Индивидуальные коррекционные занятия учителя-логопеда с использованием массажных мячей
учебно-методический материал по логопедии

Биктимирова Светлана Васильевна

 Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Благодаря им дети развивают не только мелкую моторику, но и речевую память. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_7.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальные коррекционные занятия учителя-логопеда с использованием массажных мячей

Индивидуальные коррекционные занятия с детьми по постановке звуков, я начинаю с тренировки и разминки общей пальчиковой моторики. Так, как ребенок только что вошел в кабинет после занятий в группе ему сложно переключиться на артикуляционную гимнастику, или постановку звука. В своей работе я использую игольчатые массажные мячи, и мячики су-джок. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Благодаря которым дети развивают не только мелкую моторику, но и речевую память. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев, Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Мы разучиваем с детьми из строчек действия, дети усваивают понятия «выше»«ниже»«право»«лево»«вверх и вниз», дети учатся математическому счету. Веселые стихи улучшают ребенку настроение и желание выполнять логопедические упражнения

 

Пальчиковая игра «Черепаха» (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха (дети катают Су-Джок между ладоней)

И кусала всех от страха,

Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су- Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь. (дети катают Су-Джок между ладоней).

Пальчиковая игра «Ёжик» (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)

«Веселый счет»

«Ёжик в руки надо взять,

(берем и катаем массажный мячик)

И иголки посчитать.

Раз, два, три, четыре, пять!

(пальчиками одной руки нажимать на шипики)

Начинаем счет опять.

(перекладываем мяч в другую руку)

Раз, два, три, четыре, пять!

(пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

«Веселый Ёж»

Ежик в руки мы возьмем

Покатаем и потрем,

Вверх подбросим и поймаем,

И иголки посчитаем.

Пустим ежика на стол,

Ручкой ежика прижмем

И немножко покатаем

Потом ручку поменяем.

Ежика в руках кручу,

Поиграть. я с ним хочу.

(все действия выполняем по тексту)

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории (дети придумывают историю как мячик-еж заблудился среди игрушек, что ежика надо отправить в лес гулять и т.д.) Пальчиковые игры и упражнения с массажным мячом – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «массажных мячей» стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, массажные пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы, ладони, приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение речевых навыков. Благодаря этим упражнениям с мячами дети становятся более открытыми, хорошо идут на контакт со взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуально-коррекционной работы учителя - логопеда с ребёнком на учебный год.

Краткое планирование коррекционной работы с ребёнком С ОНР в логопедической группе....

Буклет " использование организационных моментов на коррекционных занятиях учителя-логопеда для развития психических процессов у дошкольников с ОНР"

В буклете подобраны игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие зрительной, слуховой памяти; на развитие элементов логоческого мышления и логической памяти...

Буклет " использование организационных моментов на коррекционных занятиях учителя-логопеда для развития психических процессов у дошкольников с ОНР"

В буклете подобраны игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие зрительной, слуховой памяти; на развитие элементов логоческого мышления и логической памяти...

Конспект индивидуального коррекционного занятия учителя-логопеда с ребенком среднего дошкольного возраста, имеющим глубокое нарушение зрения

Данный конспект занятия раскрывает основные приемы и специфику коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, страдающими глубокими зрительными расстройствами....

«Использование нейропсихологических игр и упражнений с детьми с ОВЗ на коррекционных занятиях учителя-логопеда»

В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми. Их эффективность доказана наукой и практикой в решение задач преодоления отставаний в психичес...

Выполнение нейромоторных упражнений с использованием теневого театра на коррекционных занятиях учителя-логопеда

Работая с детьми с ОВЗ часто очень сложно удержать их внимание, теряется интерес, концентрация рассеивается. Поэтому, как часть коррекционного занятия выполняем нейромоторные упражнения с использовани...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации коррекционных занятий учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи)

Самым популярным и наиболее ёмким является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучи...