнка, заболевания  мозга и мозговых  оболочек – менингит, менингоэнцефалит и др.).

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в лёгкой форме. Тяжёлая форма чаще рассматривается в рамках детского церебрального паралича  и является его компонентом. Дети с тяжёлой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с лёгкими степенями дизартрии (другие названия: стертая  форма, дизартрический компонент или синдром). Эти формы проявляются в более лёгкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но нечёткая.

Дети с лёгкой степенью дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако, у них имеются некоторые особенности. Эти дети нечётко говорят  и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребёнок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание.  Часто родители идут малышу на  уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребёнка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребёнка хорошо пережёвывать и твёрдую пищу.

Труднее у таких детей воспитываются культурно- гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребёнок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает её обратно. Такого ребёнка нужно учить надувать щёки и удерживать   воздух, а потом перекачивать его  из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребёнка полоскать рот водой.

Дети с дизартрией не любят и не хотят застёгивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно  развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребёнка застёгивать пуговицы – сначала крупные, потом  мелкие – на  своей одежде, затем на одежде кукол. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребёнка. После подобной тренировки дети смогут уже застёгивать пуговицы на одежде, одетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг, фигура в форме сапога и др.), вырезанные из плотного картона или фанеры. По краям фигуры на расстоянии 1 см друг от друга делаются дырочки. Ребёнок должен последовательно продеть во все дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обмётывая края.  Чтобы у ребёнка не ослабел интерес к упражнениям, можно наклеивать в середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сделает таким образом игрушку и сможет подарить её кому захочет. Зачем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах.

Дети- дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать  силу нажима на карандаш и кисточку.  Для  того, чтобы быстрее и лучше научить ребёнка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими  в кольца ножниц производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук,  у ребёнка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжи, потому что они не могут чётко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они умеют прыгать на левой и правой ноге. Обычно взрослый помогает ребёнку прыгать на  одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.

Нарушения моторики у детей требуют индивидуальных дополнительных  занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение  ребёнка проводится по различным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения,  формирование ритмико- мелодической  стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы  у ребёнка выработались прочие навыки во всей двигательной сфере, требуется  длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога, невропатолога, дефектолога, психолога  и специалиста по лечебной физкультуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Особенности возникновения и проявления тревожности в дошкольном возрасте"

Проблема тревожности в дошкольном возрасте в настоящее время является наиболее актуальной и изучаемой, так как понимая причины возникновения детской тревожности, можно грамотно простроить коррекционно...

Дизартрия , как наиболее часто встречающееся нарушение. Логопед поликлиники о работе с детьми, страдающими дизартрией в разных фомах ее проявления.

Дизартрия - что это такое? Дизартрия у детей: виды, причины, симптомы. Одной из причин частого посещения логопеда поликлиники могут стать недостатки в произношении ребенка, которые отчасти напом...

Конспект выступления на педсовете: «Дизартрия: причины, приемы и методы работы»

В данном материале предсавлены общие сведения о дизартрии у детей. Данное выступление рассчитано на педагогов логопедических групп....

Стёртая форма дизартрии. Причины возникновения и особенности речевого развития детей дошкольного возраста.

Дизартрия – это неврологический термин, образован (от греч. dys – частица, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное ...

ДИЗАРТРИЯ. ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ.

Дизартрия у детей – неврологическое заболевание, суть которого выражается в тяжелом нарушении речи, а именно: замене одних звуков другими, нарушении артикуляции, изменении интонации и темпа речи...

« Причины возникновения и проявление духовного кризиса института семьи и родительства в современном мире»

Введение Что такое семья? Наиболее общее определение данного термина: семья - социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически...

Консультация для родителей «Тревожность у детей дошкольного возраста: причины ее возникновения и особенности проявления».

В материале рассматривается проблема тревожности у детей дошкольного возраста. Представлены особенности, проявления тревожности детей, причины возникновения...