Логопедическая характеристика и образец перспективного плана
методическая разработка по логопедии

Гульнара Гаязовна Гайфуллина

Документация учителя-логопеда в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая характеристика

Фамилия, имя ребёнка: _________________________________________________________

Дата рождения: ________________________________________________________________

Домашний адрес: ______________________________________________________________

Из какого детского сада направлен: _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дата поступления _____________________________________________________________

Нарушение речи при поступлении: _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Звукопроизношение:___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Гласные звуки:   а           о           у            и           э

Согласные звуки: с       с        з         з          ц           ш         ж         ч         р        р         л         л

Йотированные гласные:  я         ю         е           ё

и другие:______________________________________________________________________

Фонематическое восприятие:  ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Слоговая структура слова: _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Грамматический строй речи: ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Словарь:  _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Связная речь: _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Внимание: ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Память: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Работоспособность: ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Отношение к учебной деятельности: ______________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Логопедическое заключение: ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Логопед:  _____________________________________________________________________

Образец перспективного плана работы учителя-логопеда

с педагогами и родителями на  20…-20…. учебный год

Дата

Планируемая работа

Сентябрь

Проведение родительского собрания «Сотрудничество педагогов и родителей»

ТГ «Мастерская речи» - консультация для воспитателей «Буквоведы – обучение чтению»

 Анкетирование

Семинар  «Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста при подготовке к школе в условиях интеграции»

Октябрь

Стендовый доклад «Почему ребёнок молчит?»

Консультация для родителей «Развитие речи ребёнка начинается с колыбели»

Посещение занятий по развитию речи

Ноябрь

Семинар – практикум «Система логопедической работы по предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста»

Проведение родительского собрания «Компетентный подход в развитии личности ребёнка»

ТГ «Мастерская речи» - конкурс чтецов «Детство-это свет и радость»

Декабрь

Выпуск газеты «Речецветик»

Проведение родительского собрания «Психологические особенности детей с ОНР»

Консультация для воспитателей «Развитие у детей умения классифицировать»

Январь

Родительская конференция «Мир здорового детства»

ТГ «Мастерская речи» - «Лопотушки» (мастер-класс)

Посещение занятий по развитию речи

Февраль

Проведение родительской гостиной «Роль детской книги в речевом развитии детей»

Консультация для родителей «Хорошо ли быть левшой?»

Круглый стол для педагогов «Семейное воспитание детей с недостатками речи» (педагогический потенциал взаимодействия семьи и ДОУ)

Март

ТГ «Мастерская речи» - «Говорунята» (игры на развитие лексики и грамматики)

Конкурс «Лучший книжный уголок»

Семинар-практикум  «Пальчиковый игротренинг»

Апрель

Выпуск газеты «Речецветик»

Консультация для педагогов «Проведение логопедических досугов»

День открытых дверей - «Настольные игры по развитию речи»

Май

Проведение родительского собрания «Речевой мониторинг»

Консультация для родителей «Детское словотворчество»

Заседание ПМПК

Июнь          

Папка-передвижка «Учим стихи по картинкам»                  

Праздник «Правильной речи»

Приложение 6

(для социальных педагогов;

педагогов-организаторов;

вожатых, воспитателей школ-интернатов,

детских домов, ГПД;

концертмейстеров; учителей- логопедов;

учителей – дефектологов; педагогов специальных

коррекционных учреждений и классов)

Аналитический отчет о результатах  педагогической деятельности аттестуемого педагога в межаттестационный  период

___________________________________________________________________Ф.И.О., должность, наименование образовательного учреждения

1.Общие данные об аттестуемом

Образование__________________________________________________________________

Стаж педагогической работы _________________________________________________________________________________

Стаж работы в данном учреждении ________________________________________________________________________________

Стаж работы в данной должности___________________________________________________

Наличие квалификационной категории по данной должности___________________________________________________________________________

2.   Основные цели и задачи педагогической деятельности (в соответствии с должностными обязанностями, с учетом условий педагогической деятельности). 

3. Степень решения педагогических целей и задач. Анализ результатов педагогической деятельности:

- вывод о том, как в целом решены поставленные цели и задачи, факты, цифры, подтверждающие этот вывод (можно представить в форме графиков, таблиц, диаграмм и т.д.);

- что делалось для достижения поставленных целей и решения задач, что и как повлияло на их решение (степень влияния различных действий и средств: формы, методы работы, материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение); целесообразность проводимой педагогической работы; факторы, которые обусловили достигнутые результаты; Обоснованность корректировки деятельности; эффективность использованных педагогических средств, их влияние на результаты;

- недостатки в организации работы, их причины;

- неиспользованные возможности и педагогические средства, резервы для дальнейшего совершенствования работы;

- перспективы дальнейшей  педагогической деятельности.

4. Профессиональный рост педагога:

4.1. Прохождение курсов повышения квалификации за последние пять лет ( не менее 72 часов):

Наименование учреждения

Название образовательной программы

Дата прохождения курсов

№ удостоверения

4.2. Участие в работе конференций, семинаров:

Уровень и название конференции, семинара и др.

Форма участия

Тема выступления

4.3. Участие в работе МО:

Год

Вид деятельности

Результаты работы

4.4. Работа над методической темой:

год

Наименование темы

Результаты работы

4.5. Участие в профессиональных конкурсах:

Уровень

Наименование

конкурса

Итого

участник

лауреат

победитель

Всероссийский

Региональный

Муниципальный

5. Обобщение и распространение опыта.

5.1.- 5.2. Презентация опыта на различных уровнях:

Форма

Уровень

Тематика с указанием года

Проведение мастер-классов

для педагогов, руководителей

Региональный

Межмуниципальный

Муниципальный

Выступления на методических объединениях, конференциях

Региональный

Межмуниципальный

Муниципальный

5.3. Наличие научно-педагогических и методических публикаций на муниципальном, областном, федеральном уровне: 

Уровень

Название публикации

Выходные данные

Место издания, гриф

Название издательства

Год

издания

Международный

Всего:

Всероссийский

Всего:

Региональный

Всего:

Муниципальный

Всего:

Уровень ОУ

Всего:

6. Другие информационные и аналитические данные, свидетельствующие о результативности деятельности педагога.

«__» _____________ 200__ г.        __________________________

           /подпись аттестуемого/

Данные, представленные в аналитическом отчете______________________заверяю.

                                                                                               ФИО педагога

Руководитель образовательного

учреждения        __________________________

           /подпись руководителя ОУ/

Выводы администрации образовательного учреждения:

- уровень общей и профессиональной культуры педагога;

- рейтинг педагога;

- создание благоприятного психологического климата (отсутствие конфликтов с администрацией, коллегами, родителями, учащимися и др.);

- соблюдение техники безопасности;

- санитарно-гигиеническое состояние кабинета;

- оценка состояния документации;

- оценка результативности  и эффективности педагогической деятельности;  

- рекомендация о присвоении квалификационной категории.

Руководитель образовательного

учреждения        __________________________

           /подпись руководителя ОУ/

«___» ____________200 __ г.

М.П.

Образец примерных тем консультаций логопеда для педагогов ДОУ

  1. Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста
  2. Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков
  3. Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
  4. Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста
  5. Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста
  6. Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы в процессе групповых (подгрупповых) занятий
  7. Использование коррекционно-развивающего потенциала
  8. Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом  развитии
  9. Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речевого развития

10.     Приемы педагогической коррекции внеречевых процессов  детей

11. Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей

Примерные темы консультаций для родителей

  1. Почему ребенок говорит неправильно?
  2. Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения
  3. Обогащаем словарь детей
  4. Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников
  5. Развитие связной речи детей в семье
  1. Играем пальчиками и развиваем речь.
  2.  Совершенствуем внимание и память ребенка
  3. Игровая школа мышления
  4. Речевая подготовка детей к школе в семье

Программа

организации  логопедической работы в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения.

Пояснительная записка.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989г) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развитии детей» (1995г), каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды, в которой протекает жизнь ребенка, охрану здоровья, воспитание, развитие и образование детей, а также помощь тем, кто в ней нуждается. Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период человека. Это время активного познания окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознания себя в этом мире, развития познавательных способностей. А.Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического формирования будущей личности. Называя первые 7 лет периодом «очеловечивания», он особо подчеркивал, что именно в это время происходит овладение необходимыми родовыми человеческими признаками: Членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности, поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни. Актуальность разработки содержания  форм и методов логопедической работы в условиях логопункта диктует время.

Данная программа – итог многолетнего опыта работы учителя-логопеда муниципального дошкольного образовательного учреждения, структура которого позволяет осуществлять логопедическую помощь детям дошкольного старшего и подготовительного возраста, что дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной и письменной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников.

В основе создания этой программы - проекты программы Министерства Образования РФ по коррекции письменной и устной речи, научно-методические рекомендации, инструктивные письма. Основной целью этой программы является развитие свободной, творческой, активной личности. Огромное значение придается индивидуальной работе с ребенком по устранению речевого дефекта. Реализация этой программы дает возможность ребенку синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Программа составлена с учетом и использованием современных инновационных приемов и методов, разработок в области воспитания правильного дыхания, использованием различных видов массажа и самомассажа. Неоценимо значение развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развития речи дошкольников. Программа не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и письму, но основная ее задача – развитие двигательных, познавательных, эстетических способностей дошкольников. Она реализуется через развитие:

1. двигательной области коры головного мозга;

2. речевой области коры головного мозга;

3. мышления, памяти, внимания, сосредоточенности зрительного и слухового восприятия;

4. формирования навыков учебной деятельности( умении слушать, понимать, выполнять словесные установки, инструкции, умении действовать в стандартных и нестандартных ситуациях).

        Человек будущего должен быть созидательной личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом, т.к. дошкольное учреждение, в котором я работаю имеет приоритетное эстетическое обучение и воспитания дошкольников, то эта программа предусматривает и задачи художественно-эстетического развития. Активное использование в коррекционной работе с детьми продуктивных вводов деятельности ( рисование карандашом, фломастером, красками, пальчиками, ладошками, лепке, различных видов аппликации) способствует не только эстетическому развитию, но и умственному, речевому развитию, позволяет сократить сроки работы над дефектными звуками. В старшем дошкольном возрасте с перестройкой умственной деятельности ребенка расширяется двигательный опыт, поэтому широко используются различные виды деятельности, где речь сочетается с движениями, развиваются крупные мышцы туловища и конечности, для этого разработаны занятия, где дети рисуют пальцами ног. Нельзя сказать, что картинки ножной работы поражали зрителей особым художественным мастерством, но перед детьми стоит другая задача- активизировать стопу и пальцы ног, заставить их выполнять тонкие и сложные движения. Те, кто пробовал рисовать ногами, запоминают буквы раз и навсегда.

        Игры и упражнения, предлагаемые мною на занятиях, дают возможность детям не испытывать усталости и не снижает интерес к занятиям в целом. Занятия продуманны, полезны для развития мелких и точных движений рук, т.к. от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) постоянно поступают импульсы в головной мозг, стимулируя ЦНС и способствуя ее развитию. Рисование, лепка, аппликация, работа с крупами, фасолью, пуговицами в конце занятия и на отдельных занятиях снимает напряжение, дает ребенку возможность расслабиться. В основе программы стоит «педагогика ненасилия». Изучив программу по художественному воспитанию, обучению и развитию детей 2-7 лет Лыковой И.Л. «Цветные ладошки», я использую некоторые приемы и методы в своей программе, что позволяет обогатить эстетический и художественный опыт детей-логопатов.

        Программа  представляет собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя- логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, врача, психолога, инструктора по физ.воспитанию, педагогов по ИЗОдеятельностии развитию речи, родителей и ребенка, имеющего речевые нарушения.

Это способ взаимодействия ребенка с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели всего педагогического коллектива с детьми-логопатами. Вся эта деятельность дает почву для плодотворной творческой и поисковой деятельности всего коллектива.

        Программа построена в соответствии с принципами:

  1. Концентрическим - это означает, что ознакомление детей с определенной областью знаний от этапа к этапу усложняются, между разделами программы существуют тесные межпредметные связи;
  2. Принцип единства диагностики коррекции развития неразрывности речевого и психологического развития ребенка. Определяет тесную связь  формирования и функционирования речевой деятельности со всей психикой ребенка,  а именно состоянием эмоционально- волевой сферы, восприятием, памятью, мышлением, воображением. Коррекционное обучение предполагает развитие всех речевых компонентов, в работе это реализуется параллельным воздействием на словарь, фонематику, грамматический строй, так чтобы речь возможно быстрее становилась коммуникативным средством общения.
  3. Дидактические принципы:

 - принцип последовательности и системности в воспитании и развитии детей, в логике (от  простого к сложному, от близкого к далекому, от хорошоизвестного к неизвестному);

- принцип индивидуализации и гуманизма.

4.  Специфические принципы:

- принцип культурного обогащения содержания деятельности детей в соответствии с особенностями познавательного развития детей 5- 7 лет

- принцип взаимосвязи в логопедической деятельности с продуктивными видами деятельности;

- принцип интеграции различных видов деятельности с изобразительным искусством и художественной деятельностью;

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности, воспитание думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего человека;

- принцип обогащения сенсорного и сенсомоторного чувственного опыта.

        Цели программы:

  1. Своевременная диагностика и профилактика речевых нарушений дошкольников.        
  2. Разработка и применение современных, инновационных методик в работе с логопатами по коррекции нарушений речи;
  3. Организация  педагогического процесса ,основанного на взаимодействии  учителя – логопеда  с воспитателями, муз, руководителем. Физ.работником, психологом, родителями  и ребёнком имеющим речевое нарушение.                                                                                                                                                        Структура и особенности программы.                

Вся логопедическая работа осуществляется в 3 –х направлениях:                                1-диагностическое;                                                                                2-коррекционное ;                                                                                3-профиллактическое;                                                                                                                                                                                        Оригинальность  программы  состоит в использовании современных   нновационных технологий:                                                                        

элементы игротерапии,

элементы сказкотерапии,                                                                

элементы музыкотерапии,                                                                        

-элементы изотерапии,                                                                        

элементы  песочной терапии,

элементы  здоровьесберегающей терапии,                                        

элементы психотерапии,и т.д.

Содержание  программы: 

I. Диагностическое – направление с целью построения  системы индивидуальной коррекционной работы  и осуществления дифференциального подхода к детям-логопатам. Комплектования логопедических групп на основе общности структуры дефекта. Отслеживание  динамики развития всех компонентов речи  на конец  учебного года определения уровня готовности  ребёнка к школе  и оценка эффективности коррекционного воздействия .                                                

Проводится с 1 -15 сентября –8 часов. С 15-30 мая –8часов. Диагностика включает :        

мониторинг речевых нарушений старших дошкольников;                        

методика обследования речи на начало года;                                        

 диагностика речевого развития на конец года .(с.м. приложение)

Форма проведения  - индивидуальная.

II. Коррекционное направление.

Проводится учителем –логопедом на логопедических занятиях и кружке в рамках разработанных методик::                        

1. система индивидуально – подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения -      (дислалия ,стёртая дизартрия);        150 ч.

2.  индивидуально – подгрупповая работа по преодолению заикания:- 60ч.        

3. система  логопедической работы по формированию графо – моторных навыков у дошкольников(программа)- 62 ч.                                                

4. система  логопедической работы  с детьми Н.В.О.Н.Р и Ф.Ф.Н.Р.-71 ч.

Формы работы:                                                                                        индивидуальные и подгрупповые занятия.

Методы:                                                                                

словесные, наглядные, практические, самостоятельные и  под руководством     логопеда

Методические рекомендации:

Коррекционное обучение проводится  по основным направлениям :

- развитие слухового внимания ;                                                        

- развитие сенсомоторных навыков;                                                

- формирование  кинестической основы артикуляторных движений;                

- развитие мимической мускулатуры ;                                                

- развитие психических процессов( памяти,внимания ,мышления, восприятия;)

- развитие игровой деятельности.;

Требования к проведению занятий :

добровольное участие детей;                                                         продолжительность занятий -30-35 минут .                                        

учебная и развивающая нагрузка  сочетается с отдыхом, релаксацией, физкульт..минутками.        

регулярность занятий  по коррекции звукопроизношения –4-5 раз в неделю, остальные занятия -2 раза в неделю .                                                

соблюдение санитарно-гигиенических норм.                                        

Все занятия ориентированы на психологическую защищённость ребёнка,  его  комфорт и потребности в эмоциональном общении. Педагогические требования  распространяются на все индивид. и групповые занятия.                

Логопедическая программа спланирована в тесном контакте с «программой воспитания и обучения в детском саду  под редакцией Васильевой, М..А.,ГербовойТ. С.2005 г . Где основным фундаментом реализации педагогических целей  можно назвать речевое развитие ребёнка .                

Вся работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в несколько этапов:        

  1. Подготовка ребёнка к длительной и кропотливой работе.        
  2. Задачи:  вызвать интерес к логопедическим занятиям ;                                

     1- развитие слухового внимания ,памяти ,фонематического восприятия         

     2- формирование и развитие артикуляционной моторики для постановки звуков;

     3- овладение пальчиковой гимнастикой ;                                                

    4- укрепление физ.здоровья (применение методов лечебной педагогики ,массажа ,самомассажа,)                                                                                                                                                                                        

II.        Формирование произносительных умений и навыков .                

        задачи :                                                                                        1- устранение дефектного произношения ;                                                2-умение дифференцировать звуки , сходные  артикуляционно и акустически ;        3- формирование умений и навыков пользования  исправленной ,фонетически чистой  , лексически развитой , грамматически правильной речью .                        Виды коррекционной работы  на данном  этапе :                                        

а ) постановка звуков  в последовательности-                                                

  • свистящие- с,з,сь, зь.
  • - шипящие –ш.                                                                        
  • сонор –л .                                                                        
  • шипящие –ж .                                                                
  • сонор – р –рь .                                                                
  • шипящие –ч, щ.        

Способ постановки смешанный .                                        

б) автоматизация каждого исправленного звука в слогах, словах, предложениях.

в) дифференциация звуков ;                                                

г) автоматизация звуков в спонтанной речи ;                                                III. .Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Систематические упражнения на развитие  внимания , памяти ,мышления  на отработанном в произношении материале .         Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков 

.Логопедическая работа с заикающимися детьми  построена в форме интересной игры с опорой на картинки ,игрушки ,предметы ,рифмовки ,движения. В процессе игры у ребёнка вырабатываются  качества     и навыки ,необходимые для преодоления заикания .Игра ,основанная на положительных эмоциях ,помогает ребёнку выработать алгоритм бессудорожной речи .Система игровых  занятий рассчитана на учебный год и имеет многофункциональный характер.        

Задачи:                                                                                

коррекция речи и личности ;                                                                

развитие чувства темпа и ритма;

активизация внимания и памяти ;                                                                

развитие речедвигательной координации;                                                

развитие мелкой моторики;                                                                        

формирование грамотной связной речи ;                                                        

восстановление коммуникативной функции речи.        

                                

Занятия носят индивидуально – подгрупповой характер ,в течении 25-30 минут На первых занятиях используются  облегченные формы речи :сопряженная ( взрослый произносит фразы вместе с ребёнком ) и отраженная (ребёнок повторяет текст вслед за взрослым ).Затем вносится вопросно  –ответная форма речи .Во втором полугодии дети самостоятельно  разговаривают. Все логопедические занятия по преодолению заикания включают в себя обязательные упражнения на релаксацию рук, ног, корпуса, шеи, лица, артикуляционного аппарата, дыхательную гимнастику, различные виды упражнений, подвижные игры, игры с геометрическими фигурами, имеющими огромное значение в логопедической практике с заикающимися детьми.                Занятия «Умные пальчики» планируются 2-3 раза в неделю по усмотрению логопеда в каникулы  проводятся чаще .Для систематической работы по формированию графо – моторных  навыков у детей  с Н.П.О.З,Н.В.О.Н.Р и Ф.Ф.Н.Р. разработана  программа  « Умные пальчики « Использование в коррекционной работе продуктивных видов  деятельности способствует не только речевому развитию ребёнка  но и эстетическому и  умственному, где создаются благоприятные условия для свободного и самостоятельного экспериментирования  с художественным материалом .Основная задача –развитие двигательных навыков детей .                Занятия с детьми  имеющими фонетико –фонематическое недоразвитие и невыраженное  общее недоразвитие  речи представлено в системе работы по формированию лексико –грамматических категорий и связной речи .Расчитаны на два учебных года  в старшей и подготовительной  группах ..Фронтальные логопедические занятия  рассчитаны по периодам .                                                                

Старшая группа.

1 период –(сентябрь ,октябрь ,ноябрь )- 12 ч.                                        

2 период –( декабрь ,январь ,февраль ,март )-14ч                                

3 период –(апрель ,май .)-9 ч.                                        

Подготовительная  группа         

1. период –(сентябрь ,октябрт)- 16 ч                                                         

2.  период –(ноябрь ,декабрь ,январь ,февраль )-33ч                                 

3.  период –(март ,апрель ,май )-33 ч.                

Основные требования к логопедическим  занятиям  полностью распространяются на все  фронтальные  и подгрупповые занятия  по Ф.Ф.Н.Р. и  Н.В.О.Н.Р.                

-цель и тема занятия пронизывает все  его этапы ,все виды работ .        

-максимальная насыщенность изучаемым  звуком ;                                

-сочетание учебных и игровых форм ;                                                

-наглядность в зависимости от возраста и темы ;                                

-постоянный звуко –слоговой анализ и синтез .                                        

- повседневное закрепление навыков письма ичтения ;                        

-развитие связной речи по наростающей сложности                                 

-насыщаемость использования дефектных звуков.                                                3 Профилактическое направление – охватывает работу логопеда через организацию проф .работы  с педагогами д.сада и родителями .                                

Работа осуществляется  в течение всего учебного года .                                

Формы работы  педсоветы ,творческие гостиные , семинары практикумы ,круглые столы в рамках разработанных методик .(с.м.приложение.)        

Сотрудничество с родителями осуществляется через  :

родительские собрания ;

индивидуальные и групповые консультации;

занятия в школе «Домашний логопед»

Уже к концу учебного года дети должны   уметь :

правильно произносить все  гласные и согласные звуки в слогах ,словах   и спонтанной речи .

различать гласные и согласные звуки  ,подбирать слова на заданные звуки ;         дифференцировать согласные звуки по глухости ,звонкости  ,твёрдости и мягкости .         уметь выделять звук из слов ; уметь проводить фонематический анализ слов ;п равильно согласовывать числительные и прилагательные с существительными;        

  • отбирать для высказывания слова в рамках словарного запаса соответствующие возрасту ;
  •  строить грамматически правильные высказывания;                                        
  • понимать предметно – содержательную сторону высказывания;                        
  •  работать в коллективе ,свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Должны  знать:                                                                        

  •  знать и печатать  буквы русского алфавита ;                                                
  • знать и свободно общаться на все изучаемые лексические темы (времена года ,овощи ,фрукты ,животные ,насекомые ,транспорт и т.д.)        
  •  художественные и литературные произведения, изучаемые в рамках программы по развитию  речи ;                                                                        
  • названия и авторов картин;                                                        
  • события, происходящие в окружающей жизни;                                        
  • знать и свободно пересказывать стихи, рассказы пословицы поговорки ,загадки.и т. д.                                                                                                                                                                                                                         Программа очень мобильна и с учетом современных технологий  ежегодно пополняется  новыми методическими разработками  .Программе сопутствует собирание, накопление, изготовление и систематизация наглядного и дидактического материала .                                                                                        

Учебно-методический план индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения.

№п/п

Тема занятий.

Часы.

Формы работы.

Сентябрь.

I-II.  Обследование. Сбор анамнестических данных.

III.

Подготовка к постановке звука С.

4

Индивидуальная.

1.

Звук и буква А.

1

Групповая.

2.

Звук и буква У.

1

Групповая.

3.

«Умные пальчики» Занятия №1,2.

2

Групповая.

IV.

Постановка  к постановке звука С.

4

Индивидуальная.

1.

Звук и буква И.

1

Групповая.

2.

Звук и буква П, Пь, буква П.

1

Групповая.

3.

«Умные пальчики».Занятие №3,4.

2

Групповая.

Октябрь.

I.

Постановка звука С.

4

Подгрупповая - индивидуальная.

1.

Звук и буква Т.

1

Групповая.

2.

Звуки Т-П.

1

Групповая.

3.

«Умные пальчики».Занятие № 5,6,7.

3

Групповая.

II.

Постановка звука С.

4

Индивидуальная, подгрупповая.

1.

Звуки К-Кь, буква К.

2

Групповая.

2.

«Умные пальчики».Занятие №7.8.

2

Групповая.

III.

Звук и буква С.

4

Индивидуальная, подгрупповая.

1.

Автоматизация в слогах СА.

1

Групповая.

2.

Автоматизация С в слогах СА,СЫ.

1

Групповая.

3..

«Умные пальчики» № 9,10.

2

Групповая.

IV.

Постановка и автоматизация звука С.

4

Индивидуальная, подгрупповая.

1.

Автоматизация С в слогах и словах.

1

Групповая.

2.

Автоматизация С в слогах и словах.

1

Групповая.

3.

Звук Ль.

1

Групповая.

3.

«Умные пальчики»№ 11.

1

Групповая.

Ноябрь.

I.

Постановка и автоматизация звука Сь.

4

Подгрупповая, индивидуальная.

1.

Звук  Сь в слогах.

1

Групповая.

2.

Звук Сь в словах.

1

Групповая.

2.

«Умные пальчики» №12, 13, 14..

3

Групповая.

II.

Постановка и автоматизация звука Ц.

4

Индивидуальная, подгрупповая.

1.

Звук  Ц в слогах.

1

Групповая.

2.

Звук Ц в словах.  

1

Групповая.

3.

Дифференциация звуков С-Ц.

1

Групповая.

4.

«Умные пальчики»№ 15,16.

2

Групповая.

III.

Постановка и автоматизация звука З по подражанию.

4

Индивидуальная, подгрупповая.

1.

Звук З в слогах.

1

Групповая.

2.

Звук  З в словах.

1

Групповая.

3.

Дифференциация С-З.

1

Групповая.

3.

«Умные пальчики» № 17,18..

2

Групповая.

IV.

Постановка и автоматизация звука Зь.

4

Подгрупповая, индивидуальная.

1.

Звук Зь в слогах.

1

Групповая.

2.

Звук Зь в словах.

1

Групповая.

3.

Дифференциация звуков Сь-Зь.

1

Групповая.

4.

«Умные пальчики» № 19.

1

Групповая.

Декабрь.

I.

Постановка и автоматизация звуков  Ш, Л.

4

Индивидуальная, подгрупповая.

1.

Звук Ш в слогах.

1

Групповая.

2.

Звук Ш в словах.

1

Групповая.

3.

«Умные пальчики» № 20,21,22..

3

Групповая.

II.

Автоматизация звука Ш.

4

Индивидуальная, подгрупповая.

1.

Звук Ш в слогах.

1

Групповая.

2.

Звук Ш в словах.

1

Групповая.

3.

Звук Ш в предложении.

1

Групповая.

4.

«Умные пальчики» № 23.

1

Групповая.

III

Автоматизация звука Ш в предложениях.

4

Индивидуальная, подгрупповая.

1

Дифференциация С-Ш в словах.

1

Групповая.

2

Дифференциация С-Ш в предложениях.

1

Групповая.

3

«Умные пальчики» № 24,25..

2

Групповая.

IV.

Постановка и автоматизация звука Л.

4

Индивидуальная, подгрупповая.

1

Звук Л в слогах.

1

Групповая.

2

Звук Л в словах.

1

Групповая.

3.

Дифференциация Л, Ш.

1

Групповая.

3.

«Умные пальчики» № 26.

1

Групповая.

Январь.

III.

Постановка и автоматизация звука Ж.

4

Индивидуальная, подгрупповая.

1.

Звук Ж в слогах.

1

Групповая.

2

Звук Ж в словах.

2

Групповая.

3.

«Умные пальчики» № 27,25.

2

Групповая.

IV.

Постановка и автоматизация звука Ж.

4

Индивидуальная, подгрупповая.

1

Дифференциация звуков Ж-Ш.

1

Групповая.

2

Дифференциация звуков Ж-З.

1

Групповая.

3

Автоматизация звука Ж в предложениях.

1

Групповая.

4.

«Умные пальчики» № 26.

1

Групповая.

Февраль.

I.

Постановка  и автоматизация звука Р.

4

Индивидуальная, подгрупповая.

1.

Автоматизация звука Р в слогах.

2

Групповая.

2.

Автоматизация звука Р в словах.

1

Групповая.

3.

«Умные пальчики» № 27,28.

2

Групповая.

II.

Постановка и автоматизация звука Р.

4

Индивидуальная, подгрупповая.

1.

Автоматизация Р в словах .

2

Групповая.

2.

Автоматизация Р в предложениях.

1

Групповая.

3.

«Умные пальчики» № 29,30.

2

Групповая.

III.

Постановка и автоматизация звука Рь.

4

Индивидуальная, подгрупповая.

1.

Автоматизация Рь в слогах.

1

Групповая.

2.

Автоматизация Рь в словах.

1

Групповая.

3.

Дифференциация звуковР-Рь.

1

Индивидуальная.

4.

«Умные пальчики» № 31,32.

2

Групповая.

IV.

Автоматизация звука Рь в предложениях .

4

Индивидуальная, подгрупповая.

1.

Дифференциация звуков Р-Рь в предложениях.

2

Групповая.

2.

Дифференциация звуковР-Л в предложениях..

1

Групповая.

3.

«Умные пальчики» № 33,34.

1

Групповая.

Март.

I.

Постановка и автоматизация звука Ч.

4

Индивидуальная, подгрупповая.

1.

Автоматизация звука Ч в слогах  и словах.

1

Групповая.

2.

Дифференциация звука Ч-Сь.

1

Групповая.

3.

«Умные пальчики» № 35,36.

2

Групповая.

II.

Постановка и автоматизация звука Щ.

4

Индивидуальная, подгрупповая.

1.

Автоматизация  Щ в слогах, словах и предложениях.

2

Групповая.

2.

«Умные пальчики» № 37,38,39.

3

Групповая.

III.

Постановка и автоматизация звука Щ.

4

Индивидуальная, подгрупповая.

1.

Дифференциация звуков Ч, Щ.

1

Групповая.

2.

Дифференциация звуков  Щ-С.

1

Групповая.

3.

«Умные пальчики» № 40,41.

2

Групповая.

IV.

Дифференциация звука Щ с другими звуками.

2

Групповая.

1.

Дифференциация звуков Ш-Щ.

1

Групповая.

2.

Дифференциация звуков Ч-Щ-Сь-Ть.

1

Групповая.

2.

«Умные пальчики» № 42,43.

2

Групповая.

Апрель.

Закрепление правильного произношения в стихах русских поэтов.

I.

4

Групповая.

1.

Стихи русских поэтов. В.А.Жуковский «Жаворонок», И.С. Никитин «Полюбуйся, весна наступила».

1

Групповая.

«Умные пальчики» № 44,45.

2

Групповая.

II.

С.Я. Маршак «Апрель», А.А. Фет «Весна», И.А. Бунин «Все темней и кудрявей», А.А.Блок «На лугу».

4

Групповая.

«Умные пальчики» № 46,47.

2

Групповая.

III.

Закрепление произношения свистящих, шипящих, соноров в стихотворении С.Есенина  «Черемуха».

4

Групповая.

«Умные пальчики» № 48,49.

2

Групповая.

IV.

Закрепление правильного произношения Р-Рь в стихотворении  Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».

4

Групповая.

«Умные пальчики» № 50,51.

2

Групповая.

Май.

Закрепление правильного произношения в сказках и рассказах 

I.

На материале сказок А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Царе Салтане».

2

Групповая.

«Умные пальчики» № 52,53.

2

Групповая.

II. Закрепление правильного произношения в русских народных сказках.

1.

«Лиса и журавль», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», Ш.Перо «Красная шапочка».

4

Групповая.

2.

«Умные пальчики» № 54,55.

2

Групповая.

III.

Г.Х. Андерсон «Дюймовочка» ,М.Пришвин «Еж», «Журка», Л.Толстой  «Лев и собачка», м.Горький «Воробьишка».

4

Групповая.

«Умные пальчики» № 56,57.

2

Групповая.

IV.

«Умные пальчики» № 58,59,60.

3

Групповая.

Обследование речи детей на конец года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН. НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).

Перспективный план  логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН.НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).Работа над звукопроизношением Разви...

Дрожащие звуки. Лингвистическая характеристика звуков. Логопедическая характеристика фонем

Ключевым понятием фонологии является фонема. Фонема - единица языка, служащая для различения и отождествления слов и морфем. Фонемы как абстрактные единицы звукового строя языка самостоятельного бытия...

План логопедической характеристики для младшего возраста

План логопедической характеристики для младшего возраста...

Перспективный план логопедических работы с детьми старшей логопедической группы

Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе дете...

Перспективный план с родителями подготовительной группы "Солнышко", перспективный план с родителями старшей логопедической группы "Кораблик", родительское собрание в подготовительной к школе группы "Умка"

ЦРодительское собрание в подготовительной группеТема: «Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка ...