Перспективный план логопедических работы с детьми старшей логопедической группы
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему
Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_v_st.gr_.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план логопедических работы
с детьми старшей логопедической группы на 2015 – 2016 учебный год
Учитель-логопед: Трофимова О.В.
Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»
Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода:
Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.
Содержание коррекционного обучения включает в себя:
* развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;
* подготовку к овладению диалогической формой общения;
* практическое усвоение некоторых способов словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);
* усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;
* преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени («спи» — «спит», «пей» — «пьет»);
* овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке
* усвоение навыка составления короткого рассказа.
Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.
Второй период обучения — декабрь, январь, февраль, март
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 2 раза в неделю: по формированию звукопроизношения — 1 раз в неделю.
Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:
* уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;
* практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.);
* различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;
* упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем»;
* употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);
* закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
* составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.
На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:
* закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;
* постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;
* дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;
* формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость;
* восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
Третий период — апрель, май, июнь
Фронтальные занятия по формированию лсксико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.
Содержание данных занятий включает в себя:
* закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т.п.);
* закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);
* образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);
* образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк — оньк;
* усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» — «злой» и т.п.);
* уточнение значений обобщающих слов;
* формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
* расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» — с родительным падежом, «с — со» — с винительным и творительным падежом;
* отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;
* составление разных типов предложений:
а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;
в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);
* преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»);
* умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»);
* умение выделять предлог как отдельное служебное слово;
* закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).
Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 1 раза в неделю:
1. усвоение звуков, л, с., ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге;
2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш);
3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас — са), односложных слов типа «суп».
Месяц | Лексическая тема | Формирование фонетической стороны речи | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь |
Сентябрь | Детский сад | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Составление простых предложений, определение порядка следования слов в предложении. Развитие внимания и зрительно-моторной координации | Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям |
Овощи | Формирование фонематического восприятия | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных от существительных | Рифмованный рассказ «Корзина с урожаем» | |
Октябрь | Фрукты | Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава | Усвоение категории родительного падежа единственного числа; образование множественного числа существительных; составление предложений по картинкам | Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. Рассказ-описание «Лимон» |
Сад – огород | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Согласование существительных с глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: в, на; отработка падежных окончаний имен существительных множественного числа | Составление рассказа – описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко» | |
Грибы | Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава | Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже | Чтение, пересказ по цепочке и драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом» | |
Осень | Формирование фонематического восприятия | Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа; закрепление употребления в речи обобщающих слов: осень, урожай, сад, огород, овощи, фрукты | Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски | |
Ноябрь | Перелетные птицы | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Формирование понятий о живых организмах; дифференциация вопросов: «Что это? – Кто это?»; усвоение категории родительного падежа; усвоение глаголов с разными приставками | Составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма по демонстрируемым действиям |
Лес | Формирование фонематического восприятия | Обучать образованию относительных прилагательных. Усвоение употребления имен существительных в категории родительного падежа единственного числа с предлогом около. Учить подбирать противоположные по значению слова (антонимы) | Составление описательного рассказа «Что можно увидеть в лесу?» по серии сюжетных картинок | |
Игрушки | Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава | Учить образовывать относительные прилагательные от существительных; усвоение глаголов 3 лица, единственного числа, прошедшего времени | Составление короткого рассказа-описания «Кукла» | |
Одежда и обувь | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными, учить подбирать прилагательные к существительным. Составление сложноподчиненных предложений по двум картинкам. Продолжение усвоения антонимов | Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок | |
Декабрь | Посуда | Уточнение артикуляции и произношения звука [а] | Усвоение употребления имени существительного в категории родительного падежа с предлогом из. Усвоение употребления существительных в категории творительного падежа с предлогом с. Усвоение образования прилагательных. Закреплять умение употреблять предлоги из, с | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» |
Продукты питания | Уточнение артикуляции и произношения звука [у] | Усвоение категории творительного падежа, усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом из. Развитие познавательного интереса | Составление рассказа «Гости» по опорным предметным картинкам | |
Зима | Уточнение артикуляции и произношения звука [и] | Усвоение категории предложного падежа с предлогом на. Учить подбирать глаголы к существительным по теме. Развитие произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности | Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик». Усвоение навыка составления короткого рассказа. | |
Новогодний праздник | Уточнение артикуляции и произношения звука [о] | Составление предложений по двум опорным словам. Работа с деформированным предложением. Развитие зрительно-моторных навыков. Развивать навыки словообразования и словоизменения | Составление рассказа по опорным предметным картинкам на зимнюю тематику | |
Январь | Зимующие птицы | Уточнение артикуляции и произношения звука [э] | Закрепление понятий «одушевлённый/неодушевлённый». Усвоение категории родительного падежа множественного числа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Формирование и активизация словаря | Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы |
Дом и его части | Уточнение артикуляции и произношения звука [м], [м’] | Закрепление умения составлять предложения с опорой на предметные картинки. Упражнять в образовании прилагательных от существительных | Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа | |
Февраль | Мебель | Уточнение артикуляции и произношения звука [п], [п’] | Закрепление употребления предлогов на, за, под. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Умение сравнивать предметы по их различным или сходным качествам (стул -кресло). | Рассказ – описание «Стул». Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. |
Транспорт | Уточнение артикуляции и произношения звука [б], [б’] | Усвоение глагола «ехать» с разными приставками. Закреплять умение согласовывать имена существительные с глаголами. Учить подбирать противоположные по значению слова-антонимы (быстро — медленно, далеко — близко) | Рассказ о кораблике. Усвоение навыка составления короткого рассказа. | |
Части тела | Уточнение артикуляции и произношения звука [т], [т’] | Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица | Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. | |
Домашние животные | Уточнение артикуляции и произношения звука [д], [д’] | Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик,- очк, -очек. Формирование и активизация словаря | Рассказ «Найда». Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным предметным картинкам | |
Март | Дикие животные | Уточнение артикуляции и произношения звука [к], [к’] | Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить подбирать прилагательные к существительным по теме | Рассказ по опорным предметным картинкам «Кто как зиму проводит» |
Дикие и домашние животные | Уточнение артикуляции и произношения звука [г], [г’] | Учить образовывать сложные слова, развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие зрительной памяти и произвольного внимания, аналитико-синтетическую деятельность. Практическое употребление притяжательных прилагательных (лисий хвост, вол чьи зубы) | Формирование навыка составления короткого рассказа. Рассказ – сравнение «Лошадь и белка» | |
Дикие животные холодных стран | Уточнение артикуляции и произношения звука [с] | Усвоение категории дательного падежа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Составление сложных предложений с союзом а. | Составление рассказа – сравнения «морж и ёж» по картинкам и вопросам логопеда | |
Дикие животные жарких стран | Продолжение уточнения артикуляции и произношения звука [с] | Выделение четвертого лишнего. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие внимания, памяти, зрительно-моторной координации. Закреплять основные знания названий животных и их детёнышей, где живут, чем питаются, как передвигаются | Рассказ – описание «Слон». Формирование навыка составления короткого рассказа. | |
Апрель | Профессии | Дифференциация звуков [с] и [з] | Классификация картинок по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Учить называть профессии по месту работы или роду занятия | Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы |
Наш город | Уточнение артикуляции и произношения звука [ш] | Развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности | Рассказ по опорным предметным картинкам «Дети на прогулке» | |
Весна | Дифференциация звуков [с] и [ш] | Учить составлять предложения с союзом потому что. Развивать навыки словообразования и словоизменения | Составление рассказа о весне по вопросам логопеда | |
Насекомые | Уточнение артикуляции и произношения звука [л] | Четвертый лишний. Учить употреблять предлог под, развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности | Составление рассказа по опорным предметным картинкам. Рассказ «Сороконожка» | |
Май | Хлеб | Уточнение артикуляции и произношения звука [р] | Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ечк, -очк, -ик,-ек. Формирование навыка составления предложений по двум опорным словам | Драматизация сказки «Колобок». Кукольный театр |
Лето | Дифференциация звуков [р] и [л] | Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени. Закреплять умение образовывать глаголы в прошлом времени |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ НС(К)НШ-Д/С V вида на 2011-2012 учебный год.
Программно-целевое планирование позволяет воспитателю осознанно решать задачи воспитания, осуществлять взаимосвязь социального, познавательного, эстетического, физического развития детей, ориент...
Примерный перспективный план работы с детьми старшей группы детского сада
Примерный перспективный план работы с детьми старшей группы детского сада по теме«Бумажная пластика как средство развития мелкой моторики рук для успешной социализации детей в школе»...
Перспективный план работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи.
План с темами и содержание работы по развитию связной речи детей старшей логопедической группы....
Перспективный план работы с детьми старшей группы по воспитанию звуковой культуры речи Сифонова С.И.
план работы с детьми старшей группы по воспитанию звуковой культуры речи...
Перспективный план работы с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию
Перспективный план работы с детьми старшей группы по познавательно речевому развитию...
Перспективный план фронтальных занятий в старшей логопедической группе для детей с ФФНР
Перспективный план фронтальных занятий в старшей логопедической группе для детей с ФФНР...
Перспективный план работы с детьми старшей компенсирующей группы по ОБЖ МБДОУ «Детский сад №19 «Радость» на 2018 – 2019 учебный год
Работа с детьми запланирована по разделам:Безопасность собственной жизнедеятельности, на дорогах, в природе, в пожарной безопасности, собственной жизнедеятельности. Использовала разные формы реал...