Практикум для молодых учителей «Искусство говорить». «Нейроупражнения для развития речи детей школьного возраста».
материал по логопедии
Цель тренинга: овладение умению правильно и красиво говорить для последующего применения в работе и личной жизни.
Задачи:
- Создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;
- Повысить грамотность молодых педагогов в области развивающей педагогики.
- Развить интерес к техникам ораторского мастерства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_govorit.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Искорка» с. Шебалино
Практикум для молодых учителей «Искусство говорить». «Нейроупражнения для развития речи детей школьного возраста».
Учитель-логопед: Шагаева Э.В.
с. Шебалино , 2024 год
Цель тренинга: овладение умению правильно и красиво говорить для последующего применения в работе и личной жизни.
Задачи:
- Создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;
- Повысить грамотность молодых педагогов в области развивающей педагогики.
- Развить интерес к техникам ораторского мастерства
1. Организационный момент
Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь, друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе, мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы.
Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. (ПАУЗА)
Выдохните из себя свежесть и красоту лугов, тепло солнечных лучей, чистоту рек. (ПАУЗА)
Я желаю вам приятного общения друг с другом!
Умение говорить правильно и красиво - это важный навык, которым обязательно нужно овладеть, так как речь является орудием труда любого педагога.
Если вы хотите научиться правильно и красиво говорить, необходимо обратить внимание на технику речи.
Техника речи - это, прежде всего, правильно поставленная дикция, речевое дыхание, артикуляция, поставленный голос. (На презентации)
Правильное дыхание - это основа красивой речи. От правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса.
Специальные дыхательные упражнения
Специальные дыхательные упражнения способствуют развитию силы голоса, формированию правильного тембра речи и предупреждают заикание и запинки.
На Востоке считается, что дыхание нижней частью живота является наиболее эффективным дыхательным упражнением. И ввести в свой дневной рацион минут десять такого дыхания будет очень полезно.
Дыхательные упражнения можно выполнять и сидя за компьютером, и стоя. Дыхание животом идеально для расслабления.
1) Вот один из самых простых методов снятия напряжения - сделать несколько глубоких вдохов и выдохов (вдох носом, выдох ртом). Одновременно с дыханием животом можно выполнять «незаметные» упражнения, например, сжимать-разжимать кулаки.
2) Фразы на одном выдохе.
Возьмем пословицы: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Любишь кататься - люби и саночки возить.
3) Прочитать стихотворения на одном выдохе под мяч (каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол). Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч.
Тембр голоса
Наверняка каждому в жизни встречались люди с приятным по тембру голосом. При этом зачастую даже не важно было, что говорит человек, начинаешь слушать именно его завораживающий голос.
Уже доказан тот факт, что низкие тембры голоса воспринимаются на слух гораздо лучше, нежели высокие, а у слушателя низкий голос вызывает больше симпатии и доверия. Поэтому, когда разговариваете, старайтесь не смеяться визгливым резким смехом и не повышать тон.
Как правило, людям больше нравятся низкие голоса – и мужские, и женские. Так что, прежде всего, нужно научиться разговаривать в нижнем регистре. А вот повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным. Вот такая несправедливость:
Чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат.
Интонация
Кроме того, речь не должна быть монотонной. Она обязательно должна быть окрашена интонациями.
Этому способствует простое упражнение - чтение вслух стихов, сказок, рассказов с различной интонацией, «по ролям» - меняя голос, в зависимости от того, чьи реплики читаете.
Как развить речь и дикцию?
Прежде, чем приступать к совершенствованию дикции, нужно проверить артикуляцию с помощью следующих способов:
- Записать себя на диктофон, прослушать материал и выделить проблемные моменты.
- Произнести гласные, глядя на себя в зеркало, чтобы проверить правильное движение губ.
- Свернуть язык трубочкой. Если не получается, то это говорит о плохой подвижности языка и слабых мышцах.
После выявления "слабых мест" можно перейти к действиям: выполнять специальные упражнения или работать со скороговорками. Тренировать дикцию нужно ежедневно, выделяя на занятия не менее 10 минут в день.
Перед упражнениями нужно сделать небольшую разминку:
- 5-7 раз высунуть язык как можно дальше и вернуть его обратно максимально глубоко;
- По 10 раз коснуться кончиком языка правой и левой щеки изнутри;
- Достать язык и очертить им 10 кругов по часовой стрелке и 10 кругов против;
- Вытянуть губы в трубочку на 3-5 сек., затем растянуть губы в улыбке на 3-5 сек.
После разминки можно приступить к тренировке дикции.
Упражнение «Произнесите с интонацией»
Вы должны сказать фразу: «Я хочу танцевать»: зло, раздражительно, ласково, доброжелательно, утвердительно, вопросительно, восклицательно, тихо, громко, кратко - отрывисто, растянуто-протяжно, придайте удивительную интонацию, теперь скажите так, как будто вы чего - то в восторге, произнесите разочарованным тоном, как будто вы сожалеете о чем - то, злорадно.
4) Произнесите скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит» начиная с шёпота и с каждым разом увеличивая звук до очень громкого.
Читайте ежедневно по 10-15 скороговорок. «При произношении гласных больше открывайте рот, при произношении согласных - старательно двигайте теми органами речи, при помощи которых эти звуки образуются».
Примеры скороговорок:
Добыл бобов бобыль.
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
От топота копыт пыль по полю летит.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.
Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
Рапортовал да недорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.
Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
«Если язык у вас заплетается, читайте скороговорки сначала по слогам, особое внимание обращайте на конечные слоги слов, которые при устной речи часто глотаются или звучат неотчетливо. После этого читайте скороговорки, делая небольшие остановки перед каждым словом (предлоги, союзы и все слова, произносимые без ударения, сливайте в произношении вместе с теми словами, возле которых они стоят).
Старайтесь тренироваться в произношении тех скороговорок, звуки в которых у вас произносятся хуже всего.
Положение тела
Правильная осанка также способствует формированию уверенного, свободного голоса. Поэтому, сидя на рабочем месте, старайтесь держать спину ровно, прямо, не горбитесь, опирайтесь на спинку стула. Держите голову прямо, смотрите перед собой во время разговора (поворот головы, наклон головы вниз зажимает, сдавливает голос).
Улыбайтесь.
Улыбка поможет Вам не только расслабить мышцы, освободить голос, но и сделает речь эмоционально-выразительной, создаст хорошее настроение Вам и Вашим детям.
Словарный запас
Речь педагога, чтение детям произведений художественной литературы должны быть безукоризненными. Неверно усвоенная произносительная форма речи с трудом поддаётся исправлению. Из этого следует, что правильная речь педагога должна соответствовать нормам русского языка.
Чтобы насытить речь новыми словами, старайтесь каждый день запоминать хотя бы одно новое слово. Русский язык так богат, что за этим занятием можно провести всю жизнь. Поэтому не бойтесь заглядывать в словари толковые, этимологические и фразеологические.
Игра «Произнеси правильно» (слова наиболее часто нами употребляемые)
• «ТОрты», а не «тортЫ»,
• «позвонИшь», а не «позвОнишь»,
• «досУг», а не «дОсуг»,
• «договОр», а не «дОговор»,
• «КаталОг», а не «катАлог»,
• «кАмбала», а не «камбалА»,
• «кУхонный», а не «кухОнный»,
• «взялА», а не «взЯла»,
• «далА», а не «дАла»,
• «бралА», а не «брАла» и т.д.
Упражнение 1. Проработка глухих согласных
Произнести без голоса глухие согласные, активно "взрывая" их:
1.П! Пь! П! Пь! …
2.К! Кь! К! Кь! …
3.Т! Ть! Т! Ть! …
Далее нужно подключить гласные и произнести следующие наборы букв:
1.Пу! По! Па! Пэ! Пи! Пы! Пя! Пе! Пё! Пю!
2.Ку! Ко! Ка! Кэ! Ки! Кы! Кя! Ке! Кё! Кю!
3. Ту! То! Та! Тэ! Ти! Ты! Тя! Те! Тё! Тю!
Упражнение 2. Отработка звука Ж/Ш
Четко произнести пары слов: "жир -ширь", "жар - шар", "жить - шить", "жабка -шапка", "жутко - шутка".
Упражнение 3. Отработка звука З/С
Чётко произнести пары слов: "зуб -суп", "взор -сор", "зев - сев", "зеленый - соленый", "Зойка - сойка".
Упражнение 4. Отработка звука К/Г
Чётко произнести пары слов: "Геша - Кеша", "год - кот", "гость - кость", "гол - кол", "гнут - кнут".
Упражнение 5. Отработка звука Б/П
Четко произнести пары слов: "бал - упал", "бар - пар", "браво - право", "боли - поле", "борт - порт", "бел - пел".
Упражнение 6. Отработка звука Ц
Четко произнести пары слов: "улица - лиса", "цапля - сабля", "цок -сок", "цирк - сыр", "цель - сель".
Упражнение 7. Разговор с препятствием
Сжать крепко зубами карандаш, неочищенный грецкий орех или пробку от вина и произнести 10-15 фраз. Также подойдет любое стихотворение классика или простой текст. Важно стараться произносить слова четко и выразительно.
Упражнение 8. Развитие артикуляционного аппарата
Произнести наборы букв, активно взрывая их:
1.Птка! Птко! Птку! Пткэ! Птки! Пткы!
2.Бдга! Бдго! Бдгу! Бдгэ! Бдги! Бдгы!
3.Кпта! Кпто! Кпту! Кптэ! Кпти! Кпты!
4.Гбда! Гбдо! Гбду! Гбдэ! Гбди! Гбды!
5.Тпка! Тпко! Тпку! Тпкэ! Тпки! Тпкы!
6.Дбга! Дбго! Дбгу! Дбгэ! Дбги! Дбгы!
Также можно потренироваться на сочетаниях:
- Вздри-фстри, вздро-фстро, вздры-фстры;
- Бги-пки, бга-пка, бгэ-пкэ;
- Гкру-хкру, гкро-хкро, гкра-хкра;
- Стри-зтри, стра-зтра, стро-зтро;
- Кца-пца, кцы-пцы, кце-пце, кцо-пцо, кцу-пцу
Как развить голос?
Для красивого голоса нужно много работать над его раскрытием, тембром и правильным дыханием. Способы постановки зависят от цели. Независимо от выбранной задачи, каждый освоенный навык будет полезен, поэтому специалисты рекомендуют прорабатывать все, что связано с постановкой голоса:
- Раскрытие и включение грудного и головного резонатора;
- Тренировка голосовых связок;
- Умение правильно брать дыхание и держать опору;
- Умение регулировать громкость голоса без напряжений в мышцах.
Перед упражнениями нужно расслабить мышцы всего тела, полежав несколько минут. Далее можно приступить к техникам "разработки" голоса и раскрытию резонаторов:
Упражнения для опоры и громкости голоса:
"Распевка". Глубоко выдохните, затем сделайте вдох и на выдохе громко произносите "Ммии – Мммэ – Ммма – Мммо – Ммму – Мммы".
"Звуковая лестница". Точно так же, как и в первом упражнении, пропойте на выдохе гласные "и", "э", "а", "о", "у". Можно пропеть каждую букву отдельно до момента, пока не закончится воздух.
"Тарзан". Произносите гласные, как описано в предыдущем упражнении, постукивая по груди кулаками.
"Рычание". Произнесите протяжное "Р". После повторите слова, растягивая букву "Р": ромашка, тигр, грамм, графин, рыба, крокодил, рок, рык, рев.
Также научиться правильно дышать помогут соответствующие практики из йоги и техники с распевкой мантры "Ом".
Развитие голоса и дикции для детей
У детей освоение правильной речи в школьном возрасте является основным условием нормального психофизического воспитания, развития личности и формирования самооценки. Проблемы с голосом у ребенка могут появиться из-за неуверенности в себе, постоянного подражания родителям и неправильного воспитания, когда дома разговаривают на повышенных тонах или ограничивают "голосовые" возможности ребенка, заставляя разговаривать его тихо и не мешать другим членам семьи. Причины плохой дикции могут быть следующими:
- Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата;
- Гиперактивность, отсутствие самоконтроля, неустойчивость внимания;
- Нарушение звукопроизношения и звукослоговой структуры слов.
Работа над голосом у детей происходит так же, как и у взрослых. Важно научить ребенка правильно брать дыхание, расставлять логичные акценты в речи, прорабатывать его неуверенность в себе и нечёткое произношение слов.
Способы для развития правильных речевых навыков у детей:
Артикуляционная гимнастика: гимнастика для губ, языка, на расслабление лицевых и челюстных мышц.
Скороговорки: чтение на скорость, с определенной интонацией или громкостью голоса.
Игра "Спуск с горы" на развитие навыка изменения силы голоса. Ребенок представляет, что он спускается с горы вниз и считает до десяти, начиная громко и постепенно понижая голос до шепота. Затем нужно сказать ребенку, что нужно подняться назад в гору снова со счетом, начиная с шепота и постепенно повышая голос.
Игра "Самолет" на развитие навыка регулирования темпа речи. Стоя, ребенок разводит руки в стороны и покачивает ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук "у". Затем по сигналу взрослого быстро опускает руки вниз и, присев, коротко говорит "у".
Игра "Забиваем гвозди" на улучшение дикции и артикуляции. Сказать ребенку, что ему нужно забить гвоздь, сопровождая удары молотком звуками "гбде", "гбду", "гбда", "гбды", "гбдж".
Чтобы занятия были эффективными, нужно проводить их ежедневно, уделяя по 10-15 минут в день. Предпочтительно использовать формат увлекательной игры. Также не нужно забывать хвалить и отмечать достижения ребенка.
В завершении практикума я предлагаю вам упражнение «Сундук красивой речи». На столах у вас лежат зеленые, розовые и голубые ключи.
Зеленый ключ выбираете и клеите на доску, если вам все понятно по теме практикума;
Голубой ключ - если у вас возникли трудности в общении и сегодня кое-что прояснилось;
Розовый ключ - если вы много не поняли и у вас остались вопросы.
Коллеги, я благодарю вас за ваше активное участие в практикуме, учту все ваши пожелания и предложения. До новых встреч!
Упражнение «Аплодисменты по кругу».
Вы все очень хорошо поработали, поиграли. И каждый из вас заслужил аплодисменты. Давайте друг другу поаплодируем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Использование фольклора и произведений народно-прикладного искусства для развития речи детей раннего возраста»
Педагогическмй проект предназначен для формирования у детей раннего возраста интереса к использованию фольклора и произведений народно-прикладного искусства для развития речи....
Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора
Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...
Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»
Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит родителей с инн...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Физкультминутки – как средство развития речи детей дошкольного возраста».
laquo;Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »В....
Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов ДОУ "Советы учителя - логопеда педагогам ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов ДОУ...
«Нейроупражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Нейроупражнения – это специальные игровые комплексы, помогающие ребёнку решать следующие задачи: ...