«Использование нейропсихологических игр и упражнений с детьми с ОВЗ на коррекционных занятиях учителя-логопеда»
консультация по логопедии
В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми. Их эффективность доказана наукой и практикой в решение задач преодоления отставаний в психическом развитии, профилактики и преодолении возникающих трудностей в обучении детей дошкольного возраста. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и упражнениями, наиболее интересными, на мой взгляд, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
Игры на развитие межполушарного взаимодействия, которые доступны даже детям младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития. Целесообразно использовать такие игры в начале каждого занятия, так как они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребёнка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии. Задачи игр – это развитие межполушарного взаимодействия, концентрации внимания, зрительно – моторной координации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_neyropsihologicheskih_igr_i_uprazhneniy_na_zanyatiyah_uchitelya-logopeda.docx | 780.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование нейропсихологических игр и упражнений с детьми с ОВЗ
на коррекционных занятиях учителя-логопеда»
(подготовила учитель-логопед: Иванцова Наталья Александровна
МБДОУ д/с «Мамонтёнок»).
В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми. Их эффективность доказана наукой и практикой в решение задач преодоления отставаний в психическом развитии, профилактики и преодолении возникающих трудностей в обучении детей дошкольного возраста. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и упражнениями, наиболее интересными, на мой взгляд, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
Игры на развитие межполушарного взаимодействия, которые доступны даже детям младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития. Целесообразно использовать такие игры в начале каждого занятия, так как они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребёнка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии. Задачи игр – это развитие межполушарного взаимодействия, концентрации внимания, зрительно – моторной координации.
Игра «Накорми куклу Тату».
Инструкция логопеда: «Тата хочет кушать, давай еѐ накормим. Посмотри (показ действия) Теперь ты!» (при необходимости использовать приём «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не просыпать мимо и выполнить до конца! Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.
Игра «Напои птичку» (переливание воды, с помощью спринцовки (35 – 50 мл.) из одной мисочки в другую.
Инструкция логопеда: «Птичка хочет пить, давай нальем ей воды в мисочку. Посмотри (показ действия). Сожми грушу, наклони и отпусти, подержи – смотри груша «толстеет»- в неё набирается вода! А теперь в другую мисочку, нажимай, выливай! Теперь ты!» (при необходимости использовать приём «рука в руке, далее содействовать самостоятельному выполнению). «Нужна помощь? Хочешь еще?» (Важно не пролить мимо и выполнить до конца! Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.)
На подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми старшего возраста использую следующие игры и упражнения:
Игра «Попробуй, повтори» (ребёнок должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке) способствует стимуляции развития нервной системы, образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.
Нейропсихологические карточки использую так же для автоматизации и дифференциации звуков (на каждый звук определённая поза пальцев, например: коза, колечко).
Игра «Веселые карандаши» (при выполнении упражнения группой детей можно провести соревнование на самого быстрого и ловкого).
Инструкция: на стол выкладывается 5–10 карандашей, собираем карандаши в кулак правой рукой, левой рукой, обеими одновременно, затем по одному выкладываем карандаши на стол: правой рукой, левой рукой, обеими руками одновременно.
Игра «Игра топ, хлоп нос».
Инструкция логопеда: «Давай проведем разминку? Манго – топ, киви – хлоп, банан – покажи нос» (показывает картинки, дети выполняют соответствующие движения).
Игра «Молчу, шепчу, кричу»
Инструкция: показываем ребёнку карточки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать, где ребёнок должен реагировать соответствующим образом. Подобные нейропсихологические игры развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.
Упражнения образовательной кинезиологии: «Кулак». «Ребро». «Ладонь», «Колечко», «Ухо—нос», «Лезгинка», «Змейка», «Зеркальное рисование».
Одним из направлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия, представляют собой графические задания, построенные на основе активизации визуального (зрительного) и тонкомоторного взаимодействия. С этой целью на занятиях использую дидактические пособия (тетради, прописи) Т.П. Трясоруковой; «Нейропрописи: Развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков» И.И. Праведниковой. Поэтапное выполнение заданий правой, левой рукой, двумя руками одновременно обеспечивает включенность в работу обоих полушарий головного мозга. Благодаря этому формируются межполушарные связи, улучшается взаимодействие и синхронизация работы правого и левого полушарий.
Пособие Г.М. Зегебарт «Волшебные обводилки». Комплекс упражнений направлен в первую очередь на формирование и развитие графомоторных навыков (плавности, ритмичности и точности выполнения движений; освоение оптимального способа удержания и нажима карандаша и т.п.), координации движений, синхронизацию работы глаз и рук.
Лабиринт «Межполушарные доски». Играя в лабиринт обоими руками ребенок развивает взаимодействие и синхронизацию работы левого и правого полушарий мозга. Игра влияет на мозолистое тело мозга, в результате развивается координация движения рук, мелкая моторика, восприятие, долгосрочная память, улучшается процесс чтения и письма.
На коррекционных занятиях использую метод «Биоэнергопластика» соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. Логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками педагог продолжает давать четкий образец движения. Упражнения выполняются детьми в достаточно быстром темпе, что требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь. Этот метод позволяет повысить результативность занятий и позволяет сократить период автоматизации поставленных звуков. Таким образом, использование нейропсихологических игр и упражнений на коррекционных занятиях способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность получить стабильный положительный результат.
Игра «Накорми куклу Тату» | Игра «Попробуй, повтори» |
Игра «Игра топ, хлоп нос» | Упражнение «Прошагай пальчиками» |
Упражнение «Выбери цвет» | Лабиринт «Межполушарные доски» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет " использование организационных моментов на коррекционных занятиях учителя-логопеда для развития психических процессов у дошкольников с ОНР"
В буклете подобраны игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие зрительной, слуховой памяти; на развитие элементов логоческого мышления и логической памяти...
Буклет " использование организационных моментов на коррекционных занятиях учителя-логопеда для развития психических процессов у дошкольников с ОНР"
В буклете подобраны игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие зрительной, слуховой памяти; на развитие элементов логоческого мышления и логической памяти...
Презентация "Здоровье сберегающие технологии на коррекционных занятиях учителя - логопеда с детьми дошкольного возраста"
Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя –логопеда с детьми дошкольного возраста...
Здоровье сберегающие технологии на коррекционных занятиях учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста»
Презентация на тему здоровья сбережения, использование здоровьесберегающих технологий...
Выполнение нейромоторных упражнений с использованием теневого театра на коррекционных занятиях учителя-логопеда
Работая с детьми с ОВЗ часто очень сложно удержать их внимание, теряется интерес, концентрация рассеивается. Поэтому, как часть коррекционного занятия выполняем нейромоторные упражнения с использовани...
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации коррекционных занятий учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи)
Самым популярным и наиболее ёмким является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучи...