Консультация для педагогов ДОУ "Советы учителя - логопеда педагогам ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии
Консультация для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_prezentatsii_sovety_uchitelya_-_logopeda_pedagogam_dou_po_razvitiyu_rechi_detey.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Советы учителя - логопеда педагогам ДОУ по развитию речи у детей дошкольного возраста»
Подготовил: Учитель- логопед: Менус Елена Владимировна.
1слайд. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №8 ГОРОДА ДОНЕЦКА
Тема: «Советы учителя - логопеда педагогам ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»
2 слайд. “Речь – удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им”
Г. Гегель
3 слайд. Актуальность проблемы речевого развития
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Наблюдая за детьми, логопед обращает внимание на то, что не все дети в группе имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Есть и такие, кто не понимает смысла слов и это ведет к непониманию содержания читаемого, рассказываемого материала.
4 слайд. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они с ним говорят, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка и дальнейшем обучении в школе.
В общении со взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас.
Между тем, чтобы новые слова не остались в пассивном словаре ребенка, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть понятым и получить ответ, делает речь дошкольника связной и полной.
5 слайд. Многие считают, что развитая речь – это умение читать и писать, как максимум, и рассказывать стихотворение, как минимум. Образовательная область «Речевое развитие» включает:
• Предметная речевая среда;
• Звуковая культура речи;
• Обогащение словаря;
• Грамматический строй речи;
• Связная речь;
• Ознакомление с художественной литературой.
6 слайд. Решая задачи речевого развития детей в первую очередь необходимо создание развивающей среды в группе. Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
7 слайд. Основными направлениями работы по развитию речи являются: 1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя.
4. Развитие связной речи (Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание).
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
8 слайд. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.
Развитие речевой активности может проходить не только на специально- подготовленных занятиях, в режимных, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду.
9 слайд. Чтение и рассказывание художественных произведений. Из книги ребенок познаёт много слов, образных выражений. Его речь обогащается эмоциональной и поэтической речью.
10 слайд. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (интонационная выразительность речи, высота голоса, мимика).
11 слайд. Сюжетно – ролевая игра способствует закреплению навыка пользоваться инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.
12 слайд. Дидактические игры. Дидактическая игра пополняет и активизирует словарь, способствует развитию связной речи, формирует правильное произношение.
13 слайд. Подвижные игры. Во время подвижных игр педагог побуждает детей к подражанию речевой деятельности и расширению объема понимания речи и словарного запаса. Народные подвижные игры способствуют развитию эмоциональности, темпа, ритма речи, модуляции голоса.
14 слайд. Во время проведения динамических пауз и физкультминуток дети учатся согласованному выполнению движений по тексту. Развивается эмоциональность, ритм, темп речи, модуляция голоса.
15 слайд. Занятие изобразительной деятельностью. Активизация речевого материала во время занятий изобразительной деятельностью и знакомства с произведениями искусства.
16 слайд. Беседы помогают активизировать в речи детей слова и выражения, обогащать словарь прилагательными и глаголами, развивать диалогическую, доказательную речь, совершенствовать грамматический строй речи.
17 слайд. Прогулки и экскурсии. В процессе прогулок и экскурсий расширяется словарный запас, происходит овладения навыками словообразования, согласования слов в речи. Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, включают игры, способствующие расширению словарного запаса детей, их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.
18 слайд. Экспериментальная деятельность. Исследовательская деятельность способствует развитию памяти, мышления и речи. Ребенок учится делать элементарные умозаключения, устанавливать логические связи, обосновывать свои суждения, приводить доводы. Тем самым развивая речь.
19 Слайд. Трудовая деятельность, выполняя трудовые операции, ребенок сопровождает действие словом рассказывает о последовательности своих действий словом, поясняет их.
20 слайд. Проектная деятельность. Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи.
21 слайд. Развлечения, досуги, тематические дни. В этих мероприятиях развиваются все компоненты речи.
22 слайд. Взаимодействие с родителями
Одним из важнейших направлений в деятельности педагога по развитию речи детей является взаимодействие с родителями. Ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома.
23 слайд “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский
24 слайд Заключение. Работа по проблеме «Речевое развитие ребенка в детском саду» - это трудоемкий процесс. Чтобы достичь положительных, ощутимых результатов, она должна вестись в системе. Эта система такова: детский сад-ребенок-семья. В работе педагог должен использовать творческий подход к данной проблеме, используя, как стандартные формы работы, так и нетрадиционные. Важно привлечь семью к решению данного вопроса. Заинтересовать родителей, повысить их педагогическую компетентность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
Обмен опытом обучения и воспитания детей с нарушением речи, посредством демонстрации методов и приемов работы при активном участие педагогов...
Доклад для педагогов на тему: «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...
Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста. Занимательные игры и упражнения» Учитель – логопед Н.В. Волошина
Консультация для воспитателей...
Мастер класс для педагогов в детском образовательном учреждении «Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста»
Тема нашего мастер-класса«Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста»Хочу представить вашему вниманию черный ящик. Мне нужен один смелый участник – опустите руку...
Мастер-класс для педагогов на тему: "Использование массажных мячиков как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по использованию массажного мяча в работе с детьми дошкольного возраста....
Мастер-класс для педагогов и презентация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»...
Мастер класс для педагогов на тему:"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста" Ноябрь 2023
Большую роль устное народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так как учит детей правильно четко и отчетливо произносить звуки и слова,...